МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 84»
Игровая технология в воспитательно – образовательном процессе в группе комбинированной направленности
Подготовила:
Никифорова Марина Александровна,
воспитатель
Курск, 2021
Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
В ФГОС ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31)
Актуальность применения игровой технологии
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущим видом деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В игре создается базис для новой ведущей деятельности - учебной.
Игровые технологии — это формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля и т. д.)
Цель: развитие социально-коммуникативных навыков и познавательной сферы.
Задачи:
- организовать в группе развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с возрастными особенностями воспитанников;
- поддерживать проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах игр;
- обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру;
- совершенствовать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх;
- обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр;
- способствовать использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания;
- совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности.
Виды педагогических игр
- По виду деятельности : физические ( двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные, психологические.
- По характеру педагогического процесса:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, занимательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические.
- По характеру игровой методики: предметные, сюжетно-ролевые, интеллектуальные игры, игры с готовыми правилами (дидактические).
- По содержанию: музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д.
- По игровому оборудованию: настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские.
- По типу организации: групповые, подгрупповые, индивидуальные.
Планируемые результаты
- Расширение кругозора, познавательной деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков.
- Воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
- Развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии; творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
- Приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Развивающая предметно-пространственная среда
Виктор Августович Кайе академик Академии изобретательства, научный сотрудник лаборатории игры и развивающей предметной среды
Развивающая предметно-игровая система «Соты Кайе» служит для индивидуальной или коллективной игры детей в возрасте от 3 до 11 лет. Это многофункциональная, вариативная дидактическая и игровая система. Применяется в детском учреждении и в домашних условиях для конструирования и трансформирования в области детского дизайна, для создания геометрических фигур, для игры в домино.
Золтан Дьенеш
всемирно известный венгерский педагог и математик, профессор.
Основатель игрового подхода к развитию детей "Новая математика" ("New Mathematics"), идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев. Логические игры с блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных и аналитических способностей детей. Ребенок разделяет блоки по свойствам, запоминает и обобщает. Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Блоки способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а также логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов - восприятия, памяти, внимания и воображения. С блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы. В настоящее время во всем мире для развития детей и подготовки к школе широко используются "Логические блоки Дьенеша" в различных вариантах исполнения: объемные и плоскостные.
Джордж Кюизинер
Бельгийский учитель начальной школы
Разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.
Квест - игра
Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей. Дети сталкиваются с различными проблемами или персонажами, создающими проблемы, придумывают, как решить проблемы и в конце игры подходят к определенному результату.
«Квест» – это командная игра. Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку или сюрприз-одобрение к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Классификация квест - технологий
Квест - игра
Требования к заданиям
Принципы
Условия
- Доступность
- Системность – логическая связь заданий между собой
- Эмоциональная окрашенность заданий
- Расчёт времени
- Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста
- Наличие видимого конечного результата и обратной связи
- Соответствие возрасту, зонам актуального и ближайшего развития детей
- Мирный способ решения споров и конфликтов
Квест – игра ««Поиски спрятанного подарка» Цель : создание условий для развития познавательных способностей детей через игру. Задачи: упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке; воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям; развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление; привить интерес к новой форме игровой деятельности (квест-игра).
Квест – игра «В поисках клада» Цель: создание условий для всестороннее развитие детей по различным направлениям ( физическому, познавательному и социально-коммуникативному). Задачи: развивать физические качества; стимулировать познавательный интерес; развивать умение выполнять различные игровые задания; развивать социально-коммуникативные качества путём коллективного решения общих задач.
Квест – игра (взаимодействие с родителями)
- возможность интерактивной работы с родителями;
- заинтересованность родителя в работе с педагогами;
- конкретный результат работы родителя и ребёнком.
Результаты реализации технологии
- у детей проявляется интерес к разным видам игр;
- у многих воспитанников выражены индивидуальные предпочтения к тому или иному виду игровой деятельности;
- дети заинтересованы совместной игрой, эмоциональный фон общения — положительный;
- сформировано умение согласовывать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнёров;
- воспитанники проявляют интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм;
- в играх с готовым содержанием и правилами действуют в точном соответствии с игровой задачей и правилами.
Спасибо за внимание!