СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема по самообразования педагога-воспитателя ГКПД: "Использование игровых технологий для формирования метапредметных умений и навыков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема для самообразования воспитателя ГКПД на 2017-2018 учебный год:«Использование игровых технологий для формирования метапредметных умений и навыков у воспитанников ГКП» Подготовила: воспитатель группы кратковременного пребывания Чевокина Е.А. 2018г.

В младшем школьном возрасте  основным видом деятельности детей является игра, которая предоставляет им большие возможности для общения и обучения. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Использование игр в учебном   процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. В игре также формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание.

Актуальность проблемы заключается  в том, что в  различных ситуациях перед ребенком стоит выбор, который необходимо сделать как можно правильнее. Для ребенка младшего школьного возраста это большая задача.

Мною была поставлена цель: обосновать успешность использования игровых ситуаций  в качестве метода обучения младших школьников.

Задачи:

  1. Рассмотреть использование игры в качестве метода обучения в начальных классах.
  2. Проанализировать процесс использования проблемных игровых технологий в обучении.
  3. Рассмотреть классификацию игровых технологий.
  4. Раскрыть особенности педагогических игр.
  5. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий.
  6. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.

1.Сущность и понятие  игровых технологий.  Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. К таким технологиям можно отнести проблемное обучение, коммуникативные технологии, игровые технологии.

   Педагогическая игра - вид деятельности, характеризующийся четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

  В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.

  Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры делает положительным и эмоционально окрашенным процесс обучения, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

  Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире и в России в частности неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра-это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

В младшем школьном возрасте качественно меняется характер развития эмоциональной сферы. Л.С. Выготский отмечал, что к семи годам происходит «интеллектуализация» чувств: ребенок становится способен к осознанию, пониманию и обеспечению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека.

Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Они учатся справедливо решать конфликты; проявлять друг к другу доброжелательность. Возникает дружба.

Развивается чувство собственного достоинства. Младшие школьники осваивают формы выражения своего отношения к взрослым и другим детям. У него ярче и осознаннее проявляется привязанность к близким людям, к своей семье.

Возникает новая форма общения, которую психологи называют ситуативно-личностной. Ребенок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Для него уже важно как общество взрослых, так  и общество сверстников, поскольку каждое из них по-своему обогащает его социальный опыт.

Младший школьник становится открытым добру и способен следовать добру, а его отрицательные проявления пока еще не носят неизменно устойчивые формы.

Как известно, младший школьный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям.

Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может овладеть нормами жизни в человеческом обществе.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении.     Воспитание поведения детей – важнейшая задача педагогов и родителей. Уровень нравственного развития ребенка определяется не только его чувствами и представлениями, но и поступками, «делами», пусть по-детски наивными, но искренними. Для воспитания поведения надо в семье и в школе создавать условия для деятельного проявления ребенком его чувств и мыслей.

         «Одними моральными наставлениями нельзя образовать сердце и волю ребенка»,-писал К.Д. Ушинский.

           Важным методом нравственного воспитания является пример. Это связано с особой восприимчивостью, пластичностью нервной системы детей младшего школьного возраста, подражательностью и конкретностью их мышления, отсутствием собственного опыта.

         Для воспитания у ребенка моральных качеств можно использовать некоторые виды занятий, в частности экскурсии-наблюдения для ознакомления детей с окружающей жизнью и этические беседы в связи с фактами и событиями детской жизни и после чтения художественных рассказов.

         Эти занятия дают возможность планомерно воздействовать на всех детей класса: у всех детей создаются представления о том, что хорошо и что плохо, формируются оценки хороших и плохих поступков, воспитываются отношения к ним, что отражается в содержании их деятельности. Наблюдения воспитателей говорят о заметно возросшей организованности, трудолюбии детей, дружбе как результате воспитательной работы, проведенной на занятиях, в играх, труде.

         Важнейшее звено в процессе формирования нравственного поведения – усвоение детьми (на основе конкретных фактов) немногих элементарных обобщений, выраженных в слове.

         Объясняя наблюдаемые факты, подвожу детей к простейшим обобщениям: «Трудясь сообща, помогая друг другу, можно сделать больше и лучше», «Надо всегда говорить правду», «Хорошие товарищи – те, которые помогают друг другу в беде».

         Благодаря слову ребенок усваивает элементарные этические понятия. Слово служит для оформления детского опыта, через слово ребенок усваивает нормы общежития, о взаимоотношениях людей.

         Успешное воздействие слова на ребенка определяется его тесной связью с реальными событиями и фактами детской жизни, с опытом детей, их практикой, наблюдениями. Используя слово для ознакомления детей с окружающей жизнью и повседневной воспитательной работе.

         В младшем школьном возрасте нравственные представления ребенка влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.

В возрасте 7 лет школьники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми.

Развитие моральных оценок и суждений необходимо, но недостаточно для нравственного развития.

Игровые приемы чрезвычайно эффективны в тех случаях, когда учебная задача требует многократных упражнений, так как они влияют на снижение интереса.

Игровые приемы направлены на развитие в детях навыков анализа событий вокруг них, формирование личности школьника, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств: доброты, честности, трудолюбия, дружелюбия. С помощью поучительных историй следует стимулировать мышление, фантазии детей, подталкивать их к осознанию эмоций и переживаний окружающих

 Современные педагогические требования к мыслительной дея­тельности ребенка состоят в развитии у него умений выбирать и осуществлять деятельность, используя активные поисковые (ис­следовательские) действия, соотносить действия с результатом, стремиться к конечной цели на основе прогнозирования (если так, то...), объективно оценивать результат, сравнивая его с собствен­ной установкой (целью). Для успешного осуществления деятель­ности необходимо анализировать, сравнивать, обобщать, класси­фицировать, устанавливать зависимости и т. д.

 Технология логико-математического развития, при реализа­ции которой ребенок стремится к активной деятельности, а взрос­лый ожидает от него положительного, своеобразного творческого результата, — проблемно-игровая. В процессе применения этой технологии ребенок не ограничен в поисках практических дейст­вий, экспериментировании, общении по поводу хода развития си­туации, разрешения противоречий и ошибок, проявления радости и огорчений, других интеллектуальных эмоций.

Детям, как правило, интересна в меру сложная деятельность, доступная для ребенка, имеющего опыт самостоятельного познания и способного включаться в напряжен­ную мыслительную деятельность. При использовании проблемно-игровой технологии обычно исключаются показ и подробное объ­яснение, гиперопека ребенка. Ребенок вынужден (и его это увлека­ет) самостоятельно находить способ достижения (цели) и в случае отсутствия данного умения — освоить его здесь же, в этой ситуа­ции. В сложившейся обстановке ребенок естественно принимает помощь со стороны взрослого: частичную подсказку; участие взрослого в выполнении или уточнении действия, речевых спосо­бов оценки и т. д. Сравнить, составить из элементов, взвесить, со­единить, уменьшить — воспринимается ребенком как особо необ­ходимое в данный момент и стимулирует его активность.

 Главным компонентом проблемно-игровой технологии явля­ется активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоя­тельного размышления по поводу предстоящих практических дей­ствии, ведущих к результату.

 Заботой взрослого является обеспечение активности ребенка любого возраста  в деятельности. Достигается это, прежде всего, через мотивацию (яркую, доступную, реально-жизненную); участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий; выражение сущности этих действий в речи; проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных; использование экспериментирования, решения творческих задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов по­знания (сравнения, измерения, классификации и др.) и примене­ние их в детских видах деятельности. Взрослый способствует до­стижению ребенком цели, результата в игре, упражнении, ни в коем случае не снижая его собственной активности; использует интересные для ребенка игры и упражнения, развивающие сме­калку и сообразительность, учебные умения.

Существует несколько направлений проблемно-игровой технологии:

1. Проблемные ситуации, вопросы

2. Логико-математические сюжетные игры

3. Логические и математические игры

4. Творческие задачи, вопросы и ситуации

5. Экспериментирование и исследовательская деятельность.

Подробнее рассмотрим первое направление.

 Проблемная ситуация в условиях применения проблемно-иг­ровой технологии логико-математического развития детей рас­сматривается не только как средство активизации мышления, но и как средство овладения поисковыми действиями, умением фор­мулировать собственные мысли о способах поиска и предполага­емом результате. Одно из основных назначений проблемной си­туации и проблемного обучения — способствовать развитию творческих способностей ребенка.

Рассмотрим последовательные этапы разрешения проблемной ситуации на примере игры.

Проблема представлена и осмыслена детьми. Вопросы взрос­лого в данном случае направляют внимание детей на необходи­мость ее решения.

Следующий этап разрешения проблемной ситуации — выдви­жение гипотез. Как правило, дети расходятся в своих взглядах на проблему. Педагог предлагает провести практическую проверку, что составляет следующий этап разрешения ситуации. У каждого из участников возникает свой вариант действий, которые необхо­димо осуществить. Это может быть система действий. Далее следует коллективное обсуждение сложив­шейся практической ситуации и путей ее решения.

Анализируемая ситуация содержательна, вызывает интерес у детей. Но при этом имеет место увлечение процессом практиче­ского поиска.

Одна и та же проблемная ситуация может повторяться с неко­торым усложнением и варьированием: за счет изменения сюжета, действующих лиц и данных; расширения поискового пространст­ва и т. д. Дети участвуют в подобных изменениях проблемной ситуации. Поэтому вслед за обобщением результатов и подведением итогов должно следовать предложение педагога: «А что будет, если...» (изменяются первоначальные условия, обнаружится не­хватка средств измерения, взвешивания и проч., увеличится коли­чество, станет противоположной даем ему возможность почувствовать себя значимым, достойным внимания и доверия - создаем у ребенка "положительный образ себя". Но ведь этот образ неотделим от нравственного поступка, целевая установка и т. п.). По­добные приемы способствуют повышению интереса к проблеме, развитию мышления, инициативности.

2.Использование игровых технологий и функции игр. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель. Педагогическая игра обладает существенным признаком, четко поставленной целью обучения и соответствующими результатами. Игра- особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Она всегда предполагает принятия решения. Как поступить? Что сказать? Решение этих вопросов обостряет мыслительную деятельность играющих.

К наиболее распространенным сюжетам игр можно отнести дидактические игры. Это игры с готовыми правилами, которые используются как средство развития познавательной активности детей. Они требуют от школьника умения расшифровать, распутать, разгадать. Чем искуснее составлена дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения. Поэтому они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями.

   Виды дидактических игр:

1.Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательную способность учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умения применять его в новых условиях. Это кроссворды, ребусы, викторины.

2.Игры-путешествия. Они способствуют осмыслению и закреплению.

3.Игры-соревнования. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

4.Игры-предположения. Что было бы, если…Что бы я сделал?

 Функции игр:

Функции межнациональной коммуникации. Игры дают возможность моделировать разные жизненные ситуации, искать выход из конфликтов.

Функция самореализации ученика в игре. Игра вводит учащихся в реальный мир человеческих отношений.

Диагностическая функция игры. Игра обладает предсказательностью.

Игротерапевтическая функция игры. Игра может быть использована для преодоления различных трудностей в общении, в обучении.

Функция коррекции в игре. Игра способна оказать помощь ученикам с отклонениями в поведении, помочь преодолеть стеснительность и неуверенность.

3.Особенности игровых технологий и организация уроков. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образ. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается учениками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно- игровом плане.

При использовании игровых технологий необходимо соблюдение следующих условий:

- соответствие игры учеников целям урока

- доступность для учащихся данного возраста

- умеренность в использовании игр на уроке

Проблемная игровая ситуация поможет детям младшего школьного возраста задуматься над важными нравственными проблемами, причем не только над теми, которые актуальны для них в настоящий момент, но и над теми, с которыми им предстоит столкнуться в будущем.

Игровая ситуация: «Что на свете одно?».

Детям дается задание: перечислить, что в мире есть только одно, (например: солнце, луна, небо, родина). Все перечисленное записывается на доске. Дети по очереди выбирают одно слово из записанных на доске и говорят о нем два-три коротких предложения, не называя его. Например, оно круглое. Оно дает нам жизнь. Оно горячее. (Солнце). Остальные угадывают, о чем идет речь. Это занятие можно провести с разными понятиями, например: что у человека только одно, что в вашем доме только одно и т.д.

 Вывод: это занятие учит детей тому, что необходимо ценить то, что у тебя есть, беречь и хранить в душе самое главное, что есть на Земле, чаще всего , это главное бывает в единственном экземпляре. (одна Мама, одна Земля, Я один единственный, неповторимый).

Рисунок «Звезда мечты».

Не отрывая карандаша от бумаги, детям предлагается нарисовать пятиконечную звезду и в ее середине то, о чем они больше всего мечтают. Затем все звезды вывешиваются на доске. Дети делятся на группы, выбирают чью-либо звезду и придумывают «пять мудрых шагов» к исполнению той или иной мечты. На лучах звезды дети предлагают записать все, что они придумали. Например, чтобы изучить иностранный язык, надо: 1) понять, для  чего он нужен; 2) каждый день заниматься языком; 3) слушать песни на языке; 4) общаться с человеком, говорящим на языке; 5) найти интересную книгу на языке. После этого  дети рассказывают, какие «пять мудрых шагов» они придумали, и вместе с педагогом обсуждают, какие советы самые мудрые и почему.

 Вывод: на данном занятии дети задумываются над понятием «мудрость». Учатся различать сиюминутные желания и истинные потребности.

Понятие «игровые педагогические технологи» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в  форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще  от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и  соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются  учебно-познавательной направленностью. Особенность игры педагогической в том, что ситуация классноурочной системы обучения не дает возможности  проявиться игре в так называемом «чистом виде», учитель должен организовать и координировать  игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать  как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства;

-  в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

- успешное выполнение дидактического задания связывается  с игровым результатом.

Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.

Список литературы

  1. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Сластенин В.А. «Педагогика» М. «Просвещение» 1987  ( стр.48) .

Просмотр содержимого документа
«Тема по самообразования педагога-воспитателя ГКПД: "Использование игровых технологий для формирования метапредметных умений и навыков"»

ГОУ ЛНР

«Артемовская специализированная школа №8»




Тема для самообразования воспитателя ГКПД

на 2017-2018 учебный год:

«Использование игровых технологий для формирования метапредметных умений и навыков у воспитанников ГКП»






Подготовила: воспитатель группы

кратковременного пребывания

Чевокина Е.А.



























2017

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий»,обеспечивающих умение учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и прочее.

Главная задача взрослого заключается в том, чтобы создать условия, когда обучение ребенка заменит монотонную деятельность по запоминанию на активную самостоятельную работу. Эта деятельность устанавливается тогда, когда ребенка ставят в ситуацию выбора, когда он сам решает, как поступить: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести ее маме; поделиться игрушками с младшим или оставить себе. Делая выбор, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовлетворение от того, что поступил правильно.

В младшем школьном возрасте основным видом деятельности детей является игра, которая предоставляет им большие возможности для общения и обучения. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. В игре также формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание.

Актуальность проблемы заключается в том, что в различных ситуациях перед ребенком стоит выбор, который необходимо сделать как можно правильнее. Для ребенка младшего школьного возраста это большая задача.

Мною была поставлена цель: обосновать успешность использования игровых ситуаций в качестве метода обучения младших школьников.

Задачи:

  1. Рассмотреть использование игры в качестве метода обучения в начальных классах.

  2. Проанализировать процесс использования проблемных игровых технологий в обучении.

  3. Рассмотреть классификацию игровых технологий.

  4. Раскрыть особенности педагогических игр.

  5. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий.

  6. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.



1.Сущность и понятие игровых технологий.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. К таким технологиям можно отнести проблемное обучение, коммуникативные технологии, игровые технологии.

Педагогическая игра - вид деятельности, характеризующийся четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры делает положительным и эмоционально окрашенным процесс обучения, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире и в России в частности неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра-это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

В младшем школьном возрасте качественно меняется характер развития эмоциональной сферы. Л.С. Выготский отмечал, что к семи годам происходит «интеллектуализация» чувств: ребенок становится способен к осознанию, пониманию и обеспечению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека.

Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Они учатся справедливо решать конфликты; проявлять друг к другу доброжелательность. Возникает дружба.

Развивается чувство собственного достоинства. Младшие школьники осваивают формы выражения своего отношения к взрослым и другим детям. У него ярче и осознаннее проявляется привязанность к близким людям, к своей семье.

Возникает новая форма общения, которую психологи называют ситуативно-личностной. Ребенок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Для него уже важно как общество взрослых, так и общество сверстников, поскольку каждое из них по-своему обогащает его социальный опыт.

Младший школьник становится открытым добру и способен следовать добру, а его отрицательные проявления пока еще не носят неизменно устойчивые формы.

Как известно, младший школьный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям.

Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может овладеть нормами жизни в человеческом обществе.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Воспитание поведения детей – важнейшая задача педагогов и родителей. Уровень нравственного развития ребенка определяется не только его чувствами и представлениями, но и поступками, «делами», пусть по-детски наивными, но искренними. Для воспитания поведения надо в семье и в школе создавать условия для деятельного проявления ребенком его чувств и мыслей.

«Одними моральными наставлениями нельзя образовать сердце и волю ребенка»,-писал К.Д. Ушинский.

Важным методом нравственного воспитания является пример. Это связано с особой восприимчивостью, пластичностью нервной системы детей младшего школьного возраста, подражательностью и конкретностью их мышления, отсутствием собственного опыта.

Для воспитания у ребенка моральных качеств можно использовать некоторые виды занятий, в частности экскурсии-наблюдения для ознакомления детей с окружающей жизнью и этические беседы в связи с фактами и событиями детской жизни и после чтения художественных рассказов.

Эти занятия дают возможность планомерно воздействовать на всех детей класса: у всех детей создаются представления о том, что хорошо и что плохо, формируются оценки хороших и плохих поступков, воспитываются отношения к ним, что отражается в содержании их деятельности. Наблюдения воспитателей говорят о заметно возросшей организованности, трудолюбии детей, дружбе как результате воспитательной работы, проведенной на занятиях, в играх, труде.

Важнейшее звено в процессе формирования нравственного поведения – усвоение детьми (на основе конкретных фактов) немногих элементарных обобщений, выраженных в слове.

Объясняя наблюдаемые факты, подвожу детей к простейшим обобщениям: «Трудясь сообща, помогая друг другу, можно сделать больше и лучше», «Надо всегда говорить правду», «Хорошие товарищи – те, которые помогают друг другу в беде».

Благодаря слову ребенок усваивает элементарные этические понятия. Слово служит для оформления детского опыта, через слово ребенок усваивает нормы общежития, о взаимоотношениях людей.

Успешное воздействие слова на ребенка определяется его тесной связью с реальными событиями и фактами детской жизни, с опытом детей, их практикой, наблюдениями. Используя слово для ознакомления детей с окружающей жизнью и повседневной воспитательной работе.

В младшем школьном возрасте нравственные представления ребенка влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.

В возрасте 7 лет школьники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми.

Развитие моральных оценок и суждений необходимо, но недостаточно для нравственного развития.

Большое место в обучении младших школьников занимают игровые методы. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В процессе игровых действий (подражания, угадывания.) формирование знаний и умений у ребенка происходит эффективнее, чем при прямом обучении. В условиях игры внимание детей легче активизировать, удерживать на предлагаемом содержании, формировать интерес к занятиям, работе в окружении сверстников. Такое же эффективное воздействие имеют и дидактические игрушки, использование которых в качестве учебного материала позволяет педагогу учить детей сравнивать предметы, сопоставлять их, многократно упражняясь в названии цвета, формы, величины, производя простейшую классификацию.

Игровые приемы чрезвычайно эффективны в тех случаях, когда учебная задача требует многократных упражнений, так как они влияют на снижение интереса.

Игровые приемы направлены на развитие в детях навыков анализа событий вокруг них, формирование личности школьника, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств: доброты, честности, трудолюбия, дружелюбия. С помощью поучительных историй следует стимулировать мышление, фантазии детей, подталкивать их к осознанию эмоций и переживаний окружающих

Современные педагогические требования к мыслительной дея­тельности ребенка состоят в развитии у него умений выбирать и осуществлять деятельность, используя активные поисковые (ис­следовательские) действия, соотносить действия с результатом, стремиться к конечной цели на основе прогнозирования (если так, то...), объективно оценивать результат, сравнивая его с собствен­ной установкой (целью). Для успешного осуществления деятель­ности необходимо анализировать, сравнивать, обобщать, класси­фицировать, устанавливать зависимости и т. д.

Технология логико-математического развития, при реализа­ции которой ребенок стремится к активной деятельности, а взрос­лый ожидает от него положительного, своеобразного творческого результата, — проблемно-игровая. В процессе применения этой технологии ребенок не ограничен в поисках практических дейст­вий, экспериментировании, общении по поводу хода развития си­туации, разрешения противоречий и ошибок, проявления радости и огорчений, других интеллектуальных эмоций.

Детям, как правило, интересна в меру сложная деятельность, доступная для ребенка, имеющего опыт самостоятельного познания и способного включаться в напряжен­ную мыслительную деятельность. При использовании проблемно-игровой технологии обычно исключаются показ и подробное объ­яснение, гиперопека ребенка. Ребенок вынужден (и его это увлека­ет) самостоятельно находить способ достижения (цели) и в случае отсутствия данного умения — освоить его здесь же, в этой ситуа­ции. В сложившейся обстановке ребенок естественно принимает помощь со стороны взрослого: частичную подсказку; участие взрослого в выполнении или уточнении действия, речевых спосо­бов оценки и т. д. Сравнить, составить из элементов, взвесить, со­единить, уменьшить — воспринимается ребенком как особо необ­ходимое в данный момент и стимулирует его активность.

Главным компонентом проблемно-игровой технологии явля­ется активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоя­тельного размышления по поводу предстоящих практических дей­ствии, ведущих к результату.

Заботой взрослого является обеспечение активности ребенка любого возраста в деятельности. Достигается это, прежде всего, через мотивацию (яркую, доступную, реально-жизненную); участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий; выражение сущности этих действий в речи; проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных; использование экспериментирования, решения творческих задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов по­знания (сравнения, измерения, классификации и др.) и примене­ние их в детских видах деятельности. Взрослый способствует до­стижению ребенком цели, результата в игре, упражнении, ни в коем случае не снижая его собственной активности; использует интересные для ребенка игры и упражнения, развивающие сме­калку и сообразительность, учебные умения.

Существует несколько направлений проблемно-игровой технологии:

1. Проблемные ситуации, вопросы

2. Логико-математические сюжетные игры

3. Логические и математические игры

4. Творческие задачи, вопросы и ситуации

5. Экспериментирование и исследовательская деятельность.

Подробнее рассмотрим первое направление.

Проблемная ситуация в условиях применения проблемно-иг­ровой технологии логико-математического развития детей рас­сматривается не только как средство активизации мышления, но и как средство овладения поисковыми действиями, умением фор­мулировать собственные мысли о способах поиска и предполага­емом результате. Одно из основных назначений проблемной си­туации и проблемного обучения — способствовать развитию творческих способностей ребенка.

В проблемной ситуации для маленьких, так же как и вообще в проблемном обучении, всегда складывается обстановка «потреб­ности в познании». В психологии и педагогике проблемное обу­чение относят к развивающему. При этом особо выделяется роль совместной со взрослым деятельности детей, в которой происхо­дит освоение новых знаний и способов действий, что влияет на развитие способностей, воображения, мышления, познаватель­ной мотивации, интеллектуальных эмоций.

Структурными компонентами проблемной ситуации являют­ся проблемные вопросы, но они могут использоваться и в качестве самостоятельного методического средства, способствующего ос­мыслению сущности выполняемого действия, развитию сообра­зительности. Например, вопросы заставляют детей задуматься, установить (практически или мысленно) связи объектов по форме, соотношению частей расположению в пространстве, ко­личественному значению и т. д. Взрослый может, например, за­дать такие вопросы: «Как разрезать квадрат на треугольники?», «Сколько разных способов вы можете предложить?», «Если поме­нять местами цифры 6 и 8, что изменится?», «Можно ли при этом цифру 6 использовать в значении 8?»

В проблемные ситуации для детей младшего школьного возраста включаются занимательные вопросы, занимательные задачи, за­дачи-шутки (и другие виды нестандартного математического ма­териала), поиск ответов к которым протекает активно, с опорой на наглядность. Например, рассмотрим занимательную задачу. На столе лежат три карандаша разной длины. Как удалить из середи­ны самый длинный карандаш, не трогая его? Эта задача может стать частью проблемной ситуации о зависимости качественных характеристик параметров предметов от их пространственного расположения. Недлительное экспериментирование, включенное в проблемную ситуацию, становится одним из средств разреше­ния проблемы, обогащения ее; усиливает практическую направ­ленность.

Проблемная ситуация может быть составлена взрослыми (пе­дагогами, родителями) или заимствована из сборника, учебно-ме­тодического пособия, литературного произведения с учетом воз­можностей детей. Обстановка, создающая фон и способствующая активизации участников, также конструируется взрослыми. Раз­решение же проблемной ситуации осуществляется детьми при по­мощи взрослого.

Рассмотрим последовательные этапы разрешения проблемной ситуации на примере игры.

Проблема представлена и осмыслена детьми. Вопросы взрос­лого в данном случае направляют внимание детей на необходи­мость ее решения.

Следующий этап разрешения проблемной ситуации — выдви­жение гипотез. Как правило, дети расходятся в своих взглядах на проблему. Педагог предлагает провести практическую проверку, что составляет следующий этап разрешения ситуации. У каждого из участников возникает свой вариант действий, которые необхо­димо осуществить. Это может быть система действий. Далее следует коллективное обсуждение сложив­шейся практической ситуации и путей ее решения.

Анализируемая ситуация содержательна, вызывает интерес у детей. Но при этом имеет место увлечение процессом практиче­ского поиска.

Одна и та же проблемная ситуация может повторяться с неко­торым усложнением и варьированием: за счет изменения сюжета, действующих лиц и данных; расширения поискового пространст­ва и т. д. Дети участвуют в подобных изменениях проблемной ситуации. Поэтому вслед за обобщением результатов и подведением итогов должно следовать предложение педагога: «А что будет, если...» (изменяются первоначальные условия, обнаружится не­хватка средств измерения, взвешивания и проч., увеличится коли­чество, станет противоположной даем ему возможность почувствовать себя значимым, достойным внимания и доверия - создаем у ребенка "положительный образ себя". Но ведь этот образ неотделим от нравственного поступка, целевая установка и т. п.). По­добные приемы способствуют повышению интереса к проблеме, развитию мышления, инициативности.


2.Использование игровых технологий и функции игр.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель. Педагогическая игра обладает существенным признаком, четко поставленной целью обучения и соответствующими результатами. Игра- особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Она всегда предполагает принятия решения. Как поступить? Что сказать? Решение этих вопросов обостряет мыслительную деятельность играющих.

К наиболее распространенным сюжетам игр можно отнести дидактические игры. Это игры с готовыми правилами, которые используются как средство развития познавательной активности детей. Они требуют от школьника умения расшифровать, распутать, разгадать. Чем искуснее составлена дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения. Поэтому они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями.

Виды дидактических игр:

1.Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательную способность учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умения применять его в новых условиях. Это кроссворды, ребусы, викторины.

2.Игры-путешествия. Они способствуют осмыслению и закреплению.

3.Игры-соревнования. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

4.Игры-предположения. Что было бы, если…Что бы я сделал?

Функции игр:

Функции межнациональной коммуникации. Игры дают возможность моделировать разные жизненные ситуации, искать выход из конфликтов.

Функция самореализации ученика в игре. Игра вводит учащихся в реальный мир человеческих отношений.

Диагностическая функция игры. Игра обладает предсказательностью.

Игротерапевтическая функция игры. Игра может быть использована для преодоления различных трудностей в общении, в обучении.

Функция коррекции в игре. Игра способна оказать помощь ученикам с отклонениями в поведении, помочь преодолеть стеснительность и неуверенность.





3.Особенности игровых технологий и организация уроков.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образ. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается учениками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно- игровом плане.

При использовании игровых технологий необходимо соблюдение следующих условий:

- соответствие игры учеников целям урока

- доступность для учащихся данного возраста

- умеренность в использовании игр на уроке

Проблемная игровая ситуация поможет детям младшего школьного возраста задуматься над важными нравственными проблемами, причем не только над теми, которые актуальны для них в настоящий момент, но и над теми, с которыми им предстоит столкнуться в будущем.

Игровая ситуация: «Что на свете одно?».

Детям дается задание: перечислить, что в мире есть только одно, (например: солнце, луна, небо, родина). Все перечисленное записывается на доске. Дети по очереди выбирают одно слово из записанных на доске и говорят о нем два-три коротких предложения, не называя его. Например, оно круглое. Оно дает нам жизнь. Оно горячее. (Солнце). Остальные угадывают, о чем идет речь. Это занятие можно провести с разными понятиями, например: что у человека только одно, что в вашем доме только одно и т.д.

Вывод: это занятие учит детей тому, что необходимо ценить то, что у тебя есть, беречь и хранить в душе самое главное, что есть на Земле, чаще всего , это главное бывает в единственном экземпляре. (одна Мама, одна Земля, Я один единственный, неповторимый).

Рисунок «Звезда мечты».

Не отрывая карандаша от бумаги, детям предлагается нарисовать пятиконечную звезду и в ее середине то, о чем они больше всего мечтают. Затем все звезды вывешиваются на доске. Дети делятся на группы, выбирают чью-либо звезду и придумывают «пять мудрых шагов» к исполнению той или иной мечты. На лучах звезды дети предлагают записать все, что они придумали. Например, чтобы изучить иностранный язык, надо: 1) понять, для чего он нужен; 2) каждый день заниматься языком; 3) слушать песни на языке; 4) общаться с человеком, говорящим на языке; 5) найти интересную книгу на языке. После этого дети рассказывают, какие «пять мудрых шагов» они придумали, и вместе с педагогом обсуждают, какие советы самые мудрые и почему.

Вывод: на данном занятии дети задумываются над понятием «мудрость». Учатся различать сиюминутные желания и истинные потребности.

При работе в парах можно предложить следующие задания:

- детям выдаются трафареты рукавичек; надо украсить их так, чтобы они составили пару;

- игра «эскалатор»,где дети первого варианта, двигаясь по колонке назад дают задание второму варианту;

- игра «учитель-ученик».

Вывод: работа детей в этих играх формирует у них умение работать совместно и контролировать действия друг друга.

Сюжетно-ролевые игры способствуют моделированию социальных отношений, разыгрывая различные ситуации, дети поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя.

Использование сюжетно-ролевых игр создает на уроке творческую атмосферу, помогает детям в усвоении материала урока.


4.Значение педагогических игровых технологий в учебно-воспитательном процессе.

Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) и его части (введения,объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологи» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность игры педагогической в том, что ситуация классноурочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства;

- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.





Заключение


Дети младшего школьного возраста особенно чувствительны к новым знаниям и наиболее подвержены переживаниям, с доверчивостью впитывая информацию. Это именно тот период, когда можно заложить в душу ребенка зерна доброты, морали, нравственности, заботливости. Проблемно-игровые ситуации дают большой заряд положительных эмоций.

Значение игровых технологий невозможно исчерпать. Ее феномен состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Игровые технологии формируют коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли); познавательные УУД (сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности); личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы); регулятивные УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий). Игра побуждает учеников к учебной деятельности. В ее структуру входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.

Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.


Список литературы.


  1. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Сластенин В.А. «Педагогика»

М. «Просвещение» 1987 ( стр.48) .

  1. «Дорога к согласию». Общественная организация «Петербургское Новое образование». Высшее педагогическое училище (колледж) №2

  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Психологический словарь, М. 2005 год.

  3. Лопатина А., Скребцова М. «Добрая математика» 2004 год.

  4. Макаревич М.А. Нравственное самосовершенствование личности. М., 1989.

  5. Михайлова З.А. Носова Е.А. « Теории и технологии математического развития» 2008год.

  6. Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич Е. С. –Минск:

«Современное слово», 2006.

  1. Газман О.С. Харитонова Н.Е. « В школу с игрой »М.,1991 год

9. Аникеева Н.П. «Воспитание игрой» М.1991 год

10. Минич О.А. Хаткевич О.А. «Педагогические игры» М.2005

11. Эльконин Д.Б. «Психология игры» М.1999



12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!