СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Игровая технология как средство развития познавательного интереса

к математике»

 

                                                                                   « Игра–это искра, зажигающая огонёк 

                                                                                   пытливости и любознательности»

                                                                                                                 (В.А.Сухомлинский)

  Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: "не хочет учиться", "мог бы прекрасно заниматься, а желания нет". В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает».  

 Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку существует проблема утраты познавательного интереса уча­щихся к учению вообще и на уроках математики в частности, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.

    Актуальность применения игровых технологий на уроках математики   в том, что:

- игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;

 - в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;

      - в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;

      - игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;

- игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;

     - включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;

     - разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету;

   - игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности,   следовательно, благодаря игре,  повышается эффективность  урока, но при условии:

 * систематического использования игровых методов и приемов в     образовательном процессе;

 * учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;

 * создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.     

  Классификацию игр по схожести правил и характера проведения. 

Математические мини-игры.

Математические викторины.

 Математические игры по станциям.

Математические конкурсы.

Математический КВН

 Математические лабиринты.

Математическая карусель.

Математические бои.

 Требования к подбору задач

Любая математическая игра предполагает наличие задач, которые должны решить школьники, участвующие в игре.  

  математические мини-игры,     они бывают однотипные, на применение формул, правил, теорем, отличающиеся лишь по уровню сложности.

Задачи для викторины должны быть с легко обозримым содержанием, не громоздкие

В играх по станциям,   возможно использование задач не только на знание материала предмета математики, но и задания, не требующие глубоких математических знаний (например, спеть как можно больше песен, в тексте которых присутствуют числа).

К задачам математических конкурсов и КВНов предъявляются следующие требования: они должны быть оригинальными,  решение задач не должно быть громоздким,     должны быть разными по уровню сложности и содержать материал не только школьной программы по математике.

Для игр-путешествий отбираются легкие задачи. Можно использовать задачи занимательного характера.

Так же в игры можно включать задачи исторического характера, на знание каких-нибудь необычных фактов из истории математике, практического значения.

 Математические лабиринты. Трудность таких задач увеличивается по мере продвижения по лабиринту: чем ближе к концу, тем сложнее задача.

В «математической карусели» и математических боях обычно используются задачи повышенной трудности, на глубокое знание материала, нестандартность мышления, так как для их решения отводится достаточно много времени и в таких играх участвуют в основном только сильные ученики.

Учитывая все требования, возраст и тип учеников можно разработать такую игру, что она будет интересна всем участника. На уроках дети решают достаточно много задач, все они одинаковые и не интересные. Придя на математическую игру, они увидят, что решать задачи совсем не скучно, они бывают не такие сложные или наоборот однообразные, что у задач могут быть необычные и занятные формулировки, и не менее занятные решения. Решая задачи практического значения, они осознают всю значимость математики как науки. В свою очередь игровая форма, в которой будет проходить решение задач, придаст всему мероприятию совсем не учебный, а занимательный характер и дети не заметят, что они учатся.

Из опыта работы.

Задачи к математическим боям

Задача 1

Яблоко и груша вместе стоят 17 рублей. 5 яблок и 2 груши стоят 55 рублей. Сколько стоят отдельно одно яблоко и одна груша?

Ответ:

Ябл. + гр. = 17 (руб.); 5 ябл. + 2 гр. = 55 (руб.); 3 ябл. = 21 (руб.);

1 ябл. = 7 (руб.); 1 гр. = 17 - 7= 10 (руб.); 5 ябл. + 2 гр. = 55 (руб.);

2 ябл. + 2 гр. = 34 (руб.).

В итоге получаем:  яблоко стоит 7 рублей, груша - 10 рублей.

Задача 2.

На столе 3 совершенно одинаковых ящика. В одном из них лежат 2 чёрных шарика, в другом - чёрный и белый, в третьем - 2 белых. На ящичках есть надписи: «2 чёрных», «2 белых», «Чёрный и белый». Однако известно, что ни одна из этих надписей не соответствует действительности. Сможете ли вы определить, где какие шарики лежат, вынув всего один шарик из какой-нибудь коробки?

Ответ:

Нужно вынуть один шарик из коробки с надписью «Чёрный и белый». Если вынутый шарик белый, значит, и второй должен быть белым. Тогда в ящичке с надписью «2 чёрных» должны быть чёрный и белый шарики. А в ящичке с надписью «2 белых» - 2 чёрных шарика. Если же вынутый шарик чёрный, то и второй должен быть чёрным. Тогда в коробке с надписью «2 белых» могут быть только чёрный и белый шарики, а в коробке с надписью «2 чёрных» - 2 белых шарика.

Задача 3

Старатель намыл 8 мешочков золотого песка. Все они весят одинаково, кроме одного, который легче остальных, но на вид он совершенно такой же. Как старателю определить, какой мешочек легче других, всего за два взвешивания?

Ответ:

Надо взять 6 мешочков и положить их по 3 на чашки весов. Этим взвешиванием старатель может определить, на какой чаше весов находится лёгкий мешочек. А если весы уравновесятся, значит, он среди тех двух мешочков, которые ещё не взвешивали, и сравнить их вес можно вторым взвешиванием. Если при первом взвешивании одна чаша оказалась легче, то надо из этих трёх мешочков взять любые два и вторым взвешиванием сравнить их вес, а если весы уравновесятся, то это тот мешочек, который был отложен.

Задача 4

В пяти мисках 100 орехов, в 1-й и 2-й мисках всего 52 ореха; во 2-й и 3-й - всего 43 ореха; в 3-й и 4-й мисках - 34 ореха; в 5-й и 6-й мисках - 30 орехов. Сколько орехов в каждой миске?

Ответ:

1 м. + 2 м. + 3 м. + 4 м. + 5 м. = 100 (орехов);

5-я м. = 100 - (52 + 34) = 14 (ор.);

4 м. + 5 м. = 30 (оp.), значит, 4 м. = 30 - 14 = 16 (ор.);

3 м. + 4 м. = 34 (ор.), значит, 3 м. = 34 - 16 = 18 (ор.);

2 м. + 3 м. = 43 (ор.), значит, 1 м. = (1 м. + 2 м.) - (43 ор. - 3 м.) = 52-25 = 27 (ор.).

В итоге получаем: 27, 25, 18, 16, 14 орехов.

Задача 5

Сеня купил 3 пакетика орехов, а Саша - 2 таких пакетика. К ним присоединился Костя, и они разделили все орехи поровну. При расчёте оказалось, что Костя должен уплатить товарищам 25 рублей. Сколько денег из этой суммы должен получить Сеня и сколько - Саша?

Ответ:

По 25 рублей - должен заплатить каждый мальчик; все 5 пакетиков стоят: 25 • 3 = 75 (руб.); значит, один пакетик стоит: 75 : 5 = 15 (руб.). Сене надо отдать: 15 • 3 - 25 = 20 (руб.), Саше — 15 • 2 — -25 = 5 (руб.).

 Вопросы капитанам команд

Задача 1

5 землекопов за 5 часов выкапывают ров длиной 5 метров. Сколько потребуется землекопов, чтобы вырыть такой же глубины ров, длина которого 100 м, за 100 часов?

Ответ: 5 землекопов.

Задание  2

Как написать число 100 пятью единицами?

Ответ: 111-11.

Задание  3

Из одной точки вылетели 3 ласточки. Когда они будут в одной плоскости?

Ответ: Всегда.

Задача  4.

Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду верёвочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек, расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается воды. Океан сегодня спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см. Через сколько времени покроется водой третья ступенька верёвочной лестницы?

Ответ: Ступенька не покроется водой, так как корабль поднимается вместе с приливом.

Игра «Поле чудес» по математике для учащихся  6 класса

Цели: заинтересовать учащихся  математикой, вовлечь их в самостоятельную работу; способствовать расширению кругозора учащихся.

 .

Ход мероприятия

 I. Правила игры.

Игровой барабан оделен на сектора, которые имеют условные обозначения. На барабане должно быть несколько секторов с одинаковыми

обозначениями.

  1. Проводится жеребьевка среди команд.
  2. Краткая инструкция как работать с барабаном.

II. Задания конкурса.

Задание для 1 команды.

   Кто является отцом математики?   (5 букв)

Ответ:Евклид  .

 

 3адание для 2-й  команды.

Кто был первой женщиной математики? (11 букв)

  Ответ: Софья Васильевна Ковалевская             

 Задание для 3-й  команды

Кто создал одну из самых известных теорем: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов (7 БУКВ)

Ответ:  Пифагор  

 

 III. Выбор  победителей

Каждая команда  получает задание, кто быстрее сделает, тот войдет в финальную тройку.

1. Сосчитать, сколько углов, меньших 180°, изображено на рисунке?( Ответ: 10.)

2. Какой треугольник на рисунке лишний?

IV. Игра со зрителями.

Задание для зрителей:

Назовите ученого, однофамильца известного греческого медика, который первым написал самый первый учебник по геометрии (9 клеток).

Сначала открыть три буквы.

Ответ: Гиппократ.

 Вопросы  «Сюрприз»

 1. Равенство двух отношений? (Пропорция.)

2. Частное двух чисел? (Отношение.)

3. Отрезок, соединяющий центр окружности с любой ее точкой (Радиус.)

 4. Средство для измерения и построения углов. (Транспортир.)

СУПЕР СЮРПРИЗ. Сколько здесь треугольников? (18.)

 

 

 

Подведение итогов.

 

Математический  КВН

Принимают участие две команды.

Конкурс №1 «Приветствие».

   Каждая команда представляет свое название и девиз. 

Конкурс №2 «Разминка».

  Вопрос задается поочередно каждой команде. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. В случае неправильного ответа, своей команде могут помочь болельщики. В этом случае за правильный ответ начисляется 1 балл.

  1. Что получается в результате умножения? (произведение)
  2. Как называется верхняя часть дроби? (числитель)
  3. Какой цифрой заканчивается произведение всех чисел от 7 до 81? (Нулем)
  4. Как называется нижняя часть дроби? (знаменатель)
  5. Как найти неизвестное слагаемое? (от суммы отнять известное слагаемое)
  6.  Что получается в результате вычитания? (разность)

Конкурс №3 «Давайте посчитаем».

  Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1.Велосипедист ехал в поселок по дороге. Он встретил 3 легковые машины и 1 грузовую. Сколько машин ехало в поселок? (Ни одной).

2.Если «восьмерку» разделить пополам, что будет? (Если вдоль, то «тройки», если поперек, то «нолики»).

3.Буханка хлеба весит полкило и полбуханки. Сколько весит целая буханка? (1 кг).

4.Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг).

 

Конкурс №3 « Отгадай ребус».

 Команда, которая первая правильно ответила, получает 1 балл.

На экране проектора    «зашифрованные» слова.

Задача

Пять

Минус

Компьютер

Точка

 

Конкурс №4.   «Назови  учёного  математика»

За правильный ответ 1 балл. На экране показывают портреты учёных - математиков.

Архимед ученый. Архимед 287 212 гг до н э

Софья Ковалевская математик

Альберт Эйнштейн

 Сэр Исаак Ньютон 1643 1727  

  Евклид

Конкурс №5 «Конкурс капитанов»

  Капитанам команд предлагается составить слово из слова «АРИФМЕТИКА».  Победитель тот, кто больше составит слов.

Подведение итогов.

 Очень занимательная игра «Соревнование художников»  

Эту игру можно использовать  при изучении темы: «Прямоугольная система координат на плоскости» в 6-м классе. На доске заранее напишите координаты точек «Кошка». Координаты для задания смотрите ниже.

Тело кошки: (0;-4); (1;-8); (2;-8); (2;-2); (4;-8); (5;-8); (4;2); (3;3); (4;5); (4;7); (3;8); (2;10); (1;8); (-2;6); (-4;6); (-2;3); (-1;2); (-4;0);(-5;-2); (-5;-5); (-7;-5); (-9;-6); (-10;-7); (-10;-8); (-9;-9); (-7;-10); (-3;-10); (-2;-9); (-4;-8); (-6;-8); (-7;-7);(-6;-6);(-5;-6); (-3;-8); (1;-8); (0;-7); (-2;-7); (-1;-7); (0;-6); (0;-4); (-1;-3); (-2;-3).

Глаза: (-1;4); (0;4); (0;5); (-1;4) и (1;6); (2;6); (2;7); (1;6); Усы: (-2;2); (1;3); (-1;1) и (5;7); (3;5); (5;6).

Ход игры: предложите детям отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущим отрезком. В результате они получат рисунок, 

  №2

На доске записаны координаты точек (-4; -2), (-5; -2), (-6; -3), (-6; -5), (-5; -6), (-3; -6), (-2; -5), (-2; -3),       (-3; -2), (-4; -2), (-4; -1), (1; 4), (-1; 4), (-3; 6), (-1; 6), (3; 2), (5; 2), (3; 4), (1; 4), (1; -2), (0; -2), (-1; -3),      (-1; -5), (0; -6), (2; -6), (3; -5), (3; -3), (2; -2), (1; -2). Если на координатной плоскости каждую точку последовательно соединить с предыдущей, то получится рисунок.

 Можно предложить обратное задание: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной, и записать координаты вершин.

  Использование старинных  задач.

Задача Магницкого.(из «Арифметики»).

Некий человек продавал коня за 156 рублей . Купец покупая подумал, что конь не достоин такой высокой цены. Тогда продавец предложил ему иную «куплю». ’’Если тебе кажется, что цена этому коню велика, купи только гвозди для  подков, а коня же возьми даром. Гвоздей в каждой подкове по шесть, и за один гвоздь дашь мне одну полушку, за другой- две полушки, а за третий- копейку и так все гвозди купи’’. Купец же видя столь малую цену и, желая коня получить даром , обещал выплатить эту цену, думая заплатить не более 10 рублей за гвозди. Проторговался ли купец?

Скупой купец действительно проторговался. Он за 24 подковных гвоздя должен был заплатить 1+2+22+23+23+24+…+223 полушек, что составляет   41787 руб. 3  коп!  

Эту задачу можно дать в 9 классе  при введении  темы “Геометрическая прогрессия. Сумма n первых членов геометрической прогрессии”.  При рассмотрении на уроке этой задачи вспомним арифметические способы решения задач. Приходим к новому способу решения - по формулам. Решая задачу, в условии встречаем старое слово- полушка (серебряный монетный номинал-четверть копейки). И получаем представление о стоимости товаров того времени.  Также интересным оказывается то, что в подкове у коня 6 гвоздей.    Здесь же можем вспомнить  из истории социально-экономический строй того периода и купечество.  Купец осуществляет покупку товаров     для последующей продажи с целью получения прибыли, т. е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем.   

    Автор этой задачи  Л.Ф. Магницкий  (1669-1739) был преподавателем Математико-навигацкой школы организованной Петром I. Магницкий был автором первого на Руси  учебника по математике «Арифметика», который содержал много задач и примеров, причем ряд задач в занимательной форме.

Вывод

Использование математической игры  в  работе по математике наиболее эффективно способствует возникновению интереса у учащихся к математике. Учитывая все требования, возраст и тип учеников можно разработать такую игру, что она будет интересна всем участникам. На уроках дети решают достаточно много задач, все они одинаковые и не интересные. Придя на математическую игру, они увидят, что решать задачи совсем не скучно, они бывают не такие сложные или наоборот однообразные, что у задач могут быть необычные и занятные формулировки, и не менее занятные решения. Решая задачи практического значения, они осознают всю значимость математики как науки. В свою очередь игровая форма, в которой будет проходить решение задач, придаст всему мероприятию совсем не учебный, а занимательный характер и дети не заметят, что они учатся.

Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным.   (Б.Паскаль)

 

Литература

 

1. Барр Ст. Россыпи головоломок. – М.: Мир, 1984.

2. Волина В.В. Игра – дело серьёзное. – СПб.: Дидактика Плюс, 1999.

3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

4.Дышинский Е.А. Игротека математического кружка. М.- «Просвещение»,1972.

5. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. – М.:  Просвещение, 1990г.

 6. Оникул П.Р. Игры по математике: Учебное пособие. - СПб., 1999 г.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике.»

«Игровая технология как средство развития познавательного интереса

к математике»


« Игра–это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности»

(В.А.Сухомлинский)


Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: "не хочет учиться", "мог бы прекрасно заниматься, а желания нет". В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает».

Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку существует проблема утраты познавательного интереса уча­щихся к учению вообще и на уроках математики в частности, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.

Актуальность применения игровых технологий на уроках математики в том, что:

- игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;

- в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;

- в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;

- игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;

- игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;

- включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;

- разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету;

- игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности, следовательно, благодаря игре, повышается эффективность урока, но при условии:

* систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;

* учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;

* создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.

Классификацию игр по схожести правил и характера проведения.

Математические мини-игры.

Математические викторины.

Математические игры по станциям.

Математические конкурсы.

Математический КВН

Математические лабиринты.

Математическая карусель.

Математические бои.

Требования к подбору задач

Любая математическая игра предполагает наличие задач, которые должны решить школьники, участвующие в игре.

математические мини-игры, они бывают однотипные, на применение формул, правил, теорем, отличающиеся лишь по уровню сложности.

Задачи для викторины должны быть с легко обозримым содержанием, не громоздкие

В играх по станциям, возможно использование задач не только на знание материала предмета математики, но и задания, не требующие глубоких математических знаний (например, спеть как можно больше песен, в тексте которых присутствуют числа).

К задачам математических конкурсов и КВНов предъявляются следующие требования: они должны быть оригинальными, решение задач не должно быть громоздким, должны быть разными по уровню сложности и содержать материал не только школьной программы по математике.

Для игр-путешествий отбираются легкие задачи. Можно использовать задачи занимательного характера.

Так же в игры можно включать задачи исторического характера, на знание каких-нибудь необычных фактов из истории математике, практического значения.

Математические лабиринты. Трудность таких задач увеличивается по мере продвижения по лабиринту: чем ближе к концу, тем сложнее задача.

В «математической карусели» и математических боях обычно используются задачи повышенной трудности, на глубокое знание материала, нестандартность мышления, так как для их решения отводится достаточно много времени и в таких играх участвуют в основном только сильные ученики.

Учитывая все требования, возраст и тип учеников можно разработать такую игру, что она будет интересна всем участника. На уроках дети решают достаточно много задач, все они одинаковые и не интересные. Придя на математическую игру, они увидят, что решать задачи совсем не скучно, они бывают не такие сложные или наоборот однообразные, что у задач могут быть необычные и занятные формулировки, и не менее занятные решения. Решая задачи практического значения, они осознают всю значимость математики как науки. В свою очередь игровая форма, в которой будет проходить решение задач, придаст всему мероприятию совсем не учебный, а занимательный характер и дети не заметят, что они учатся.

Из опыта работы.

Задачи к математическим боям

Задача 1

Яблоко и груша вместе стоят 17 рублей. 5 яблок и 2 груши стоят 55 рублей. Сколько стоят отдельно одно яблоко и одна груша?

Ответ:

Ябл. + гр. = 17 (руб.); 5 ябл. + 2 гр. = 55 (руб.); 3 ябл. = 21 (руб.);

1 ябл. = 7 (руб.); 1 гр. = 17 - 7= 10 (руб.); 5 ябл. + 2 гр. = 55 (руб.);

2 ябл. + 2 гр. = 34 (руб.).

В итоге получаем:  яблоко стоит 7 рублей, груша - 10 рублей.

Задача 2.

На столе 3 совершенно одинаковых ящика. В одном из них лежат 2 чёрных шарика, в другом - чёрный и белый, в третьем - 2 белых. На ящичках есть надписи: «2 чёрных», «2 белых», «Чёрный и белый». Однако известно, что ни одна из этих надписей не соответствует действительности. Сможете ли вы определить, где какие шарики лежат, вынув всего один шарик из какой-нибудь коробки?

Ответ:

Нужно вынуть один шарик из коробки с надписью «Чёрный и белый». Если вынутый шарик белый, значит, и второй должен быть белым. Тогда в ящичке с надписью «2 чёрных» должны быть чёрный и белый шарики. А в ящичке с надписью «2 белых» - 2 чёрных шарика. Если же вынутый шарик чёрный, то и второй должен быть чёрным. Тогда в коробке с надписью «2 белых» могут быть только чёрный и белый шарики, а в коробке с надписью «2 чёрных» - 2 белых шарика.

Задача 3

Старатель намыл 8 мешочков золотого песка. Все они весят одинаково, кроме одного, который легче остальных, но на вид он совершенно такой же. Как старателю определить, какой мешочек легче других, всего за два взвешивания?

Ответ:

Надо взять 6 мешочков и положить их по 3 на чашки весов. Этим взвешиванием старатель может определить, на какой чаше весов находится лёгкий мешочек. А если весы уравновесятся, значит, он среди тех двух мешочков, которые ещё не взвешивали, и сравнить их вес можно вторым взвешиванием. Если при первом взвешивании одна чаша оказалась легче, то надо из этих трёх мешочков взять любые два и вторым взвешиванием сравнить их вес, а если весы уравновесятся, то это тот мешочек, который был отложен.

Задача 4

В пяти мисках 100 орехов, в 1-й и 2-й мисках всего 52 ореха; во 2-й и 3-й - всего 43 ореха; в 3-й и 4-й мисках - 34 ореха; в 5-й и 6-й мисках - 30 орехов. Сколько орехов в каждой миске?

Ответ:

1 м. + 2 м. + 3 м. + 4 м. + 5 м. = 100 (орехов);

5-я м. = 100 - (52 + 34) = 14 (ор.);

4 м. + 5 м. = 30 (оp.), значит, 4 м. = 30 - 14 = 16 (ор.);

3 м. + 4 м. = 34 (ор.), значит, 3 м. = 34 - 16 = 18 (ор.);

2 м. + 3 м. = 43 (ор.), значит, 1 м. = (1 м. + 2 м.) - (43 ор. - 3 м.) = 52-25 = 27 (ор.).

В итоге получаем: 27, 25, 18, 16, 14 орехов.

Задача 5

Сеня купил 3 пакетика орехов, а Саша - 2 таких пакетика. К ним присоединился Костя, и они разделили все орехи поровну. При расчёте оказалось, что Костя должен уплатить товарищам 25 рублей. Сколько денег из этой суммы должен получить Сеня и сколько - Саша?

Ответ:

По 25 рублей - должен заплатить каждый мальчик; все 5 пакетиков стоят: 25 • 3 = 75 (руб.); значит, один пакетик стоит: 75 : 5 = 15 (руб.). Сене надо отдать: 15 • 3 - 25 = 20 (руб.), Саше — 15 • 2 — -25 = 5 (руб.).

Вопросы капитанам команд

Задача 1

5 землекопов за 5 часов выкапывают ров длиной 5 метров. Сколько потребуется землекопов, чтобы вырыть такой же глубины ров, длина которого 100 м, за 100 часов?

Ответ: 5 землекопов.

Задание 2

Как написать число 100 пятью единицами?

Ответ: 111-11.

Задание 3

Из одной точки вылетели 3 ласточки. Когда они будут в одной плоскости?

Ответ: Всегда.

Задача 4.

Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду верёвочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек, расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается воды. Океан сегодня спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см. Через сколько времени покроется водой третья ступенька верёвочной лестницы?

Ответ: Ступенька не покроется водой, так как корабль поднимается вместе с приливом.


Игра «Поле чудес» по математике для учащихся 6 класса

Цели: заинтересовать учащихся математикой, вовлечь их в самостоятельную работу; способствовать расширению кругозора учащихся.

.

Ход мероприятия

I. Правила игры.

Игровой барабан (см. рис.) оделен на сектора, которые имеют условные обозначения. На барабане должно быть несколько секторов с одинаковыми

обозначениями.

  1. Проводится жеребьевка среди команд.

  2. Краткая инструкция как работать с барабаном.





II. Задания конкурса.

Задание для 1 команды.

  

  

  

  

  

Кто является отцом математики? (5 букв)

Ответ:Евклид .


3адание для 2-й команды.

Кто был первой женщиной математики? (11 букв)

Ответ: Софья Васильевна Ковалевская

Задание для 3-й команды


Кто создал одну из самых известных теорем: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов (7 БУКВ)

Ответ: Пифагор



III. Выбор победителей

Каждая команда получает задание, кто быстрее сделает, тот войдет в финальную тройку.

1. Сосчитать, сколько углов, меньших 180°, изображено на рисунке?( Ответ: 10.)

2. Какой треугольник на рисунке лишний?

IV. Игра со зрителями.

Задание для зрителей:

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Назовите ученого, однофамильца известного греческого медика, который первым написал самый первый учебник по геометрии (9 клеток).

Сначала открыть три буквы.

Ответ: Гиппократ.

Вопросы «Сюрприз»

1. Равенство двух отношений? (Пропорция.)

2. Частное двух чисел? (Отношение.)

3. Отрезок, соединяющий центр окружности с любой ее точкой (Радиус.)

4. Средство для измерения и построения углов. (Транспортир.)

СУПЕР СЮРПРИЗ. Сколько здесь треугольников? (18.)





Подведение итогов.



Математический КВН

Принимают участие две команды.

Конкурс №1 «Приветствие».

Каждая команда представляет свое название и девиз.

Конкурс №2 «Разминка».

Вопрос задается поочередно каждой команде. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. В случае неправильного ответа, своей команде могут помочь болельщики. В этом случае за правильный ответ начисляется 1 балл.

  1. Что получается в результате умножения? (произведение)

  2. Как называется верхняя часть дроби? (числитель)

  3. Какой цифрой заканчивается произведение всех чисел от 7 до 81? (Нулем)

  4. Как называется нижняя часть дроби? (знаменатель)

  5. Как найти неизвестное слагаемое? (от суммы отнять известное слагаемое)

  6. Что получается в результате вычитания? (разность)



Конкурс №3 «Давайте посчитаем».



Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.



  1. Велосипедист ехал в поселок по дороге. Он встретил 3 легковые машины и 1 грузовую. Сколько машин ехало в поселок? (Ни одной).

  2. Если «восьмерку» разделить пополам, что будет? (Если вдоль, то «тройки», если поперек, то «нолики»).

  3. Буханка хлеба весит полкило и полбуханки. Сколько весит целая буханка? (1 кг).

  4. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг).



Конкурс №3 « Отгадай ребус».



Команда, которая первая правильно ответила, получает 1 балл.

На экране проектора «зашифрованные» слова.

Задача

Пять

Минус

Компьютер

Точка



Конкурс №4. «Назови учёного математика»

За правильный ответ 1 балл.





Архимед ученый. Архимед 287 212 гг до н э









Софья Ковалевская математик



Альберт Эйнштейн



Сэр Исаак Ньютон 1643 1727

Евклид

Конкурс №5 «Конкурс капитанов»



Капитанам команд предлагается составить слово из слова «АРИФМЕТИКА». Победитель тот, кто больше составит слов.



Подведение итогов.

Очень занимательная игра «Соревнование художников»

Эту игру можно использовать при изучении темы: «Прямоугольная система координат на плоскости» в 6-м классе. На доске заранее напишите координаты точек «Кошка». Координаты для задания смотрите ниже.



Тело кошки: (0;-4); (1;-8); (2;-8); (2;-2); (4;-8); (5;-8); (4;2); (3;3); (4;5); (4;7); (3;8); (2;10); (1;8); (-2;6); (-4;6); (-2;3); (-1;2); (-4;0);(-5;-2); (-5;-5); (-7;-5); (-9;-6); (-10;-7); (-10;-8); (-9;-9); (-7;-10); (-3;-10); (-2;-9); (-4;-8); (-6;-8); (-7;-7);(-6;-6);(-5;-6); (-3;-8); (1;-8); (0;-7); (-2;-7); (-1;-7); (0;-6); (0;-4); (-1;-3); (-2;-3).

Глаза: (-1;4); (0;4); (0;5); (-1;4) и (1;6); (2;6); (2;7); (1;6); Усы: (-2;2); (1;3); (-1;1) и (5;7); (3;5); (5;6).

Ход игры: предложите детям отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущим отрезком. В результате они получат рисунок, как на примере ниже.

№1

№2



На доске записаны координаты точек (-4; -2), (-5; -2), (-6; -3), (-6; -5), (-5; -6), (-3; -6), (-2; -5), (-2; -3), (-3; -2), (-4; -2), (-4; -1), (1; 4), (-1; 4), (-3; 6), (-1; 6), (3; 2), (5; 2), (3; 4), (1; 4), (1; -2), (0; -2), (-1; -3), (-1; -5), (0; -6), (2; -6), (3; -5), (3; -3), (2; -2), (1; -2). Если на координатной плоскости каждую точку последовательно соединить с предыдущей, то получится рисунок.

Можно предложить обратное задание: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной, и записать координаты вершин.

Использование старинных задач.

Задача Магницкого.(из «Арифметики»).

Некий человек продавал коня за 156 рублей . Купец покупая подумал, что конь не достоин такой высокой цены. Тогда продавец предложил ему иную «куплю». ’’Если тебе кажется, что цена этому коню велика, купи только гвозди для подков, а коня же возьми даром. Гвоздей в каждой подкове по шесть, и за один гвоздь дашь мне одну полушку, за другой- две полушки, а за третий- копейку и так все гвозди купи’’. Купец же видя столь малую цену и, желая коня получить даром , обещал выплатить эту цену, думая заплатить не более 10 рублей за гвозди. Проторговался ли купец?

Скупой купец действительно проторговался. Он за 24 подковных гвоздя должен был заплатить 1+2+22+23+23+24+…+223 полушек, что составляет 41787 руб. 3 коп!

Эту задачу можно дать в 9 классе при введении темы “Геометрическая прогрессия. Сумма n первых членов геометрической прогрессии”. При рассмотрении на уроке этой задачи вспомним арифметические способы решения задач. Приходим к новому способу решения - по формулам. Решая задачу, в условии встречаем старое слово- полушка (серебряный монетный номинал-четверть копейки). И получаем представление о стоимости товаров того времени. Также интересным оказывается то, что в подкове у коня 6 гвоздей. Здесь же можем вспомнить из истории социально-экономический строй того периода и купечество. Купец осуществляет покупку товаров для последующей продажи с целью получения прибыли, т. е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем.

Автор этой задачи Л.Ф. Магницкий (1669-1739) был преподавателем Математико-навигацкой школы организованной Петром I. Магницкий был автором первого на Руси учебника по математике «Арифметика», который содержал много задач и примеров, причем ряд задач в занимательной форме.

Вывод

Использование математической игры в работе по математике наиболее эффективно способствует возникновению интереса у учащихся к математике. Учитывая все требования, возраст и тип учеников можно разработать такую игру, что она будет интересна всем участникам. На уроках дети решают достаточно много задач, все они одинаковые и не интересные. Придя на математическую игру, они увидят, что решать задачи совсем не скучно, они бывают не такие сложные или наоборот однообразные, что у задач могут быть необычные и занятные формулировки, и не менее занятные решения. Решая задачи практического значения, они осознают всю значимость математики как науки. В свою очередь игровая форма, в которой будет проходить решение задач, придаст всему мероприятию совсем не учебный, а занимательный характер и дети не заметят, что они учатся.

Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. (Б.Паскаль)



Литература

1. Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1971.

2. Барр Ст. Россыпи головоломок. – М.: Мир, 1984.

3. Волина В.В. Игра – дело серьёзное. – СПб.: Дидактика Плюс, 1999.

4. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

5.Дышинский Е.А. Игротека математического кружка. М.- «Просвещение»,1972.

6. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990г.

7. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! Москва, 1998 г.

8. Оникул П.Р. Игры по математике: Учебное пособие. - СПб., 1999 г.

9. Ремчукова И.Б. Математика 5-8 классы. Игровые технологии на уроках.-2006, Волгоград: «Учитель»

10. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Кн. Для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995г.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!