СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Играя, развиваем речь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Посмотрите и вы не останитесь Равнодушны. Все четко и по полочкам.

Просмотр содержимого документа
««Играя, развиваем речь»»

Поступление в школу – важный этап взросления, стремление к которому, как справедливо отмечает Ш.А. Амонашвили, изначально заложено в ребенке наряду со стремлением к движению и познанию. Если начало этого этапа не будет видимо отличаться от дошкольного детства, у ребенка неизбежно появится чувство разочарования. Но в то же время удовлетворение стремления ребенка к взрослению должно обязательно произойти успешно, породить уверенность в свои силы. Задача состоит в том, чтобы разумно сочетать новизну отношений и видов деятельности с прежним дошкольным опытом ребенка.



Проблема адаптации первоклассников к новым формам жизнедеятельности в школе возникает при любых условиях обучения. Содержание, методы и формы работы в этот период определяются как возрастными и индивидуальными особенностями поступающих в школу детей, так и характерными особенностями системы их обучения. Мы представляем систему обучения, нацеленную на достижение оптимального общего развития всех поступающих в школу детей в процессе усвоения ими знаний, умений и навыков.



Система коррекционной работы определяет ее основную особенность – это личностно-ориентированная система обучения, которую заботит, прежде всего, полнота реализации духовных, интеллектуальных, физических сил каждого ребенка. Раскрыть эти возможности детей можно только в процессе их активной поисковой учебной деятельности, связанной с положительными эмоциями и переживаниями, позволяющими им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.



В основу программы положена идея развития личностного потенциала ребенка и его психологического становления, личностно-ориентированные и развивающие технологии.



Особенностью программы является ее компетентностная и многоаспектная направленность, позволяющая объединять знания из различных областей в единое целое.



Для речевого развития дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).



Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.





Цель. Своевременная диагностика и профилактика речевых нарушений дошкольников. Разработка и применение современных, инновационных методик в работе с дошкольниками по коррекции речи, как посещающих ДОУ, так и неорганизованных детей.





Понимание проблем поступающего в школу ребенка позволило сформулировать следующие задачи, которые актуальны в период его вхождения в школьную жизнь:





формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;



развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппарата;



формирование правильной артикуляции звуков и их автоматизация в различных фонетических условиях произношения;



обогащение активного, пассивного и потенциального словаря, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи;



развитие умения оперировать единицами языка, звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;



формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания).



развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;





Предполагаемый результат



В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:



- отчетливо и ясно произносить слова;



- выделять из слов звуки;



- находить слова с определенным звуком;



- определять место звука в слове;



- соблюдать орфоэпические нормы произношения;



- составлять предложения на заданную тему по опорным словам;



- ориентироваться на странице тетради;



- ориентироваться на листе клетчатой бумаги;



- распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе;



- перечислять в правильной последовательности времена года и суток;



- называть основные признаки времен года.





В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:



- обобщающие понятия;



- название текущего месяца, последовательность дней недели;





Коррекционно-развивающая программа расчитана объемом на 25 занятий. Предусмотрено проведение коррекционно-развивающих занятий 1 раза в неделю продолжительностью 25 минут. Каждое занятие состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач.





В процессе логопедического воздействия большое значение уделяется общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода, а также



специальным принципам: этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, развития, онтогенетический, учета личностных особенностей, деятельностного подхода, использование обходного пути, формирование речевых навыков в условиях естественного речевого общения.



Содержание программы и учебно-тематический план



Коррекционно-развивающая работа носит комплексный характер и проводится по нескольким направлениям.



Развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппарата.



формирование кинестетической основы движения;



формирование кинетической основы движения.



Известно, что совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику. Артикуляционные движения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ.



Развитие речевого дыхания. Дыхательные упражнения используются на занятиях как организующий момент вместо дисциплинарных замечаний.



Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.



Формирование интонационной выразительности. Проведению этой работы предшествуют ритмические упражнения. Они подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы. Работа над ритмом проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур. Материалом для упражнений служат различные ритмические структуры.



Развитие лексического запаса:



уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;



формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);



организация семантических полей, лексической системы;



активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.



Формирование грамматического строя речи:



развитие у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;



уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.



Формирование связной речи:



развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;



установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).



Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:



устойчивости внимания;



наблюдательности (особенно к языковым явлениям);



способности к запоминанию;



способности к переключению;



навыков и приёмов самоконтроля;



познавательной активности;



произвольности общения и поведения.



Формирование полноценных учебных умений:



планирования предстоящей деятельности: принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале;



контроля за ходом своей деятельности;



работы в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление);



применения знаний в новых ситуациях;



анализа, оценки продуктивности собственной деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!