СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариативность заданий как средство развития познавательной деятельности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Вариативность заданий как средство развития

познавательной деятельности на уроках математики.

Актуальность этой темы в том, что наряду с задачей научить детей писать, считать, нужно обеспечить первоначальное становление личности ребёнка, выявить и развить его особенности, сформировать желание учиться, а это можно достичь через реформирование образования, опираясь на  принципы демократизации, вариативности.                                                                              Цель: Обеспечение первоначального становления личности ребенка,   выявление и развитие его способностей, формирование желания учиться.                  

        Усвоение знаний, формирование умений и навыков осуществляется в курсе математики начальных классов в процессе выполнения упражнений различных видов: решение примеров, задач, сравнение выражений, заданий на логическое мышление, на внимание, заданий занимательного характера

 и т. д.                                                                    

Задачи:    Использование вариативности заданий для разнообразия познавательной деятельности учащихся;

1.Создание многообразия учебных ситуаций для вызова активной познавательной деятельности учащихся;

2.Создание атмосферы для вдохновения детей, вселения уверенности в себе, поощрение интересов, развитие творческого начала.                                                                                                                                                                                         

          Вариативность заданий позволяет разнообразить познавательную деятельность учащихся и тем самым включать их в активную работу.

С этой целью можно использовать задания на классификацию.  Данный приём тесно связан с анализом, синтезом, обобщением.

Хороший урок, отличается многообразием учебных ситуаций, которые вызывают активную познавательную деятельность учащихся. Такой урок оказывается эффективным не только в усвоении знаний и формировании умений и навыков, но и способствует умственному развитию учащихся.

Учитель связывает многообразие учебных ситуаций с различными средствами наглядности, устными упражнениями, с демонстрационным и индивидуальным дидактическим материалом, с наборным полотном, с учебником, с тетрадью, самостоятельная, групповая работа, работа в парах и у доски.

 

 

       Если будет развиваться самостоятельность мышления школьников, то учебно-воспитательный процесс будет более успешным. Для этого рекомендуется использовать личный опыт учащихся, обобщение вариативного материала по изучаемому вопросу, взаимосвязь теории и практики.

Методы работы:  Психолого – педагогическое и методическое обоснование выбора форм, методов и приемов вариативности.

а)Изучение и исследование литературы.

б)Анкетирование и анализ работ учащихся

в)Организация опытно – экспериментальной работы.

         Опираясь на принцип научности,  вариативности, доступности, прочности знаний, через использование элементов передовых технологий с применением занимательного материала, игры, карточек, заданий вариативного характера, работы в группах, парах с проведением тестирования, контроля:  выработать у детей умение трудиться с самого раннего возраста – первейшая задача школьного обучения.  Труд детей начальных классов должен быть радостным, а уроки интересными.

На первых порах самостоятельная мысль мелькнёт, как искорка, вначале несмелая, неуверенная. От первой маленькой искорки самостоятельной мысли до потребности думать, мыслить, рассуждать дети проходят немалый путь. И скорость прохождения этого пути у каждого ребёнка разная.

        Поэтому самая главная задача педагога – не упустить этот момент. Необходимо создавать атмосферу, которая может вдохновлять детей, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало.

        Процесс воспитания самостоятельности мышления школьников – сложный и длительный, поэтому уже в начальной школе целесообразно уделять этому должное внимание. Для этого рекомендуется использовать личный опыт учащихся, обобщение вариативного материала по изучаемому вопросу, взаимосвязь теории и практики.                   

      В результате использования метода  вариативности заданий для познавательной деятельности учащихся повысилось качество успеваемости;

повысилась уверенность в себе при изучении данного предмета, появилась заинтересованность, творческие задатки, мыслительная деятельность, умение работать самостоятельно.

     В результате работы у меня возникло желание продолжить работу над проблемно – вариативным обучением, продолжить изучение методической литературы, опыта педагогов – новаторов. Так как работа над данной проблемой повысила успеваемость учащихся не только по математике, но и по другим предметам.

 

           Важное условие эффективности обучения математике – умение учителя организовать на уроке внимание детей. Внимание – основное условие успешного обучения. Внимательно слушая объяснение урока, ученик легче воспринимает, запоминает содержание нового материала и тем самым облегчает свою дальнейшую работу. «Внимание!» как часто с этим словом мы обращаемся к своим малышам, побуждая их сосредоточиться на том, что говорим и показываем, чтобы целенаправленно организовать их деятельность. Но одного обращения не всегда бывает достаточно. Поэтому в своей повседневной работе, наряду с решением многих задач, нужно придавать большое значение воспитанию произвольного внимания учащихся. Для этого нужно постоянно включать в урок специальные упражнения и задания для устного счёта, нацеленные на формирование внимания, развитие активности, самостоятельности, творческого отношения к делу.

            Для развития  активности и внимания учащихся нужно проводить устный счёт с элементами игры. Стараться делать его доступным, интересным для каждого ученика используя для этого дифференцированные и индивидуальные задания в соответствии с целями и требованиями к современному уроку. Будет интерес, будет и внимание. Так как у детей младшего школьного возраста ещё сильна потребность в игре, то пренебрежительное отношение к игровым приёмам в  учебно – воспитательной работе означает нарушение одного из принципов обучения – учёта возрастных особенностей.

Учащиеся очень любят упражнения, в которых им приходится наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это ведёт к выработке устойчивого внимания, что, естественно, не может положительно не сказаться на организации самого урока, на усвоение знаний, на формирование умений и навыков.

Каждую работу необходимо завершать подведением итогов. Обязательным поощрением детей, которые хорошо работали и были внимательны.

       Каждый учитель знает, как трудно подготовить урок, в полной мере отвечающий тем современным требованиям, которые к нему предъявляются.

Это и целенаправленность урока на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, и продумывание его структуры, содержания, методов, средств, форм обучения.

     Подготовка к уроку математики имеет свою специфику. Продумывая содержание урока, учитель в первую очередь должен ориентироваться на те задания, которые предлагаются в учебнике. Большую помощь при подготовке урока оказывают методические указания к учебнику и методические рекомендации (планирование уроков), составленные в соответствии с  ним. Ориентируясь на эти пособия, учитель, во-первых,  может представить себе весь объём и содержание работы по каждой теме и распределение этой работы по урокам. Во-вторых, содержание фронтальных бесед, самостоятельных работ, математических диктантов, проверочных и контрольных работ, которые даны в методических рекомендациях, помогают конкретизировать требования, предъявляемые к усвоению знаний, формированию умений и навыков, правильно ориентировать к выбору методов, приёмов, средств и форм работы. Тем не менее, необходимо иметь в виду, что ни учебник, ни методические указания, ни поурочные методические разработки не определяют однозначно методы, средства и формы работы на уроке, не учитывают при формулировке целей уроков, особенностей учебника и учителя данного класса, не формируют конкретных задач каждого этапа урока. Поэтому подготовка учителя к уроку – процесс творческий, который требует от него не только хорошего знания программы и учебника, но и умения выбрать оптимальные методы, средства и формы обучения.

 

Просмотр содержимого документа
«Вариативность заданий как средство развития познавательной деятельности учащихся»

Методическая тема: Вариативность заданий как средство развития

познавательной деятельности на уроках математики.

Актуальность этой темы в том, что наряду с задачей научить детей писать, считать, нужно обеспечить первоначальное становление личности ребёнка, выявить и развить его особенности, сформировать желание учиться, а это можно достичь через реформирование образования, опираясь на принципы демократизации, вариативности. Цель: Обеспечение первоначального становления личности ребенка, выявление и развитие его способностей, формирование желания учиться.

Усвоение знаний, формирование умений и навыков осуществляется в курсе математики начальных классов в процессе выполнения упражнений различных видов: решение примеров, задач, сравнение выражений, заданий на логическое мышление, на внимание, заданий занимательного характера

и т. д.

Задачи: Использование вариативности заданий для разнообразия познавательной деятельности учащихся;

1.Создание многообразия учебных ситуаций для вызова активной познавательной деятельности учащихся;

2.Создание атмосферы для вдохновения детей, вселения уверенности в себе, поощрение интересов, развитие творческого начала.

Вариативность заданий позволяет разнообразить познавательную деятельность учащихся и тем самым включать их в активную работу.

С этой целью можно использовать задания на классификацию. Данный приём тесно связан с анализом, синтезом, обобщением.

Хороший урок, отличается многообразием учебных ситуаций, которые вызывают активную познавательную деятельность учащихся. Такой урок оказывается эффективным не только в усвоении знаний и формировании умений и навыков, но и способствует умственному развитию учащихся.

Учитель связывает многообразие учебных ситуаций с различными средствами наглядности, устными упражнениями, с демонстрационным и индивидуальным дидактическим материалом, с наборным полотном, с учебником, с тетрадью, самостоятельная, групповая работа, работа в парах и у доски.


Если будет развиваться самостоятельность мышления школьников, то учебно-воспитательный процесс будет более успешным. Для этого рекомендуется использовать личный опыт учащихся, обобщение вариативного материала по изучаемому вопросу, взаимосвязь теории и практики.

Методы работы: Психолого – педагогическое и методическое обоснование выбора форм, методов и приемов вариативности.

а)Изучение и исследование литературы.

б)Анкетирование и анализ работ учащихся

в)Организация опытно – экспериментальной работы.

Опираясь на принцип научности, вариативности, доступности, прочности знаний, через использование элементов передовых технологий с применением занимательного материала, игры, карточек, заданий вариативного характера, работы в группах, парах с проведением тестирования, контроля: выработать у детей умение трудиться с самого раннего возраста – первейшая задача школьного обучения. Труд детей начальных классов должен быть радостным, а уроки интересными.

На первых порах самостоятельная мысль мелькнёт, как искорка, вначале несмелая, неуверенная. От первой маленькой искорки самостоятельной мысли до потребности думать, мыслить, рассуждать дети проходят немалый путь. И скорость прохождения этого пути у каждого ребёнка разная.

Поэтому самая главная задача педагога – не упустить этот момент. Необходимо создавать атмосферу, которая может вдохновлять детей, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало.

Процесс воспитания самостоятельности мышления школьников – сложный и длительный, поэтому уже в начальной школе целесообразно уделять этому должное внимание. Для этого рекомендуется использовать личный опыт учащихся, обобщение вариативного материала по изучаемому вопросу, взаимосвязь теории и практики.

В результате использования метода вариативности заданий для познавательной деятельности учащихся повысилось качество успеваемости;

повысилась уверенность в себе при изучении данного предмета, появилась заинтересованность, творческие задатки, мыслительная деятельность, умение работать самостоятельно.

В результате работы у меня возникло желание продолжить работу над проблемно – вариативным обучением, продолжить изучение методической литературы, опыта педагогов – новаторов. Так как работа над данной проблемой повысила успеваемость учащихся не только по математике, но и по другим предметам.

Важное условие эффективности обучения математике – умение учителя организовать на уроке внимание детей. Внимание – основное условие успешного обучения. Внимательно слушая объяснение урока, ученик легче воспринимает, запоминает содержание нового материала и тем самым облегчает свою дальнейшую работу. «Внимание!» как часто с этим словом мы обращаемся к своим малышам, побуждая их сосредоточиться на том, что говорим и показываем, чтобы целенаправленно организовать их деятельность. Но одного обращения не всегда бывает достаточно. Поэтому в своей повседневной работе, наряду с решением многих задач, нужно придавать большое значение воспитанию произвольного внимания учащихся. Для этого нужно постоянно включать в урок специальные упражнения и задания для устного счёта, нацеленные на формирование внимания, развитие активности, самостоятельности, творческого отношения к делу.

Для развития активности и внимания учащихся нужно проводить устный счёт с элементами игры. Стараться делать его доступным, интересным для каждого ученика используя для этого дифференцированные и индивидуальные задания в соответствии с целями и требованиями к современному уроку. Будет интерес, будет и внимание. Так как у детей младшего школьного возраста ещё сильна потребность в игре, то пренебрежительное отношение к игровым приёмам в учебно – воспитательной работе означает нарушение одного из принципов обучения – учёта возрастных особенностей.

Учащиеся очень любят упражнения, в которых им приходится наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это ведёт к выработке устойчивого внимания, что, естественно, не может положительно не сказаться на организации самого урока, на усвоение знаний, на формирование умений и навыков.

Каждую работу необходимо завершать подведением итогов. Обязательным поощрением детей, которые хорошо работали и были внимательны.

Каждый учитель знает, как трудно подготовить урок, в полной мере отвечающий тем современным требованиям, которые к нему предъявляются.

Это и целенаправленность урока на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, и продумывание его структуры, содержания, методов, средств, форм обучения.

Подготовка к уроку математики имеет свою специфику. Продумывая содержание урока, учитель в первую очередь должен ориентироваться на те задания, которые предлагаются в учебнике. Большую помощь при подготовке урока оказывают методические указания к учебнику и методические рекомендации (планирование уроков), составленные в соответствии с ним. Ориентируясь на эти пособия, учитель, во-первых, может представить себе весь объём и содержание работы по каждой теме и распределение этой работы по урокам. Во-вторых, содержание фронтальных бесед, самостоятельных работ, математических диктантов, проверочных и контрольных работ, которые даны в методических рекомендациях, помогают конкретизировать требования, предъявляемые к усвоению знаний, формированию умений и навыков, правильно ориентировать к выбору методов, приёмов, средств и форм работы. Тем не менее, необходимо иметь в виду, что ни учебник, ни методические указания, ни поурочные методические разработки не определяют однозначно методы, средства и формы работы на уроке, не учитывают при формулировке целей уроков, особенностей учебника и учителя данного класса, не формируют конкретных задач каждого этапа урока. Поэтому подготовка учителя к уроку – процесс творческий, который требует от него не только хорошего знания программы и учебника, но и умения выбрать оптимальные методы, средства и формы обучения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!