СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Играть по партитуре - здорово!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство участников мастер-класса со способами игры по партитуре при обучении старших дошкольников игре на детских музыкальных инструментах

Просмотр содержимого документа
«"Играть по партитуре - здорово!"»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 комбинированного вида» с. Айкино








Мастер-класс

«Играть по партитуре – это здорово!»

для воспитателей и музыкальных руководителей


Составила: Музыкальный руководитель

Жукова Галина Владимировна













2023 год


Цель мастер-класса: Знакомство участников мастер-класса со способами игры по партитуре при обучении старших дошкольников игре на музыкальных инструментах.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с партитурой музыкального произведения «Детская полька» М. Глинка;

- вызвать интерес у педагогов к музыкальному творчеству в игре на детских музыкальных инструментах;

- убедить педагогов в важности и целесообразности применения

партитур при обучении дошкольников игре на ДМИ.


Вводное слово мастера.

Мастер: Уважаемые коллеги! Предлагаю вам поучаствовать в мастер-классе, который я хотела бы назвать - «Играть по партитуре – это здорово!»

На современном этапе развития дошкольного образования продолжает оставаться актуальным совершенствование музыкально-образовательного процесса. В исследованиях известных авторов, таких, как Н.А. Ветлугиной, Т. В. Волчанской, Л. Н. Комиссаровой, Э.П. Костиной, было доказано, что в музыкальном образовании дошкольников можно успешно использовать метод моделирования. Музыкальное мышление ребенка можно развивать с помощью специальных схем, моделей и других знаково-символических средств, которые в наглядной, доступной форме помогают детям успешно осваивать элементарные представления об особенностях музыкального языка.

Наглядное моделирование открывает широкие возможности в развитии музыкальных способностей. Метод моделирования вызывает у детей интерес к музыкальной деятельности, способствует воспитанию осознанного отношения к музыке, обеспечивает освоение навыков музыкальной деятельности и значительно обогащает творческую деятельность детей.

Моделирование даёт возможность:

  • накапливать опыт познания,

  • повысить интерес к познанию, пробудить у них желание наблюдать и экспериментировать.

Усвоение музыкального материала детьми – сложный процесс. Недостаточно просто услышать музыку, важно понять её и запомнить. Профессиональному музыканту изучать музыку помогают ноты, а ребенку приходится сталкиваться с трудностями, ведь он не знает нот. И вот здесь на помощь ему приходят наглядные средства обучения: модели, схемы,

Испытав трудности при обучении детей игре на музыкальных инструментах, я пришла к выводу, что мне нужно что-то особенное. То, что мне бы помогло в работе по этому направлению. Именно поэтому я стала составлять партитуры,

Игра на музыкальных инструментах по партитуре позволяет дошкольнику представить произведение в более развернутом виде, помогает убыстрить темп разучивания произведения. Применение партитур на занятии дает возможность провести его более содержательно и интересно,.

Составляя партитуры для обучения игре на ДМИ, я придерживаюсь следующих критериев:

-Легкодоступность для детей и педагогов;

- партитура должна быть интересной для играющих;

- партитура должна иметь групповую форму обучения.

Практическая часть.

-Уважаемые коллеги! Сегодня я вам предлагаю пройти путь - от пассивного слушателя - к активному участию в коллективном музицировании, используя следующий алгоритм:

  1. Прослушивание и просмотр музыкального произведения (видеозапись);

  2. Определение характера и жанра произведения;

  3. Знакомство с партитурой и разбор каждой партии;

  4. Проигрывание на музыкальных инструментах без сопровождения;

  5. Коллективное исполнение с сопровождением в характере;

Представляю вашему вниманию видеофрагмент исполнения музыкального произведения детьми.

(Участники мастер-класса смотрят видеофрагмент)

- Назовите жанр, и определите характер произведения)

Вы узнали произведение и его автора? Правильно, это «Детская полька»

М. И. Глинки.

-Вот веселый танец полька!

Здесь счет такой: Раз-два! И только.

Чтоб не кружилась голова,

Считаем мы: «Раз-два! Раз-два!»

А теперь перед вами на экране партитура данного музыкального произведения. Что вы видите на ней? На ней изображены музыкальные инструменты, используемые в оркестре. Внимательно посмотрите на партитуру и выберите себе инструмент, на котором вы будете исполнять произведение. Ускорить процесс запоминания партий нам поможет устный анализ общих и различных моментов рисунка каждой партии. Благодаря такому анализу быстрее запоминается партитура, а в процессе игры закрепляются важные музыкальные представления. Моя цель как педагога при обучении игре на музыкальных инструментах состоит не в том, чтобы ребёнок освоил как можно больше музыкального материала, а в том, чтобы заинтересовать его музыкой.

Давайте разберем каждую партию (далее педагоги поэтапно работают с партитурой).

-А теперь польку будем так играть, чтобы всем захотелось танцевать!

(Исполнение пьесы)

Понравилась ли вам, уважаемые коллеги, ваша игра?

-Помогло ли вам в игре использование партитуры?

-Ускорился ли процесс разучивания произведения?

Моделирование.

Уважаемые педагоги, я предлагаю вам создать самим небольшую партитуру известной всем русской народной мелодии «Калинка». Прослушайте отрывок из этого произведения (слушают)

Перед вами – модели музыкальных инструментов. Вам необходимо придумать инструментовку музыкального произведения и выложить её на магнитной доске. Использовать можно инструменты большого и маленького размера, чтобы показать короткие и долгие звуки. Так же можно использовать паузы, четвертные и восьмые.

Желаю вам успеха в вашем творчестве!

(педагоги создают партитуру и играют по ней)

-Довольны ли вы своей работой? Удачно ли вы составили партитуру? Помогла ли вам она в игре?

(ответ педагогов)

-Мне тоже очень понравилась ваша партитура (отмечаю особенности партитуры и хвалю участников фокус-группы)

Рефлексия.

В завершение мне бы хотелось, чтобы вы высказали свое мнение о нашей с вами работе, продолжив фразу, начало которой вы выберете сами.

(Педагоги выбирают написанное на бумаге начало фразы, которое они должны продолжить).

-сегодня я узнал (узнала)…

- мне было интересно узнать, что….

-было трудно выполнять…

- теперь я могу…

- благодаря мастер-классу я научился (научилась)..

- у меня получилось…

- сегодня я смог (смогла)…

- теперь я попробую сам (сама)…

На этом наш мастер-класс закончился, желаю вам творческих успехов, поиска и вдохновения. Благодарю всех за участие.