Guten Tag, liebe Freunde!
« Игровая деятельность на уроках немецкого языка как средство формирования познавательной активности учащихся»
Учитель немецкого языка Безматная Светлана Петровна МБОУ «Чураевская основная общеобразовательная школа» Шебекинского района Белгородской области
Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, неподдельного интереса. Игра - творчество, игра - труд.
целепологание
Структура игры
анализ результатов
планирование
реализация цели
Реализация игровой технологии на уроке.
1.Дидактисеская цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи
2.Учебная деятельность подчиняется правилами игры.
3.Учебный материал используется в качестве ее средства.
4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
5.Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
При использование игр на уроках немецкого языка следует учитывать:
- психологические особенности учащихся( младшие, средние, старшие классы);
- выбор игры и формы ее проведения зависит от количества участвующих в ней;
- в игре должен отрабатываться лексический материал, работа над которым ведется в классе в данный момент;
- выполнение игры должно осуществляться на материале, определяемом темой или ситуацией;
- в лексические игры включаются слова из других тем с целью их повторения;
- при выполнении лексических игр (языковых и речевых) нужно широко использовать компоненты действующего учебно- методического комплекта для соответствующего класса;
- ведущим должен быть не только учитель, желательно привлекать хорошо подготовленных в языковом отношении учащихся.
повышает мотивацию
способствует созданию благоприятного психологического климата
позволяет снизить утомляемость на уроке
Использование игр и игровых приемов
Развивает память, внимание, сообразительность,
помогает увеличить темп ведения урока.
способствует овладению языком
развлекательная
коммуникативная
развивающая
функции
коррективная
игротерапевтическая
диагностическая
грамматические
Классификация игр ( По М. Ф. Стронину)
творческие
лексические
орфографические
фонетические
Фонетические игры тренируют учащихся в произношении иностранных звуков, учат учащихся громко, отчетливо читать стихотворения, разучивать их с целью их воспроизведения по ролям.
Sag ein Wort!
Ведущий бросает участникам игры по очереди мяч, называя звук, участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.
Welcher Laut?
Учитель зачитывает фонетическое стихотворение, в котором доминирует какой-либо звук. Дети должны отгадать его.
[sp]
Sport und Spas,
Wie schӧn ist das!
Spannende Spiele
Und so weiter!
Преврати одно слово в другое! Разрешается изменить только одну букву. Слова записываются цепочкой на доске. Например:
Mund – Mond – Mohn – Lohn – Sohn …
Лексические игры направлены на развитие лексического навыка, ведение, закрепление и контроль лексического материала, на активизацию лексики по изученной теме и развитие навыков диалогической речи.
Ball-Wort.
Учащиеся друг другу бросают мяч, называя при этом слово по теме. Кто в течение 5 секунд не называет слова, выбывает из игры. Победителем считается соответственно тот, кто назвал самое большое количество слов .
Interessante Erzählung
Ребята составляют коллективный рассказ по теме. Каждая фраза состоит из определенного количества слов: первая из одного, вторая из двух и т. д. Выигрывает тот, кто составляет последнюю фразу. Ведущий записывает все предложения на доске. Например: 1. Winter. 2. Es schneit. 3. Alles ist weiss…
Sucht die Wortpaare
Vorname-Wort
Учитель записывает на карточках женские и мужские имена. Ученик должен назвать слово на ту же букву, например по теме «Профессия»: Susanna- Sekrеtärin, Tom- Techniker.
alt
schmall
gross
lang
sauber
klein
schmutzig
schnell
breit
jung
kurz
dumm
klug
langsam
Грамматические игры способствуют употреблению учащимися речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создают ситуацию для употребления данного речевого образца, развивают речевую активность и самостоятельность учащихся.
Wie ist er?
(Объекты контроля: структура вопросительного предложения, спряжение глагола-связки “sein”)
Учитель прячет предмет. Пытаясь угадать какой он, ученики задают вопросы. Например,
- Ist es klein?
- Ist es hart?
Nenne ein Tier.
(для отработки порядковых числительных).
Учитель в ряд раскладывает картинки с изображением животных. Задача учащихся: назвать животных (с помощью порядковых числительных) в том порядке, в котором оно стоит. Например:
Die erste Katze, der zweite Hund, das dritte Pferd…
Wer sagt am schnellsten?
(Объекты контроля: степени сравнения прилагательных).
Учитель задает вопросы, используя степени сравнения. Кто быстрее ответит на вопрос, тот и выигрывает.
Игра « Жадная Варвара »
Варвара пытается присвоить себе всё, что видит вокруг себя. Das ist mein Buch (mein Heft, mein Stuhl). Остальные учащиеся восстанавливая справедливость, хором или индивидуально указывают того ученика, кому принадлежит тот или иной предмет. Nein, das ist nicht dein Buch. Das ist Katjas Buch.
Schmückt ein Wort!
(для тренировки склонения сильных прилагательных).
Класс делится на две команды. Каждой команде дается существительное, к которому надо подобрать как можно больше подходящих определений за определенное время. Например: schönes Kleid, neues Kleid, buntes Kleid…
waschen
lesen
sich
gehen
kämmen
anziehen
abtrocken
aufstehen
Орфографические игры направлены на упражнения в написании немецких слов.
Аудитивные игры помогают в достижении следующих целей аудирования:
а) научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
б) научить учащихся выделять главное в потоке информации;
в) научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи;
г) развивать слуховую память учащихся;
д) развивать слуховую реакцию.
Ряд аудитивных игр целесообразно проводить с помощью магнитофона. Важно что бы магнитофонная запись и речь учителя звучали в естественном темпе и предъявлялись однократно. В противном случае они потеряют смысл.
Was fehlt?
Der Pul…over
Die Blu…e Der Roc…
Die Soc…e Die Jean…
Der Jac…e Der M…tze
Der Schu…e
Игра в поговорки и пословицы.
Использование поговорок и пословиц на уроках немецкого языка расширяет кругозор и обогащает словарный запас учащихся. Методика работы с поговорками разнообразна.
Учитель может начать поговорку, а учащиеся заканчивают её:
Учитель: Ученики:
Ende gut … alles gut
L ű genhaben … kurze Beine.
Wer A sagt … mu ß auch B sagen.
Wer zuletzt lacht … lacht am besten.
Учащиеся должны быстро найти русские эквиваленты немецким пословицам:
- Der Appetit kommt Аппетит приходит
beim Essen во время еды
Keine Antwort ist auch Молчание тоже ответ
eine Antwort.
Учащимся нравится подбирать рифмы:
Учитель:
Schwarz ist nich twei ß
Und kalt ist nicht … hei ß
Hast du Kreide in der Hand
Schreibe nicht an T ὕ r und … Wand
Eins, zwei, drei,vier
Sch ö nes Wetter haben … wir
Der Sommer kommt bald
Dann gehen wir in den … Wald
Эффективность применения игр
1. В процессе игры реализуется самое важное условие: и учитель, и ученики общаются на иностранном языке.
2.Скучное повторение какого-то грамматического правила или закрепление новой лексики в форме игры превращается в увлекательное занятие.
3.Ученики получают наглядное практическое применение новых знаний.
4. Исчезает языковой барьер, который зачастую присутствует у стеснительных учеников.
5. Игры вносят разнообразие в уроки, способствуют развитию творчества.
Auf Wiedersehen!
Alles Gute!