“Там на неведомых дорожках…”
Форма: Игра-викторина для 2-3 класса
Цель: сформировать и закрепить имеющиеся знания об А. С. Пушкине и его творчестве;
прививать любовь к чтению;
развивать творческое воображение, память, эстетическое восприятие;
работать над выразительностью чтения;
развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.С. Пушкина.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, музыка Римского-Корсакова “Три чуда”, листочки
для детей.
Ход игры-викторины
I. Подготовительная беседа.
Звучит музыка. Портрет А. С. Пушкина.
-Ребята! Кто изображен на портрете? Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие по страницам книг А. С. Пушкина. У каждого из нас есть свое любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Но сколько бы ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат. Необычны и сказки А. С. Пушкина.
Что вы знаете об А. С. Пушкине? Почему и за что вам дорог Пушкин?
А. С. Пушкин – великий поэт и писатель. В его доме очень интересовались литературой. Отец А. С. Пушкина – Сергей Львович был поклонником французской литературы и сам иногда пописывал стихи. Среди его знакомых было очень много писателей.
Мать – Надежда Осиповна совершенно не занималась воспитание детей, а Александра не очень любила. В детстве он был упитанным мальчиком, чего стеснялась Надежда Осиповна и во время прогулок с Александром держалась от него на расстоянии.
Воспитанием Пушкина занималась его няня, которая нянчила поэта с пеленок. Обладая богатой фантазией, блестящей памятью, она рассказывала мальчику сказки, пела песни, вводила в чарующий мир русского фольклора. Когда она умерла, то Пушкин тяжело переживал ее смерть. Она практически заменила ему мать.
В семье Пушкиных кроме Александра было еще 2 детей – старшая сестра Ольга и младший брат Лев, которого очень любила мать.
О детских годах Александра брат писал так: “…До 11 лет он воспитывался в родительском доме. Страсть в поэзии проявилось в нем с первыми понятиями. На 8-ом году жизни он умел читать и писать. Он сочинял на французском маленькие комедии и эпиграммы для на своих учителей. Воспитывался Александр на французской поэзии: слышал один французский язык, библиотека отца состояла в основном из французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца “пожирал” книги одну за другой. Когда Александру исполнилось 11 лет он поступил в лицей, в котором и начался его творческий путь. Здесь в Лицее родился Пушкин-поэт.
Сегодня мы постараемся открыть что-то новое для себя об А. С. Пушкине. Нам самим предстоит преодолеть немалые трудности и препятствия, которые встречались на пути его сказочных героев. Итак, начинаем игру, которая называется “Там на неведомых дорожках…”. Оцениваться будет только правильный полный ответ – жетоном. Для проведения игры необходимо разбиться на 2 команды (дети тянут жребий).
Итак, 1 команда называется “Синеморье”, а вторая – “Лукоморье”. В конце игры, после подсчета жетонов, та команда, которая наберет наибольшее количество очков, станет победителем и получит вымпел.
Послушайте правила игры:
Игровое поле состоит из клеток с заданиями. Участники команд выбирают задания.
ИГРОВОЕ ПОЛЕ
Подскажи словечко | Сказка за сказкой | Свет мой, зеркальце, скажи |
Там на неведомых дорожках | Так все начиналось | За морем житье не худо |
Чудесные предметы | Что за прелесть эти сказки | Вопросы ученого кота |
Каждый следующий конкурс выбирает проигравшая команда.
Выкрикивать с места нельзя. Будет дано штрафное очко.
Работать нужно дружно и слаженно.
Игра проводится до тех пор, пока все клетки не будут открыты.
Итак, выбирайте первый конкурс. Начнет команда “Синеморье”.
II. Основная часть.
Подскажи словечко
- Бывает так: услышишь где-нибудь слово или предложение, а в мыслях уже мелькнет знакомая песня или стихотворение. Вашим заданием будет продолжить стихотворение по нескольким строчкам:
Буря мглою небо кроет...
Мороз и солнце; день чудесный!..
У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том...
Уж небо осенью дышало...
Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь...
Сказка за сказкой
- По условию следующего конкурса вспомните и назовите как можно больше сказок, которые написал А. С. Пушкин. Победит команда, за которой останется последнее слово.
("Сказка о попе и о работнике его Балде", "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о медведихе".)
Там на неведомых дорожках
- Если бы мы вдруг попали в сказку и встретились с его героями, смогли бы вы их узнать?
Ну, попробуй отгадать,
Как героя сказки звать.
Живет он в поповом доме.
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых. (Балда. "Сказка о попе и о работнике его Балде".)
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица.
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла. (Мачеха. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".)
Говорят, царевна есть.
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает. (Царевна Лебедь. "Сказка о царе Салтане...".)
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как во сне,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется. (Золотой петушок. "Сказка о золотом петушке".)
Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор. (Тридцать три богатыря. "Сказка о царе Салтане...".)
Белолица, черноброва.
Нраву кроткого такого. (Царевна. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".)
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги сгрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки. (Старуха. "Сказка о рыбаке и рыбке".)
Так все начиналось
- У всякой сказки есть свое начало. Сможете ли вы узнать сказку по ее началу?
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился.
И царица у окна
Села ждать его одна.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридевятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он.
Чудесные предметы
- Порой, чтобы заполучить какой-то чудесный предмет, героям сказок приходилось разгадывать сложные загадки, преодолевать препятствия. В этом конкурсе вам придется задавать вопросы, чтобы узнать, что же рисовано на картинке. Я буду отвечать только "да и "нет". На рисунке волшебный предмет, имеющий отношение к сказкам А. С. Пушкина.
(Для одной команды это зеркало; для другой — яблоко.)
Что за прелесть эти сказки
- Каждой из команд будет выдана ромашка, на лепестках которой, написаны буквы. Если вы правильно выложите все лепестки ромашки с буквами, то получите имя героя одной из сказок А. С. Пушкина.
(Для одной команды - Елисей, для другой — Соколко.) Победит та,команда, которая первой правильно соберет слово.
Свет мой, зеркальце, скажи
С такими словами обращалась царица к волшебному зеркалу. И оно отвечало ей. Сейчас мы будем отвечать на вопросы, кто с какими словами и к кому обращался.
Итак, вопросы:
Смилуйся, государыня …! (старик к рыбке)
Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? (царица к зеркалу)
Кири-ку-ку. “ Царствуй, лежа на боку!” (петушок)
Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч… (царевич Елисей)
Ты, бесенок, еще молоденек.. (Балда)
Вопросы ученого кота
- Одним из самых мудрых пушкинских персонажей является ученый кот. Сколько сказок он знает, сколько песен! Но сегодня он приготовил для вас несколько вопросов.
Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (о. Буян.)
За какую плату нанял поп работника? (В год за три щелчка попу по лбу.)
Назовите любимую песню белочки из сказки о царе Салтане. ("Во саду ли, в огороде".)
Как звали бабушку князя Гвидона? (Бабариха.)
Какая природная сила знала ответ на вопрос королевича Елисея? (Ветер.)
Назовите кличку собаки семи богатырей? (Соколко.)
В кого превращался князь Гвидон? (В муху, комара, шмеля.)
Кто был наказан за то, что не выполнил обещание, данное мудрецу? (Царь Дадон.)
Чей это портрет: Высока, стройна, бела и умом и всем взяла, но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива ?
Сколько времени никто из врагов не беспокоил царя Дадона (год, другой проходит мирно, Петушок сидит все смирно)
Сколько сыновей было у Дадона? (2) (Видит - страшная картина: перед ним его 2 сына, без шеломов и без лат, оба мертвые лежат)
За морем житье не худо
За морем житье не худо; В свете ж вот какое чудо...
- Именно так начинали свой рассказ купцы, приплывшие к царю Салтану. Далее шло описание "заморских чудес". Что это, как не хорошая реклама? В этом конкурсе придумайте свой вариант рекламы "чуда", привезенного из-за моря. На подготовку дается две минуты. У вас на столах есть листочки. (В это время звучит музыка.)
(Одна команда описала сеть; другая команда - золотого петушка.)
III. Подведение итогов.
Подсчет жетонов.
Ребята, а как вы думаете, музыка, которая звучала на протяжении всего занятия как-то связана с творчеством А. С. Пушкина? (да. Один известный композитор – Римский –Корсаков пишет к 100-летию рождения Пушкина оперу “Сказка о царе Салтане”. Сейчас вы услышали отрывки из этого произведения.)
Награждение команд проходит под звуки музыки.