СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-викторина "Путешествие по страницам любимых сказок А.С.Пушкина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке представлен конспект игры-викторины, проводимой в начальных классах

Просмотр содержимого документа
«Игра-викторина "Путешествие по страницам любимых сказок А.С.Пушкина"»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ивняковская средняя школа Ярославский муниципальный район


Методическая разработка внеклассного мероприятия





























Подготовила : Поплавская Ирина Анатольевна

учитель начальных классов






Краткая аннотация.


Воспитание детей - очень сложное, тонкое и ответственное дело. Только в правильной организованной совместной деятельности детей можно научить их общению, взаимопониманию и взаимопомощи.

Пушкин – добрый спутник нашей жизни. Кажется, знаешь его наизусть с детских лет, и все же каждый раз, раскрывая любимую книгу, находишь в ней что-то новое, прежде неизвестное. Он вошел в каждую семью. С первых уроков в начальной школе Пушкин приходит в гости, а значит это очередное интересное путешествие в сказку.

Это мероприятие посвящалось 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Методическая разработка поможет организовать праздник учителям начальной школы и педагогам дополнительного образования. Данные материалы разработаны на базе практического опыта учителя начальных классов из уроков литературного чтения по программе «Начальная школа ХХI века». По статистике учащиеся – самый читающий народ, но зачастую это вынужденное, обязательное чтение, предписываемое образовательной школьной программой. Не секрет, что дети читают мало вне школы и не очень охотно, проявляя куда больший интерес к компьютерным играм. Но даже интереснейшая игра не заменит общения с книгой: прочитывая ее, ты сам становишься режиссером, постановщиком, исполнителем невидимого фильма, создающегося в твоем воображении благодаря твоей фантазии. Без всяких сомнений, книга пробуждает нас к творчеству, формирует нашу личность, эмоции, разум. Предлагаемая методическая разработка помогает совершенствовать навыки совместной деятельности, что помогает формировать культуру общения.

Данное внеклассное мероприятие позволяет в игровой форме обогатить и обобщить знания о детстве А.С. Пушкина и его сказках. После проведения такого мероприятия дети понимают, что ничто, кроме любви и добра, не способно победить зло на этом свете. Только это убеждение, усвоенное с детства, помогает людям быть счастливыми. Работа в группах помогает сплотить детский коллектив. Исполнение ролей звукорежиссера, художника, костюмера поможет открыть в каждом из учеников какие - то, возможно, скрытые способности или дремлющий талант, а также формирует у детей духовно- нравственные представления, развивает речь, кругозор, логическое мышление, эрудицию. Учитывая особенности своего ученического коллектива возможно внесение коррективы в сценарий внеклассного мероприятия.


«Прошло много лет, но мы, однако, сохранили один бесценный, навсегда принадлежащий нам клад – мы сохранили Пушкина».

Вера Инбер






Тема: Игра – викторина «Путешествие по страницам любимых сказок

А. С. Пушкина».


Цели: 1. Ввести ребят в мир сказок А.С.Пушкина и помочь почувствовать

его удивительный талант.

2. Развивать речь, внимание, память.

3. Воспитывать любовь к художественному слову.

Оборудование: Плакат с названием темы, «Игровое поле», выставка

рисунков, выставка книг, яблоко, зеркало.



Ход игры

Исполняется песня « Пушкинская страна»

( на мотив песни «Маленькая страна»)


Есть за горами, за лесами

Пушкинская страна-

Может, средь книг в читальном зале

Встретится вам она

Там чудо- озеро клубится,

Там зла и горя нет,

Сказок чудесные страницы

Дарят вам добрый свет.


Припев. Пушкинская страна, пушкинская страна,

Это страна волшебных сказок,

Тайн и чудес полна,

Пушкинская страна, пушкинская страна,

Там, где светло и ясно,

Где круглый год весна.


  1. Орг. момент:

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по страницам книг А.С. Пушкина. У каждого из нас есть любимое произведение А.С.Пушкина. С самих ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем его лирические стихотворения и поэмы. Но сколько - бы ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат. А сегодня нам самим предстоит преодолеть немалые трудности и препятствия, которые встречались на пути сказочных героев.

  1. Объяснение правил игры:

Ведущий: Прежде чем начать игру, которая называется «Крестики – нолики», мы должны познакомиться с правилами игры:

- каждый следующий конкурс выбирает проигравшая команда;

- итоги можно подводить двумя способами: первый – игра до победного конца, когда разыгрываются все 9 конкурсов, выигрывает команда, набравшая большее количество очков; второй – выигрывает команда, сумевшая выстроить свои значки на игровом поле по вертикали, горизонтали и диагонали, как в детской игре «Крестики – нолики».

  1. Начало игры:

Ведущий: Итак, первый конкурс!


1 конкурс «Подскажи словечко».

Ведущий: Бывает так: услышишь где-нибудь слово или предложение, а в мыслях уже мелькнёт знакомая песня или стихотворение. Вашим заданием будет продолжить стихотворение по нескольким строчкам:

  1. Буря мглою небо кроет …

  2. Мороз и солнце; день чудесный!..

  3. У лукоморья дуб зелёный; …

  4. Уж небо осенью дышало …

5)Зима! Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь …


2 конкурс « Сказка за сказкой».

Ведущий: По условию следующего конкурса вспомните, и назовите как можно больше сказок, которые написал А.С.Пушкин. Победит команда, за которой останется последнее слово.

( «Сказка о попе и о работнике его Балде»,

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,

«Сказка о золотом петушке»,

«Сказка о медведихе».)


3 конкурс «Там, на неведомых дорожках».

Ведущий: Если бы вы вдруг попали в сказку и встретились с его

героями, смогли бы вы их узнать?

Ну, попробуй отгадать,

Как героя сказки звать.

  1. Живёт он в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает - за семерых. (Балда. «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

  1. Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица.

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла. ( Мачеха. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)

  1. Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает. ( Царевна Лебедь. «Сказка о царе Салтане…».)

  1. Чуть опасность, где видна,

Верный сторож, как во сне,

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся. ( Золотой петушок. «Сказка о золотом петушке.»

  1. Все красавцы молодые,

Великаны удалые.

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор. ( Тридцать три богатыря. «Сказка о царе Салтане».)

6)Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого. ( Царевна. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)

7)Парчовая на маковке кичка.

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки. ( Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке».)


4 конкурс «Так всё начиналось».

Ведущий: У всякой сказке есть своё начало. Сможете ли вы узнать сказку

по её началу?

Жил-был поп,

Толокняный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.


Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.


Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился.

И царица у окна

Села ждать его одна.


Негде, в тридевятом царстве,

В тридевятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон,

Смолоду был грозен он.



ФИЗМИНУТКА


Правила игры: учитель называет героев сказок, дети хлопают в ладоши, если названный персонаж не является героем сказки А.С. Пушкина, то стоят ровно. (Например: черт, лиса, братья- богатыри, комар, колобок, месяц, Конек- горбунок.)



5 конкурс «За морем житьё не худо».

Ведущий: За морем житьё не худо;

В свете ж вот какое чудо …

Именно так начинали свой рассказ купцы, приплывшие к царю Салтану. Далее шло описание «заморских чудес». Что это, как нехорошая реклама? В этом конкурсе придумайте свой вариант рекламы «чуда», привезённого из-за моря. На подготовку даётся 2 мин. (Одна команда описала «сеть», другая «золотого петушка.)


6 конкурс « Чудесные предметы».

Ведущий: Порой, чтобы заполучить какой-то чудесный предмет, героям сказок приходилось разгадывать сложные загадки. В следующем конкурсе вам придётся задавать вопросы, чтобы узнать, что находится в чёрном ящике. Я буду отвечать только «да» или «нет». В ящике находится предмет, имеющий отношение к сказкам А.С.Пушкина. (Для одной команды - яблоко, для другой – зеркало.)




7 конкурс «Свет мой, зеркальце, скажи…».

Ведущий: С такими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу. И оно говорило ей правду о её внешности. Перед вами лежат карандаши и листы бумаги. Нарисуйте портрет того, кто сидит напротив вас.

( На рисование даются 2 мин. Затем команды меняются портретами, а каждый игрок должен найти свой портрет. Жюри оценивает, насколько оригинал схож с портретом.)


8 конкурс « Вопросы учёного кота».

Ведущий: Одним из самых мудрых пушкинских персонажей является учёный кот. Сколько сказок он знает, сколько песен! Но сегодня он приготовил для вас несколько вопросов.

1) Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (Остров Буян.)

2) За какую плату нанял поп работника? (В год за три щелчка попу по лбу.)

3) Назовите любимую песню белочки из сказки о царе Салтане. ( Во саду, ли, в огороде…)

4) Как звали бабушку князя Гвидона? (Бабариха.)

5) Какая природная сила знала ответ на вопрос королевича Елисея? (Ветер.)

  1. Назовите кличку собаки семи Богатырей. (Соколко.)

  2. В кого превращается царь Гвидон? (В муху, комара, шмеля.)

  3. Кто был наказан за то, что не выполнил обещание, данное мудрецу?

(Царь Дадон.)


4. Итог игры.


Подведение итогов. Награждение победителей.


Учитель. О Пушкине можно говорить вечно. Он всегда в нашей душе. Что можно сказать в заключении.


ЧИТАЙТЕ ПУШКИНА, УЧИТЕ ПУШКИНА, А ГЛАВНОЕ ЛЮБИТЕ ПУШКИНА!



Список литературы



1.Минская Е.М. От игры к знаниям.- М., 1982.


2.Музыкальное приложение к журналу «ПедСовет»№5, 1999.


3.Савина А.А. Детский праздник. –Минск, 1977.