СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые методы и приёмы на уроках сольфеджио как средство формирования мотивации учащихся ДШИ

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья, предназначенная для преподавателей ДШИ

Просмотр содержимого документа
«Игровые методы и приёмы на уроках сольфеджио как средство формирования мотивации учащихся ДШИ»

Кузьмина Галина Евгеньевна,

преподаватель ВКК

БМБУ ДО ДШИ п. Монетного

Игровые методы и приёмы на уроках сольфеджио как средство формирования мотивации учащихся ДШИ.


Одно из важнейших составляющих успешного обучения – это мотивация – побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость. Один из факторов низкой мотивации в обучении – его содержание, которое часто не связано с практикой. Ученик не понимает, для чего нужны ему знания, как они пригодятся ему в будущем. Такая ситуация приводит к малой познавательной активности учащихся. Традиционными методами не всегда удаётся решить проблему низкой мотивации. На помощь приходят инновационные методы и формы проведения занятий. Одним из таких методов является игра.

Игра – одно из древнейших средств обучения. На современном этапе образования игровые технологии, формы, методы и приёмы широко распространены во всех сферах педагогической деятельности. Это обусловлено, прежде всего, особенностью психологии детского возраста. Всем известно, что в дошкольном возрасте основной вид деятельности ребёнка – игра. В младшем школьном возрасте игра уходит на второй план, уступая процессу обучения, но всё так же остаётся значимой в жизни ребёнка. В подростковом возрасте приоритетным видом деятельности становится общение со сверстниками. Поэтому в средних и старших классах применение определённых игровых технологий в процессе обучения помогает педагогу достигать положительных результатов в освоении знаний, умений и навыков.

Игровая деятельность учащихся на учебных занятиях выполняет следующие функции:

- развлекательная,

- эмоциональная,

- диагностическая,

- коммуникативная,

- развивающая,

- познавательная.

Остановимся более подробно на описании игровых методов и приёмов, применимых на занятиях сольфеджио.

Сольфеджио – учебная дисциплина, предназначенная для развития музыкальных способностей (музыкального слуха, памяти, чувства ритма), является сложным комплексным предметом, включающим в себя широкий круг теоретических и практических знаний, которые не всегда усваиваются учащимися. Если ученик столкнулся с непониманием, сложностью в освоении предмета, у него быстро пропадает интерес к нему, формируется ложное представление о значимости изучения данной дисциплины.

Чтобы этого не произошло, преподавателю следует применять на уроках различные доступные увлекательные формы, методы и приёмы для поддержания у детей интереса и формирования устойчивой мотивации к занятиям.

Современные преподаватели-практики предлагают в своих методических работах разнообразные игровые формы преподавания, способствующие продуктивному обучению детей: И. Домогацкая («Первые уроки музыки»), О. Кацер («Игровая методика обучения детей пению»), Т. Боровик («Звуки, ритмы и слова»), Л. Ефремова («Учиться интересно»), Т. Камаева и А. Камаев («Азартное сольфеджио»), О. Камозина («Неправильное сольфеджио») и др.

Одним из обязательных условий проведения занятий в игровой форме являются следующие педагогические принципы:

  1. Быстрая смена заданий

  2. Чередование уровня трудности

  3. Единый ритм урока

  4. Применение на уроке разных видов деятельности

В своей практике я применяю различные методы и приёмы, которые можно разделить на несколько групп.

«Карточки». Игры с карточками, кубиками и другими дидактическими материалами. Например, «Музыкальное домино», «Лото», «Мемо», «Нота, я тебя знаю», «Музыкальная грамота в кубиках». Это могут быть готовые игры и пособия, а так же изготовленные самостоятельно педагогом, может быть при помощи детей.

«Песни». Сочинение песен, в основе которых лежит текст с названиями нот, их расположением на нотном стане, длительностей, интервалов, порядка знаков альтерации, строения мажорной, минорной гаммы, и текст с другой информацией.

«Роли». Данный «метод» предполагает ситуации, в которых учитель и ученик меняются местами. На занятии уже не педагог задаёт вопросы, а ученик. Он может играть интервалы, аккорды для слухового анализа, играть диктант и т. д.

«Эхо». Игра, в которой один участник или группа участников в точности повторяет задание другого участника. Приём «эхо» можно использовать в чтении с листа, слуховом диктанте, исполнении интонационных и ритмических упражнений, пении интервалов, аккордов, тетрахордов, гамм.

«Форма». Всё занятие или его часть может быть проведено в форме квеста, ринга, конференции, сьёмки сериала, интервью и т.д.

«Телевизор-интернет». Данный метод включает в себя интеллектуальные игры, которые популярны благодаря телевидению, ютуб-каналам и другим источникам интернета. На уроке можно провести занимательные игры, с помощью которых учащиеся будут закреплять свои теоретические знания, и формировать практические навыки. Например, «Своя игра», «Брейн ринг», «Что, где, когда», «Сыграй, если сможешь», «Музыкальная интуиция».

«Ребусы. Кроссворды». Учащиеся могут самостоятельно составить ребус или кроссворд или отгадывать подготовленное педагогом задание. Их можно решать индивидуально, группами, подгруппами как на уроке, так и дома.

«Компьютер». Игры, для проведения которых необходимо цифровое устройство: компьютер, телефон, планшет, интерактивная доска и другое информационно-цифровое оборудование. Учащимся можно порекомендовать для выполнения игровых заданий приложения, которые развивают музыкальные способности. Например: «Абсолютный слух», «Пианино», «Метроном», а так же интернет-ресурсы – сайты с различными творческими заданиями.

Конечно же, обучение по предмету сольфеджио не должно сводиться только к игре, есть и другие педагогические технологии, методы и приёмы, которые необходимо применять в работе с учащимися, но благодаря игровым технологиям преподаватель может показать детям, что сольфеджио – это увлекательный, интересный предмет, на котором можно играть и творить. Сольфеджио – учебная дисциплина, которая помогает ребёнку интонационно чисто петь, получать удовольствие от игры на музыкальных инструментах, с лёгкостью учить новые музыкальные произведения и понимать язык музыки. И тогда уже никто не скажет, что сольфеджио – это скучно.