Играем и учимся произносить звук Л
Учитель – логопед: Здор Екатерина Леонидовна
Причины дефектов речи у детей
Большинство звуков, в том числе «л», должно сформироваться у ребенка к 4-4,5 годам. И если этого не произошло, то следует задуматься о причинах. Например, он может не выговаривать все звуки из-за того, что в семье кто-то имеет дефект речи, и малыш просто его копирует. Часто такое происходит и в двуязычных семьях, когда детям сложно разобраться — где, что и как надо произносить. Причиной может служить и нарушение развития речевого слуха (неправильно слышит звуки), а также патологии речевого дыхания и снижение слуха. Немаловажное значение имеет строение артикулярного аппарата (языка, губ, зубов): например, укороченная уздечка мешает произносить звук «л» правильно, потому что язык просто не достает до верхних зубов.
Анатомические особенности может определить только специалист, поэтому не пытайтесь делать самостоятельные выводы. И не пугайтесь, если врач увидит укороченную уздечку — сегодня в большинстве случаев ее предпочитают растягивать с помощью специальных упражнений, а не надрезать.
Варианты неправильного произношения звука «л»
Звук «л» отсутствует — ребенок эту букву просто пропускает (лопата — опата);
Замена «л» на «у» (лошадь — уошадь);
Замена «л» на «й» (ложка — йошка, молоко — мойоко);
Иногда ребенок правильно произносит твердую «л» и коверкает мягкую, и наоборот.

Особенности артикуляции
Кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Упражнения
Если ваш логопед не выявил никаких серьезных отклонений, то можно смело начинать упражнения по постановке звука «л» в домашних условиях. Прежде всего, необходимо определить, каким образом мы получаем этот звук (интересно, что у разных людей с нормальной дикцией положение языка может немного отличаться). Обычно звук «л» ставится без особых затруднений (иногда достаточно несколько занятий). Сочетайте упражнения с артикуляционной гимнастикой, которая поможет улучшить подвижность губ, языка, мышц гортани. Обычно эти занятия нравятся детям, потому что можно вволю погримасничать.
Артикуляционная гимнастика для тренировки «л»
«Заборчик». Губы растянуть в улыбке так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Зубы зажаты. Расслабить губы. Повторять 3-5 раз.
«Вкусное варенье». Круговые движения языка по губам, будто слизываем что-то вкусное. Повторять 3-5 раз.
«Лопаточка». Рот приоткрыт, положить язык на нижнюю губу, произносить ПЯ-ПЯ-ПЯ: Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.
«Ленточка». Просунуть широкий язык между сомкнутыми зубами и улыбнуться. Повторять 3-5 раз.
«Чашечка». Высунуть язык наружу. Кончик и края языка загнуть так, чтобы образовалась "чашечка" ("ковшик"). Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними зубами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повторять 3-5 раз.
«Цоканье». Попросите малыша поцокать, как лошадка, постепенно ускоряясь. При этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Затем проведите то же упражнение, только тише, как будто лошадка крадется. Повторять 3-5 раз.
«Индюк». Рот открыть, широким языком совершать движения по верхней губе вперед-назад: БЛ-БЛ-БЛ. Повторять 3-5 раз.
«Пароход гудит». Улыбнуться, закусить кончик языка зубами и длительно произносить звук "Ы". Повторять 3-5 раз.
Упражнения для губ и челюстей
Открыть широко рот, как при произнесении звука а. Челюсти и губы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребёнок должен удерживать это положение под счет от 1 до 5-10. Закрыть рот. Повторить упражнение.
Как правильно организовать занятия
Прежде всего надо помнить, что все упражнения должны проходить в виде игры. Малыш не всегда может понять глубокий смысл и значение логопедических упражнений для его будущего, поэтому атмосфера игры очень важна. Начните с малого, по 1–2 упражнения в день, чтобы не переутомить ребенка. Проводите занятия так, чтобы ребенок хорошо видел свое и ваше лицо, то есть перед зеркалом, с нормальным освещением, и лучше в положении сидя. Главное — не забывайте хвалить свое чадо как можно чаще.
Когда нужен логопед
Хотя звук «л» и является одним из самых простых в русской речи, не всегда удается поставить его дома даже при добросовестном выполнении всех упражнений.
Ситуации, требующие обращения к логопеду:
родной язык вашей семьи не русский, и вы говорите с акцентом — многие звуки будет поставить крайне сложно;
один или несколько домочадцев испытывают трудности с дикцией — проводить полноценные занятия с ребенком будет затруднительно;
вы долго и упорно занимаетесь с малышом, а эффекта нет — без помощи специалиста не обойтись. Он поможет освоить «упрямый» звук или подскажет, как скорректировать домашние занятия в конкретной ситуации.
Научить ребенка говорить букву «л» совсем не сложно, если сразу задать процессу положительный настрой. Ребенок должен получать удовольствие от обучения, поэтому ни в коем случае не ругайте его, если что-то не получается или малыш отказывается заниматься. Помните, что для маленького человека это совсем не просто, поэтому здесь понадобится все ваше терпение и смекалка.
Постановка звука Л различными способами.
1. По подражанию:
- ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (летящий в небе самолет и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.
2. От артикуляционного уклада:
- ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.
3. От опорного звука:
- «Пароход гудит» – ребенку предлагается зажать передними зубами кончик языка и произнести звук ы-ы-ы;
- «Песенка иголочки» - ребенку предлагается произнести звук а-а-а и одновременно кончиком языка «постучать» по альвеолам;
- ребенку предлагается произносить звук а-а-а, одновременно открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка;
- ребенку предлагается произнести звук а-а-а и одновременно кончиком языка прикоснуться к верхней губе (прием используют при смягчении звука).
Звукотаблица на звук Л
Слова – подсказки: | сЛон, | игоЛка, | акуЛа, | футбоЛка, |
| пЛатье, | Лошадь, | метЛа, | беЛка, |
| осеЛ, | еЛка, | воЛк, | Ложка, |
| Лук, | крокодиЛ, | Лопата, | пчеЛа |
1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой * (слон, иголка, акула, футболка, белка, метелка, лошадь, платье …)
2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала фразу «Я встаЛ(а)»:
Я встаЛ(а) на сЛона
Я встаЛ(а) на игоЛку
Я встаЛ(а) на акуЛу и т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у сЛона –игоЛка, у акуЛы – футбоЛка и т.д.
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Назови все предметы, добавляя живой – неживой: сЛон - живой, игоЛка неживая и т.д.
5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ : один сЛон, два сЛона, пять сЛонов ; одна игоЛка , две игоЛки, пять игоЛок и т.д.
6. Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно:
сЛон – сЛоник, игоЛка – игоЛочка и т.д.
7. Раскрась живые предметы в желтый цвет, неживые предметы – в голубой цвет.
8. Показывай и называй сЛон – жеЛтый, игоЛка – гоЛубая, акуЛа – жеЛтая и т.д.
9. Назови, что находится в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между, над ...., под... и т.д. (задание может быть любой сложности).
10. С каждым предметом придумай по одному предложению.
(усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, сЛон и игоЛка – сЛон вдевает нитку в игоЛку)
Следите за правильным произношением звука Л!
Автоматизация звука [Л] в слогах, словах разной позиции
А) Артикуляционная гимнастика:
Б) Дыхательная гимнастика
Речь с движениями:
- проводим прямые слоги: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ;
- поймаем обратные слоги: АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ
Ол-ол-ол, болеет папа за футбол.
Ул-ул-ул, малыш сладенько уснул.
Ал-ал-ал, купили мне пенал.
Ыл-ыл-ыл, чай давно остыл.
Ло-ло-ло, за окном уже светло.
Лу-лу-лу, не играйте на полу.
Ла-ла-ла, рядышком стоит метла.
Лы-лы-лы, дома мою я полы.
Посмотри внимательно на картинки и чётко произнеси звук [Л]:
Ласты, ландыш, лапша, школа, лампа, пила, ласточка, ладья, юла, акула, пчела, скала, лось, лом, калоши, зал
Ты закроешь глазки, а я закрою одну картинку. Ты должен вспомнить, что на ней было нарисовано.
(Затем из этих картинок выбираю четыре и закрываю одну)
Ландыш, ласточка, акула, лом. Произнеси ещё раз чётко эти слова
(ребёнок произносит)
Закрываю картинку, где нарисована акула.
- Какую картинку я закрыла?
- Вы закрыли картинку, где нарисована акула.
Усложняем задачу, с каждым разом увеличиваем число карточек на одну.
Физминутка: Речь с движениями (ребёнок берёт мяч, ударяет об пол и чётко произносит):
Мила шла, шла, шла –
Колобок нашла.
Села, посидела -
И опять пошла.
Ребёнок сам проговаривает:
Артур шёл, шёл, шёл –
Колобок нашёл.
Сел посидел –
И опять пошёл.
Предложения с пропуском в словах буквы Л
Прочитай, вставляя в словах пропущенный звук Л. Повтори предложения.
К_ава рва_а спе_ые с_ивы.
Рыбо_овы верну_ись вечером.
По_е засея_и к_евером.
А_иса завяза_а п_аток.
В ручье кораб_ик се_ на ме_ь.
Материал для автоматизации звука [Л]. «Мини-тексты по цепочке»
Данный материал можно использовать в качестве автоматизации твёрдого звука [л] во фразовой речи, в частности, при переходе от автоматизации в предложениях к автоматизации в спонтанной речи. Преимуществами данного пособием являются: опора на зрительное восприятие, вариативность выполнения заданий, игровая направленность занятия.
Работа с пособием осуществляется в следующей последовательности: логопед демонстрирует ребенку схему для рассказа, знакомит его с героем сказки, рассказывает историю. Далее логопед задает ребенку наводящие вопросы по каждому из смысловых звеньев и просит дать развернутый ответ. После того, как пересказ по вопросам будет выполнен, логопед предлагает ребенку самостоятельно пересказать историю. В завершении, можно предложить изменить что-то в рассказе, добавить события или продолжить его.
После каждого текста логопед задает детям дополнительные вопросы, которые направлены на автоматизацию отрабатываемого звука, активизацию словаря, развитие навыка звукового анализа.
Стоит обратить внимание, что помимо основной функции, автоматизации звука [л], данный материал развивает грамматический строй речи, умение выстраивать собственное речевое высказывание, развивает связную речь, память, воображение.
 | «Клубничное утро» Утром Павел решил одеть жёлтую футболку. Потом Павел пошел к холодильнику, достал из холодильника спелую клубнику. Павел взял клубнику и положил ее на стол. После этого сел на стул и съел клубнику. Дополнительные вопросы: • Павел одел желтую футболку. Какие еще цвета со звуком [л] ты знаешь?(белый, голубой, золотой, коралловый) • Как еще можно назвать мальчика? Вспомни мужские имена со звуком [л](Кирилл, Даниил, Михаил) |
 | «Колокольчик» Алла подметала пол метлой и увидела колокольчик, который упал с ёлки. Алла подняла колокольчик и повесила его на ёлку. Дополнительные вопросы: • Какие еще игрушки со звуком [л] могли висеть на ёлке? (белка, осёл, волшебник) |
 | «Солнечное настроение» Мила одела футболку и пошла гулять на детскую площадку. Она взяла желтый мел и стала рисовать. Мила нарисовала на асфальте желтое солнышко. Дополнительные вопросы: • Что еще могла одеть мила на прогулку? Назови предметы одежды со звуком [л]. (Колготки, платье) • Что еще могла нарисовать Мила? Назови возможные рисунки со звуком [л]. (Ландыш, лодка, колпак) |
|
 | «Прогулка» Клава пошла гулять в еловый лес. Там она увидела пчелу. Пчела села на колокольчик. С колокольчика пчела перелетела на подсолнух. Целый день Клава наблюдала за пчелой. Дополнительные вопросы: • Какие еще цветы со звуком [л] ты знаешь? (Ландыш, гладиолус, фиалка) |
 | «Свекольный салат» Лада посадила свеклу. Наступила осень. Лада взяла лопату и выкопала свеклу. Из свеклы Лада сделала салат. Она угостила салатом из свеклы Кирилла. Дополнительные вопросы: • Какую посуду со звуком [л] Лада поставит на стол? (Тарелки, ложки, вилки, бокалы) |
 | «Урок» Лана одела утром платье и пошла в школу. В школе учительница рассказала Лане про рыбу-пилу и рыбу-иглу. Лана вернулась домой и решила нарисовать плакат про рыбу-пилу и рыбу-иглу. Дополнительные вопросы: • Каких подводных жителей ты знаешь? Вспомни названия со звуком [л].(Кабала, плотва, акула, кораллы) |
Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»
В ходе работы с мнемотаблицами закрепляем навыки различения и четкого произношения звуков л, ль в слогах, словах, фразах. Учим составлять самостоятельно предложения по картинкам. Записываем графически предложения, используя предлоги. Из фразы выделяем звуки л и ль, можно обозначить на схеме звук л-синим цветом, а звук ль- зеленым. Развиваем фонематический слух, внимание, память и мышление.
* |  |  |
| |  |
|  | |
Ладушки, ладушки, испекли оладушки |
* |  | |  | |  | |
| | | | | |  |
|  | |  |  |  | |
На лавке – Лайка, у Лайки – лапки, на лапках - лапти |
* |  | |
| |  |
|  |  |
Невесело Лайке – нету балалайки |
* |  | |
| |  |
 |  | |
Осторожно, лыжник! На лыжне – булыжник! |
* |  | |  | |  | |
| | | | | |  |
|  | |  | |
Мама мыла Милу мылом, Мила мыла не любила |
* |  | |  | |
| | | |  |
 |  | |
Вот для куклы Мила стала платье шить и одеяло |
* |  | |  | |  |  |
| | | | | |  |
|  | |  | |
Клала Клава лук на полку, позвала к себе Николку |
* |  | |  |  |  | |
| | | | | |  |
|  |  |  | |  |  |
Милочка нашла на полке две булавки, две иголки |
* |  |  |  | |
| | | |  |
|  |  |  | |
Метла в углу, половик на полу |
* |  | |  |  |  | |
| | | | | |  |
|  |  |  | |  | |
Ежик жил у нас в углу, ел и спал он на полу |
* |  |  |  | |
| | | |  |
|  |  |  |  |
Соль в солонке, а масло в масленке |
* |  | |  | |  | |
| | | | | |  |
 |  | |  | |  | |
В солонку соленой насыпали соли, той солью посолим мы суп из фасоли |