Игровая деятельность на уроках литературы
Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для детей является игра.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игра как особая разновидность миниатюрной задачи, процесс решения которой обязательно сопровождается интересом, является полезным упражнением, своеобразной гимнастикой, мобилизующей умственные силы учащихся, так как для ее решения нужно совершить определенные мыслительные операции. Она дисциплинирует ум, приучает к четкой логике, развивает способность самостоятельно делать выводы. И самое главное, в ней «доминируют эмоции», что делает процесс участия в игре удовольствием для учащихся, а это способствует возникновению положительных эмоций от процесса обучения, создает на уроке творческую, доброжелательную обстановку, способствует увлеченности при изучении предмета.
Именно игровая технология в большей мере обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. Занимательность на уроке может выступать в двух формах: внутренней – обусловленной характером самого предмета и внешней – увлекательной формой проведения уроков с использованием различных игр.
Внешние формы занимательности на уроке – различные виды игр. Не правы те, кто считает, будто дидактические игры на уроке – удел лишь начальной школы. Игры любят все дети, и старшеклассники ничуть не меньше, чем малыши. Конечно, в старших классах игры приобретают проблемный, поисковый характер, учат анализировать, обобщать, наблюдать, делать выводы.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр
Литературные игры имеют большое значение для расширения общего кругозора учащихся, обогащения их знаниями в области биографии писателей, их произведений, теории литературы, а также для формирования у школьников определенных умений и навыков по предмету и применения их в практической деятельности, для развития общеучебных умений и навыков. Они важны для воспитания самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, общительности, комуникативности, воли, формирования нравственных, эстетических и мировоззренческих принципов. Литературные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения, фантазии, творческих способностей, мышления-рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять (на примере литературных произведений), находить аналогии, оптимальные решения. Они также позволяют приобщать учащихся к нормам и непреходящим ценностям жизни человека и общества.
Итак, литературные игры: расширяют кругозор учащихся; активизируют познавательную деятельность школьников, поддерживают интерес к изучению литературы; делают учебный труд более разнообразным; помогают учителю систематизировать знания учащихся, выявить пробелы в них; развивают многие познавательные процессы.
Виды литературных игр
Литературные игры – специально создаваемые или приспособленные для целей обучения литературе игры.
Существуют такие виды литературных игр, как викторины, кроссворды, шарады, ребусы, головоломки, КВНы, аукционы, инсценировки, «отгадай писателя», литературные «прятки», ученый совет, различные конкурсы (чтецов, рисунков, на лучший вопрос по теме произведения, на лучшую литературную игру) и другие. Одни из них (викторина, кроссворд, шарада, ребус, головоломка) являются методами обучения, то есть «способами достижения образовательных задач», другие (КВН, аукцион) – формами организации, то есть «внешним выражением совместной деятельности учителя и учащихся. Конкурс, инсценировка, ученый совет могут быть и тем и другим в зависимости от целей конкретного урока.
Остановимся на определении каждого вида литературных игр.
Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. (Приложение 3.1).
Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. (Приложение3.2).
Кроссворд – игра-задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими нужные слова, расположенные вертикально и горизонтально. (Приложение 3.3). Но бывают кроссворды «По первой букве», в которых слова расположены только горизонтально.
Ребус – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков. (Приложение 3.4).
Головоломка – трудноразрешимая задача, загадка. Приложение 3.5)
Литературный КВН – образовательно-развлекательная игра, проводящаяся между двумя или несколькими командами и включающая в себя ряд конкурсов (приветствие, турнир капитанов, разминка, домашнее задание и др.) литературного содержания.
Литературный аукцион – массовая игра, построенная по принципу аукциона. Предметом «продажи» являются литературные вопросы и задания.
Инсценировка – подготовка литературного произведения или его части к показу на сцене.
«Отгадай писателя» - командная игра, когда одна команда загадывает фамилию писателя, а другая команда определяет его по вопросам, на которые может получить только ответ «да» или «нет». За неверную отгадку засчитывается одно штрафное очко. За три штрафных очка игрок выбывает. За три правильных ответа – награда.
«Каждый – писатель» - игра, в которой учитель начинает рассказ несколькими придуманными им фразами, а каждый последующий ученик продолжает рассказ предыдущего. В результате должен получиться связный рассказ.
Весь интерес и смысл игры заключается в том, что каждый из «авторов» и свободен в своем вымысле и связан с предшествующим рассказчиком. Можно таким образом сочинять сказки, рассказы, фельетоны.
Литературные «прятки» - игра, где ученик готовит рассказ, в который «прячет» слова из прочитанного произведения. Другие учащиеся внимательно вслушиваются в рассказ, определяя, какое произведение задумано их товарищем.
Ученый совет – ролевая игра с учебным текстом. Учащиеся читают текст, распределяют роли автора, редактора, критика, незнайки, специалиста, членов ученого совета. Каждый в своем амплуа оценивает текст, говорит о его содержании; члены ученого совета добавляют, поправляют выступающих.
Пресс-конференция – ролевая игра, проводимая по аналогии с пресс-конференциями, где учащиеся заранее распределяют между собой роли пресс-центра, репортеров, готовятся к пресс-конференции по кругу вопросов.
Литературная игра по одному произведению или творчеству одного писателя, имитирующая какую-либо известную телевизионную игру («Звездный час», «Умники и умницы», «Своя игра», «Самый умный» и др.) - ролевая игра, правила которой известны учащимся по любимым теле - проектам. Развлекательный характер таких упражнений преследует двойную цель: горячит незаинтересованный, ленивый ум, стараясь разбудить его азартом, и в то же время, создавая условия для самоконтроля, направляет на верный путь, высвечивая ошибки.
Все представленные игры могут быть обучающими или контрольными, составленными по одному произведению или по определенной теме, циклу.
Методика организации и проведения отдельных видов литературных игр.
При проведении литературных игр учитель выступает одновременно как организатор двух взаимосвязанных, но существенно различающихся видов деятельности учащихся – игровой и учебно-познавательной. Он должен стремиться не только достичь дидактической цели, но и сохранить и развить увлеченность, заинтересованность, самостоятельность детей.
Например, при проведении литературных игр соревновательного характера (КВН, аукцион), учитель должен обращать внимание на правильность и точность ответов учащихся, адекватность принимаемых ими решений. В то же время, не ограничиваясь узкоучебными результатами игры, учитель поощряет быстроту реакции, находчивость, сообразительность, ловкость, соблюдение правил, взаимопомощь.
Помимо этих общих указаний по проведению литературных игр, имеются также частные рекомендации к организации отдельных игр.
Так, руководитель инсценирования должен знать сильные и слабые стороны этой игры. С одной стороны, она производит литературное произведение, но с другой стороны, как бы ни была интересна, эффективна игра, она предполагает творческий подход. Инсценировка требует четкого обоснования целей и места в учебном процессе. Прежде всего, это ценностный опыт формирования навыков общения и взаимодействия, опыт человеческих отношений, формирование познавательных мотивов.
Как один из видов деловой игры, операционная игра – инсценировка отличается от других литературных игр. Проиграв ситуацию, ребенок чувствует свои силы и возможности, и необходимо обратить внимание на эффект последствия.
Инсценирование обостряет внимание к художественному тексту. Однако для того, чтобы эта работа не превратилась в пародию, необходимо предлагать школьникам посильные задания. Трудности этого приема побуждают использовать его в основном в старших классах. Инсценирование большого эпического произведения в школе невыполнимо, так как требует огромного творческого труда. А вот инсценирование лишь эпизода из большого произведения или рассказа, особенно тогда, когда в центре его одно событие, когда он написан как сценка, - задача, посильная для учащихся даже средних классов (Ершов «Конек – горбунок», Чехов «Лошадиная фамилия», «Хамелеон»)
Рассмотрим инсценировку с точки зрения деловой игры. В ней можно выделить
Этап подготовки.
На этом этапе прежде всего происходит распределение ролей и обязанностей (режиссер, костюмер, оформитель сцены, герои-артисты, музыканты и др.).
Приступая к постановке, нужно раскрыть и помочь учащимся осмыслить замысел автора, глубже и полнее понять литературное произведение, основную идею его, что делается в процессе всей предшествующей работы. Все это дает возможность интересней, лучше поставить и сыграть спектакль.
Также на этом этапе проходит непосредственная подготовка к показу на сцене – оформление декораций, реквизита, репетиция ролей.
Этап проведения.
В ходе игры рекомендуется следить за соответствием позиции игроков взглядам того, чью роль они выполняют.
Преподаватель может занимать различные позиции: быть центром игры – руководить, замыкая все на себе; выполнять функцию одного из игроков; вообще не участвовать.
На сцене не надо ставить ничего лишнего, а только необходимые для игры предметы, обозначающие место действия. Гораздо важнее добиться правдивого, увлеченного исполнения ролей героев – именно это обеспечит успех спектакля.
Этап анализа.
Нужно проанализировать с учащимися все успехи и неудачи и выяснить их причины. А также отметить работу каждого, особо удачную - выделить. Выяснить, что нужно сделать, чтобы в следующий раз получилось лучше.
Работа с ребусами на уроках литературы целесообразна в 5-6 классах. В ребусы можно включать такое слово, отгадав которое, дети назовут тему произведения, главного героя или его атрибут. Установку на это не обязательно давать заранее, можно спросить после отгадывания, как данное слово соотносится с произведением.
Методика работы по отгадыванию ребусов зависит от их характера (перестановка букв в слове в соответствии с цифрами; прибавление к слову или исключение из него буквы или слога; замена буквы в слове; исключение из слова буквы и добавление к слову указанной буквы; чтение букв и слогов, вписанных в буквы большого размера и др.)
При работе с кроссвордом учителю нужно иметь в виду, что вопросы в школьном кроссворде могут быть заданы одним из следующих способов:
в виде вопросительного предложения, например: «Кто был для Алеши «самым понятным и дорогим» человеком»?» («Детство» Горького);
в виде назывного предложения, например: «Город на Волге, куда приехали Пешковы» («Детство» Горького);
В виде пропущенного слова в цитате, на месте которого стоит многоточие, например: «Вы, отроки - …, возьмите коня» («Песнь о вещем Олеге» Пушкина).
Если работа с кроссвордом проводится в классе первый раз или дается задание самим его составить по произведению, то нужно раскрыть детям структуру вопроса. Вопрос школьного кроссворда состоит из двух частей:
общепринятое в газетно-журнальной практике определение значения слова из толкового словаря;
привязка к конкретному эпизоду произведения (например: «драгоценный металл, которым была украшена табакерка бабушки»).
Также учащимся следует сообщить некоторые особенности этого вида литературной игры:
- слова, загаданные в кроссворде, так или иначе, встречаются в тексте произведения. Поэтому наиболее верный способ отгадать слово – это попытаться найти нужное слово или словосочетание в тексте, причем в тексте может встретиться прилагательное (или другая часть речи), которому в кроссворде соответствует имя существительное: нарицательное или собственное;
- ответы всегда записываются в именительном падеже;
- если при вопросе имеются подсказки, то правильный ответ должен совпадать с одной из них;
- если к кроссворду прилагается список-справочная информация, то все правильные ответы должны совпадать со словами из этого списка.
Работу с кроссвордом в классе можно построить на примере частичного заполнения, то есть отгадывать частично отгаданный кроссворд. Такой прием привлекает внимание к неразгаданным вопросам, на которые не смог ответить «незнакомец».