СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровая технология в системе современных технологий обучения иностранному языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выходные данные: Дурнова, А. Н. Игровая технология в системе современных технологий обучения иностранному языку / А. Н. Дурнова // «Новые информационные технологии в науке»: сб. статей Междунар. научн.-практ. конф. в 5 ч. Ч. 4. – Челябинск, 2017. – С. 73–78.

Просмотр содержимого документа
«Игровая технология в системе современных технологий обучения иностранному языку»

Дурнова А. Н.

учитель английского языка МОУ «Гимназия №23»,

г. Саранск, РФ

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

В статье рассказывается о роли игровых технологий в системе современных технологий обучения иностранному языку. Статья содержит материал об эффективности использования игровых технологий, их функциях и структуре внедрения. В результате автор делает вывод, что при интегрированном использовании игровых технологий с традиционными элементами урока удастся выработать оптимальный подход к организации процесса обучения иностранному языку.

Ключевые слова: Игровые технологии, игровая деятельность, иностранный язык, урок, учебный процесс.


Изменяющиеся быстрыми темпами экономические, политические, и социальные условия нашего общества привели к значительным переменам в сфере образования. В первую очередь, изменился статус иностранного языка как школьного предмета. Благодаря расширению международных связей иностранный язык стал действительно востребованным. Все это показывает, что иностранный язык в полной мере стал осознаваться как средство общения, средство взаимодействия и понимания людей, средство изучения иной национальной культуры и как важное средство для развития интеллектуальных и творческих способностей школьников.

За последнее время современная методика преподавания иностранного языка обогатилась новейшими технологиями, цель которых – значительно облегчить процесс обучения, сделать его интересным и не обременяющим. Наибольшей популярностью стало использование Интернет-ресурсов, создание видео презентаций для уроков, широко начали применяться интерактивные доски, компьютеры, аудиокниги и другие гаджеты.

Изменениям подверглась также форма урока. Сегодня преподаватели почти не используют форму лекции при предъявлении нового материала, или простого опроса для контроля знаний. Методисты отмечают, что эффективность обучения заметно улучшается, если на уроках иностранного языка применять игровые технологии.

Дети начинают изучать английский язык с желанием и радостью. Новый предмет таинственен и влечет всех. Учащиеся еще не знают, какие это будут уроки, но все они уверенны в успехе и нетерпеливо ждут первого урока. Именно поэтому игра является хорошим помощником для учителя при подготовке к уроку, а также при планировании своей дальнейшей работы с детьми.

На сегодняшний день для школы необходима особая организация своей деятельности, обеспечивающая развитие индивидуальных и творческих способностей каждого учащегося, реализацию принципа гуманного подхода к детям, введение различных инновационных учебных программ. Другими словами, школа должна быть заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка.

Давайте рассмотрим, почему же игры повышают эффективность обучения:

1) в процессе игры и учитель, и дети общаются на английском языке, что является самым важным условием;

2) закрепление новой лексики или повторение какого-то грамматического правила форме игры превращается в увлекательное занятие;

3) учащиеся получают наглядное практическое применение новых знаний, особенно этому способствуют ролевые игры;

4) исчезает языковой барьер, который чаще всего присутствует у застенчивых людей. Игра раскрепощает ребенка, позволяет общаться более непринужденно и свободно;

5) игровые технологии вносят разнообразие в уроки, способствуют развитию творчества.

Помимо этого, благодаря игре у учащихся формируется сильный интерес к изучению иностранного языка и уверенность в успешном овладении им.

Можно выделить следующие функции игровых технологий:

1) игра формирует  у учеников непроизвольное желание общаться на английском языке с учителем и одноклассниками;

2) игра развивает мыслительную деятельность, давая возможность  учащимся находить и использовать коммуникативно-значимые фразы, в основе которых лежат простейшие грамматические модели;

3) психологически оправдывает и делает эмоционально привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов;

4) развивает способность анализировать, сравнивать и обобщать;

5) активизирует  резервные возможности учащихся;

6) позволяет применять знания практически;

7) делает разнообразным учебный процесс;

8) развивает творческие способности школьников;

9) учит организовывать свою деятельность.

По мнению Селевко Г. К. игровая деятельность выполняет следующие функции:

– игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих у ребёнка в поведении, общении, учении, и других видах жизнедеятельности;

– диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

– межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

– социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития [5, с. 154].

По мнению многих психологов в игре ребёнок проходит первую школу социальных отношений, во время которой он начинает осознавать, что невозможно играть без подчинения правилам, без сопереживания друг другу. Общаясь, дети начинают применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, адаптируясь к их конкретным ситуациям.

Использование игровой технологии как метода обучения и передачи коммуникативного и социального опыта, как метода активизации учебного процесса может происходить в следующих случаях:

– как самостоятельная технология для освоения темы, понятия или даже раздела учебного предмета;

– в качестве элемента более широкой технологии;

– как урок или его часть (введение, объяснение, упражнение, закрепление, контроль);

– в качестве технологии внеклассной работы.

Игра обеспечивает глубокое освоение и отработку знаний и норм поведения, что приводит к эффекту общего развития. Сама по себе игра является удивительным феноменом человеческой культуры, и развитие любых её составляющих является огромной ценностью [3, c. 54].

Применение игровых методик при изучении английского языка можно расценивать как ситуативно-вариативное упражнение, где появляется шанс многократно повторять определенный речевой образец, в условиях максимально приближенных к реальному общению с присущими ему признаками – целенаправленностью, спонтанностью, эмоциональностью речевого воздействия. Игры помогают решить следующие методические задачи:

– формирование психологической готовности детей к речевому общению;

– обеспечение естественной потребности многократного повторения языкового материала;

– тренировка в выборе нужного речевого образца, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи.

Основное состоит в том, чтобы игра органически сочеталась с напряженным, серьёзным трудом, помогала активизировать умственную деятельность и не мешала процессу учения.

На основе анализа исследований методистов и педагогов можно выделить следующие условия эффективной реализации игровых методик в учебном процессе:

– наличие у учителя знаний по организации и проведению учебных игр;

– умение обращать внимание учащихся на ситуации из жизни, служащие сюжетом для игры;

– применение непрямых методов руководства игрой, которые активизируют психические процессы детей, их опыт, а также формирование игровых имитаций;

– способность вступить в игру на главных или второстепенных ролях;

– управление игровыми взаимоотношениями, решение конфликтов, включение в игру малоактивных, стеснительных детей;

– приемлемое сочетание обучения и занимательности, позволяющее с увлечением решать труные учебные задания;

– создание атмосферы взаимопонимания, уважения, сопереживания и доверия;

– включение детей в обсуждение игры и оценку действий в ней.

Для применения всех игр в обучении иностранному языку характерна общая структура учебного процесса, включающая следующие этапы:

  1. Ориентация: учитель озвучивает тему, описывает игру, общий обзор её хода и правил.

  2. Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.

  3. Проведение игры: учитель следит за ходом игры, оказывает необходимую помощь, контролирует последовательность действий, фиксирует результаты.

  4. Обсуждение игры: характеризуется выполнение действий, их понимание участниками, анализ положительных и отрицательных сторон хода игры, возникшие трудности, обсуждение возможных путей совершенствования игры, в том числе изменение её правил.

Игровая деятельность, на наш взгляд, используема не только в младших классах, но и на среднем этапе обучения. На данной ступени обучения у учащихся меняется отношение к иностранному языку как предмету. Как показывают исследования, в структуре мотивации определяемыми являются внешние факторы. Г.В. Рогова выделяет следующие мотивы:

– узко-личностные мотивы (деятельность ради оценки или другой личной выгоды);

– отрицательные мотивы (осознание школьником тех неприятностей, которые его ожидают, если он не будет добросовестно выполнять учебные обязанности) [4, c. 25].

Но основой внимания являются внутренние мотивы, в связи с чем, интерес к предмету ослабляется. Можно судить о том, что иметь только желание изучать иностранный язык еще не гарантирует положительную мотивацию. Должен присутствовать интерес учащихся к выполнению учебной деятельности. Поэтому одна из основных задач обучения иностранному языку состоит в том, чтобы поддержать у учащихся интерес к предмету. В данном случае необходимо учитывать психолого-педагогические особенности школьников подросткового возраста.

Переход к подростковому возрасту характеризуется стремительным физическим и духовным ростом, увеличением познавательных интересов, тяге к самооценке, к общественной активности. Реализовать эти процессы помогают интеллектуальные, спортивные, сюжетно-ролевые игры. На первое место выдвигаются сюжетно-ролевые игры, поскольку подросток большое внимание уделяет общению. Также средством повышения эффективности учебного процесса на среднем этапе обучения иностранному языку являются игры-соревнования. Применение таких игр дает наибольший эффект в классах, где есть дети с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету.

Необходимо понимать, что спецификой игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение, стремление к розыгрышу, юмористическую окраску, ориентацию на речевую деятельность [5, c. 114].

По мнению И. С. Кона, «единственный способ вызвать отклик юноши – поставить его перед близкой ему проблемой, которая заставляет его самостоятельно размышлять и формировать выводы» [2, c. 221].

Организовать общения на старшем этапе обучения иностранному языку можно при помощи использования ролевых и деловых игр. Как отмечает методист Н. И. Гез, «ситуация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной речи, если она является связной с решением определенных проблем и коммуникативных задач. Цель ролевой игры – сконцентрировать внимание участников на коммуникативном использовании единиц языка» [1, c. 143].

При использовании игровых методик на уроке английского языка необходимо учитывать следующие требования:

– игра должна быть образцом творчества, а не механического подражания;

– учитель показывает оригинальный образец иностранной речи, побуждающий детей быть оригинальными и самостоятельными;

– в игре не пользуются системой оценок, ошибка в речевом действии должна приводить к проигрышу;

– описание игры должно даваться на родном языке;

– игра должна вызывать желание как можно скорее включиться в игру.

Именно в игре появляется естественная потребность многократного повторения языкового материала, а также тренировка учеников в выборе нужного речевого образца, что является подготовкой к ситуативной речи. Учитывая возрастные особенности учащихся и дидактические возможности игры, рекомендуется применять элементы игровых технологий на каждом уроке в качестве средства развития навыков использования лексических единиц и грамматических структур, чтения и письма.

Тем не менее, необходимо учитывать, что за игрой стоит учебный процесс. Основным требованием, которое должны соблюдать учителя при организации и проведении игр, является тот факт, что игра должна логически вытекать из учебно-воспитательного процесса. Если элементы игровых технологий будут применяться взаимосвязано с традиционными элементами урока при обучении школьников, то, по нашему мнению, удастся выработать оптимальный подход к организации процесса обучения иностранному языку.


Список использованной литературы:

  1. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. М. : Высшая школа, 1982. 373 с.

  2. Кон И. С. Социология личности. М. : Политиздат, 1967. 383 с.

  3. Коптенова И. В. Игры со словами // ИЯШ. 2003. № 1. С. 54-56.

  4. Рогова Г. В., Никитенко З. Н. О некоторых причинах снижения интереса к предмету // ИЯШ. 1982. № 2. С. 23-29.

  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М. : Народное образование, 1998. 256 с.

© Дурнова А. Н. , 2017


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!