СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Я организую учебную деятельность на основе технологии деятельностного метода и на основе современных образовательных  технологий:

-ИКТ-технологии;

- развивающее  обучение;

- проблемно-диалогические технологии;

- игровые технологии;

- технологию организации проектной деятельности;

- здоровьесберегающие технологии;

- гуманно-личностная   технология;

 - педагогика сотрудничества элементы которых  использую  в структуре  урока.       

Просмотр содержимого документа
««Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета»»

МОУ Убинская средняя общеобразовательная школа № 1

Убинского района Новосибирской области



















Самоанализ

Учителя биологии Убинской

средней общеобразовательной школы № 1

Терентьевой Ирины Викторовны












С. Убинское НСО

2011г

Я – Терентьева Ирина Викторовна с сентября 2004 года по нюнь 2010 года обучалась на заочном отделение Новосибирского государственного педагогического университета на факультете «Естественных и социально-экономических наук» по специальности «Биология». В МОУ Убинская средняя общеобразовательная школа №1 работаю с сентября 2009 г. Стаж работы в системе образования 7 лет.

Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

Тема моей самообразовательной работы «Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета»

Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

Целью моей работы является повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, при помощи информационно-коммуникационных технологий, а так же формирование педагогического опыта для его дальнейшего использования в собственной практике.

Исходя из цели поставлены следующие задача:

  1. Развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания.

  2. Повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий.

  3. Формировать у учащихся информационную компетенцию, умения работать с различными источниками информации.

Для решения поставленных задач было сделано:

  1. Частичная перестройка учебных программ и соответствующее планирование.

  2. Введено использование ИКТ, в частности презентации, фильмов, схем при изучении, закреплении и контроле изучаемого материала.

  3. Использование дополнительных информационных источников.

В  современном  образовании  создалась  проблема -  информационной  перегруженности  обучающихся. Противоречие между необходимостью повышения качества образования и учетом потребностей обучающихся в использовании современных технологий констатирует  актуальность данной темы.  Поиск  эффективных путей  разрешения  обозначенного выше  противоречия привело  к определению темы и гипотезы: если использовать ИКТ, мультимедийную  презентацию на уроке как средство создания ситуации занимательности, то будет повышаться интерес к учебной деятельности  и качество образования.  Важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к учебной деятельности, - мотивация учебно-познавательной деятельности школьников, а также  их  активные  и сознательные  действия, направленные  на  освоение  материала

Применение этих технологий в обучении биологии объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса обучающихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

В основу работы была взята программа авторского коллектива под руководством В.И. Сивоглазова, где базовый уровень биологического образования завершается в 9 классе изучением общебиологического материала (курс «Биология. Общие закономерности»), в 6 классе изучается курс «Живой организм» с привлечением одновременно материалов о растениях, животных и микроорганизмах, в 7 классе – «Многообразие организмов», в 8 классе – «Человек», в 10-11 классах идет повторение изученного материала – «Общая биология». Рабочие программы составлены на основе обязательного минимального содержания и требований к уровню подготовки выпускников по биологии.

Большая часть учебной деятельности по овладению школьной программой по биологии связана с кабинетом биологии. Так как я являюсь заведующей кабинетом, для урочной работы в кабинете оформлены стенды: «Уровни организации живых систем», «Строение человека», «Как работать с микроскопом», «Биология – это интересно», имеются различные пособия и раздаточный материал, лабораторное оборудование. Кабинет биологии укомплектован интерактивной доской, проектором и ноутбуком, что позволяет использовать ИКТ на уроках.

Сегодня я использую ИКТ в рамках урока биологии самым различным образом.

Самый первый этап – простой вывод наглядных пособий и таблиц на экран.

Второй этап – это создание презентаций, где каждый слайд четко соответствует различным этапам урока. В презентацию можно встроить не столько статичные рисунки, но и анимацию, и голос за кадром, в зависимости от целей и задач урока. Огромное значение имеет возможность вставки фрагментов учебных фильмов.

Следующий этап – один из самых сложных, когда доска перестает быть простым экраном и становится именно интерактивной доской. Это продумывание различных заданий и вариантов проверки знаний учащихся, когда ученик использует интерактивные возможности доски. Данный этап находится в процессе освоения.

В ходе своей педагогической практики я пришла к выводу, что использование ИКТ при подачи нового материала решает много задач:

  • Повышается уровень наглядности урока;

  • Экономится время при подаче материала;

  • Поддерживается высокий темп урока;

  • Повышается эффективность урока;

  • Развивается наглядно-образное мышление;

  • Развивается познавательный интерес.

Исходя, из опыта моей работы я пришла к выводу о необходимости внедрения и более широкого применения информационно – коммуникационных технологий на уроках биологии.

Направления использования ИКТ на уроках биологии.

Работа с программными продуктами:


  • проведение виртуальных опытов,

  • работа с интерактивным текстом,

  • эксперименты, которые невозможно провести в условиях школьной лаборатории.


Компьютерные программы на уроках биологии я использую при проведении демонстрационных опытов. Эта работа позволяет учащимся не только самостоятельно проделать опыт, и сделать выводы, но и сравнить полученные результаты с правильными, что поможет учащимся адекватно оценить свою работу (например, демонстрация опыта, который доказывает испарение воды листьями рис.1).


рис.1

Про самостоятельном изучении того или иного материала на уроке я использую не только материал учебника, но и компьютерную программу, в которой воздействуя на интерактивные точки можно изучать строение различных объектов (например, строение пыльцы сосны) рис.2.

Кроме этого наши учащиеся выполняют такие эксперименты, которые невозможно провести в условиях школьной лаборатории (например, изучение микропрепаратов под

электронным микроскопом) рис.3.



рис.2 рис.3.

Программированный контроль знаний:

  • промежуточный контроль,

  • актуализация знаний (проверка домашнего задания),

  • итоговый контроль по теме.

Как показывает мой опыт, компьютерные программы целесообразно использовать для проверки полученных знаний. Это можно делать в процессе актуализации знаний (то есть при проверке домашнего задания), при промежуточном контроле на уроке. Многие дети с особенностями в развитии не могут сразу же запомнить большой объем материала.

Поэтому, бывает необходимо после объяснения отдельного вопроса провести в качестве закрепления небольшую самостоятельную работу (рис.4.) Эта работа позволяет ученику лучше усвоить новые знания, а мне сделать вывод, насколько точно и полно был понят материал.




рис.4


Если учащиеся хорошо усваивают новый материал, то можно использовать такие задания и в конце урока, при закреплении полученных знаний. Контрольные задания с электронных изданий можно включать в обобщающие уроки.


ИКТ как наглядное пособие:

  • фото – коллекции,

  • анимация процессов жизнедеятельности,

  • коллекции видеозаписей.

Следующее направление, по которому я работаю на уроках, это использование коллекций фотоизображений и видеозаписей позволяет расширить и углубить знания учащихся о многообразии животного растительного мира. На уроках биологии мы часто говорим о видовом многообразии живых организмов, но не всегда у учителя есть возможность показать то или иное растение или животное. Медиа - коллекция включает в себя большое количество представителей по всем царствам живой природы. Кроме того, к каждой фотографии прилагается информация о данном объекте, которую можно использовать при самостоятельной работе учащихся на уроке (рис.5).

Используя компьютерную программу, дети наблюдают за физиологическими процессами, происходящими в организмах растений и животных (например, процесс двойного оплодотворения у цветковых растений) рис.6. Это анимация, которая позволяет проследить в динамике этот процесс. А как гласит пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

рис.5 рис.6


Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте.

Среди учащихся я провела анкетирование на тему использования ИКТ на уроках биологии. Из анкет было видно, что учащиеся считают, что нужно использовать компьютерные технологии так как они способствуют усвоению и запоминанию учебного материала, повышают интерес к предмету, позволяют проверять и оценивать свои способности. Также учащиеся ответили, что используют компьютерные технологии в своей учебной деятельности для подготовки рефератов и создания презентаций. Учащиеся при работе за компьютером во время урока меньше испытывают волнение, чем при устном ответе. На основании этого я пришла к выводу о целесообразности, и полезности проведения уроков с использование ИКТ.

Также считаю, что использование ИКТ благотворно сказалось как на количественной успеваемость, которая на протяжении двух лет составляет 100%, так и на качественной успеваемости учащихся 8-11 классов в 2009-2011 учебных годах. В таблице 1 приведены данные качественной успеваемости учащихся, а также наглядно продемонстрировано на диаграмме 1.


Таблица 1

Качественная успеваемость учащихся 8-11 классов в 2009-2011 уч. годах


Класс

Качественная успеваемость

2009-2010гг.

2010-2011гг.

8

82

84

9

48

75

10

60

73

11

76

74

Средняя качественная успеваемость за год

66

76



Диаграмма 1



На диаграмме 2 показана средняя качественная успеваемость за два учебных года по предмету «биология». Диаграмма 1


Диаграмма 2


В течении 2 лет я вела факультативные занятия в 11 классах для подготовки учащихся к сдачи ЕГЭ. После повторения теоретического материала проводилось тестирование с использованием индивидуальных электронных тестовых заданий. По результатам тестов отображались ошибки, проанализировав которые, мы могли проработать те или иные материалы. С помощью ИКТ мы могли наблюдать за своими результатами. По результатам ЕГЭ по биологии в 2009-2010 учебном году средний балл - 51 (районный - 48), в 2010-2011 учебном году средний балл - 59 (районный - 46), Диаграмма 3.


Диаграмма 3


Использование Икт на уроках биологии пробудило интерес учащихся не только к изучению предмета на уроках, но и к самостоятельному изучению. Некоторые заинтересовавшиеся предметом учащиеся с желанием и охотой учувствуют в олимпиадах, конкурсах, научно исследовательских конференциях. В Приложении 1 отражено участие детей в различных конкурсах в 2009-2010 учебном году, в Приложении 2 - 2010-2011 учебном году.

  • В сентябре 2010 года на школьном методическом объединении выступила с докладом на тему «Формирование интереса к биологии через компьютерные технологии»

  • В сентябре 2010 года провела неделю биологии и экологии.

  • В декабре 2010 года провела открытый урок в 5 классе на тему «Вулканы»

  • В декабре 2010 года приняла участие в Фестивале Педагогических идей «Открытый урок» с разработкой урока на тему «Строение цветка». Была награждена дипломом и сертификатом участника фестиваля.

  • Ежегодно принимаю участие в судейской коллегии в районном слете членов ученических производственных бригад.

В Приложении 3 приведен список грамот полученных за время рабаты.

В этом году я возглавила кружок «Юннат» который посещают учащиеся 6 классов. Задачами моего кружка являются: привить интерес детей к биологии, научить любить, ценить и охранять живую и не живую природу. Кружок работает 2 раза в неделю, на занятиях мы проводим различные занимательные опыты, исследования, ухаживаем за растениями и рыбками в школьном аквариуме, проводят наблюдения.

Также я с 2010 года являюсь классным руководителем 6б класса. За два года мы очень сдружились с детьми, классный коллектив слаженный, отношения между детьми хорошие, каждый воспитанник класса – это личность. Можно отметить что в классе не один лидер и это не влияет на сплоченность ребят, у них практически все разногласия решаются путем мирного диалога во время споров. Я как классный руководитель организуя творческое взаимодействие детей и взрослых, старалась создать комфортную атмосферу для растущей личности, формировать социальные, ценные качества, на которые ориентируется школа: инициатива, самостоятельность, целеустремленность. Считаю, что школа без семьи и семья без школы не способны справиться со сложными задачами становления человека. Только вместе с родителями можно помочь ребенку по достоинству оценить красоту окружающего мира, научиться понимать другого человека. Совместная подготовка к праздникам и их проведение сплачивают детей и родителей. Вместе с классом учувствуем во всех школьных соревнованиях и конкурсах.

Являюсь членом Профсоюза с сентября 2010 года. В рамках профсоюза занимаюсь активной общественной деятельностью, ежегодно принимаю участие в школьных мероприятиях, спортивных соревнованиях. С мая 2011 года являюсь секретарем организационно-массовой комиссии.

На своих уроках я стараюсь создать атмосферу сотрудничества, сотворчества ученика и учителя, формирую у школьников качества, необходимые каждому современному человеку: умение думать, творить, критически осмысливать и оценивать происходящее, отстаивать свои идеи, опираясь на факты, а не на домыслы.

В заключение хочется добавить, что целью любой воспитательной системы является формирование гармонично развитой личности. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества.

































Приложение 1

Участие в конкурсах в 2009-2010 учебный год


Месяц проведения

Названия конкурса

Участники конкурса

результаты

Октябрь

Школьная Всероссийская олимпиада школьников по биологии

6 человек

Грамоты за участие

Ноябрь

Районная Всероссийская олимпиада школьников по биологии

3 человека

Грамоты за участие

Январь

Школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

2 человека

Грамоты за участие

Февраль


Районная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

1 человек

Грамота за участие

Март

Районный конкурс «Экология и МЫ»

1 человек

3 место

Март

Всероссийский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Ширяева Ольга

1 место




























Приложение 2

Участие в конкурсах в 2010-2011 учебный год


Месяц проведения

Названия конкурса

Участники конкурса

результаты

октябрь

Школьная Всероссийская олимпиада школьников по биологии

1.Ахметгареева Амина

2. Прудникова Лиза

3.Воднева Марина

4. Гасанов Парвиз

Диплом


Диплом

Грамота

Грамота

ноябрь

Районная Всероссийская олимпиада школьников по биологии

Ахметгареева Амина

Диплом

январь

Школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

1.Ахметгареева Амина

2. Прудникова Лиза


Грамота за

1 место

февраль

Районная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

1.Ахметгареева Амина

2. Прудникова Лиза


Грамота за

1 место

VI открытая региональная научно-практическая конференция школьников «Эврика» (заочный-1тур)

1.Ахметгареева Амина

2. Прудникова Лиза


Диплом


март

Межрегиональная конференция исследовательских и проектных работ учащихся КИПР-2011

1.Ахметгареева Амина

2. Прудникова Лиза


Диплом

Экологический конкурс «Природа и фантазия»

Леоненко Таня

Диплом

3 место

апрель

VI открытая региональная научно-практическая конференция школьников «Эврика» (очный-2тур)

1.Ахметгареева Амина

2. Прудникова Лиза


Диплом

(за участие)

Районный тур Всероссийской научной эколого–биологической олимпиады

1.Ахметгареева Амина

2. Прудникова Лиза

3. Кутовенко Даша


Дипломы

1 места

Районный конкурс «Экология и МЫ»

Жур Денис

Васина Лена

Диплом

3 места

Международный интерактивный конкурс по естествознанию «КОЛОСОК»

Васина Лена

Бабикова Катя

Алымова Вика

Струканов Влад

Леоненко Таня

Якупова Альмира

Струканов Влад 3 место в регионе, остальные грамоты за участие

Всероссийский конкурс «Человек и природа»

Струканов Влад

Кутовенко Даша

Дипломы, сертификаты

сентябрь

Районный конкурс «ЭКОМИР-2011»

Прощенко Леша

Вялкова Лиза

Жданов Слава

Соболенко Вадим

Обаскакова Настя

Диплом

1 место

Приложение 3

Мои достижения

№ п/п

Вид поощрения

Учебный год

Организация

Достижения

1

Диплом

2010

Издательский дом «1 сентября», фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

За представление своего педагогического опыта на всероссийском фестивале «Открытый урок»

2

Грамота

2010

Администрация Убинского района, МОУ ДОД «Убинская детская школа искусств», МУК «Убинская районная библиотека»

За высокий уровень подготовки участников конкурса «Экология и мы»

3

Благодарность

2011

Администрация Убинского района

За высокий уровень подготовки участников конкурса «Экология и мы»

4

Благодарственное письмо

2011

Администрация Убинского района, МУК «Убинская районная библиотека»

За активное участие в подготовке учащихся конкурсе по экологии в конкурсе по экологии «Природа и фантазия»

5

Сертификат

2011

Институт проектирования инновационных моделей образования

За исследовательскую работу представленную на межрегиональный конференции КИПР – 2011

6

Почетная грамота

2011

Управление образования Убинского района

За большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения, значительные услуги в профессиональной деятельности и в честь Дня учителя


12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!