СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые и информационно-компьютерные технологии на библиотечных занятиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья -  обобщение опыта работы педагога-библиотекаря. Приведены формы работы, используемые приемы и методы технологий для занятий с детьми с нарушениями слуха. ...

Просмотр содержимого документа
«Игровые и информационно-компьютерные технологии на библиотечных занятиях»

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»


ИГРОВЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


НА БИБЛИОТЕЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ


Согласно новому «Закону об образовании» библиотека должна содействовать формированию высококультурной, гуманной и нравственной личности, развивать гражданские качества и учить цивилизованным нормам общения, уметь жить в быстро меняющемся мире в духе согласия и терпимости. Вот несколько направлений работы школьной библиотеки по внедрению стандартов второго поколения: исследовательская деятельность; информационная деятельность; проектная деятельность; литературно-познавательная деятельность; мультимедийные технологии; работа с УМК; работа с фондом художественной литературы.

Главная задача библиотеки любой коррекционной школы та же, что стоит перед самим учебным заведением, - помощь детям с ограниченными возможностями в получении образования, развитии и социализации. Информационное обеспечение учебного процесса требует от библиотекаря непременного знания особенностей восприятия информации таких школьников. Воспитательная работа и деятельность по привлечению к чтению играют очень важную роль в библиотеках этих школ, так как больше всего дети нуждаются именно в индивидуальном подходе и учете их особенностей. Очень важны здесь отслеживание индивидуального читательского развития детей и разработка форм этой работы.

Любая работа в библиотеке подобной школы неразрывно связана с собственно коррекционной. Хотя коррекционную работу в специальной школе ведут дефектологи и психологи, но библиотека не может ее миновать, поскольку именно в неформальном общении вне уроков, при самостоятельной подготовке дети больше всего осваивают социальные навыки. При подготовке мероприятий библиотеки обязательно нужно учитывать контингент участников. Так, викторины, конкурсы нельзя проводить с командами одной параллели классов, потому что один класс – глухие дети, а другой – слабослышащие. Или раздельное занятие, или сборные команды. Также дифференцированно подбираются художественные и мультипликационные фильмы: для глухих детей больше зрительного действия, чем диалогов.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Игра для детей - способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются качества личности, необходимые школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо младшему школьнику.

Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

В какие игры мы играли.

«Путешествие по библиотеке». Цель – словарная работа (библиотечные термины), повторение алфавита, знакомство с расстановкой книг на стеллажах. Использованы карточки со словами: СТЕЛЛАЖ, РАЗДЕЛИТЕЛЬ, АВТОР. Класс разделен на игровые пары. Раздаются письма-задания, например: «Подойдите к стеллажу «Литература для начальных классов. Найдите книги авторов на букву М. Найдите книгу С.Я.Маршака «Усатый, полосатый». Откройте страницу 17. Найдите указание на получение приза». (Приз – конфеты).

«Волшебное дерево». На листе ватмана нарисовано дерево, на ветвях прикреплены листочки с вопросами (были вопросы по литературе, по окружающему миру, загадки). За 5 правильных ответов – приз. Некоторые ребята искали ответы в предоставленной справочной литературе, энциклопедиях.

«Веришь – не веришь». В большой коробке листки с вопросами на разные темы. Разных цветов для разных возрастов. Темы разные с одинаковым заданием: согласиться или не согласиться с утверждением. За 5 правильных ответов – приз.


В библиотеке достаточно большой фонд периодических подписных изданий. Современные детские журналы очень красочны, ярко оформлены. Они лежат в свободном доступе на столах, привлекая внимание детей, заглянувших в библиотеку даже просто на перемене. От рассматривания иллюстраций большинство ребят переходит к чтению статей. Тут же на столах цветные карандаши и бумага, так как многие дети с нарушениями слуха любят рисовать, отражая свои эмоции. Постоянно в библиотеке обновляются выставки рисунков на разные темы, в том числе и иллюстраций по прочитанным произведениям. С использованием журналов можно придумать и провести разнообразные дидактические игры.

«Следопыты». Младшие школьники рассматривали журналы («Волшебный карандаш», «От 6 до 7», «Веселые картинки», «Незнайка» и пр.) и искали предметы на заданную букву. Слова проговаривались вслух.

«Семицветик». Для малышей. В книжках-раскрасках находим, что можно закрасить определённым цветом, например, синим. Дети называют предметы и раскрашивают их. Вариант игры: дети берут по одной картинке и все получают карандаш синего цвета. Раскрашивают нужное. Затем раздаются поочередно карандаши других цветов. Оцениваем совместно правильность закрашивания.

На библиотечных уроках можно успешно сочетать разные игры, складывая их в один сюжет. Так, например, была проведена

«Осенняя сказка». Демонстрировались картины осенней природы (назвать приметы осени), загадки по теме, картинки «Что не дорисовал художник». Затем рисовали листья разных деревьев, раскрашивали и создавали из них гирлянду.


ЗАНЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

И ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». Человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов. Презентация быстро и доходчиво изображает вещи, которые труднее передать словами, вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации. Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету, учащимся предлагаются и творческие задания.

Использование мультимедийных презентаций способствуют стимулированию познавательной активности детей. Их применение обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память. Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей. Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детейознавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. Видеоматериалы и анимация крайне полезны при работе с учебным материалом, связанным с изучением различных процессов и явлений, сурдологическое описание которых затрудняется ограниченным словарным запасом детей с такой патологией. Анимация может сопровождаться гиперссылками, комментирующими отдельные компоненты изображения, что также важно при работе с детьми, лишенными слухового восприятия. 


Темы библиотечных уроков разнообразны. И большинство занятий провожу с использованием презентаций. Это и начальные уроки знакомства с библиотекой, с правилами поведения читателей. И уроки по истории письменности, книги. И представления творчества писателей. Чтобы вызвать интерес детей к книге, предлагается просмотр мультфильма по произведению или прочтение начала самого произведения. Так, после просмотра мультфильма «Вовка в Стране невыученных уроков» ребята отвечали на вопросы видеовикторины по этому фильму. Проводились мультимедийные викторины «Народные сказки», «Литературные сказки», по произведениям С.В.Михалкова, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского. К сожалению, не все кабинеты оснащены компьютерной техникой. Поэтому по заявкам учителей подготавливаю уроки внеклассного чтения с применением мультимедиа. Например, урок «Птицы в сказках».


На библиотечных уроках можно закреплять учебные компетенции. Так, в презентации, посвященной творчеству С.В.Михалкова, были слайды по стихотворению Ю.Тувима (в переводе С.Михалкова). Названия овощей были написаны на карточках (это словарные слова), проговаривали вслух. Овощи «двигаются» при помощи мышки, а при использовании интерактивной доски – маркером. Удобно при помощи презентаций или интерактивной доски работать с загадками, учить решать ребусы, повторять какие-либо учебные правила.

Многие темы библиотечных занятий связаны с безопасностью жизнедеятельности детей. При участии преподавателя ОБЖ проводились уроки «Огонь друг или враг», «Один дома», «Правила дорожного движения».

Все библиотечные занятия, в какой бы форме ни проводились, в конечном счете направлены на решение основной задачи - воспитание  полноценной  личности, реабилитация  детей  с  нарушением  слуха. Приоритетным  направлением  на  пути  духовно-нравственного просвещения  и  воспитания  для  школьной  библиотеки  является  приобщение детей  к  чтению,  которое  сумеет  помочь  ребенку  познать  природу  мира,  открыть себя  в  этом  мире,  найти  свое  место  в  нем, сформировать  нравственные  идеалы, патриотическое  сознание  как одного из основ духовно-нравственного единства  общества.



Литература:


1.Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. М.: АСТ, 2004.

3. Кукушкина О. И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире  // Дефектология. 2006. - №2.

4. Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании // Коррекционная педагогика. 2004. - №2

5. Обучающие игры - http://www.gramota.ru/igra/

6. Мастер класс для начинающих пользователей интерактивной доски:

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=108426&tmpl=com

7. Фильм о возможностях интерактивной доски - http://www.youtube.com/watch?v=0iaC7tx2RjM


































Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Хакасия для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат I , II видов».








ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


И


ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


НА БИБЛИОТЕЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ








Автор –

Ладынина

Елена Геннадьевна,

педагог-библиотекарь












Г. Абакан

2015 г.