Поступление в школу – важный этап взросления, стремление к которому, как справедливо отмечает Ш.А. Амонашвили, изначально заложено в ребенке наряду со стремлением к движению и познанию. Если начало этого этапа не будет видимо отличаться от дошкольного детства, у ребенка неизбежно появится чувство разочарования. Но в то же время удовлетворение стремления ребенка к взрослению должно обязательно произойти успешно, породить уверенность в свои силы. Задача состоит в том, чтобы разумно сочетать новизну отношений и видов деятельности с прежним дошкольным опытом ребенка.
Проблема адаптации первоклассников к новым формам жизнедеятельности в школе возникает при любых условиях обучения. Содержание, методы и формы работы в этот период определяются как возрастными и индивидуальными особенностями поступающих в школу детей, так и характерными особенностями системы их обучения. Мы представляем систему обучения, нацеленную на достижение оптимального общего развития всех поступающих в школу детей в процессе усвоения ими знаний, умений и навыков.
Система коррекционной работы определяет ее основную особенность – это личностно-ориентированная система обучения, которую заботит, прежде всего, полнота реализации духовных, интеллектуальных, физических сил каждого ребенка. Раскрыть эти возможности детей можно только в процессе их активной поисковой учебной деятельности, связанной с положительными эмоциями и переживаниями, позволяющими им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
В основу программы положена идея развития личностного потенциала ребенка и его психологического становления, личностно-ориентированные и развивающие технологии.
Особенностью программы является ее компетентностная и многоаспектная направленность, позволяющая объединять знания из различных областей в единое целое.
Для речевого развития дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).
Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.
Цель. Своевременная диагностика и профилактика речевых нарушений дошкольников. Разработка и применение современных, инновационных методик в работе с дошкольниками по коррекции речи, как посещающих ДОУ, так и неорганизованных детей.
Понимание проблем поступающего в школу ребенка позволило сформулировать следующие задачи, которые актуальны в период его вхождения в школьную жизнь:
формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппарата;
формирование правильной артикуляции звуков и их автоматизация в различных фонетических условиях произношения;
обогащение активного, пассивного и потенциального словаря, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи;
развитие умения оперировать единицами языка, звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания).
развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
Предполагаемый результат
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:
- отчетливо и ясно произносить слова;
- выделять из слов звуки;
- находить слова с определенным звуком;
- определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- составлять предложения на заданную тему по опорным словам;
- ориентироваться на странице тетради;
- ориентироваться на листе клетчатой бумаги;
- распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе;
- перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
- называть основные признаки времен года.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:
- обобщающие понятия;
- название текущего месяца, последовательность дней недели;
Коррекционно-развивающая программа расчитана объемом на 25 занятий. Предусмотрено проведение коррекционно-развивающих занятий 1 раза в неделю продолжительностью 25 минут. Каждое занятие состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач.
В процессе логопедического воздействия большое значение уделяется общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода, а также
специальным принципам: этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, развития, онтогенетический, учета личностных особенностей, деятельностного подхода, использование обходного пути, формирование речевых навыков в условиях естественного речевого общения.
Содержание программы и учебно-тематический план
Коррекционно-развивающая работа носит комплексный характер и проводится по нескольким направлениям.
Развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппарата.
формирование кинестетической основы движения;
формирование кинетической основы движения.
Известно, что совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику. Артикуляционные движения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ.
Развитие речевого дыхания. Дыхательные упражнения используются на занятиях как организующий момент вместо дисциплинарных замечаний.
Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
Формирование интонационной выразительности. Проведению этой работы предшествуют ритмические упражнения. Они подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы. Работа над ритмом проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур. Материалом для упражнений служат различные ритмические структуры.
Развитие лексического запаса:
уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;
формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);
организация семантических полей, лексической системы;
активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Формирование грамматического строя речи:
развитие у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
Формирование связной речи:
развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
устойчивости внимания;
наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приёмов самоконтроля;
познавательной активности;
произвольности общения и поведения.
Формирование полноценных учебных умений:
планирования предстоящей деятельности: принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале;
контроля за ходом своей деятельности;
работы в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление);
применения знаний в новых ситуациях;
анализа, оценки продуктивности собственной деятельности.