муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 19 «Гномик»
Сообщение
«Развитие речи дошкольников
в различных видах детской деятельности»
Воспитатель
разновозрастной группы
Сухомлин С.С.
ноябрь, 2018 г
Сообщение
«Развитие речи дошкольников
в различных видах детской деятельности»
Г. Гегель писал: «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимальный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Поэтому развитие речи является наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Согласно ФГОС ДО основной целью развития речи дошкольников является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Развитие речи дошкольников, согласно возрастным особенностям, достигается выполнением задач, поставленных ФГОС:
1. овладение речью как средством общения и культуры;
2. обогащение активного словаря;
3. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
4. развитие связной речи;
5. овладение грамматически правильной диалогической и монологической речи
6. развитие речевого творчества;
7. знакомство с книжной культурой, детской литературой;
8. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Речь – одна из важных аспектов развития ребенка, которая оказывает огромное значение в познании окружающего мира.
Детский сад - это первая ступень образования. Одна из главных задач педагогов детского учреждения - заложить основу личностной культуры воспитанников. А выполнить эту задачу можно, развивая речь детей в разных видах детской деятельности.
Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая учитывает уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы, обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.
В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяют следующие:
- речь педагога;
- методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
- специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Развивающая речевая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными дидактическими и игровыми материалами, детскими книгами познавательного характера, книгами-играми, художественными произведениями. В ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности дети любят играть в речевое лото «Пословицы и поговорки», «Модница», мультлото с героями мультфильмов. Любознательные дети самостоятельно знакомятся с буквами в «Говорящей азбуке». Из букв на магнитах дети составляют слоги, небольшие слова. В совместной деятельности 2-3 раза в неделю выделяется на «Минутку чтения» или «Книжкину минутку», где дети выбирают самостоятельно понравившуюся книгу, рассматривают иллюстрации в ней с определенной целью, находят в тесте изученные буквы, читают короткие слова. Словесные игры: «Скажи ласково», «Назови 5 предметов», «Скажи наоборот», «Испорченный телефон», «Назови лишнее слово», и др. – ежедневные помощники в развитии речи, а так же в развитии памяти, мышления, внимания дошкольников. Для развития речи в НОД используются игротеки и дидактический материал по технологии ТРИЗ - мнемодорожки. В групповых библиотеках есть такие книги, как «Конек-горбунок», «Волшебник изумрудного города», «Приключения Незнайки и его друзей» и др. С этими художественными произведениями дети знакомятся перед дневным сном. Они вызывают интерес к литературе, развивают память, мышление, способствуют развитию воображения. После полдника - минутка обсуждения прочитанной части произведения и просмотр иллюстраций. Дети с нетерпением ждут «дневного сеанса чтения».
Инсценировки любимых сказок, игры-драматизации, обыгрывания отрывков художественных произведений с использованием различных видов театра, этюды, импровизации по определенным темам формируют развитие монологической и диалогической речи, помогают развивать выразительность, эмоциональность речи, способствуют общению детей.
Литературные викторины, традиционные конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, создание мини-книг, сочинительство сказок на определенную тему, создание альбомов «Буквы в картинках», «Пословицы в рисунках», «Отгадки к загадкам» старшими дошкольниками совместно с их родителями способствуют развитию речи, воображения, словесного творчества.
Трудовая деятельность, самообслуживание дошкольников сопровождается прибаутками, закличками, пословицами, что вызывает неподдельный интерес у детей, желание работать сообща, помогать друг другу, взаимодействовать, развивать самостоятельность и коммуникативные навыки.
Так как речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, под влиянием социального окружения. Ученые, изучающие деятельность детского мозга и психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки в развитии речи. Они утверждают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Таким образом, изодеятельность напрямую влияет на развитие всех видов речи. Кроме традиционных технологий, средств выразительности педагоги нашего ДОУ используют и нетрадиционные:
- рисование пальчиками, ладонью, кулаком, тычком, ватными палочками, овощными печатками, поролоном, листьями деревьев, по трафарету, крупами, применяя инсталляцию (знакомый предмет – новый образ);
- лепка из соленого, сдобного теста и аппликация с использованием природного и бросового материалов.
Художественное творчество - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. В процессе продуктивной деятельности дети анализируют, наблюдают, сравнивают, выделяют черты сходства и различия предметов, осуществляется общение, развиваются коммуникативные способности.
В игровой деятельности обогащается словарный запас детей, закрепляется культура поведения, навыки общения, умение договариваться, выбирать по считалке водящего и правильно выражать свои мысли.
Сюжетно-ролевая игра способствует:
- закреплению навыков пользования инициативной речью,
- совершенствованию разговорной речи,
- обогащению словаря,
- формированию грамматического строя речи.
Дидактическая игра
- развивает речь детей,
- пополняет и активизирует словарь,
- формирует правильное звукопроизношение,
- развивает связную речь.
Подвижная игра направлена на достижение определённых целей.
Во время этого вида игр идет расширение словарного запаса, развитие памяти, внимания. Это достигается путем проговаривания вместе с детьми словесного сопровождения подвижных игр. Например, «У бабушки Маланьи и дедушки Трофима», «Карусель», «Ровным кругом», «Ворон», «Кормим дождь», «Краски» и т.д.
Настольно-печатная игра дает возможность развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (способствует обогащению его активного словаря и развитию связной речи), но и готовит ребенка к школе (к письму). Например,
- игры с мозаикой и пазлами, «Собери картинку», «Назови лишнее»,
- домино, лото,
- игры с пуговицами и бусинами,
- конструирование из природного и бросового материалов, счетных палочек, бумажных разноцветных полосок и т.д.
При формировании представлений картины мира, элементарных математических представлений у детей происходит обогащение активного словаря, словарный запас пополняется научными терминами (круговорот воды в природы, полезные ископаемые, богатства земли, солнечная система, комнатные растения, обобщающие слова, куб, прямая, прямой и обратный счет и т.д.) В экспериментально-исследовательской деятельности дети устанавливают причинно-следственные связи, отражая свои умозаключения и выводы, что стимулирует развитие речи. При этом активизируются мыслительные процессы, а так же формируется активный словарь, правильный грамматический строй речи.
Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников. А любая проектная деятельность включает обязательные формы развития речи:
- словесные, дидактические, хороводные, сюжетно-ролевые игры;
- чтение художественной литературы;
- различные виды рассматривания;
- рассказывания детьми и педагогом;
- беседы;
- виды театрализации.
В проектной деятельности дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. При этом активно развивается, обогащается, активизируется речь дошкольников.
Союзниками педагогов в развитии речи дошкольников являются родители воспитанников. Для них педагогами систематически организовываются информация в родительских уголках: папки-передвижки, консультации, рекомендации, памятки, предложены игры с детьми для развития речи. Родители помогают детям завершить оформление книжек-малышек, записать их сказки-сочинилки, оформить детские сочинения, играть дома с детьми, закрепляя полученные знания в детском саду. Потом делятся впечатлениями: легко ли ребенок выполнил задание, смог ли правильно его объяснить и выполнить.
Родители являются активными участниками проводимых в ДОУ праздников и развлечений, конкурсов чтецов, рисунков; помощниками в заучивании детских стихотворений, ролей в драматизации. Недавно у нас завершился проект по здоровьесбережению, итоговым мероприятием которого стала семейная фотовыставка «Путь к здоровью». Родители предоставили фотоматериалы, а дети старшего возраста, составляя небольшие рассказы, сообщили, как в их семьях ведется ЗОЖ. Дети очень воодушевленно рассказывали об интересно совместно с родителями проведенном времени.
Уже который год наш ДОУ посещают специалисты Центра «Доверия», которые диагностируют речь детей, консультируют родителей и приглашают для занятий с детьми по коррекции речи дошкольников.
Наш ДОУ посещают дети разных национальностей. Педагоги предложили нерусским родителям познакомить русских детей с их национальными народными сказками. Это вызвало у них большой интерес.
Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности дает воспитанникам возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь, формировать грамматические структуры речи, воспитывать культуру личности и развивать культуру общения.
"Сообщение "Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности""
Русская литература 11 класс ФГОС. Часть...
Информатика 7 класс (Россия)
Электронная тетрадь по истории России...
Электронная тетрадь по английскому...
Электронная тетрадь по технологии 7...
Домашняя экономика
Алгебра 10 класс ФГОС
Информатика 2 класс ФГОС
© 2022, Сухомлин Светлана Станиславовна 581 2
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы