ГБОУ Стерлитамакская коррекционная школа-интернат
для глухих и слабослышащих обучающихся
Выступление на методическом объединении
учителей коррекционного блока
по теме "Игровая деятельность как средство формирования связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях"
Выступила:
Юсупова А.Р.
2022 год
Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей в совокупности с коррекцией имеющихся речевых нарушений – основа формирования полноценной личности. И задача логопеда не только скорректировать имеющееся нарушение речи, но и заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в этом процессе.
В последние годы все чаще в детских садах появляются дети не только с ОНР III и II уровней, но и с I уровнем, с моторной алалией. У детей-алаликов, помимо речевой симптоматики (нарушение звукопроизношения, структуры слова и фразы; недоразвитие фонематического слуха, резко обедненный словарный запас, отсутствие связной речи, несформированость мотивация общения), при относительной сохранности понимания речи, отмечаются и неречевые нарушения (общая моторная неловкость и недоразвитие мелкой моторики, нарушения координации движений, орального и динамического праксиса; недоразвитие психических функций (внимание, память, мышление); патологические качества личности (низкая работоспособность, негативизм); вторичная задержка умственного развития (конкретность мышления, бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению, абстрактности); несформированность игровых навыков; импульсивность, хаотичность деятельности; нестойкость интересов).
Коррекционная работа при моторной алалии – это поэтапное формирование речи. Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально или небольшими подгруппами (2-3 чел). Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи и усваивают инструкции, обращенные лично к ним. Так же различаются темпы усвоения материала. Многократные повторения одних и тех же слов утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только учителю-логопеду от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, строить предложения и т. д. И только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
В какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?
В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, доказывающий то, что игра – это основной вид деятельности ребенка-дошкольника, одна из характерных закономерностей детского развития. Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, психолог Д.Б.Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных». Поэтому работа логопеда особенно нуждается в использовании игровых технологий. Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – в них четко поставлена цель и есть ожидаемый результат, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.
Цель использования игровой технологии в логопедической практике: повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к родному языку.
Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
Обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
Диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
Терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
Коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
Развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).
При проведении и организации всех видов игр надо соблюдать следующие условия:
Выразительность проведения игр.
Необходимость включения педагога в игру.
Оптимальное сочетание занимательности и обучения.
Простота, доступность, ёмкость и наглядность.
Индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.
В своей работе с детьми–алаликами я использую множество игровых технологий, направлены на развитие:
Мелкой моторики рук .
Общей моторики .
Правильного речевого выдоха.
Артикуляционной моторики.
Фонематической стороны речи.
Лексико-грамматического строя речи.
Коррекции звукопроизношения.
Связной речи.
Игровые технологии для развития связной речи.
При обучение ребенка-алалика составлению предложений (по системе Новиковой-Иванцовой Т.Н.), где требуется работа с картинками и фишками, заметила, что у ребенка постоянно возникает желание держать что-нибудь в руках, к простым карточкам он быстро теряет интерес. А вот объемные фигурки, игрушки, являются стимулирующим звеном. Поэтому возникла идея создания многофункциональных «универсальных кубиков» со сменными картинками, которые бы позволяли и отрабатывать необходимый речевой материал и удерживать внимание дошкольника. Выстраивание кубиков в ряд дает ребенку понятие о структуре предложения, расположения слов в нем, а манипуляции с ними позволяют еще и почувствовать это. Разная степень усвоения материала приводит к частому повторению одних и тех же слов. А попеременные игры с карточками, кубиками, предметами позволяют не наскучить ребенку, отрабатывая один и тот же материал.
В дальнейшем, при составлении рассказов, кубики служат наглядной схемой, помогают выстроить цепочку предложений.
Сюжетно ролевые игры помогают выработать естественную потребность в инициативной речи, прививают чувство родного языка, умение правильно произносить слова, позволяют лучше усваивать грамматические формы.
Игры драматизации решают одновременно несколько задач: развитие связной речи, интонационной выразительности, развивают навыки театрально –исполнительской деятельности.
Дидактические игры направлены на развитие у детей речевого общения, речевой коммуникации, навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
Использовать универсальные кубики можно и для других целей:
Артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях.
Артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов, на кубиках. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат.
Игровые технологии для развития фонематической стороны речи.
«Какой звук прячется?»
«Цепочка слов»
Игровые технологии для развития лексико–грамматического строя речи и подготовки к обучению грамоте
Игровые технологии для коррекции звукопроизношения.
«Назови правильно»
«Подружи картинки» (Подобрать картинки на автоматизируемый звук парами имеющими смысловую связь. Например: бабушка-дедушка, кошка-мышка).
«Найди и назови» (Ребенок должен найти картинки с нужным звуком).
«Четвертый лишний» (Найти лишнюю картинку и объяснить, в чем
отличия, признаки могут быть разные: по звуку, по месту звука в слове, по количеству слогов). Данные задания направлены не только на автоматизацию звука и многократное повторение, но и на развитие мелкой моторики, мышления и логики, чувства ритма у детей.