Вариативность заданий как средство развития
познавательной деятельности на уроках математики.
Актуальность этой темы в том, что наряду с задачей научить детей писать, считать, нужно обеспечить первоначальное становление личности ребёнка, выявить и развить его особенности, сформировать желание учиться, а это можно достичь через реформирование образования, опираясь на принципы демократизации, вариативности. Цель: Обеспечение первоначального становления личности ребенка, выявление и развитие его способностей, формирование желания учиться.
Усвоение знаний, формирование умений и навыков осуществляется в курсе математики начальных классов в процессе выполнения упражнений различных видов: решение примеров, задач, сравнение выражений, заданий на логическое мышление, на внимание, заданий занимательного характера
и т. д.
Задачи: Использование вариативности заданий для разнообразия познавательной деятельности учащихся;
1.Создание многообразия учебных ситуаций для вызова активной познавательной деятельности учащихся;
2.Создание атмосферы для вдохновения детей, вселения уверенности в себе, поощрение интересов, развитие творческого начала.
Вариативность заданий позволяет разнообразить познавательную деятельность учащихся и тем самым включать их в активную работу.
С этой целью можно использовать задания на классификацию. Данный приём тесно связан с анализом, синтезом, обобщением.
Хороший урок, отличается многообразием учебных ситуаций, которые вызывают активную познавательную деятельность учащихся. Такой урок оказывается эффективным не только в усвоении знаний и формировании умений и навыков, но и способствует умственному развитию учащихся.
Учитель связывает многообразие учебных ситуаций с различными средствами наглядности, устными упражнениями, с демонстрационным и индивидуальным дидактическим материалом, с наборным полотном, с учебником, с тетрадью, самостоятельная, групповая работа, работа в парах и у доски.
Если будет развиваться самостоятельность мышления школьников, то учебно-воспитательный процесс будет более успешным. Для этого рекомендуется использовать личный опыт учащихся, обобщение вариативного материала по изучаемому вопросу, взаимосвязь теории и практики.
Методы работы: Психолого – педагогическое и методическое обоснование выбора форм, методов и приемов вариативности.
а)Изучение и исследование литературы.
б)Анкетирование и анализ работ учащихся
в)Организация опытно – экспериментальной работы.
Опираясь на принцип научности, вариативности, доступности, прочности знаний, через использование элементов передовых технологий с применением занимательного материала, игры, карточек, заданий вариативного характера, работы в группах, парах с проведением тестирования, контроля: выработать у детей умение трудиться с самого раннего возраста – первейшая задача школьного обучения. Труд детей начальных классов должен быть радостным, а уроки интересными.
На первых порах самостоятельная мысль мелькнёт, как искорка, вначале несмелая, неуверенная. От первой маленькой искорки самостоятельной мысли до потребности думать, мыслить, рассуждать дети проходят немалый путь. И скорость прохождения этого пути у каждого ребёнка разная.
Поэтому самая главная задача педагога – не упустить этот момент. Необходимо создавать атмосферу, которая может вдохновлять детей, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало.
Процесс воспитания самостоятельности мышления школьников – сложный и длительный, поэтому уже в начальной школе целесообразно уделять этому должное внимание. Для этого рекомендуется использовать личный опыт учащихся, обобщение вариативного материала по изучаемому вопросу, взаимосвязь теории и практики.
В результате использования метода вариативности заданий для познавательной деятельности учащихся повысилось качество успеваемости;
повысилась уверенность в себе при изучении данного предмета, появилась заинтересованность, творческие задатки, мыслительная деятельность, умение работать самостоятельно.
В результате работы у меня возникло желание продолжить работу над проблемно – вариативным обучением, продолжить изучение методической литературы, опыта педагогов – новаторов. Так как работа над данной проблемой повысила успеваемость учащихся не только по математике, но и по другим предметам.
Важное условие эффективности обучения математике – умение учителя организовать на уроке внимание детей. Внимание – основное условие успешного обучения. Внимательно слушая объяснение урока, ученик легче воспринимает, запоминает содержание нового материала и тем самым облегчает свою дальнейшую работу. «Внимание!» как часто с этим словом мы обращаемся к своим малышам, побуждая их сосредоточиться на том, что говорим и показываем, чтобы целенаправленно организовать их деятельность. Но одного обращения не всегда бывает достаточно. Поэтому в своей повседневной работе, наряду с решением многих задач, нужно придавать большое значение воспитанию произвольного внимания учащихся. Для этого нужно постоянно включать в урок специальные упражнения и задания для устного счёта, нацеленные на формирование внимания, развитие активности, самостоятельности, творческого отношения к делу.
Для развития активности и внимания учащихся нужно проводить устный счёт с элементами игры. Стараться делать его доступным, интересным для каждого ученика используя для этого дифференцированные и индивидуальные задания в соответствии с целями и требованиями к современному уроку. Будет интерес, будет и внимание. Так как у детей младшего школьного возраста ещё сильна потребность в игре, то пренебрежительное отношение к игровым приёмам в учебно – воспитательной работе означает нарушение одного из принципов обучения – учёта возрастных особенностей.
Учащиеся очень любят упражнения, в которых им приходится наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это ведёт к выработке устойчивого внимания, что, естественно, не может положительно не сказаться на организации самого урока, на усвоение знаний, на формирование умений и навыков.
Каждую работу необходимо завершать подведением итогов. Обязательным поощрением детей, которые хорошо работали и были внимательны.
Каждый учитель знает, как трудно подготовить урок, в полной мере отвечающий тем современным требованиям, которые к нему предъявляются.
Это и целенаправленность урока на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, и продумывание его структуры, содержания, методов, средств, форм обучения.
Подготовка к уроку математики имеет свою специфику. Продумывая содержание урока, учитель в первую очередь должен ориентироваться на те задания, которые предлагаются в учебнике. Большую помощь при подготовке урока оказывают методические указания к учебнику и методические рекомендации (планирование уроков), составленные в соответствии с ним. Ориентируясь на эти пособия, учитель, во-первых, может представить себе весь объём и содержание работы по каждой теме и распределение этой работы по урокам. Во-вторых, содержание фронтальных бесед, самостоятельных работ, математических диктантов, проверочных и контрольных работ, которые даны в методических рекомендациях, помогают конкретизировать требования, предъявляемые к усвоению знаний, формированию умений и навыков, правильно ориентировать к выбору методов, приёмов, средств и форм работы. Тем не менее, необходимо иметь в виду, что ни учебник, ни методические указания, ни поурочные методические разработки не определяют однозначно методы, средства и формы работы на уроке, не учитывают при формулировке целей уроков, особенностей учебника и учителя данного класса, не формируют конкретных задач каждого этапа урока. Поэтому подготовка учителя к уроку – процесс творческий, который требует от него не только хорошего знания программы и учебника, но и умения выбрать оптимальные методы, средства и формы обучения.
Просмотр содержимого документа
«Вариативность заданий как средство развития познавательной деятельности учащихся»
Методическая тема: Вариативность заданий как средство развития
познавательной деятельности на уроках математики.
Актуальность этой темы в том, что наряду с задачей научить детей писать, считать, нужно обеспечить первоначальное становление личности ребёнка, выявить и развить его особенности, сформировать желание учиться, а это можно достичь через реформирование образования, опираясь на принципы демократизации, вариативности. Цель: Обеспечение первоначального становления личности ребенка, выявление и развитие его способностей, формирование желания учиться.
Усвоение знаний, формирование умений и навыков осуществляется в курсе математики начальных классов в процессе выполнения упражнений различных видов: решение примеров, задач, сравнение выражений, заданий на логическое мышление, на внимание, заданий занимательного характера
и т. д.
Задачи: Использование вариативности заданий для разнообразия познавательной деятельности учащихся;
1.Создание многообразия учебных ситуаций для вызова активной познавательной деятельности учащихся;
2.Создание атмосферы для вдохновения детей, вселения уверенности в себе, поощрение интересов, развитие творческого начала.
Вариативность заданий позволяет разнообразить познавательную деятельность учащихся и тем самым включать их в активную работу.
С этой целью можно использовать задания на классификацию. Данный приём тесно связан с анализом, синтезом, обобщением.
Хороший урок, отличается многообразием учебных ситуаций, которые вызывают активную познавательную деятельность учащихся. Такой урок оказывается эффективным не только в усвоении знаний и формировании умений и навыков, но и способствует умственному развитию учащихся.
Учитель связывает многообразие учебных ситуаций с различными средствами наглядности, устными упражнениями, с демонстрационным и индивидуальным дидактическим материалом, с наборным полотном, с учебником, с тетрадью, самостоятельная, групповая работа, работа в парах и у доски.
Если будет развиваться самостоятельность мышления школьников, то учебно-воспитательный процесс будет более успешным. Для этого рекомендуется использовать личный опыт учащихся, обобщение вариативного материала по изучаемому вопросу, взаимосвязь теории и практики.
Методы работы: Психолого – педагогическое и методическое обоснование выбора форм, методов и приемов вариативности.
а)Изучение и исследование литературы.
б)Анкетирование и анализ работ учащихся
в)Организация опытно – экспериментальной работы.
Опираясь на принцип научности, вариативности, доступности, прочности знаний, через использование элементов передовых технологий с применением занимательного материала, игры, карточек, заданий вариативного характера, работы в группах, парах с проведением тестирования, контроля: выработать у детей умение трудиться с самого раннего возраста – первейшая задача школьного обучения. Труд детей начальных классов должен быть радостным, а уроки интересными.
На первых порах самостоятельная мысль мелькнёт, как искорка, вначале несмелая, неуверенная. От первой маленькой искорки самостоятельной мысли до потребности думать, мыслить, рассуждать дети проходят немалый путь. И скорость прохождения этого пути у каждого ребёнка разная.
Поэтому самая главная задача педагога – не упустить этот момент. Необходимо создавать атмосферу, которая может вдохновлять детей, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало.
Процесс воспитания самостоятельности мышления школьников – сложный и длительный, поэтому уже в начальной школе целесообразно уделять этому должное внимание. Для этого рекомендуется использовать личный опыт учащихся, обобщение вариативного материала по изучаемому вопросу, взаимосвязь теории и практики.
В результате использования метода вариативности заданий для познавательной деятельности учащихся повысилось качество успеваемости;
повысилась уверенность в себе при изучении данного предмета, появилась заинтересованность, творческие задатки, мыслительная деятельность, умение работать самостоятельно.
В результате работы у меня возникло желание продолжить работу над проблемно – вариативным обучением, продолжить изучение методической литературы, опыта педагогов – новаторов. Так как работа над данной проблемой повысила успеваемость учащихся не только по математике, но и по другим предметам.
Важное условие эффективности обучения математике – умение учителя организовать на уроке внимание детей. Внимание – основное условие успешного обучения. Внимательно слушая объяснение урока, ученик легче воспринимает, запоминает содержание нового материала и тем самым облегчает свою дальнейшую работу. «Внимание!» как часто с этим словом мы обращаемся к своим малышам, побуждая их сосредоточиться на том, что говорим и показываем, чтобы целенаправленно организовать их деятельность. Но одного обращения не всегда бывает достаточно. Поэтому в своей повседневной работе, наряду с решением многих задач, нужно придавать большое значение воспитанию произвольного внимания учащихся. Для этого нужно постоянно включать в урок специальные упражнения и задания для устного счёта, нацеленные на формирование внимания, развитие активности, самостоятельности, творческого отношения к делу.
Для развития активности и внимания учащихся нужно проводить устный счёт с элементами игры. Стараться делать его доступным, интересным для каждого ученика используя для этого дифференцированные и индивидуальные задания в соответствии с целями и требованиями к современному уроку. Будет интерес, будет и внимание. Так как у детей младшего школьного возраста ещё сильна потребность в игре, то пренебрежительное отношение к игровым приёмам в учебно – воспитательной работе означает нарушение одного из принципов обучения – учёта возрастных особенностей.
Учащиеся очень любят упражнения, в которых им приходится наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это ведёт к выработке устойчивого внимания, что, естественно, не может положительно не сказаться на организации самого урока, на усвоение знаний, на формирование умений и навыков.
Каждую работу необходимо завершать подведением итогов. Обязательным поощрением детей, которые хорошо работали и были внимательны.
Каждый учитель знает, как трудно подготовить урок, в полной мере отвечающий тем современным требованиям, которые к нему предъявляются.
Это и целенаправленность урока на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, и продумывание его структуры, содержания, методов, средств, форм обучения.
Подготовка к уроку математики имеет свою специфику. Продумывая содержание урока, учитель в первую очередь должен ориентироваться на те задания, которые предлагаются в учебнике. Большую помощь при подготовке урока оказывают методические указания к учебнику и методические рекомендации (планирование уроков), составленные в соответствии с ним. Ориентируясь на эти пособия, учитель, во-первых, может представить себе весь объём и содержание работы по каждой теме и распределение этой работы по урокам. Во-вторых, содержание фронтальных бесед, самостоятельных работ, математических диктантов, проверочных и контрольных работ, которые даны в методических рекомендациях, помогают конкретизировать требования, предъявляемые к усвоению знаний, формированию умений и навыков, правильно ориентировать к выбору методов, приёмов, средств и форм работы. Тем не менее, необходимо иметь в виду, что ни учебник, ни методические указания, ни поурочные методические разработки не определяют однозначно методы, средства и формы работы на уроке, не учитывают при формулировке целей уроков, особенностей учебника и учителя данного класса, не формируют конкретных задач каждого этапа урока. Поэтому подготовка учителя к уроку – процесс творческий, который требует от него не только хорошего знания программы и учебника, но и умения выбрать оптимальные методы, средства и формы обучения.