СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Игровая деятельность как средство формирования связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование  игровой технологии в логопедической практике:   повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к родному языку.

Просмотр содержимого документа
«"Игровая деятельность как средство формирования связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях"»

ГБОУ Стерлитамакская коррекционная школа-интернат

для глухих и слабослышащих обучающихся













Выступление на методическом объединении

учителей коррекционного блока

по теме "Игровая деятельность как средство формирования связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях"







Выступила:

Юсупова А.Р.



















2022 год

Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей в совокупности с коррекцией имеющихся речевых нарушений – основа формирования полноценной личности. И задача логопеда не только скорректировать имеющееся нарушение речи, но и  заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в этом процессе.

В последние годы все чаще в детских садах появляются дети не только с ОНР III и II уровней, но и с I уровнем, с моторной алалией. У детей-алаликов, помимо речевой симптоматики (нарушение  звукопроизношения, структуры слова и фразы; недоразвитие фонематического слуха, резко обедненный словарный запас, отсутствие связной речи, несформированость  мотивация общения), при относительной сохранности понимания речи, отмечаются и неречевые нарушения (общая моторная неловкость и недоразвитие мелкой моторики, нарушения координации движений,  орального и динамического праксиса; недоразвитие психических функций (внимание, память, мышление); патологические качества личности  (низкая работоспособность, негативизм); вторичная задержка умственного развития (конкретность мышления, бедность  логических операций, снижение способности к символизации, обобщению, абстрактности); несформированность игровых навыков; импульсивность, хаотичность деятельности; нестойкость интересов).

Коррекционная работа при моторной алалии – это поэтапное формирование речи. Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально или небольшими подгруппами (2-3 чел). Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи и усваивают инструкции, обращенные лично к ним. Так же различаются темпы усвоения материала. Многократные повторения одних и тех же слов утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только учителю-логопеду от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, строить предложения и т. д. И только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.  

В какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, доказывающий то, что игра – это основной вид деятельности ребенка-дошкольника, одна из характерных закономерностей детского развития. Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, психолог Д.Б.Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных». Поэтому работа логопеда особенно нуждается в использовании игровых технологий. Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – в них четко поставлена цель и есть ожидаемый результат, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.

Цель использования  игровой технологии в логопедической практике:   повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к родному языку.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

  • Обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);

  • Диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);

  • Терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);

  • Коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);

  • Развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

При проведении и организации всех видов игр надо соблюдать следующие условия:

  • Выразительность проведения игр.

  • Необходимость включения педагога в игру.

  • Оптимальное сочетание занимательности и обучения.

  • Простота, доступность, ёмкость и наглядность.

  • Индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

В своей работе с детьми–алаликами я использую множество игровых технологий, направлены на развитие:

  • Мелкой моторики рук .

  • Общей моторики .

  • Правильного речевого выдоха.

  • Артикуляционной моторики.

  • Фонематической стороны речи.

  • Лексико-грамматического строя речи.

  • Коррекции звукопроизношения.

  • Связной речи.

Игровые технологии для развития связной речи.

  • При обучение ребенка-алалика составлению предложений (по системе Новиковой-Иванцовой Т.Н.), где требуется работа с картинками и фишками, заметила, что у ребенка постоянно возникает желание держать что-нибудь в руках, к  простым карточкам он быстро теряет интерес. А вот объемные фигурки, игрушки, являются стимулирующим звеном. Поэтому возникла идея создания многофункциональных «универсальных кубиков» со сменными картинками, которые бы позволяли и отрабатывать необходимый речевой материал и удерживать внимание дошкольника.  Выстраивание кубиков в ряд дает ребенку понятие о структуре предложения, расположения слов в нем, а манипуляции с ними позволяют еще и почувствовать это. Разная степень усвоения материала приводит к частому повторению одних и тех же слов. А попеременные игры с карточками, кубиками, предметами позволяют не наскучить ребенку, отрабатывая один и тот же материал.

  • В дальнейшем, при составлении рассказов, кубики служат наглядной схемой, помогают выстроить цепочку предложений.



  • Сюжетно ролевые игры помогают выработать естественную потребность в инициативной речи, прививают чувство родного языка, умение правильно произносить слова, позволяют лучше усваивать грамматические формы.

  • Игры  драматизации решают одновременно несколько задач: развитие связной речи, интонационной выразительности, развивают навыки театрально –исполнительской деятельности.

  • Дидактические  игры направлены на развитие  у детей речевого общения, речевой коммуникации, навыков  контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.

Использовать универсальные кубики можно и  для других целей:

 Артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях.

Артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов, на кубиках. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат.

Игровые технологии для развития фонематической стороны речи.

  • «Найди картинку  с заданным  звуком»

  • «Какой звук прячется?»

  • «Цепочка слов»

  • «Где спрятался звук?»

  • «Прочитай по первым буквам»

Игровые технологии для развития лексико–грамматического строя речи и подготовки к обучению грамоте

  • «Найди нужную цифру»
    (определяем количество слогов в слове)

  • При закреплении употребления падежей «Чего нет?»

               

Игровые технологии  для коррекции звукопроизношения.

  • «Назови правильно»

  • «Подружи картинки» (Подобрать картинки на автоматизируемый звук парами имеющими смысловую связь. Например: бабушка-дедушка, кошка-мышка).

  •  «Найди  и назови» (Ребенок должен найти картинки с нужным звуком).

  • «Четвертый лишний» (Найти лишнюю картинку и объяснить, в чем

отличия, признаки могут быть разные: по звуку, по месту звука в слове, по количеству слогов). Данные задания направлены не только на автоматизацию звука и многократное повторение, но и на развитие мелкой моторики, мышления и логики, чувства ритма у детей.