СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровая программа по сказкам А.С.Пушкина

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игровая программа по сказкам А.С.Пушкина»

Игровая программа по сказкам А.С.Пушкина 


"Что за прелесть эти сказки" 


Цель: Формирование у детей интереса к сказкам А.С. Пушкина через игровую деятельность.
Задачи:
Закрепление знаний о сказках А. С. Пушкина;
Развитие творческого и логического мышления, а также артистических способностей детей;
Воспитание у детей чувства коллективизма, толерантности.
Возраст: 7-13 лет

Ход программы:


Ведущий. Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша:
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытания
Согласны юные сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца. (В. Берестов)


Наша игровая программа посвящена сказкам, а именно сказкам А.С.Пушкина. Всего им написано 7 сказок. Как вы, наверное, знаете, сюжеты для сказок Пушкина дала его няня, Арина Родионовна. Пушкин записал с ее слов семь сказок.

       Сказки не могут быть без героев: главных ли, второстепенных, и наш конкурс «Герои сказок Пушкина»» мы посвятим именно героям сказок Пушкина.
Конкурс «Герои сказок Пушкина»
Ход конкурса. Ведущий называет первую часть имени главного героя, а дети продолжают его имя.
- Мёртвая …(царевна)
- Золотая … (рыбка)
- Золотой …( петушок)
- Царь …(Салтан, Дадон)
- Князь …(Гвидон)
- Королевич …( Елисей)
- Царевна…(Лебедь)
- Шамаханская…(царица)


Ведущий. Ну что ж, вы справились с первой частью задания - а теперь вторая часть. Итак, я называю сказочного героя, а вы должны хлопнуть, если он или она являются героями сказок А.С,Пушкина.


Ход конкурса. Ведущий называет сказочные персонажи, а дети хлопают, если это герои сказок А.С.Пушкина.

Балда, Колобок, Царевна Несмеяна, Буратино, Салтан, Поп, Чернавка, Царица-мачеха, Мышка – норушка, Старик, Мюнхаузен, Бабя Яга, Старуха, Черепаха Тортила, Трубадур, Белка.


Ведущий. Героями сказок Пушкина являются и люди, и вымышленные персонажи, и животные. И наш следующий конкурс «Животные в сказках Пушкина».


Конкурс «Животные в сказках Пушкина»
Ход конкурса. Ведущий называет животных, а ребята вспоминают из какой они сказки.

 
Белка  - «Сказка о царе Салтане»
Заяц, Лошадь - «Сказка о попе и работнике его Балде»
Петушок - «Сказка о золотом петушке»,
Рыбка - «Сказка о рыбаке и рыбке»,
Собака – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».


Ведущий. В сказках Пушкина говорят все: и люди, и животные. И сейчас я предлагаю вам определить, кто и в какой сказке говорит слова, которые прозвучат далее. 

Конкурс «Кто как говорит»
Ход конкурса. Ведущий читает отрывки из текстов сказок А.С.Пушкина, а дети должны определить, кто сказал эти слова, и в какой сказке?


-Кири-ку-ку! Царствуй лёжа на боку. (Петушок, «Сказка о золотом петушке»)


-Что тебе надобно, старче? (Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)


-Нужен мне работник, повар, конюх, плотник. (Поп. «Сказка о попе и работнике его Балде»)

-Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте? (Князь Гвидон. «Сказка о царе Салтане»)


-Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи… (Царица-мачеха. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).


- Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно, В год за три щелка тебе по лбу, Есть же мне давай вареную полбу. (Балда. «Сказка о попе и работнике его Балде»).


Ведущий. А вы, ребята, знаете, что такое полба, что же просил есть себе Балда? (Ребята отвечают). Полба – это особый вид пшеницы, из которого варили кашу.

Конкурс «Забытые вещи»
Ход конкурса. Ведущий по очереди называет  предмет. Задача детей - назвать сказку, в которой встречается такой предмет.

 
Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне…» 
Хлеб – «Сказка о мёртвой царевне…»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне…» 
Орех – «Сказка о царе Салтане» – «Сказка о попе и работнике его Балде» 

Ведущий. Наш следующий конкурс называется «Путаница». Я вам читаю перепутанные отрывки, в которых герои заблудились и попали в чужие сказки, помогите им найти свою сказку.


Конкурс «Путаница»
Ход конкурса. Ведущий читает перепутанные отрывки – дети разбирают кто из героев попал в чужую сказку.
- Вот мудрец перед Салтаном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
(Царь Салтан попал в Сказку о золотом петушке на место царя Дадона).


- Здравствуй рыбак-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.

 
(Рыбак попал в Сказку о попе и о его работнике Балде на место Балды)


- Жил князь Гвидон со своею прекрасною царевной Лебедь
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно 30 лет и 3 года.
Князь Гвидон ловил неводом рыбу,
Царевна Лебедь пряла свою пряжу. 
(Князь Гвидон и царевна Лебедь попали в Сказку о рыбаке и рыбке на место рыбака и его старухи).


- «Свет мой, петушок! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей петушок в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, старуха всех милее,
Всех румяней и белее».
И старуха хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо на петушка глядясь.
(Петушок из Сказки о золотом петушке и старуха из Сказки о рыбаке и рыбке оказались в Сказке о Мёртвой царевне и о семи богатырях на месте: петушок - зеркальца, старуха - царицы-мачехи.)


Конкурс «Сказки и цифры»
Ход конкурса. Ведущий называет цифры  3, 33. Ребята должны вспомнить, что обозначают эти цифры.
33 – года жили старик со старухой у самого синего моря.
- 33 богатыря (в чешуе, как жар горя 33 богатыря).
3 – девицы под окном пряли поздно вечерком;
3 - раза закидывал старик невод;
3 - щелка дал Балда попу;


Ведущий.  Сейчас мы с вами поиграем в театр, и не просто в театр, а в театр-экспромт.
Конкурс «Театр-экспромт»


Ход конкурса. Ведущий раздает участникам конкурса бейджики с названиями персонажей произведений Пушкина:

Дуб, Руслан, Царь Дадон, Шамаханская царица, Золотой петушок, Старик, Золотая рыбка, Кот ученый.  

После того, как роли розданы, она читает текст, а исполнитель роли, услышав своё имя должен выполнять действие, согласно тексту. 


Текст.


На солнечной поляне стоит Дуб. Его могучие ветви качаются под порывами ветра. Около дуба собираютсмя герои пушкинских сказок. Первым прибывает Руслан. Он встает около Дуба, опирается на него рукой, а другую руку приставляет к глазам и грустно смотрит вдаль, поджидая Людмилу. Но Людмила не торопится. Руслан видит, как приближается, еле волоча ноги, царь Дадон под руку с Шамаханской царицей. Она весело хохочет. С другой стороны подлетает Золотой петушок. Он машет крыльями и пытается клюнуть Дадона в темя. Дадон отмахивается от него. Руслан помогает прогнать петушка. Петушок, злобно кукарекая, улетает. Дадон начинает светскую беседу с Шамаханской царицей и Русланом. В это время появляется Старик.Он медленно, едва передвигая ноги идёт с дубу, который всё ещё качает ветвями. Он подходит к морю и кличет Золотую рыбку. В волнах появляется Золотая рыбка. Она лениво подплывает к старику и говорит: "Чего тебе надобно, старче?". Старик, открывает рот, чтобы сказать, но рыбка машет хвостом и уплывает. Дадон, Шамаханская царица и Руслан продолжают светскую беседу. К ним присоединяется грустный старик. В это время появляется Кот ученый. Он обводит всех взглядом, взмахивает лапами идет направо и "песнь заводит". Все подхватывают её и уходят.

 
Ведущий. Спасибо, ребята, можете занять свои места.

 

1 Сказка на новый лад (1 чтец, 2 чтец, 3 девицы, царь)

1-ЫЙ ЧТЕЦ:
Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица,
Говорит одна девица…

 

2-ОЙ ЧТЕЦ: 
Нам известны их ответы.
А что думают об этом
Наши девочки, сейчас?
Вот об этом будет сказ.

 

1-ЫЙ ЧТЕЦ:
Прислонившись к школьной стенке,
Девочки – на переменке,
Эту сказку обсуждали, 
А меня не замечали.

 

1-АЯ:
Быть ткачихой – это жуть –
Век, за прялкой, спину гнуть.
У меня – другая цель,
Буду я – «супер – модель»!

 

2-АЯ:
Поварихой быть – нормально,
Хоть звучит это банально.
Ресторан, «бистро», иль бар…
Где продукты, там «навар»!

 

3-ЬЯ:
Видно, я сказала зря,
Что рожу богатыря.
Одни «памперсы», сейчас –
Разорят державу, враз!

 

2-ОЙ ЧТЕЦ:
Только молвили словечко,
Глядь, а царь уж, у крылечка.
Только царь был – не простак,
Раскумекал: что, да как?


ЦАРЬ:
Не одной не быть, царицей,
Ведь жена – не рукавица,
С белой ручки, не стряхнёшь,
Да за пояс – не заткнёшь.
Не раскаяться б, потом –
Поищу – другим путём.

 

2 сказка (1 чтец, 2 чтец, девица,зеркало)

1-ЫЙ ЧТЕЦ:
На «девичник» собираясь,
Вот царица, наряжаясь –
Гордо в зеркальце, глядясь –
Всё верти́тся, подбочась…

2-ОЙ ЧТЕЦ:
Ай – да Пушкин, меткий стих!
Узнаю девчат своих.
Также, перед зеркальцем –
Крутятся, да вертятся.

ДЕВИЦА:
Так, проверим косметичку:
Две наращенных косички,
Тушь, румяна – положила,
Лак и ногти – не забыла…
Свет мой, зеркальце, скажи –
Да всю правду доложи:
Как сегодня, макияж?
И хорош ли татуаж?
А тональный крем – на коже
Сделал ли меня, пригожей?

ЗЕРКАЛО:
Если, насчёт - красоты –
Кукла крашеная, ты!
Мажешь кожу, чем попало –
Вот и красота пропала.
Не румяна, не жива,
Как поблёкшая трава.

ДЕВИЦА:
Ах ты, мерзкое стекло –
Это врёшь ты, мне назло!
Красивее всех я, в школе!
Перекраситься мне, что ли?


                                   3    сказка на новый лад ( Старик, старуха, рыбка)

Рассказчик:

В неком царстве-государстве,                       Пожалел старик рыбинку,

В неком округе большом                               отпустил ее в глубинку.

в Новоселицком                                                                                  

Жил-был дед. На вид – не старый,                Дед к старухе воротился,

Не беда, что ростом малый.                           Низко в пояс поклонился.

                                                                          Рассказал ей, что случилось

В доме с ним жила старуха.                           Что тут было! Вам не снилось!

Ох, какая говоруха!                                 

Все не так ей: то да се –                                  И старуха проворчала,

Прямо чистое бабье!                                       Да ногами застучала:

                                                                         «К морю синему ступай!

Вот однажды утром рано                               И приказ мой исполняй!

Говорит старуха рьяно:                                  Не хочу я быть старухой,

«Эй, старик, меня послушай:                         а хочу быть молодухой!

Быстро к морю ты иди                                   В школу я пойти хочу

Рыбку нынче излови.                                      Стать учительницей классной-

Очень рыбки я хочу!                                      Марьей Ивановной прекрасной!»

Не перечь мне! Закричу!»

                                                                          И пошел старик к рыбинке,

Делать нечего. Старик                                    покричал, позвал с глубинки.                              

к морю синему пошел.                                    Рыбка быстро приплыла,

Кинул невод – не нашел                                 Сразу деда поняла

ни рыбинки в нем, ни травки,                        и исполнить все смогла.

только лишь пустые склянки.

                                                                           Вот приходит дед домой

Много раз старик кидал…                              и качает головой.

Наконец-то вдруг поймал!                              Видит, как его старуха

Ой, да рыбку-то большую,                              стала прямо молодуха.

Не простую – золотую.                                   И красива, и горда!

                                                                           Прямо, чистая звезда!

Вдруг сказала рыбка деду:

«Отпусти меня!                                                Но старуха прокричала:

За это все, что хочешь сделаю.                      «Дед! Давай-ка все сначала!

Дам путевку в Турцию,                                   Я вожатой быть хочу!

Или же в Италию, Грецию, Испанию…      

Все исполню, все смогу!                                

Ох, как жить-то я хочу!»                                

 

Вновь старик пошел к рыбинке                        Только рыбка промолчала…

Покричал, позвал с глубинки.                           В море синее нырнула,

Рыбка умная была                                              на начало все вернула.

И исполнить все смогла.

 

Дома бабу не узнать!                                          И поплелся дед домой

Только мало ей опять!                                        Со свинцовой головой.

Говорит она сварливо,

Величаво, горделиво:                                         

                                                                              

«Не хочу я быть вожатой,                                   Глядь: сидит его старуха

Быть директором хочу!                                      Да совсем не молодуха!

Так ступай! Поколочу!»

 

Снова дед стоит у моря.

Снова рыбку попросил.

Рыбка в миг все поняла

И исполнить все смогла.

 

Дед к старухе воротился,

Низко в пояс поклонился.

Глядь – да прямо не узнать!

В его бабе все на «5»!

 

Вот директор получился!

И строга, и величава,

Держит спину гордо, прямо.

Всем приказы раздает,

Детям спуску не дает.

 

Только та все не уймется,

Говорит – не улыбнется:

«Не хочу директором! А хочу быть ректором!

Хочу всеми управлять,

Хочу законы издавать!

И над всеми быть главою,

Да не думать головою!»

И пошел старик к рыбинке,

Покричал, позвал с глубинки:

«Сжалься, рыбка золотая!

Очумела баба злая:

Уж не хочет быть директором,

Хочет стать над всеми ректором»

 

Занимательная история (учитель, Иванов)

Урок истории, учитель спрашивает:

- Иванов, что за знаменательное событие произошло в 1799 году?

- Родился великий поэт Пушкин.

- А в 1812?

- Поэту Пушкину стукнуло 13 лет!

4 сказка

 

Вспомним сказку про Салтана.

Он уплыл однажды рано

В море синее гулять

И в кораблик поиграть.

Путешествовал он долго…

И пока в морях гулял,

Его юная царица родила богатыря.

 

Но была там повариха.

Вместе с бабой Бабарихой

Обманули всех: царя, Сашу Пушкина, меня.

И сказали, что царица

Стала бешеная львица,

Родила не малыша,

А страшилу-глупыша.

 

Царь прислал ответ такой:

«Ждите. Еду уж домой»

Но старуха с поварихой

Подменили тот указ

И царица получила

Страшный вот такой приказ:

 

«В бочку кинуть мать и сына

Пусть плывут по морю с миром»

А когда вернулся царь –

Всё узнал, заплакал с горя,

И опять уплыл по морю.

 

Вот прошло немало лет…

Царь приехал на обед

В замок острова Буяна.

Вдруг лицо царя Салтана

Стало светлым, как алмаз,

Просиял тоскливый глаз.

 

Видит он свою царицу.

Рядом сын сидит. На лицах

Слёзы радости и счастья.

Все кричат друг другу «Здрасте».

 

Вот прошло так 30 лет…

И в семье царя Салтана

Родилось детей немало.

И теперь живут они,

Да ещё по наши дни.

 

Старший сын стал силачом,

Носит сумку с кирпичом.

Сын второй уже женился,

Двумя детишками обжился.

 

Третий сын женился тоже.

У него жена моложе.

Но уже детишек пять

Смогли взять и нарожать.

 

У четвёртого сыночка

Родилась вторая дочка.

А жена его – врачица,

Все приходят к ней лечиться.

 

Пятый сын ещё один –

Он на клумбе господин.

 

Дочки две у них живут,

Из травы носки плетут.

 

Есть у них собака злая,

Кошка, пара попугаев.

Любят говорить слова

«Где была и как дела».

 

Вот так дружною семьёй

Все пришли на пир горой.

Танцевали до упада,

Ели много шоколада.

 

Я там был, мёд, пиво пил.

По усам текли и в рот не попали.

Зато сказку вы отлично обыграли!

Вот на этой радостной ноте мы и закончим нашу программу по сказкам А.С.Пушкина.


Сказки Пушкина, друзья,
Забывать никак нельзя.