МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЙ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования
«Воронежская государственная академия»
Кафедра: Теории и методики физической культуры, психологии и педагогики.
РЕФЕРАТ
тема: «Игровая зависимость, ее причины и последствия.»
Выполнил:
Студент 5 курса 1 группы, заочного отделения
Семенов И.В.
Проверил:
Преподаватель: доцент, высшее образования,
специалист по физической культуре и спорту
Гришина Т.С.
Воронеж 2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Проблема игровой зависимости в психологической науке………………4
1.2 Причины и особенности азартно-игровой зависимостей у подростков…9
Глава 2. ВАЖНЕЙШИЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ
2.1 Программа профилактики игровой зависимости среди подростков……..11
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25
Введение
Игромания – нехимическая, информационная зависимость от игровых автоматов, казино, компьютерных игр, Интернета, SMS-общения. Ключевой момент перехода игры в пристрастие – возникновение сильнейшей психологической зависимости, которая оказывает свое негативное влияние на психическое состояние больного и его социальный статус.
Наиболее разрушительное влияние игровая зависимость оказывает на семейные отношения. И дело не только в "просаживании" денег: предмет зависимости часто используется как средство ухода от серьезных психологических проблем. Интернет – зависимость в итоге приводит к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными. Жесткие компьютерные игры уже сделали свое дело: тысячи нормальных детей стали психически неуравновешенными личностями.
Страдающий игровой зависимостью не только разрушается сам как личность, он несет беду и окружающим. Так, в семьи больных игроманией приходят серьезные финансовые проблемы, зачастую они разрушаются. До 60 % больных лудоманией совершают правонарушения. У этих людей высок суицидальный риск – от 13 до 40% больных игровой зависимостью совершают попытки самоубийства, у 32-70 % отмечаются суицидальные мысли.
Все это говорит об особой актуальности данной темы реферата. В ходе работы над рефератом мы рассмотрим понятие, протекание, виды и лечение игровой зависимости.
Глава1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ
1 Проблема игровой зависимости в психологической науке
Усиление интереса к проблеме игровой зависимости со стороны психиатров и психологов в немалой степени обусловлено влиянием разнообразных социальных институтов, заинтересованных в поиске более совершенных путей регулирования соответствующей сферы предпринимательства. Указанное влияние порождено тем, что существовавший до сих пор арсенал методов (воспитательных, религиозных, административных, юридических, экономических) оказался недостаточно эффективным в изменившихся социально-экономических условиях.
Проблема игровой зависимости имеет и большое научно-теоретическое значение, которое может оказать существенное влияние на развитие самой психиатрии. Важнейшей из них является проблема патологических влечений и зависимостей. К сожалению, эта проблема в современной психопатологии остается недостаточно разработанной.
Важной характеристикой игровой зависимости является то, что при ней не имеется какого-то конкретного биологически значимого стимула, к которому формируется "первичное влечение" (если, конечно, не относить к таковым стяжательство или не выделять в качестве инстинкта азарт). Эта особенность данного расстройства качественно отличает его от наркологических расстройств и нарушений инстинктов. Одновременно это сближает его с иными формами патологических влечений - клептоманией, дромоманией, пироманией, трихотилломанией и др. Все это позволяет высказать предположение о существовании универсальных механизмов формирования патологических зависимостей, которые находят свое клиническое проявление неспецифическим синдромом патологических пристрастий (аддиктивный синдром).
Указанный синдром нуждается в более четкой клинической квалификации и феноменологическом рассмотрении. Особое положение игровой зависимости как раз и определяется тем, что при данном расстройстве аддиктивный синдром может быть рассмотрен в наиболее явном - "рафинированном" - виде, не затушеванным сопутствующей токсико-органической и вторичной соматогенной симптоматикой.
Клинико-психопатологическое и динамическое исследования больных игровой зависимостью свидетельствует об определяющей роли личностных изменений в формировании этого расстройства, которое можно рассматривать как один из вариантов патологического (аномального) развития личности. Анализ клинических наблюдений показывает, что появление игровой зависимости у взрослых обычно сопряжено с переломными периодами в жизни.
Игровая зависимость, помимо труднопреодолимого влечения к игре, характеризуется расстройствами поведения, психического здоровья и самочувствия.
Некоторые ее проявления сходны с проявлениями других видов зависимости: патологическое влечение, потеря игрового контроля, абстинентный синдром (синдром лишения), повышение игровой толерантности (устойчивости), продолжительное участие в азартных играх вопреки явным признакам вредных последствий и др.
Синдром патологического влечения к игре
Синдром патологического влечения к игре (игровой драйв) проявляется бескомпромиссным стремлением участвовать в игре, несмотря ни на какие препятствия. Часто возникают навязчивые представления об игре, фантазии о непременном выигрыше, возникает чувство уверенности в выигрыше и вера в свои особые игровые способности, состояние предчувствия удовольствия от предстоящей игры, иллюзия контроля игровой ситуации. В дальнейшем, начинают мучить тревога, появляются конфликтность, недовольство, стремление уклониться от работы... Сверхценная идея и стремление быть в игре приобретают ведущее значение. В период воздержания от игры (ремиссия) синдром патологического влечения может усиливаться или ослабевать вплоть до затухания, но всегда содержит выраженный оттенок удовольствия.
Абстинентный синдром или синдром отмены при игровой зависимости. При прекращении игры, у больных игровой зависимостью наблюдаются различной степени выраженности следующие симптомы - нарушение сна, эмоциональные, поведенческие, не резко выраженные вегетативные/соматические расстройства и все усиливающееся патологическое влечение к игре. Пациенты отмечают внутреннюю опустошенность самоосуждение, иногда суицидальные мысли и элементы суицидального поведения. Может развиться бессонница, ночные кошмары, сниться игра и игорные залы. Имеют место снижение аппетита, головные боли, снижение работоспособности и утрата интереса к жизни.
Синдром игрового транса
Синдром игрового транса - поглощение игрой, азарт, невозможность прекратить игру, несмотря на выигрыш или значительный проигрыш. Чаще всего игра продолжается от 3 до 10-14 часов, фактически до тех пор, пока есть средства (деньги) для участия в игре. Основная цель играющего выиграть. Она сохраняется и при длительном игровом трансе, однако со временем утрачивает свою первоначальную яркость. Необходимо отметить, что, находясь в состоянии игрового транса, больные забывают обо всех личностных и социальных проблемах, созданных болезненной зависимостью.
Синдром выигрыша
Синдром выигрыша приподнятое, порой эйфорическое настроение, прилив энергии, ощущение своего превосходства, радость достижения цели. Выигрыш создает уверенность в самом себе, в своих возможностях, позволяет фантазировать о самых привлекательных направлениях жизни, включая и успешные варианты игры. Он же, закрепляясь в памяти, способствует срывам и рецидивам заболевания.
Синдром проигрыша
Синдром проигрыша возникает во время игры, сразу по ее завершению или может быть отставленным на одни, реже, надвое суток. Проигрывая по ходу игры и понимая, что все меньше шансов отыграться, больные испытывает все нарастающую тревогу, повышенную раздражительность, чувство злости, иногда сожаления, что начали играть.
Виды зависимости. Зависимость от компьютерных игр - проблема, которой было уделено довольно много внимания в прессе и различных научных работах. К примеру, ученые выяснили, что 30% игроков проводят за компьютером слишком много времени, а 10% находятся в сильной психологической зависимости от своей любимой игры. Игровая зависимость являет собой форму сильной психологической привязанности к игре - в компьютерном варианте вплоть до желания жить в виртуальном мире. Возвращение в реальный мир связано исключительно с удовлетворением естественных потребностей, общение с живыми людьми сведено к минимуму.
Были случаи, когда заигравшиеся любители виртуальной реальности умирали за своими компьютерами от сердечных приступов, вызванными несколькими сутками непрерывной игры.
Интернет - зависимость. Многие пользователи сети начинают испытывать азарт, находясь в Интернете. Желание завести как можно больше знакомых или скачать побольше интересной информации заставляет их находиться в виртуальном пространстве всю ночь (Интернет в это время стоит дешевле и, как правило, хорошая связь).
Феномен Интернет - зависимости привлекает сейчас внимание ученых, исследователей сети, средства массовой информации. Это явление стало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет - зависимость определяется психологами как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line. Под on-line понимается общение в сети в реальном времени, off-line - общение через почтовый ящик, когда непосредственный собеседник отсутствует в данный момент времени.
Эмоциональные изменения, происходящие с человеком, пытающимся отказаться или сократить время пребывания в сети, указывают на его психологическую зависимость от Интернет и на языке психиатрии называются "синдром отказа" или "абстинентный синдром". К.Янг приводит данные других исследователей по которым студенты страдают от академической неуспеваемости и ухудшения отношений, и что это связано с неконтролируемым ими использованием Интернет.
Игромания, лудомания (от латинского ludus - игра), игровая зависимость или патологический гэмблинг - психическое расстройство, в основе которого лежит патологическое влечение к азартным играм. Основным признаком заболевания является постоянное участие в азартных играх. Продолжая играть на игровых автоматах, в казино, игроман не обращает внимание на социальные последствия, такие как обнищание, разрушение внутрисемейных взаимоотношений и личной жизни. Показателями формирующийся зависимости от игры являются учащение игры и непрерывное увеличение 'дозы' (прежде всего величины проигрыша, материального ущерба и длительности игровых эпизодов). К игре влечет азартное желание выиграть крупно, а при проигрыше - желание быстро отыграться.
Но главным стимулятором является глубокая тотальная захваченность самим процессом игры, надежда на фарт, везение и счастливый случай. При этом игроку кажется, что вот-вот и он сможет управлять игровой ситуацией, "переиграть" автомат или крупье. Как правило, игроки - это азартные, упрямые, отнюдь не глупые люди (чтобы проиграть, надо сначала заработать). Но постепенно нарастает деградация личности, они становятся лживыми, изворотливыми попрошайками, "бомжами" от игры.
Таким образом, можно сказать, что игромания в настоящее время рассматривается как серьезная социальная и психологическая проблема наряду с такими проблемами как наркомания, алкоголизм, токсикомания и требует соответствующего вмешательства и разрешения.
2 Причины и особенности азартно-игровой зависимостей у подростков
Весь мир знаком с основными аддикциями: алкогольными, наркотическими и табачными. Однако самой быстрорастущей аддикцией в развитых странах является игровая. Исследователи приводит причины почему азартные игры имеют успех [6]:
1. Протест против бюджетного сдерживания. Игрок может протестовать в легкой форме против «тирании в бюджете» или безработицы.
2. Протест против рациональности, т.к. многие жизненные удовольствия контролируются рациональностью, игра позволяет игроку быть свободным от них полностью.
3. Протест против этики. Никакой этики в уме игрока.
4. Поиск приключений. Азартная игра помогает избежать скуки, которая обычно связана с обыденной активностью.
5. Соревновательность и агрессия. Азартная игра позволяет выплеснуть данные эмоции.
6. Решение искусственно созданных проблем. Азартная игра как кроссворд или шахматы создает искусственно проблемы и дает возможность их быстро разрешить (за которыми могут последовать проблемы уже в реальной жизни).
7. Целенаправленная мотивация. Ни в школьной среде, ни на работе такие идеи, как «философия» и «интуиция» не поддерживаются, а игра является единственной популярной ареной, где превалируют такие понятия, как «удача» и «фанатизм».
8. Доступность. Азартная игра как социальная активность доступна даже застенчивому подростку.
Интернет является информационным полем, охватывающим практически всю планету. Информационные ресурсы, доступные пользователям Интернет, поистине безграничны. Легкость доступа к интернет-ресурсам является определяющим фактором роста интернет-коммерции, и, как следствие, доступности ее для широких слоев пользователей. Дополнительным фактором является электронная система расчетов и неполный контроль со стороны государства за коммерческой деятельностью в Сети. Это делает интернет- коммерцию особенно привлекательной для молодых пользователей, включая пользователей подросткового возраста, обеспечивая, в узком смысле этого слова, PIX социализацию, а нередко - профессиональный, карьерный и материальный рост.[6]
Интернет предоставляет в полной мере все возможности для плодотворной творческой работы и коммуникации без границ, а также содержит и изобилие компьютерных игр, находящихся в свободном доступе пользователя. Кроме версий, реализуемых в автономном режиме, имеется большое количество сетевых игр от шахмат и карточных игр, реализованных в сетевом режиме, до специфических, исключительно компьютерных игр - стратегий, квестов, симуляторов и т.д. Геймерство самая распространенная среди подростков форма интернет-аддикции [6] По мнению исследователей интернет-зависимость является проблемой исключительно лиц молодого возраста.
Значительной проблемой азартных игр в Интернете является развитие в Сети игорного бизнеса, создании широкой сети интернет-казино. Фактически, этот род деятельности мало отличается от обычных форм игорного бизнеса, за исключением его доступности широким кругам пользователей.
Игорный бизнес в современной Беларуси не просто легализован, но является суперприбыльным. Прибыль крупнейших систем игровых автоматов, букмекерских контор миллионы долларов в год. Зависимость от игры развивается в нашей стране ускоренными темпами. Главной причиной этого является то, что большинство белорусов, особенно в возрасте 30-45 лет, т.е. те родители, у которых дети на сегодняшний день находятся в подростковом возрасте, очень инфантильны. Авторитарная власть воспитала в людях стойкое убеждение, что вот-вот - и произойдет чудо. И оно происходит - в виде совпавших лимонов и мандаринов на экране игрового автомата . Об азартных играх Аристотель говорил: это совершенно бесплодное умение, которое вовсе не обогащает душу, сковывает и растрачивает массу интеллектуальной и духовной энергии, которой можно было бы найти куда лучшее применение.».
Владельцы казино и залов игровых автоматов сознательно превращают свои заведения в огромные центры удовольствия. К сожалению, психотерапевтов, специализирующихся на излечении от игромании, в нашей стране крайне мало. В США и Канаде существуют специализированные клиники. Очень много играющих в автоматы и букмекерских конторах - несовершеннолетние. И хотя администраторам в игровых залах и букмекерских конторах запрещено обслуживать подростков, никто всерьез эти запреты не принимает.
Глава 2. ВАЖНЕЙШИЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ
2.1 Программа профилактики игровой зависимости среди подростков
Компьютерную игровую зависимость зачастую, ставят в сравнение с
другими формами аддикций, например, с зависимостью от алкоголя,
наркотиков и других психоактивных веществ. Так К. Ю. Зальмунин в своем исследовании, сравнивая компьютерную зависимость с другими видами аддикций, выделяет общую феноменологию аддиктивных расстройств проявляющуюся в принципе «четырех А»: анозогнозия т.е. нежелание или неспособность распознавать расстройство и вести себя соответствующим образом; алекситимия, проявляющаяся в снижении способности осознавать, формулировать и выражать словами свои чувства; аддиктивное влечение как синдром «патологического влечения» или тяга; аффективные нарушения т.е. неспособность управлять своими аффектами, поддерживать здоровые отношения с окружающими, адаптивно изменять и контролировать свое поведение. В результате проведенного исследования К. Ю. Зальмунин
приходит к выводу о сходстве патопсихологической предиспозиции,
психопатологических проявлений и единстве механизмов этиопатогенеза у
людей с различными типами аддиктивных расстройств . В настоящее
время в связи с высокой распространенностью и малой проработанностью
информационно – превентивной работы по предотвращению аддиктивных
способов личностной реализации техногенного характера остро стоит вопрос эффективной профилактики компьютерной зависимости. Сегодня выдвигаются различные способы и программы санации компьютерных
аддиктов, однако, в большинстве случаев профилактические меры не
отличаются от мер, предназначенных для лечения зависимых от ПАВ. В
психологии под профилактикой аддиктивного поведения принято понимать ряд социально – просветительских и медико – психологических мероприятий, направленных на недопущение распространения и употребления психоактивных веществ, а также пресечение развития и преодоления негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами (Д. И. Воронов) [5].
Выделение факторов риска является важным аспектом
профилактической деятельности в области предупреждения зависимого
поведения. Традиционно факторы риска как условия, располагающие к
возникновению зависимого поведения, делятся на социальные и
психологические. К социальным относятся средовые микро и
макросоциальные факторы. Факторы риска на микро социальном уровне
обусловлены: семейными отношениями; пребыванием в ребенка
образовательном учреждении, группе сверстников и т.д. Макросоциальные
факторы определяются протекающими в обществе процессами, социально –экономической и политической ситуацией в стране и т.п. Психологические
факторы включают индивидуально – психологические аномалии и
нравственную незрелость личности, повышенную тревожность,
импульсивность, не сформированную «Я – концепцию», уход от
ответственности, преобладание мотивации избегания, низкую устойчивость к эмоциональным нагрузкам, узкий круг и неустойчивость интересов, увлечений и духовных запросов, низкую стрессоустойчивость и
недостаточную социальную адаптацию, склонность к риску и т.п.
Факторы риска нередко специфичны для определенной социальной среды, возрастных, этнических групп и могут зависеть от вида и формы зависимости. Например, имея специфическую коморбидную природу, они могут быть обусловлены проблемами физического и психического здоровья, ранней сексуальной активностью, низким уровнем интеллекта, групповой принадлежностью и т.д. В противоположность факторам риска в профилактике выделяются и факторы защиты от риска возникновения зависимости: адекватное воспитание и семейная сплоченность, физическое и психическое благополучие, высокий уровень интеллекта, высокая самооценка, устойчивость к давлению сверстников, умение контролировать свое поведение и др. (Воронов Д. И.) [5]. Таким образом факторы защиты могут выступать мощным превентивным средством, позволяющем снизить риск возникновения зависимости.
В профилактической деятельности выделяется ряд принципов,
позволяющих эффективно использовать ее основные методы. К таким
принципам относятся: универсальность, проявляющаяся в направленности
профилактики на всю коморбидную природу зависимости и в целом на
различные формы девиаций; единство профилактики и диагностики т.е.
включение комплексного диагностического обследования и постоянного
контроля динамики изменений, эмоциональных состояний, поведения и т.п. в процессе работы; конструктивность как построение установки рационального поведения и формированию здоровой личности; опережающий характер воздействия, проявляющийся в создании стойких положительных установок на рациональное поведение; комплексность как влияние на различные уровни личности и социального пространства зависимого; личная заинтересованность и ответственность участников. В зависимости от поставленных задач и профилактических целей различными авторами выделяются иные частные принципы профилактической работы. Так И. В. Петрова, Д. Я. Ойхер, М. Г.Перцель, Е. В. Нисенбаум и др. в своем исследовании называют в качестве принципов профилактической работы: добровольность, непрерывность и этапность, комплексность, максимальную индивидуализация и отказ от игры на время лечения [2]. Выделение принципов профилактической деятельности позволяет строить разносторонние превентивные программы и стратегии.
Помимо принципов важно отметить и основные модели профилактики
аддитивного поведения. В международной практике выделяют три основные модели профилактической деятельности. Медицинская модель, ориентированная на последствия зависимости, информационную поддержку, физическое и психическое здоровье эдикта. Образовательная модель, направленная на обеспечение информационной грамотности в вопросах негативного воздействия последствий зависимости и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности. Психосоциальная модель, направленная на умение сделать правильный выбор, разрешение конфликтной ситуации, противодействие групповому давлению, развитие определенных психологических навыков и т.п. На основе анализа научной литературы Матусевич А. М. описал существующую классификацию профилактических подходов, включающую: модель укрепления здоровья; модель обучения жизненным навыкам; модель рискованного поведения; информационно –коммуникативную модель; модель альтернативной деятельности; поведенческую (комбинированную) модель [1].
1. Информационный подход, основой которого выступает
распространение информации о наркотиках, в части касающейся
отрицательных последствий и вреда от употребления ПАВ. Здесь
применяются три основные превентивные стратегии: предоставление
частичной информации и статистических данных о зависимости; стратегия
запугивания; распространение информации о негативных изменениях
личности эдиктов. Согласно превентивной стратегии, информация о
негативных последствиях употребления ПАВ и применение программ,
направленных на познавательные аспекты принятия решения позволит
изменить поведение и предотвратить зависимость.
2. Подход, основанный на эмоциональном обучении. Согласно данному
подходу появление зависимости детерминировано личностными факторами и
затруднениями в определении и выражении эмоций, следовательно, риск
возникновения зависимости может быть снижен путем развития навыков
общения, распознавания и выражения эмоций, а также навыков эффективного принятия решений и т.п. Центральным постулатом здесь выступает способность индивида распознавать и контролировать свои ощущения и переживания. Основным недостатком подхода является односторонняя ограниченность определения причин возникновения зависимости.
3. Подход, основанный на роли социальных влияний. Превентивные
стратегии данного подхода базируются на «теории социального научения» А. Бандуры и принятии факта о ведущей роли социальных факторов в процессе формирования зависимости, а, следовательно, и в снижении риска ее возникновения при нивелировании социальных факторов риска. Данный
подход является сравнительно успешным, активно используя программы
социально ориентированной интервенции, техники устойчивости к
социальному давлению, коррекцию нормативных ожиданий и т.п. Подход
позволяет предотвратить или в значительной степени снизить риск
наступления зависимости.
4. Подход, основанный на формировании жизненных навыков. Данный
подход сочетает в себе теорию социального научения А. Бандуры и теорию проблемного поведения Р. Джессора. Указывая на необходимость повышения у подростков психологической устойчивости к социальным влияниям и развития индивидуальной компетентности через обучение личностно –социальным навыкам G. J. Botvin впервые предложил программу развития жизненных навыков. Сегодня подобные программы имеют широкое распространение и охватывают развитие личностно – поведенческих навыков, информационно – социальную резистентность и обучение социально –коммуникативным навыкам.
5. Подход, основанный на деятельности альтернативной зависимому
поведению. Подход базируется на предположении о уменьшении случаев
развития зависимости при наличии значимой деятельности альтернативной
зависимому поведению. Впервые концепцию поведенческой альтернативы
сформулировал V. Dohner, выдвинув четыре основных позиции:
заместительный эффект обуславливает психологическую зависимость от
наркотиков; изменения настроения и сознания детерминирует гедоническую установку аддикта; не имея возможности получения альтернативы люди не способны прекратить аддитивное поведение; альтернативы наркотизации являются альтернативами дистрессам и дискомфорту, приводящим к деструктивному поведению [8]. Среди программ поведенческой альтернативы выделяют: предложение позитивной активности, вызывающей сильные эмоции и способствующей преодолению различных препятствий; комбинация специфических личностных потребностей с позитивной активностью; поощрение участия в специфических видах активности; создание групп поддержки, способствующих активному выбору жизненной позиции. Есть попытки использования в качестве альтернативной
деятельности ИКТ технологий и применение компьютера для профилактики и коррекции кибераддиктов. Программы деятельности альтернативной зависимому поведению широко применяются в группах повышенного риска возникновения аддитивного поведения и находят свое отражение в молодежных, творческих, спортивных и других общественных организациях, поскольку подобная активность сама по себе несет профилактический эффект.
6. Подход, основанный на укреплении здоровья. Под укреплением
здоровья понимается процесс его улучшения по средствам усиления контроля за определенными параметрами. Сегодня укрепление здоровья является интегративным понятием, отражающим личный выбор, социальную
ответственность и примирение человека с окружающей средой. Основная идея данного подхода базируется на развитии жизненных навыков и
компетентности с целью регуляции факторов, определяющих здоровье и
благоприятно влияющих на него. Это понятие сочетает в себе личный выбор и социальную ответственность, вследствие которых улучшается здоровье в будущем, что выражается в максимально доступном и здоровом выборе. Идея базируется на развитии у каждого человека жизненных навыков и компетентности, позволяющих регулировать факторы, влияющие на здоровье. Подход в большей степени ориентирован на учащихся, поскольку систематическое обучение навыкам легче реализовать в контексте
образования и ближайшего окружения. Концепция укрепления здоровья,
интегрируя образовательную среду и ее участников, рассчитана на
длительный положительный эффект.
Справедливости ради следует сказать о выделении интегративного
подхода, сочетающего различные комбинации превентивных стратегий вышеперечисленных подходов. Многокомпонентные интегративные программы дают объединенный положительный эффект от применения различных превентивных стратегий и позволяют исключить некоторые недостатки отдельно взятых подходов. Анализ современных подходов профилактики зависимостей показывает их ориентированность преимущественно на химические виды аддукций и тем самым вскрывает необходимость разработки новых концептуальных стратегий профилактики зависимостей техногенного характера. В зарубежной и отечественной практике профилактическая деятельность аддитивного поведения осуществляется методами псих фармакотерапии, однако отсутствие химической составляющей в не химических формах зависимостей практически исключает применение фармакологических методов реабилитации, но в связи с идентичностью механизмов и факторов возникновения различных видов аддукций подразумевает использование наработанных подходов, применяемых к лечению наркозависимых (Гаврилов В. Г.) [9]. Так профилактическая работа в области компьютерной игровой зависимости подразумевает комплексно –интегрированную, системную, работу по предупреждению возникновения не химических аддикций, выявлению причин, формированию информационной грамотности и безопасной модели взаимодействия человека с компьютером.
Целью превентивной работы в подростковом возрасте является создание благоприятных условий для развития, здорового образа жизни, ценностных эмоциональных переживаний, восстанавливающих психическую энергию, адаптивных способов эмоциональной саморегуляции и самореализации, умения разрешать конфликтные ситуации, выработку адекватной самооценки, стресс устойчивых форм поведения и коррекции уже сложившихся аддитивных паттернов. Профилактика подростковой зависимости включает работу с подростками (тренинговые занятия, дискуссии, игры, и т.п.), работу с педагогами, направленную на информирование и умения, в области выявления и предупреждения компьютерной зависимости среди учащихся и работу с родителями. Основной целью профилактической работы на начальном этапе является заполнение информационного вакуума, путем вскрытия основных психических и физических симптомов привыкания, стадий, факторов и способов выявления зависимости еще в ее зачатке.
Рядом исследователей отмечается малая информационная грамотность и
недостаток внимания к вопросу компьютерной игровой зависимости со
стороны родителей и педагогов (И. И. Романцова, А. А. Малахатка, О. В.
Хилько, Д. В. Шамсутдинова и др.). Согласно А. А. Закаблуковой эффективная программа профилактики кибераддикции может включать несколько последовательных этапов. Первым этапом выступает диагностическая работа, направленная на выявление подростков, находящихся в группе риска, поскольку превалирующим направлением является работа именно с группами риска. Следующий этап включает информационно –просветительскую работу. В целях профилактики необходимо осуществлять постоянное информирование подростков, родителей и педагогов на индивидуальном и общественном уровне, путем проведения просветительских бесед, диспутов и дискуссий, часов медиа безопасности и т.п. Третьим этапом является усиление факторов личностной защиты по средствам духовно – нравственного, культурного и физического развития, формирования ценностных ориентаций, установки на здоровый образ жизни и т.д. На четвертом этапе осуществляется развитие сильных сторон личности, обеспечивающих самоактуализацию и самореализацию в конструктивных формах деятельности и компенсацию психологических характеристик, способствующих развитию кибераддикции.
На пятом этапе происходит выстраивание конструктивных контактов
подростка с ближайшим окружением, поскольку именно первичная среда
рассматривается как основной фактор защиты от формирования зависимости. Шестой этап подразумевает оптимизацию социальной среды подростка позволяющей компенсировать дефициты социализации, минимизировать воздействие факторов, вызывающих зависимость и предотвратить возникновение зависимости [12]. Профилактическая работа не ограничивается перечисленными этапами. При реализации превентивной стратегии должна проводится регулярная психологическая диагностика для определения зависимых и оценки эффективности профилактической деятельности.
В рамках профилактики компьютерной игровой зависимости в структуре
современных образовательных учреждений очень важно практиковать
обучающие программы, направленные на просвещение подростков и обучение безопасному обращению с компьютером. Не маловажным аспектом
профилактической работы в области компьютерной игровой зависимости в
образовательном учреждении, так же является психологическое
сопровождение, проявляющееся в психологической поддержке, позволяющей
удержать подростка в реальном мире. В связи с малой медиа грамотностью
родителей в образовательных учреждениях необходимо развивать программы информатизации, направленные на их обучение конструктивным способам взаимоотношений с детьми. И. Ю. Блясова, М. В. Жукова, П. А. Габрусь и др. рекомендуют родителям в целях профилактики развития компьютерной игровой зависимости использовать личный положительный пример, постепенно ограничивать время использования компьютера, предоставить подростку возможность заниматься альтернативной деятельностью, применять компьютер в качестве эффективного элемента воспитания, знать и проявлять интерес к играм, в которые играют дети, показать ребенку радости реальной жизни, которая гораздо разнообразней чем игра, обсуждать игры с подростком и воспитывая критичное отношение к негативным, отдавая предпочтение развивающим играм и не стесняться, если не получается самостоятельно справиться с проблемой, обращаться к психологам и в специализированные центры [11]. Безусловно эти рекомендации не исчерпывают всех необходимых мер, обеспечивающих снижение рисков возникновения зависимости. Необходимо понимать, что проблема кибераддикции имеет сложную полифакторную природу, преодолеть которую возможно только совместными усилиями всего педагогического сообщества.
На современном этапе отечественными и зарубежными учеными
наработан огромный потенциал в области профилактики различных видов
зависимостей. В результате научных изысканий были выделены принципы, формы и модели профилактики, разработаны и апробированы основные подходы превентивной деятельности. В психологии под профилактикой аддитивного поведения понимают ряд социально – просветительских и медико – психологических мероприятий, направленных на недопущение распространения и употребления психоактивных веществ, а также пресечение развития и преодоления негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами.
Заключение
Крайне низко оцениваются общества, в которых распространены азартные игры. Если в обществе, в семье слишком многое сводится к игре и все межличностные отношения построены именно на этом, то в таком обществе неизбежно возникнут серьезные проблемы. Еще одна угроза: в наших условиях, когда и без того растет поклонение "золотому тельцу", возникает представление о "халяве", о получении чего-то без труда, о "скатерти-самобранке". Когда оно не реализуется, человек будет искать не трудный путь повышения образовательного уровня, совершенствования интеллекта, а это путь социально и с точки зрения психиатрии опасный – химические зависимости и криминал.
Таким образом, можно сказать, что игромания в настоящее время рассматривается как серьезная социальная и психологическая проблема наряду с такими проблемами как наркомания, алкоголизм, токсикомания и требует соответствующего вмешательства и разрешения.
Список литературы
1. Баева Л. В. Виртуализация жизненного пространства человека и
проблемы интернет – игровой зависимости (IGD) / Л. В. Баева // Виртуальное пространство и жизненные миры человека. – 2016. – № 1 (11). – С. 8 – 19.
2. Бондаренко, С.Н. Особенности клиники и лечебно-реабилитационного процесса у больных игровой зависимостью -М. 2011. С. 35-36.
3. Бухановский, А.О. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика/А.О. Бухановский. А.С. Андреев, О.А. Бухановская/Пособие для врачей. -Р./на-Дону. 2009. -35 с.
4. Войскунcкий, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета/А.Е. Войскунский//Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 1. С. 90-100.
5. Воронов Д. И. Социально – психологические детерминанты
компьютерной зависимости и ее профилактика средствами физической
рекреации и психокоррекции / Д. И. Воронов – Диссертация на соискание
ученой степени кандидата психологических наук. Санкт – Петербург. – 2016. – 266 с.
6.Даренский И.Д. Зависимость от азартных игр/И.Д. Даренский//Современные достижения наркологии. Материалы конференции, посвященной 20-летию Национального научного центра наркологии. -М. 2010. С. 44-45.
7. Джолдыгулов, Г.А. К вопросу о механизмах формирования чрезмерной увлеченности компьютерными играми/Г.А. Джолдыгулов, P.M. Гусманов, Ю.С. Шевченко//Дискуссионные вопросы наркологии: профилактика, лечение и реабилитация. Материалы Российской научно-практической конференции. -Иваново. 2005. С. 111-112.
8. Игдырова С. В., Чикляукова Е. В., Мукминов Р. Р. Социальная работа с подростками, склонными к кибераддикции / С. В. Игдырова и др. // Димитровградский инженерно – технологический институт «МИФИ», Россия, г. Димитровград. – 2014. – № 1 (3). – С. 149 – 157.
9. Кащеева М. А. Психотерапевтические методы при лечении гемблинга / М. А. Кащеева // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». – 2015. [Электронный ресурс]. – режим доступа: www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: [email protected]
10. Кнорре А. В. Стратегическое взаимодействие в онлайн – играх:
взгляд из теории игр / А. В. Кнорре // Sociology of science and technology. –2014. – № 5 (4). – С. 105 – 116.
11. Матусевич А. М. Актуальные проблемы профилактики наркомании /
А. М. Матусевич // Молодой учёный. – 2016. – № 13 (117). – С. 826 – 827.
12. Нальгиева Ц. Я. Психолого – акмеологические факторы профилактики компьютерной зависимости учащихся средних и старших классов / Ц. Я. Нальгиева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. № 1(22). – С. 291 – 293.