СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Игровая деятельность на уроках биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дипломная работа по прфессиональное переподготовки по биологии.

Просмотр содержимого документа
«"Игровая деятельность на уроках биологии"»

1









ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

по дополнительной  профессиональной  образовательной  программе

 профессиональной переподготовки

«Педагогическое образование: учитель биологии. 350 часов (3 месяца) и 700 часов (6 месяцев) »

Тема:

«Игровая деятельность на уроках биологии. ».























Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

Глава № 1. Теоретические основы игровой деятельности………………6

    1. Теории происхождения игры……………………………………….6

    2. Понятие дидактической игры………………………………………9

    3. Виды дидактических игр…………………………………………..14

    4. Использование и роль дидактических игр в учебном процессе...19

Глава № 2. Формирование познавательного интереса при помощи дидактических игр……………………………………………………………….22

    1. Особенности познавательного интереса…………………………22

    1. Формирование познавательного интереса в обучении………….24

    2. Игра как способ развития познавательного интереса…………...27

Глава №3 Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по разработке и применению дидактических игр в профессиональной подготовке учителя и в средней школе………………………………………...32

3.1. Методические рекомендации по применению игр………………...32

3.2. Методика проведения и анализ результатов педагогического эксперимента……………………………………………………………………..34

Заключение………………………………………………………………..39

Библиографический список……………………………………………....40

Приложение……………………………………………………………….42








Введение

В настоящее время, актуальной проблемой для учителя, является такое построение обучения при котором, учащиеся заинтересованно участвуют в его процессе, могут сами ставить цели обучения, и успешно их достигать.

Для ее решения необходимо шире использовать активные и интерактивные методы обучения, дидактические и деловые игры в которых моделировать различные ситуации из реальных производственных процессов с применением компьютерных технологий и средств мультимедиа.

Включенная в целостный педагогический процесс игра является средством воспитания и обучения. Руководя игрой, педагог воздействует на все стороны развития личности ученика: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Основная задача при этом заключается в том, чтобы сформировать такой уровень компетенции, при котором школьник активно мог решать различные практические задачи уже не только на репродуктивном, но и на творческом уровне.

Проведение игр на уроках позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал[1].

Повышение активности обучающихся достигается совокупностью методов управления и организации учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными.

Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует приобретению знаний и развитию многих качеств личности.

К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. Хотя ещё классики русской педагогики (Ушинский, Сухомлинский, Макаренко, Рубинштейн) в своих теоретических трудах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности, и указывали на необходимость изучения методической разработки игр для школьников. «Мы придаём такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», - писал К. Д. Ушинский [25].

Проанализировав дидактическую и психолого-педагогическую литературу можно сделать вывод, что разработок, которые позволяют увлечь обучающихся и развивать их интерес посредствам игр и игровых элементов, не много. Встречающийся такого рода материал не систематизирован, разбросан по различным источникам. А профессионально-методическая подготовка студентов в недостаточной мере формирует знания об игровом методе обучения. Подобными разработками занимались: Г.И. Щукина, И.Я. Ланина, В.С. Кукушин.

Гипотеза заключается в том, что дидактические игры на уроках биологии позволит более эффективно развивать творческую и познавательную активность обучающихся.

Объект: исследования является методика использования игрового метода на уроках биологии.

Предмет: исследования является дидактическое сопровождение использования игрового метода обучения биологии.

Цель: изучение учебной игровой деятельности как средство развития творческой и познавательной активности учащихся.

Задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме;

-  выявить основные требования, предъявляемые к игре на уроках;

-  выделить типы игровых уроков;

-  применить элементы игры на уроке биологии.

Опытно-экспериментальная база исследования: филиал КГКОУ «Алтайская общеобразовательная школа №1» г. Рубцовск (школа для детей с нарушением слуха). В исследовании принимали участие учащиеся (4 человека – учащиеся 9 класса).












Глава №1. Теоретические основы игровой деятельности

1.1. Теории происхождения игры


Попытки разгадать тайну происхождения игры предпринимались учёными на протяжении многих сотен лет.

Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу тенденций религиозно–социально–экономического и культурного развития общества.

Начало разработки общей теории игры следует относить к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие данной теории внесли Фрейд, Пиаже, Штерн, Дьюи, Фромм, Хейзинга и др.

В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, А.С. Макаренко и другие.

А.Н. Леонтьев в работе «Психологические основы дошкольной игры» описывает процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: «в ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия... потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия... Это противоречие... может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре.

Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия - другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется» [9].

Вот несколько основных подходов к объяснению причин возникновения игры:

Теория избытка нервных сил, компенсаторности возникла в XIX веке, в то время, когда преобладала точка зрения, что игра есть явление, замещающее, компенсирующее активность. Родоначальником данной теории является английский философ Спенсер (1820 – 1903), который считал игру результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Согласно Спенсеру, игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей животным с высоким уровнем организации и человеку. Спенсер утверждает, что игры людей, в том числе детей есть проявление инстинктов, направленных на успех в «борьбе за существование», порождают «идеальное удовлетворение» этих инстинктов и совершаются ради этого удовлетворения.

Теория рекапитуляции и антиципации. Американский психолог, педагог Г.С. Холл (1846-1924) выдвинул идею рекапитуляции (сокращённого повторения этапов развития человечества) в детских играх.

Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее. Данные исследователи воспринимают игру и игровую атрибутику как редуцированную деятельность, т.е. как воспроизводство образа жизни, культовых церемоний далёких предков.

Теория отдыха в игре. Игру как средство поддержания бодрости и силы трактовали Шиллер и Спенсер. Понимая ,что в игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Такие исследователи, как Шалер, Валлон, Патрик, Штейнталь, считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, значит отдыхом. Игра позволяет привлечь в работу ранее бездействовавшие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие.

Теория духовного развития ребёнка в игре. К.Д. Ушинский противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребёнка через игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.

Многие учёные, в том числе Пиаже, Левин, Выготский, Эльконин, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский, полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребёнка.

Бесспорно, существуют и другие версии происхождения игры. Например, Ж. Шато считает, что игры детей возникли из их вечного стремления подражать взрослым. Многие из вышеназванных исследователей называют источником игры общественный разум.

Теорию игры в аспекте её исторического проявления, выяснения её социальной природы, внутренней структуры и её значения для развития индивида в нашей стране разрабатывали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие.

Один и тот же круг исследователей называют разные источники и причины появления феномена игры, рассматривая различные функции или близкие ей явления культуры.

1.2. Понятие дидактической игры

Дидактическая игра – соревнование или состязание между учащимися заранее согласованным, строго определенным правилам, направленным на достижение определенных дидактических целей.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношении между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому-то игра и является прекрасным средством воспитания коллектива.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию – совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.

Некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы.

Дидактические игры дают возможность воспитателю расширить и уточнить представления об окружающей жизни: о явлениях природы, о трудовой деятельности людей; познакомить их с предметами быта и т. д.

Дидактическая игра – незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.

Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.

При случайном подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие, а иногда чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут играть самостоятельно, и наоборот, слишком легкие задачи не возбуждают умственной активности дошкольников.

Поэтому вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения их сил, способствовать развитию детей и их самоорганизации.

При подборе дидактических игр необходимо учитывать:

  1. Возможность осуществления через эти игры воспитательных задач, выдвигаемых программой на каждый конкретный отрезок учебного года.

  2. Разнообразие типов игры, обеспечивающее разностороннюю деятельность и удовлетворяющее интересы отдельных детей.

3. Уровень развития группы детей.

В связи с этим меняется положение дидактической игры в педагогическом процессе. Она остается очень важным средством обучения, но не ведущим.

Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский отводил большую роль разнообразным играм в умственном, нравственном и физическом воспитании ребенка. Он высоко ценил народные игры, считая их наиболее доступными, понятными, близкими по содержанию детям и интересными по построению.

К.Д. Ушинский считал, что в самостоятельных играх игровая ситуация заставляет усиленно работать детское воображение, проявлять активность в приобретении знаний. Он высказал мысль о сохранении в игре детской самостоятельности. Подлинной игрой он считал такую игру, которая вызывает радость, наслаждение и в которой ребенок проявляет самостоятельность; допускал вмешательство взрослых только с целью доставления материала для игры.

Основываясь на принципе народности, он провозгласил идею оригинальности русской педагогике. Народные игры он считал материалом, доступным каждому ребенку, понятным, в связи с близостью образов, сюжетов и содержания игр, а также благодаря общественному началу, заложенному в них.

Большой вклад в разработку теории игры внесла Н.К. Крупская.

Н.К. Крупская придавала большое значение игре как одному из средств воспитания и формирования личности. В игре – ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Надежда Константиновна отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.

Игра, говорит Н.К. Крупская, крепит коллективные эмоции, коллективные переживания детей. В играх у детей ярко выражаются социальные чувства - стремление все делать сообща. Игра способствует воспитанию у детей большевистских черт характера - коллективизма, взаимопомощи.

Игра - деятельность целеустремленная и осознанная.

Н.К. Крупская отмечает, что игрой надо руководить, так как целенаправленность не возникает сама собой, ее нужно воспитывать, чтобы сделать игру содержательной, интересной, чтобы прививать детям черты характера посредством игры.

А.С. Макаренко считал, что «игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом». Он рекомендовал проводить игры не ради игры, а чтобы в процессе игры у ребенка воспитывались «качества будущего работника и гражданина» – давать детям такие игры, которые заставляли бы проявлять усилии, вызывали бы активную деятельность, которая приносила бы детям радость и эстетические переживания; создать такие условия, при которых дети, играя, чувствовали бы ответственность; чтобы они со всей серьезностью относились к выполнению правил игры, вызвать у детей интерес к коллективу, приучить к коллективной дисциплине.

Большая роль в разработке теории и методики дидактических игр принадлежит Е.И. Тихеевой.

Она подчеркивает, что дидактические игры преследуют не только цель развития детей, – значение их шире. Живое участие в игре нескольких детей воспитывает в них коллективные навыки, дисциплинирует их, упражняет память, внимание, волю.

Е. И. Тихеева ценила дидактические игры за то, что они дают возможность упрощать сложные жизненные ситуации и тем позволяют воспитателю развивать логическое мышление, способность анализа и синтеза, суждений, простейших умозаключений, что в свою очередь помогает осознать существенные связи между предметами и явлениями. В силу этого дидактические игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опыт ребенка, планомерно увеличивать запас его представлений, способствуют повторности реакций и этим закрепляют знания и навыки.

Ценность дидактических игр она видела в том, что они дают пищу работе внешних чувств, наблюдению, суждению, мышлению и открывают широчайшие пути для развития языка. Е.И. Тихеева считала, что дидактические игры вызывают к деятельности все умственные процессы, умственные способности в их единстве.

Дидактические игры способствуют дифференцировке впечатлений, так как они дают возможность упростить жизненные ситуации согласно плану учителя. При этом она подчеркивала необходимость соединения познавательных задач с речевыми, отмечала, что в дидактических играх упражняются память, внимание, воля.

Е.И. Тихеева отмечала, что пути, средства и методы умственного восприятия детей многообразны и гибки, предупреждала об опасности изолированного применения дидактических игр. Она писала, что чрезмерное увлечение дидактическими играми и занятиями может привести «в сторону так называемого дидактического сенсуализма», предостерегала от злоупотребления дидактическими играми и занятиями в ущерб другим, не менее существенным, чтобы не нарушить необходимое равновесие между звеньями, из которых слагается педагогический процесс.

Подбор дидактического материала и методы его применения обусловливаются индивидуальными требованиями и условиями педагогической работы. Только сам педагог может знать, какой материал, когда ему нужен. Согласовать все образовательные и воспитательные средства, добиться их единства – основная задача педагога.

Она писала, что в дидактической игре развивается не одна какая-нибудь функция или способность, а вся личность ребенка в совокупности физических и психических сил. А это очень важно для его умственного воспитания.

Таким образом, Е.И. Тихеева видела значение дидактических игр в том, что они позволяют планомерно расширять запас представлений, знаний, навыков и развивать внешние чувства детей, наблюдательность, внимание, сообразительность, организуют поведение ребенка, способствуют организации детского коллектива и социально воспитывают, повышают самостоятельность, способствуют воспитанию навыков умственного труда.

1.3. Виды дидактических игр

Дидактическая игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания [19].

Иногда игры соотносятся с материалом:

  • игры с дидактическими игрушками;

  • настольно-печатные игры;

  • словесные игры;

  • псевдосюжетные игры.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры – особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

  • Игры-путешествия.

  • Игры-поручения.

  • Игры-предположения.

  • Игры-загадки.

  • Игры-беседы (игры-диалоги).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое–через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие – игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое. Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия – форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино распределить по группам», «Проверь домашнее задание у Незнайки».

Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться – доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета–темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть–сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.


1.4. Использование и роль дидактических игр в учебном процессе

Сущность дидактической игры заключается в том, что учащиеся решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ученик воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. Особое место игры в различных системах воспитания, видимо, определялась тем, что игра в чем-то созвучна природе ребенка.

Главнейшим является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы. Л.С. Выготский на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения игры.

Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов.

Выделяются следующие этапы формирования умственных действий и понятий:

• этап формирования действия на материальных предметах или их материальных моделях - заместителях;

• этап формирования того же действия в плане громкой речи;

• этап формирования собственно умственного действия.

Эти этапы могут быть названы этапами функционального развития умственных действий. Дж. Брунер высоко оценивает значение игры для интеллектуального развития, так как в ходе игры могут возникать такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которая может приводить к последующему использованию этого материала в качестве орудий при решении задач. Здесь идет речь о свободном, не связанном решением какой-либо определенной задачи, экспериментировании материалом, своего рода свободной конструктивной деятельности. В игре же развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности.

Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности учащегося, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.

Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.

Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

При создании дидактических игр руководствуются не только необходимостью повысить познавательную активность и интерес учащихся, но и желанием сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе, помочь школьникам освоить социальные роли.

Важно, чтобы в ходе игры учащиеся получали более глубокие представления о современной структуре социума, чтобы игра вызывала понимание и интерес к реальной деятельности взрослых людей.

В игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.

Глава №2. Формирование познавательного интереса при помощи дидактических игр

2.1. Особенности познавательного интереса

Одной из форм общественной направленности личности является интерес. По определению, интерес становится реальной причиной социальных действий, лежащей в основе непосредственных побуждений – мотивов, идей и т.п. – участвующих в них индивидов, социальных групп, классов.

Пробудить пытливость, направить чувства, волю, мысли к глубокому освоению действительности, воспитать убеждение в том, что окружающий мир прекрасен не только в необычных его явлениях, но и в его обыденном, мимо чего мы проходим каждый день, возбудить постоянное стремление больше знать, открывать в уже известном новые стороны, формировать стремление к поиску в открытии мира – это благороднейшая и необходимейшая задача учителя, воспитателя, всех, кто формирует человека будущего.

Познавательный интерес – важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

В то же время познавательный интерес, будучи включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания.

Познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения [14].

Познавательный интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Избирательная направленность познавательного интереса на предметы и явления окружающего мира одухотворяет область познания, особо выделяя из нее то, что лежит в сфере духовных потребностей индивида.

Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, когда к системообразующему познанию ребенка, подростка, юноши привлечены специальные учреждения и педагогически подготовленные кадры.

Познавательней интерес - интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, мнемические, так и объективные и, субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.

Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес, которые в известной мере помогают более или менее точно определить состояние избирательного отношения ученика к предмету и степень влияния его на личность.

Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека.

Любознательность – характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии обнаруживаются сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью.

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.

Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретический вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания.

В реальном процессе они представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи друг с другом.

2.2. Формирование познавательного интереса в обучении

Познавательный интерес – явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами.

Познавательный интерес характеризуется объективными условиями появления и формирования и представляет собой внутренний своеобразный процесс самой личности, затрагивающий наиболее значительные ее стороны.

Школьников могут привлекать такие стороны обучения, которые связаны с особенно яркими эмоционально поданными фактами, эффектными опытами, с обаянием личности учителя.

Важной частью познавательного интереса является занимательность. Она рассматривается как средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения. Она связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на человека, на школьника. В этой природе занимательности заключены чрезвычайно значимые для познавательного интереса элементы, которые могут вызвать чувство удивления, являющееся, как известно, началом всякого познания [14].

Таким образом, занимательность, выступающая в качестве стимула познавательного интереса и средства обучения и популяризации научных знаний, способствует, с одной стороны, приближению научных истин к пониманию человека, с другой – активизации его мышления, обострению эмоционального отношения к предмету познания.

Познавательный интерес как мотив учебной деятельности

Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление.

Познавательный интерес становится ценнейшим мотивом познавательной деятельности, если школьник проявляет готовность, стремление совершенствовать свою познавательную деятельность, свое учение

Познавательный интерес раньше других мотивов осознается учеником.

Познавательный интерес в сравнении с другими мотивами более точно выражает мотивацию учения, ясно понимается.

Познавательный интерес (как мотив) более доступен для наблюдения.

Познавательный интерес как мотив личности побуждает ученика заниматься увлеченно не только на уроке или в процессе подготовки домашних заданий.

Познавательный интерес взаимосвязан с мотивами долга, ответственности, необходимости самоутверждения, с широкими социальными и коллективными мотивами и т. д. [14].

Познавательный интерес как устойчивое качество личности.

Пытливость, любознательность, готовность и стремление к познавательной деятельности, жажда знаний – все это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и процессу его познания.

Как черта личности познавательный интерес проявляется во всех обстоятельствах, находит применение в любой обстановке, в любых условиях

Познавательный интерес определяет поисковый, творческий характер любого вида, любой формы познавательной деятельности (на уроке, в домашней учебной работе, в свободном чтении, в конструировании и т. д.).

Роль познавательного интереса в обучении и воспитании [14]:

будучи средством обучения, он обладает возможностями актуализировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению умений и навыков;

являясь мотивом учения и деятельности, познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. Становясь устойчивой чертой характера школьника, познавательный интерес способствует формированию личности, необходимой нашему обществу, – пытливой, активной, ищущей, творческой.

Основные тенденции развития познавательных интересов учащихся

Познавательные интересы школьника развиваются, усложняются, обогащаются в ходе развития, в процессе становления личности ученика. Общие тенденции развития познавательных интересов:

от интереса, связанного с внешними стимулами, к интересу, свободному от внешней ситуации;

от интереса нерасчлененного, подчас диффузного, к интересу все более дифференцированному;

от интереса, подверженного частой смене ситуаций, случайным влияниям, к интересу все более устойчивому, постоянному;

от интереса поверхностного к интересу с глубокой теоретической основой.

На развитие познавательных интересов оказывает влияние возрастной аспект, поскольку приобретенные знания содействуют переводу интереса на более высокий уровень. Следует особенно подчеркнуть и то обстоятельство, что индивидуальное своеобразие познавательного интереса чрезвычайно велико. Не обособлен в своем развитии от общего развития личности. Он подвержен тем же закономерностям, что и процесс развития в целом [14].

2.3. Игра как способ развития познавательного интереса

Перед образованием стоит задача повышения качества обучения технологии в школе. В основе процесса обучения лежит взаимодействие ученика, учителя и содержания образования, воплощенного в учебном материале. Но на сегодняшний день основная часть учебного материала представляет собой стандартизированный набор репродуктивных задач, ориентирующих ученика на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительной деятельности, способствующие снижению интереса учащихся к предмету.

Проблема интереса как мотива учебно-познавательной деятельности является одной из важнейших в педагогических исследованиях. Многое сделано в исследовании познавательного интереса Г.И. Щукиной. Она рассматривает интерес как важнейший побудитель всякой деятельности. Интерес, так же как и большинство потребностей, не является врожденным свойством человеческой психики. Он формируется в деятельности, а для школьников её ведущим видом является учебная деятельность.

Учебная деятельность - один из видов деятельности человека, которое заключается в усвоении определенного круга знаний, в приобретении умений и навыков самостоятельно учиться и применять полученное знание на практике. Систематическое осуществление учебной деятельности способствует интенсивному развитию у её субъектов теоретического сознания и мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия.

Как и игра, учебная деятельность - производный, исторически выделившийся из труда вид деятельности; её выделение связано с появлением теоретического знания. Развитие человеческого знания вызывает развитие и изменение учебной деятельности.

Увеличение умственной нагрузки на уроках технологии заставляет задуматься над тем, как поднять у школьников интерес к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль учащихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Среди множества путей развития у школьников интереса к учению, одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности.

Применение игровой деятельности в учебном процессе существенно повышает интерес к изучению предметов. Игра создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми, окрашивает материал, делает процесс овладения знаниями более привлекательным, даёт пищу переживаниям [12].

Игра – соревнование или состязание между учащимися по заранее согласованным, строго определенным правилам (условиям), направленным на достижение определенных общепринятых целей.

Игра - это творчество и в то же время игра - это труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, наполняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

В современной школе, делающей ставку на активизацию напряженности учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного процесса;

  • как элемент более обширной технологии;

  • в качестве урока или её части;

  • как технологии внеклассной работы.

Естественно, подготовка и внедрение игровых методик в учебный процесс требует больших усилий. В процессе подготовки дидактической игры учитель сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как педагога, сколько от внешних ограничений. Это и нехватка дидактического игрового материала, недостаток урочного времени на проведение игр с детьми. Часто среди учителей бытует мнение: «Если мы с детьми будем играть во время уроков, когда же мы будем учить с ними правила?». Однако, кажется, что проблемы эти по большей части происходят от недопонимания значимости игры как средства обучения, отношения к игре как к методу разгрузки, а не стимулирования сознания школьников.

В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, К.Д. Ушинский, А.И. Сорокиной, Е.И. Тихеевой, Е.И. Удальцовой, А. С. Макаренко, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Сначала внимание ученика на уроке, как правило, направлено на игровое действие, а затем в процесс игры, незаметно для себя, он включается в процесс изучения, какого – либо материала. Интерес к игре как к занимательному занятию постепенно переключается на учебное занятие.

Дидактические игры могут и должны быть использованы на уроках биологии в целях развития познавательных интересов учащихся и повышения эффективности обучения, ведь среди множества путей воспитания у школьников интереса к учению организация игровой деятельности является одним из наиболее эффективным.































Глава № 3. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по применению дидактических игр на уроках биологии

3.1. Методические рекомендации по применению игр

Проведение дидактических игр включает несколько  этапов.

Прежде всего, для успешного ее проведения важно заранее продумать все детали, провести подготовительную работу.

Перед проведением игры необходимо:

  • тщательно изучить индивидуальные характеристики учащихся;

  • изучить интересы и увлечения учащихся;

  • предварительно подготовить участников игры, используя для этого внеурочное время, или часть урочного времени;

  • хорошо подготовить игровую площадку и перед игрой напомнить учащимся, что им необходимо принести с собой.

Во время игры педагог, поощряя и стимулируя самостоятельную работу учащихся,  должен одновременно контролировать игровую ситуацию. При этом необходимо:

  • доходчиво объяснить правила игры, которые должны быть простыми, а содержание предлагаемого материала доступным;

  • внимательно следить за ходом игры, выполнением ее правил и всегда быть готовым к быстрому  разрешению конфликтов среди участников игры;

  • давать игрокам вести активную дискуссию друг с другом во время игры; предоставлять ее участникам максимальную самостоятельность, воздерживаясь от мелочной опеки;

  • следить за тем, чтобы каждый ученик принимал активное участие в игре;

  • следить за игровым временем;

  • стараться проводить игру таким образом, чтобы были заинтересованы не только в самой игре, но и в изучаемом предмете;

  • привлекать к судейству учащихся; добиваться, чтобы их оценка результатов игры была справедливой и соответствовала принятым критериям.

После окончания игры

  •  проводить обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации с реальностью;

  • поощрять победителей.

При разработке технологии игры необходимо следовать основам      педагогического проектирования:

  • постановка цели;

  • отбор содержания и его структурирование;

  • выбор средств, методов и форм учебной деятельности учащихся;

  • разработка необходимых дидактических материалов, правил игровой деятельности и критериев ее оценки, соответствующих структуре учебной игры.

Эффективность игры зависит от степени отражения в игровой ситуации особенностей профессиональной деятельности, поэтому при разработке заданий следует учитывать, чтобы в них наглядно были представлены пути и возможности переноса теоретических знаний в практическую деятельность, а также зависимость эффективности этой деятельности от качества теоретических знаний.

3.2. Методика проведения и анализ результатов педагогического эксперимента

Для проведения эксперимента мною был проведен урок в 9 классе, на базе КГКОУ «Алтайская общеобразовательная школа №1», с применением игры «Кто хочет стать отличником».

Тема урока: «Общее знакомство с организмом человека».

Тип урока: Урок проверки и коррекции знаний и умений. 

Цель урока: организовать деятельность обучащихся в закреплении знаний по теме.

Задачи:

Коррекционные:

- Развитие и коррекция мнемических процессов (запоминание, воспроизведение).

Обучающие:

-Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Общее знакомство с организмом человека».

-Закрепить умение использовать свои знания на практике.

Развивающие:

-Развивать логику и критическое мышление.

-Пользоваться предметным языком.

Воспитательные:

-Размышлять о своих мыслях, чувствах и оценивать их.

Игра «Кто хочет стать отличником?»

Тема: «Общее знакомство с организмом человека».

Выбор этой игры объясняется тем, что такая форма урока положительно влияет на развитие устной речи обучающихся, дает возможность слабым обучающимся подтянуться. Такой урок мотивирует не только слабых, но и хорошистов и не дает расслабляться.

Первое задание проводилось в форме блиц-опроса.

1 задание:

Вопросы для первой несгораемой оценки «3».

(Каждый вопрос оценивается в 0,5 балла).

1.  Перечислите основные органоиды клетки тела человека.

2.  Что такое ткань?

3.  Какие виды тканей вам известны?

4.  Что является единицей нервной ткани?

5.  К какой системе органов принадлежит сердце?

6.  Какие органы включает дыхательная система?

С первым заданием справились все, дружно отвечали на поставленные вопросы. Вопросы подбирались, таким образом, при ответе на котором дети могли активно пользоваться словарным запасом, все темы были ранее рассмотрены на уроках.

2 задание: (письменное).

Предварительно были распечатаны карточки-тесты с вопросами, которые раздавались каждому ученику.

Вопросы для второй несгораемой оценки «4».

Распределите органы тела человека по системам:

Система органов: Органы:

8.  Кровеносная а) Сердце, б) Гипофиз,

9.  Пищеварительная в) Головной мозг, г) Почки,

10.  Выделительная д) Пищевод, е) Лопатка,

11.  Нервная ж) Трахея, з) Носовая полость,

12.  Эндокринная и) Аорта, к) Щитовидная железа,

13.  Опорно-двигательная л) Мочевой пузырь, м) Двуглавая мышца

14.  Дыхательная н) Тонкая кишка, о) Спинной мозг.

При выполнении этого задания у обучающихся возникали вопросы, но не смотря на трудности, дети активно и с удовольствием работали с данным видом задания.

3 задание: (письменное).

Вопросы для третьей несгораемой отметки «5».

Дайте определение:

1.  Рефлекс – это …

2.  Орган – это ...

3.  Гистология – это …

4.  Ферменты – это …

5.  Хромосомы – это …

6.  Гликоген – это …

Последнее задание далось обучающимся с трудом, так как требует активации накопленного словарного запаса, грамматического строя речи, что в свою очередь положительно отражается на качестве устной речи

После проверки заданий из 4 учеников «отличником» стал 1 учеников, 3 учеников стали «хорошистами», троечников выявлено не было.

По результатам проведения урока, выяснилось то, что у некоторых учеников хорошие знания, но их необходимо подтолкнуть, заинтересовать предметом, чтобы они учились хорошо и даже на отлично. Ученики которые отставали по предмету, в непринужденной обстановке смогли активизировать свою умственную деятельность и с тройки подтянуться до четверки.































Заключение

По результатам систематического использования игр на уроках биологии просматривается возрастающий интерес обучающихся не только к предмету, но и к самому себе, результатам своей деятельности.

По мере того, как ученик начинает содержательно оценивать расширение своих возможностей, у него возникает интерес не только к процессу, но и к результатам. Этот интерес становится основным мотивом учебной деятельности. Он свидетельствует о формировании личности, способной определить свои жизненные позиции, отношение к окружающему миру. Игра не позволяет выпасть из творческого поиска не только ученику, но и учителю. У педагога возникает потребность в педагогическом творчестве, это становится нормой работы.

На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что цель, поставленная в работе, достигнута, задачи решены. Гипотеза о том, что дидактические игры на уроках биологии позволит более эффективно развивать творческую и познавательную активность обучающихся, нашла свое экспериментальное подтверждение.










Библиографический список

1. Безух К.Е. Оригинальные способы активации знаний учащихся на уроках биологии // Учебно-методическая и научно популярная газета. – М.: Издательский дом «1 сентября» , 2005 - №18. – С. 22-23.

2. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем.– Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977.– 304 с.

3. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход.– М.: Эди-ториал УРСС., 1997.– 450 с.

4. Борзова З.В., Дагаев А.М. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 400 с

5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Воображение и его развитие в детском возрасте. М.– 68 с.

6. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 1975.– 216 с.

7. Игра – обучение, тренинг, досуг/ под.ред. В.В. Петрусинского.-М.:Наука,1994.– 140 с.

8. Игра в педагогическом процессе: Межвузовский сборник научных трудов/ Н.П. Аникеевой. Изд.НГПИ, 1989.– 120 с.

9. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры / Избранные психологические произведения в 2-х т. М.: Педагогика, 1983.– 320 с.

10. Минский Е.М. От игры к знаниям. - М.: Просвещение, 1982.– 174 с.

11. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн.– М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, кн. 1: Общие основы. Процесс обучения,2001.– 576 с

12. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. М.: 1990.

13. Педагогический энциклопедический словарь.- М,: Педагогика, :2002.– 540 с.

14. Шаповалов А.А. Аз и Буки педагогической науки: введение в педагогическое исследование.– Барнаул: Издательство БГПУ, 2002.– 123 с.

15. Шепелевич Е.И., Максимова Т.В., Тесты по биологии для учащихся и абитуриентов. 2-е изд., - М.: Универсал Пресс, 2006. – 288 с.

16. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.– М.: Педагогика, 1988.– 208 с

17. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике.– М.: Педагогика, 1971.– 352 с.

18. Федорчук И.А. Интеллектуальные игры для школьников. История. Ярославль, 1998.– 198 с..

19. www.первое сентября.ru

















Приложение

Примеры игр и игровых моментов на уроках биологии

Педагогическая игра урок биология

1.Игры для начала урока.

Подводят ребёнка к самостоятельному определению целей и задач данной темы. Стимулируют познавательную активность.

Игра «Инопланетянин» [19]. 

Тема: «Эритроциты. Переливание крови».

По теме при помощи текста учебника нужно составить как можно больше вопросов, будто вы инопланетянин, прилетевший на землю. Вопросы должны начинаться со слов «Почему…», или «Зачем…»

Например:

-  Почему кровь человека красного цвета?

-  Почему в эритроцитах есть железо?

-  Почему эритроциты в виде диска?

-  Почему эритроциты такие мелкие?

-  Почему у человека не бывает синей крови?

-  Почему опасно кровотечение?

-  Почему не все группы крови совместимы?

-  Почему надо знать свою группу крови?…

Игра «Определи слово» [19]. 

Любой желающий ученик садится на стул лицом к классу, спиной к доске на которой учитель записывает слово – термин. Класс видит это слово, а сидящий – нет. Задача сводится к тому, чтобы определить, что написано с помощью вопросов задаваемых классу, на которые можно ответить «да» или «нет». Можно задавать, например, пять вопросов, чем раньше догадался, тем лучше.

Тема: «Голосеменные растения». Записывается учителем на доске. Примерные вопросы, которые сидящий спиной задаёт классу.

1.  Это растение?

- да

2.  Мы его изучали?

- нет

3. Оно маленькое

- нет

4. Имеет листья?

- … (класс затрудняется ответить)

5. С шишками?

- да

Ученик отвечает: «Ель». Учитель корректирует ответ, объявляет тему занятия.

2. Игры для изучения нового материала.

Ролевая игра по теме: «Кровь. Кровообращение» [19]. 

Учитель: Сегодня к нам в гости пришел гость – белый халат. Кто его наденет – превратится в человека, умеющего сориентироваться в самых сложных ситуациях, спасти жизнь человека.

Примерные задания

Врач № 1.

К вам пришёл человек с жалобами на частые ангины и попросил удалить миндалины. Что вы ему посоветуете? Обоснуйте свой ответ.

Пациент № 1.

Обратитесь с жалобой на частые ангины. Попросите сделать плановую операцию по удалению миндалин. Потребуйте обоснований. Задайте вопросы по кроветворным органам и функциям крови.

Врач № 2.

К вам пришёл пациент с вопросом, чем развести сухое лекарство в ампуле для укола. Поясните, почему нельзя разбавлять водой, зачем нужен постоянный состав плазмы крови. Сделайте опорный рисунок на доске.

Пациент № 2.

Вы пришли с вопросом, чем развести сухое лекарство для укола, предложите, в целях экономии, растворить лекарство в воде.

Врач № 3.

К вам пришёл человек с результатами анализов крови и попросил объяснить хороший ли у него результат? Сравните с нормой, выявите, есть ли анемия и воспалительный процесс?

Пациент № 3.

Вы пришли с просьбой расшифровать результат анализа вашей крови.

Врач № 4.

К вам пришёл человек с кровотечением. Определите тип кровотечения. Окажите помощь. Объясните механизм свёртывания крови.

Пациент № 4 (к врачу № 4)

Вы обратились к врачу с капиллярным кровотечением. Попросите оказать вам помощь.

Врач № 5

К вам обратился человек с жалобой на плохооказанную другим врачом помощь по поводу капиллярного кровотечения. Требует переливания крови. Объясните, в каких случаях переливают кровь. Нарисуйте на доске схему совместимости групп крови.

Игра «Брейн – ринг» [19]. 

Тема: Экология быта.

Цель: Выявление наиболее опасных веществ, используемых в быту, и определение способов защиты от них себя и окружающих. Играют 3 команды по 6-8 человек. Право на ответ имеет команда, первая поднявшая жетон. При верном ответе команда получает балл, при неправильном ответе команда выбывает из обсуждения. Каждый ответ комментируется учителем. В своём воображении будем строить дом, чтобы в нем было красиво, уютно, тепло, безопасно и, главное, экологически чисто.

Начинается любая стройка с закладки фундамента.

1-й вопрос. Для фундамента используют железобетонные блоки, силикатные кирпичи, т.е. строительные материалы, изготовленные из горных пород. В них часто содержится радий, который, распадаясь, образует радон – радиоактивный, инертный газ, способный испускать излучение. Кроме этого, радон способен просачиваться по трещинам земли и попадать в жилые здания. Что делать, чтобы концентрация радона в помещениях была минимальной?

Предполагаемый ответ:

-  в фундаменте не должно быть трещин;

-  фундамент должен быть выше от земли;

-  двойные полы;

-  помещение должно быть хорошо проветриваемым;

-  стены – из двух кирпичей: снаружи – силикатный, а внутри – красный.

Комментарий: человек вдыхает радон, и лучи «бомбардируют»

внутренние ткани дыхательных путей – отсюда хроническое заболевание.

2-й вопрос: Фундамент и стены построили, начинаем отделку стен. Асбест – волокнистый материал, относящийся к группе силикатов. Используется при изготовлении потолочных плит, настилов полов, как уплотнитель и изоляционный материал. Что с этим материалом происходит с течением времени? Какое влияние он оказывает на организм?

Предполагаемый ответ: в результате старения волокна асбеста расцепляются на микроскопические частицы, которые являются аллергенами.

Комментарий: При попадании микроскопических частиц асбеста в легких он врастает в легочную ткань и вызывает хроническое воспаление, а затем рак легких. По статистике 20% рака легких – от асбеста. Во всем мире от асбеста отказываются.

3-й вопрос: Строим крышу. В Кудымкаре резко континентальный климат, с очень снежными зимами. Какой формы должна быть крыша?

Предполагаемый ответ: лучше металлическая (оцинкованное железо), покатой формы.

4-ый вопрос: Вставляем окна. Какими должны быть окна в нашей местности?

Предполагаемый ответ: окна должны пропускать максимум света и сохранять тепло. Поэтому лучше использовать двойные рамы с тройными стеклами. Чтобы окна не замерзали, стекла с осени моют раствором соли или ставят между рамами глицерин.

5-ый вопрос: Часто по телевидению идет реклама оконных блоков. Но не указывается, из чего они изготовлены. Вспомните, какой полимер является самым дешёвым и самым простым по способу получения. Что происходит с этим полимером при старении?

Предполагаемый ответ: изготавливают из ПВХ, при использовании его в воздух попадает винилхлорид, пластификаторы и стабилизаторы. Многие из них являются канцерогенами и разрушают иммунную систему.

Комментарий: американский президент, например, выступает за изготовление пластмасс на основе ПВХ.

6-ой вопрос: Отделываем стену. Почему не рекомендуется оклеивать стены в жилых помещениях моющими обоями, а также окрашивать стены масляными красками?

Предполагаемый ответ: пленочные покрытия не пропускают воздуха и влаги. Содержит стирол, раздражает глаза и слизистые оболочки, вызывает головную боль, тошноту, головокружение.

7-ой вопрос: В какой цвет окрасить маленькую и большую по площади комнату?

Предполагаемый ответ: цвета влияют на ощущения пространства: холодные тона – ощущение простора, теплые тона – уменьшают восприятие.

8-ой вопрос: Стены красят или оклеивают не до самого потолка. Почему?

Предполагаемый ответ: светлая полоса у потолка влияет на восприятие высоты. Северную комнату можно окрасить в светлые и теплые тона (зеленый, серо-голубой цвет). Южную комнату лучше окрасить в оранжевый, желто-оливковый.

9-ый вопрос: Окрашиваем батареи. Чем красить батареи и почему?

Предполагаемый ответ: красить батареи нужно краской на основе алюминия, т.к. металл проводит электрический ток. Если покрасить масляной краской, то теплоотдача будет хуже.

10-ый вопрос: Отделку закончили, начинаем обставлять мебелью.

Какой мебели отдать предпочтение: дорогой – из цельной деревянной доски или более дешевой из ДСП и почему?

Предполагаемый ответ: из ДСП лучше мебель не покупать, т.к. связывающим материалом является фенолформальдегидная смола, при деполимиризации этого вещества выделяются фенол и формальдегид, которые вызывают головную боль, тошноту, является канцерогеном.

11-ый вопрос: Обзаводимся электроприборами. Какая плита, газовая или электрическая, является более экологически чистой и почему?

Предполагаемый ответ: более экологически чистой является электрическая плита. При работе газовой плиты выделяются вредные вещества бензол, оксиды азота, аммиак, угарный газ. Они могут вызывать заболевания крови, раковые заболевания, тошноту, головную боль. У детей, выросших в домах с газовыми плитами, меньше объём легких, и они чаще болеют ОРЗ.

12-ый вопрос: После постройки и обустройства дома остаются обрезки линолеума, пустые пластиковые бутылки, банки, коробки, упаковочный материал. Что с ними сделать и почему?

Предполагаемый ответ: вывезти на централизованную свалку или закопать, но ни в коем случае не сжигать, т.к. выделяются вредные вещества.

Итак, дом построили, обезопасили будущее жилище, справляем …новоселье!

13-ый вопрос: Перед вами ряд посуды – фаянсовая, фарфоровая, металлическая, эмалированная, меламиновая, хрустальная, деревянная.

Вам принесли в подарок эту посуду. Какую вы будете использовать, а какую – нет? Почему?

Предполагаемый ответ: меламиновую – нет, т.к. в зависимости от красителей она выделяет тяжёлые металлы – свинец, калий, марганец. Это вызывает аллергию и сбои в генетическом коде.

Подводится итог, выставляются оценки.

3. Игры на закрепление, тренировку, отработку умений.

Игра «Невод» [19]. 

Цель данной игры закрепить пройденный материал при фронтальном опросе. Учитель задаёт вопросы по изученной теме. Ученик, ответивший на вопрос правильно, садится на место, а не ответивший – продолжает стоять, он пойман в невод. В результате игры получается подробный рассказ изученного, и хорошо видно кто как усвоил материал.

Игра «Шляпная дискуссия» [19].

По учебнику каждый составляет один вопрос по теме, записывают его на листочек и складывает в шляпу. Один человек вытаскивает бумажку с вопросом. Ответил правильно. Следующий достаёт вопрос. При Необходимости возникает обсуждение или комментарий учителя. Такие вопросы помогают развить у ребят, вызвать интерес к работе с учебником.

4. Игры для повторения.

Игра «Крестики – нолики» [19].

На доске задана форма для игры – это поле из девяти секторов. Класс делится на «крестики» и «нолики». Один из «крестиков» выбирает сектор, но прежде, чем поставить свой знак, надо ответить на вопрос по теме. В случае затруднения можно просить помощь у своей команды. То же проделывают «нолики». Игра ведётся до победы одной из команд.

О

1

Х

2

3

4

О

5

6

7

8

Х

9

О

1.  Какова функция эритроцитов?

2.  Сколько эритроцитов содержится в норме в 1 куб/мм крови?

3.  Что такое малокровие, каковы его причины?

4.  В каких случаях делают переливание крови?

5.  Что означает выражение «угорел»?

6.  Укажите совместимость первой группы крови с остальными?

7.  Кто не может стать донором крови?

8.  Составьте схему совместимости групп крови.

Игра «Поле чудес» [19].

Тема: «Соцветия».

1.  У этого растения много целебных качеств, его используют как краситель и «отпугиватель» нечистой силы, имеет соцветие зонтик.

л

у

к

2.  Такое соцветие имеет одуванчик и подсолнечник,

к

о

р

з

и

н

к

а

3.  Самое редко встречающееся в нашем регионе соцветие

п

о

ч

а

т

о

к

4. Соцветие берёзы

с

е

р

ё

ж

к

а


5. Игра как средство контроля.

Игра «Кто хочет стать отличником?» [15]

Тема: «Общее знакомство с организмом человека».

·  Вопрос отборочного тура:

-  Расположите в порядке введение основных понятий темы: Ткани, хромосома, клетка.

·  Вопросы для первой несгораемой оценки «3». (Каждый вопрос оценивается в 0,5 балла).

1.  Перечислите основные органоиды клетки тела человека.

2.  Что такое ткань?

3.  Какие виды тканей вам известны?

4.  Что является единицей нервной ткани?

5.  К какой системе органов принадлежит сердце?

6.  Какие органы включает дыхательная система?

·  Вопросы для второй несгораемой оценки «4». Дайте определение:

1.  Рефлекс – это …

2.  Орган – это ...

3.  Гистология – это …

4.  Ферменты – это …

5.  Хромосомы – это …

6.  Гликоген – это …

·  Вопросы для третьей несгораемой отметки «5».

Распределите органы тела человека по системам:

Система органов: Органы:

1.  Кровеносная а) Сердце, б) Гипофиз,

2.  Пищеварительная в) Головной мозг, г) Почки,

3.  Выделительная д) Пищевод, е) Лопатка,

4.  Нервная ж) Трахея, з) Носовая полость,

5.  Эндокринная и) Аорта, к) Щитовидная железа,

6.  Опорно-двигательная л) Мочевой пузырь, м) Двуглавая мышца

7.  Дыхательная н) Тонкая кишка, о) Спинной мозг.

Игра «Пентагон» [19].

Условия игры:

Игра проводится с неограниченным количеством команд (по 3-5 человек). Для удобства команды можно пронумеровать или дать названия.

Ведущий (учитель) задаёт вопросы, на которые необходимо дать верные ответы. Для этого даётся пять подсказок. Если команда отвечает верно с первой же подсказки, то получает - +5 баллов, если со второй - +4, с третьей - +3, с четвёртой - +2, с пятой - +1.

Ответы вслух не произносятся, а записываются на листочке (2х4 см) и отдаются ведущему, который заполняет сводную ведомость, т.е. считает баллы каждой команде.

Число версий ответов команд не ограничено. Их можно посылать после каждой подсказки. Но за каждый неверный ответ отнимается один балл.

К концу игры команда набирает определённое число баллов, в начале можно установить количество баллов, которых нужно набрать для отметки «5» и «4».

Результаты оцениваются учителем.

(После последней подсказки произносится верный ответ).

Тема: «Биосинтез белка»

Какое это вещество?

1.  Полимер, синтезирующийся в организме человека.

2.  В основе три вещества: углевод, азотистое основание и остаток фосфорной кислоты.

3.  Является матрицей для синтеза белка.

4.  Несёт информацию о структуре белков.

5.  Это двойная спираль.

(Д Н К)

Назовите процесс.

1.  Результатом этого процесса является образование копии ДНК.

2.  Происходит в ядре клетки.

3.  Участвует фермент полимераза.

4.  Это «списывание» информации.

5.  Это процесс образования и - РНК.

(Транскрипция)

Какой язык?

1.  Его должны понимать нуклеиновые кислоты и ученики 10-11 классов.

2.  Его можно не только писать, но и читать.

3.  Имеет знаки препинания.

4.  Всегда однозначен, но и универсален.

5.  В его основе буквы.

(Генетический код)

Тема: Развитие жизни на Земле

Что это за процесс?

1.  Это крупный ароморфоз растений.

2.  Обусловлен появлением новых органов в клетке.

3.  Способствует изменению состава атмосферы.

4.  Происходит только с использованием света.

5.  Обеспечивает питание растений углеводами.

(Фотосинтез)

Что за животное?

1.  Он живёт и процветает и сейчас, хотя считают, что появилось в триасе мезозойской эры.

2.  Его внешний вид мало изменился с тех пор.

3.  Это хищное пресмыкающееся.

4.  Имеет 4-х камерное сердце.

5.  Кожа ценная, чаще буровато-зелёного цвета.

(Крокодил)

О каком ароморфозе речь?

1.  Он обеспечил прогресс млекопитающих.

2.  Благодаря ему эти животные стали менее зависимы от изменений среды.

3.  Животных, обладающих этим появившимся признаком, отнесли к группе плацентарных.

4.  Этому явлению предшествует вынашивание детёныша.

5.  Это появление живого детёныша.

(Живорождение)

Какая это система органов?

1.  Система начинается в ротовой полости.

2.  К ней относится голосовой аппарат.

3.  Система имеет особые мешки, встречающиеся только у птиц.

4.  Важную роль в работе этой системы имеет грудная кость.

5.  Эта система обменов газов.

(Дыхательная)

Назовите часть скелета птиц.

1.  Между костями этого отдела обязательны хрящевые прослойки.

2.  Эта часть состоит из 5 отделов.

3.  Кости не полые.

4.  К этой части прикрепляются ребра, плечевой пояс, кости таза.

5.  Имеет s-образную форму.

(Позвоночник)

Какой это орган?

1.  Имеет очень хорошо развитые мускулы.

2.  Состоит из двух отделов.

3.  Ночью этот орган отдыхает.

4.  Внутри него могут быть камни.

5.  Это отдел пищеварительной системы.

(Желудок)

6. Игра как домашнее задание.

Игра «превращения» [19].

Необходимо заменить одну букву в слове и получить новое слово.

Даны слова: зуб, клин, тур, слава, кадр, лупа, осень, Ольга, кафтан, лимон.

Надо получить названия растений: дуб, клён, туя, слива, кедр, липа, осень, ольха, каштан, лимон.

Игра «Сочинялка» [19].

Темы: «Разговор деревьев о своём назначении»,

«Собрание простейших в луже»,

«Клеточный базар»,

«Спор овощей о витаминах».

7. Игры в конце урока.

Игра «Письма Мюнхаузена» [19].  

Тема: «Условия прорастания семян».

Необходимо найти ошибку и доказать обратное в письмах, присланных для утверждения школьниками бароном Мюнхаузеном:

·  Думаю, что некоторые семена не надо замачивать перед посевом. Для прорастания им хватит влаги земли. Поэтому сеять их надо в утрамбованную почву, а сверху землю тщательно прихлопать, чтоб не было испарения воды.

·  Считаю, что семенная кожура мешает семени храниться, т.к. не пропускает воздух, свет, тепло, влагу! А это важные факторы для хранения! Кроме этого, она мешает при прорастании.

·  Рекомендую для скорого прорастания семян: отберите целые и крупные семена, ссыпьте их в стакан и поставьте в тёплое, тёмное, хорошо проветриваемое место! Через сутки ждите всходов!

·  Утверждаю, что эндосперм в семени нужен лишь для поддержания красивой формы зерновки! А у двудольных растений эндосперма в семени вообще нет!

·  Утверждаю, что не существует никакой разницы между семенами однодольных и двудольных растений. Предлагаю убрать эти слова как ненужные!

·  В связи с тем, что семя образуется на растении, а растение вырастает из зародыша, считаю, что семя – это часть зародыша!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!