ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧЕНИКОВ
Филиппова Ольга Михайловна, учитель начальных классов
МБОУ "Лучик»
Игра- это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребёнка вливается
живительный поток представлений, понятий.
В. А. Сухомлинский
Аннотация. В статье рассматриваются игровые методы обучения как эффективное средство активизации познавательной активности учащихся начальной школы. Обсуждаются особенности применения игровых технологий в образовательном процессе, их влияние на мотивацию и интерес детей к обучению. Анализируются различные виды игровых методов и их интеграция в учебный процесс, а также практические примеры использования игр в различных предметных областях. Также выделяются основные преимущества и возможные трудности, с которыми могут столкнуться учителя при внедрении игровых технологий.
Ключевые слова: игровые методы обучения, познавательная активность, начальная школа, мотивация, интерес к обучению, учебный процесс, игровые технологии, педагогические приемы.
Игровые методы обучения занимают особое место в педагогической практике начальной школы. В этом возрасте дети отличаются естественным детским любопытством, стремлением к исследованию окружающего мира и проявлению активности в игре. Использование игровых технологий в обучении способствует не только повышению интереса учеников к учебному процессу, но и их глубокому пониманию учебного материала.
Игровая деятельность помогает педагогу создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания, что является основой успешного обучения. Исследования показывают, что игры могут значительно повысить уровень познавательной активности, способствуют развитию творческого мышления и навыков коммуникации. В данном контексте целью статьи является исследование подходов и методов использования игрового обучения в начальной школе.
Игровые методы обучения — это система педагогических приемов и технологий, основанных на использовании игр в образовательном процессе. Они позволяют учителю организовать взаимодействие учащихся с учебным материалом через игру, что активизирует их познавательную деятельность. Игры могут быть различных форматов: дидактические, ролевые, настольные, имитационные, виртуальные и т.д.
Мотивация к обучению: Игры активизируют интерес детей, делают процесс обучения динамичным и увлекательным.
Развитие самостоятельности: В играх ученики часто принимают решения самостоятельно, что способствует развитию их критического мышления и ответственности.
Социальная активность: Игровая деятельность предполагает общение, сотрудничество, что помогает создать сплоченный коллектив.
Эмоциональная вовлеченность: Игры способствуют созданию положительной эмоциональной атмосферы на уроках, повышая уровень удовольствия от обучения.
1. Общая характеристика активизации познавательной деятельности младших школьников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
Считается, что младший школьный возраст захватывает границы от 6 до 10 лет, потому что как раз в этот период происходит физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы.
С одной стороны к семи годам кора полушарий является достаточно зрелой, а с другой стороны еще не совершенной, так как дети в этом возрасте имеют некоторые особенности поведения – легко переключаются, отвлекаются, чересчур эмоциональны и возбудимы.
В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте».
Начало обучения – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально – стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Переходом от дошкольного детства к школьному, называла это время Л.И. Божович, который характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует, подчеркнут, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка.
Учебная деятельность определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
А.С. Выготский, отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. Младший школьник в своем развитии идет от анализа отдельного предмета, явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями.
Также, к характерным особенностям младшего школьного возраста можно отнести: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно – игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает, главным образом, совей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.
Естественно, что младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, не вступают с ним в споры, что, например, свойственно и типично для подростка. Они очень доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражают ему в манере рассуждать, интонациях. Если на уроке дано задание, то дети тщательно выполняют его, не задумываясь над назначением своей работы. Такие психологические особенности, как доверчивость, исполнительность, являются предпосылкой для успешного обучения и воспитания. Вместе с тем безраздельное подчинение авторитету учителя, бездумное выполнение его указаний могут в дальнейшем отрицательно сказаться на процессе обучения и воспитания.
У младшего школьника сильна потребность в движении. Он не может долго сидеть на уроке неподвижно. Особенно ярко такая подвижность проявляется на переменах. Именно поэтому необходимо предоставлять детям возможность больше двигаться.
Постепенно у ребенка появляется и потребность в самооценке: он начинает руководствоваться в своем поведении не только оценкой взрослых, но и собственной.
Существует определенный уровень развития самосознания у младших школьников, именно он является показателем готовности ребенка к школе. Этот уровень развития самосознания непосредственно связан с возникновением особого личностного новообразования – внутренней позиции школьника. Стремление к позиции школьника характеризует личность ребенка в целом, определяя его поведение, деятельность и систему отношений к действительности и к самому себе.
Считается, что именно этот период 6 – 8 лет – самый трудный в жизни детей. Здесь происходит возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослым, стремление к осуществлению общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. У ребенка возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может. Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств. В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений.
Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе и образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств; общая недостаточность воли – школьник 7 – 8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности.
Сначала у первоклассника формируется интерес к самому процессу учебной деятельности. Затем формируется интерес к результату своего труда. После возникновения интереса к результатам учебного труда у первоклассников формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания.
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретение знаний, связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А стимулирует это чувство одобрение учителя, взрослого, подчеркивание даже самого небольшого успеха, продвижения вперед.
В целом за время обучения ребенка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: производительность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить программу; у него должны быть сформированы основные компоненты деятельности.
3 Понятия «учебная» и «игровая» деятельность
Понятия «учебная» и «игровая» деятельность анализировались многими видными российскими и советскими педагогами, поэтому определений этим понятиям существует несколько. Рассмотрим некоторые из них.
К. Гросс был первым автором, который попытался внести ясность в вопрос определения игры. Он пытался классифицировать детские игры и найти новый подход к ним. Он показал, что экспериментальные игры стоят в ином отношении к мышлению ребенка и к будущим его целесообразным неигровым действиям, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он лошадь, охотник и т.п.
П.П. Блонский полагает, что игра есть только общее название для самых разнообразных деятельностей ребенка. Он склонен думать, что «игры вообще» не существует, не существует вида деятельности, который бы подходил под это понятие, ибо само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка же все серьезно.
Представляется плодотворной мысль, Д.Б. Эльконина относительно расчленения понятия «игра». Игру нужно рассматривать как совершенно своеобразную деятельность, а не как сборное понятие, объединяющее все виды детских деятельностей, в частности, и такие, которые Гросс называл экспериментальными играми. Например, ребенок закрывает и открывает крышку, делая это много раз подряд, стучит, перетаскивает вещи с места на место. Все это не является игрой в собственном смысле слова. Можно говорить о том, не стоят ли эти виды деятельности между собой в таком же отношении, как лепет в отношении к речи, но, во всяком случае, это не игра.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – Это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную – освоение диалектики общения;
самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическую – преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую – выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
функцию коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональной коммуникации – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
социализации – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технологии внеклассной работы
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Далее перейдем к рассмотрению понятия «учебная деятельность» и выясним какой смысл российские ученые вкладывают в него.
«Учебная деятельность» – достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике. Учебная деятельность рассматривается как синоним научения, учения, обучения.
В «классической» советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.
В трактовке направления Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова учебная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков.
Формирование у учащихся основных понятий учебного предмета в процессе учебной деятельности строится как движение по спирали от центра к периферии, где в центре находится абстрактно-общее представление о формируемом понятии, а на периферии это общее представление конкретизируется, обогащается частными представлениями и тем самым превращается в подлинное научно-теоретическое понятие.
Сущность учебной деятельности состоит в том, что её результатом является изменение самого учащегося, а содержание учебной деятельности заключается в овладении обобщёнными способами действий в сфере научных понятий. Дальнейшее развитие эта теория получила в результате многолетних экспериментальных исследований, выполненных под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, которые доказали, что возможности младших школьников в усвоении научно-теоретических знаний недооценивались, что такие знания им вполне доступны. Поэтому основным содержанием обучения должны стать научные, а не эмпирические знания; обучение должно быть направлено на формирование у учащихся теоретического мышления.
Систематическое осуществление учебной деятельности способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия.
Учебную деятельность нельзя отождествлять с теми процессами учения и усвоения, которые включены в любые другие виды деятельности (в игровую, трудовую, спортивную и т.п.). Учебная деятельность предполагает усвоение именно теоретических знаний посредством дискуссий, осуществляемых школьниками и студентами с помощью учителей и преподавателей.
1.4 Типология дидактических игр.
Как показывают анализ педагогической литературы и обобщение опыта учителей, в практике обучения дидактические игры используются давно, но, главным образом, как средство организации внеклассной работы по предмету. В систему уроков они включаются лишь эпизодически, в педагогической литературе описываются лишь варианты использования на уроках отдельных видов дидактических игр.
В процессе обучения должны оптимально сочетаться различные типы и виды игр, так как разнообразие игровой деятельности обеспечивает его максимальную эффективность. Они имеют большую значимость при включении их в определенный отрезок учебного процесса (часть урока, темы, домашнее задание и т.д.), с определенной дидактической целью (изучение нового материала, систематизация, повторение и закрепление материала, контроль знаний и умений), исходя из заложенных в игре дидактических возможностей. Каждый тип и вид игры имеет свои игровые особенности (степень подвижности и характер взаимодействия участников игры, использование аксессуаров, продолжительность игры по времени, форма ее проведения и т.д.), что позволяет включать их в учебный процесс в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями обучаемых.
Усложнение игровой деятельности обеспечивается постепенным введением новых типов игр (игровые приемы – сюжетные игры – имитационные игры – ролевые игры – деловые игры) и повышением самостоятельности учеников в выборе решения в ходе игры и подготовки к ней.
Т.Г. Рысьевой была создана системная классификация дидактических игр, опирающаяся на следующие критерии: признаки собственно игры, характер и форма организации деятельности учащихся в ходе игры, дидактические возможности игры. Были выделены следующие типы составляющих систему дидактических игр: игровые приемы, сюжетные игры, ролевые игры, имитационные игры, деловые игры.
Совокупность игровых ситуаций, выступающих как средство побуждения познавательной активности учащегося, различного типа – интеллектуальные, подвижные, связанные с развитием органов чувств. Они применяются при закрепление, повторение, обобщение материала, занимают незначительную часть урока, не требуют специальной подготовки. Форма организации может быть как фронтальная, так и групповая и индивидуальная. Это, например, кроссворды, шарады, загадки.
Командные соревновательные игры, сюжет которых заимствован из различных телевизионных и спортивных передач. Предполагают наличие экспертов-судей, четкую оценку деятельности игроков. Занимают часть урока или целый урок. Применяются при закреплении, обобщении и систематизации знаний. Характер деятельности учащихся репродуктивный, конструктивный. Форма организации – командная. Например, "КВН", "Поле чудес", "Счастливый случай" и т.д.
Моделируют окружающую природную среду, роли необязательны, четко определенны правила, в рамках которых игроки принимают решения и которые могут изменяться в ходе игры. Занимают часть урока или целый урок. Не требуют предварительной подготовки. Применяются при изучении нового материала и при закреплении. Характер деятельности учащихся конструктивный. форма организации – групповая, командная. Например, "Остров", Экологический конструктор" и т.д.
Условное воспроизведение практической деятельности людей. Занимают 1 или 2 урока, требуют индивидуальной подготовки. Применяются при изучении нового, закреплении и обобщении знаний. Характер деятельности учащихся – конструктивный, творческий. Форма организации – групповая, индивидуальная. Это различные конференции, ток – шоу, суды.
Моделирование производственной деятельности людей, Предполагается коллективная выработка решение в рамках выбранных ролей, многоальтер-нативность решений обучения. Занимают 1 или 2 урока, требуют тщательной подготовки. Применяются при изучении нового, закреплении, систематизации знаний. Характер деятельности учащихся – конструктивный, творческий. Форма работы – групповая, индивидуальная. Например, "У озера", "Построй город" и т.д.
В.С. Селиванов выделяет следующие виды дидактических игр: соревнование, дискуссия, ролевая, имитационно-моделирующие.
Все игры познавательные. «Дидактические игры» - этот термин правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемых в раздел дидактики.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.
Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.
IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские.
V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности ,имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями.
Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить «приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д.
Применение игровых методов в обучении
Дидактические игры. Дидактические игры — это игры, цель которых заключается в обучении через игру. Они могут быть использованы для закрепления знаний, развития умений и навыков. Например, игра "Вредные и полезные привычки", где учащиеся в игровой форме определяют, какие привычки являются полезными, а какие вредными, позволяет закрепить материал по теме здоровья.
Ролевые игры. Ролевые игры дают возможность детям перевоплотиться в различных персонажей, что способствует улучшению их коммуникативных навыков и развитию творческого мышления. Например, игра "Магазин" помогает детям освоить навык счёта, а также учит взаимодействовать друг с другом в рамках ролевых межличностных отношений.
Настольные игры. Настольные игры, такие как "Монополия" или "Бэнг!", не только развлекают, но и учат детей принимать решения, стратегически думать и сотрудничать. Эти игры могут быть адаптированы под учебные цели и включать в себя элементы изучаемого материала.
Виртуальные игры и технологии. С развитием технологий виртуальные и компьютерные игры также становятся популярными в образовательном процессе. Например, игры, посвященные математике или языкам, могут значительно повысить мотивацию учащихся к учебе за счет интерактивного и визуального обучения.
Преимущества игровых методов в образовании
Повышение интереса к обучению. Игровые методы значительно увеличивают уровень вовлеченности учащихся. Когда процесс обучения превращается в игру, дети учатся не только воспринимать информацию, но и осмысленно ее осваивать.
Углубление знаний. Процесс обучения через игру способствует более глубокому усвоению материала. Игры требуют от детей не просто запоминания, но и практического применения знаний, что способствует их более прочному запоминанию.
Развитие социальных навыков. Игровая деятельность способствует формированию коммуникативных навыков у детей. Они учатся работать в команде, обсуждать задачи, выражать свое мнение и понимать точку зрения других.
Эмоциональная разрядка. Игры создают положительные эмоции, что позволяет снизить уровень стресса и тревожности, которые могут возникнуть у детей в процессе учебы.
Проблемы и трудности внедрения игровых методов
Недостаток времени. Одной из основных проблем, с которой сталкиваются учителя при внедрении игровых методов, является ограниченное количество учебного времени. Уроки часто перегружены информацией, и не всегда удается уделить время играм.
Необходимость подготовки. Эффективное использование игровых методов требует от учителя предварительной подготовки, разработки сценариев игр и материалов, что может быть трудоемким процессом.
Возможная низкая восприимчивость некоторых учащихся. Не все дети готовы воспринимать учебный процесс в игровом формате. Некоторые могут быть настроены скептически и нуждаются в дополнительной мотивации для включения в игровую деятельность.
Примеры практического применения игровых методов
Использование дидактических игр на уроках математики. На уроках математики можно использовать игры типа "Сложи-ка", где ученики в команде решают примеры на сложение и вычитание, зарабатывая баллы за правильные ответы. Это не только активизирует их умственную деятельность, но и формирует командный дух.
Ролевые игры на уроках окружающего мира. Темы, связанные с природой, можно изучать через ролевые игры. Например, игра "Экспедиция в лес" позволяет ученикам выступать в роли исследователей, что помогает закрепить знания о флоре и фауне.
Настольные и виртуальные игры на уроках русского языка. На уроках русского языка можно использовать настольные игры, такие как "Составь слово" или вирусные образовательные приложения, что повысит интерес и углубит знания детей о языке.
Игровые методы обучения становятся все более популярными в начальной школе благодаря своей способности активизировать познавательную активность учащихся. Внедрение таких технологий в образовательный процесс требует от учителей не только профессионализма, но и творческого подхода. Несмотря на ряд сложностей, связанных с применением игр, их преимущества в формировании интереса, знаний и социальных навыков учащихся делают их неотъемлемой частью современного образования. Игры – это не просто развлечение; это мощный инструмент, который может изменить подход к обучению и сделать его более эффективным и увлекательным.
2 Методики и игровые упражнения по развитию познавательной активности
Так как данный пункт курсовой работы требует рассмотрения практической части навыков познавательной активности, автором используется наиболее яркий опыт работы коллег, поскольку своего опыта еще нет. Итак, на урока и во внеурочной деятельности можно использовать следующие формы работы и игровые приемы, а также упражнения.
«Продолжи узор».
Состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси, если упражнение вызывает затруднения на первом этапе, то можно использовать зеркало. После того, как подобные задания не вызывают сложностей при воспроизведении, упражнение усложняется введением при воспроизведении, упражнение усложняется введением абстрактных узоров и цветовых изображений.
(Направлено на развитие наглядно-образного мышления).
«Путаница».
Послушай внимательно стихотворение:
Кто на дереве сидит? Кит
В океане кто плывет? Кот
В огороде что растет? Рак
Под водою кто живет? Мак
Перепутались слова
Я командую раз-два
И приказываю вам
Всех расставить по местам
Вопросы к ребенку: Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?
Можно немножко подсказать ребенку, но главное – подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.
(Обучение звуковому облику слова).
Игра «Маленький жук».
Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может ползти вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать и водить пальцем по полю нельзя. Внимание, начали.
Одна клеточка вверх, одна клеточка налево, одна клеточка вниз. Одна клеточка налево, одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук.
Если ребенку трудно, можно изготовить жука и передвигать его по полю. Главное – научить ребенка мысленно ориентироваться в клеточном поле. (Навыки ориентирования в пространстве, отработка понятий право, лево, верх, низ, увеличение объема внимания).
«Свяжи слова».
Даны два ряда слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Педагог зачитывает пару слов, а ребенок запоминает второе слово пары, стараясь установить какую-либо смысловую связь между словами данной пары. (интервал 5 секунд)
После прочтения всех пар, через 10 минут, педагог зачитывает левые слова каждой пары, а ученик воспроизводит слова правой половины ряда.
СЛИВА-ЛАМПА
СИНИЦА-СЕСТРА
ЛЕЙКА-ТРАМВАЙ
МУХОМОР-ДИВАН
БОТИНКИ-САМОВАР
ГРАФИН-БРАТ
ЖУК-КРЕСЛО
ГРЕБЕНЬ-ЗЕМЛЯ
КОМПАС-КЛЕЙ
КИТ-СИГАРЕТА
СПИЧКИ-ОВЦА
ТЕРКА-МОРЕ
ШЛЯПА-ПЧЕЛА
РЫБА-ПОЖАР
(Упражнение на развитие смысловой памяти.)
«Склеенное предложение».
а) Отдели слова друг от друга вертикальной чертой, пример: шар/корзина
БОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНКА
б) Отдели слова в предложении и предложения друг от друга.
БЫЛАЗИМАМОРОЗЩИПАЛЩЕКИПОТОМСТАЛОТЕПЛОВЫПАЛОМНОГОСНЕГААДЕТИСЛЕПИЛИСНЕГУРОЧКУОТСНЕГАРУКИОЗЯБЛИЗАТОСНЕГУРОЧКАВЫШЛАХОРОША
(Развитие звуко-буквенного анализа).
«Графический диктант».
На тетрадном листе, отступив четыре клетки сверху и слева, ставятся три точки одна под другой (расстояние между ними по вертикали 7 клеточек).
Пример: Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, дальше, до конца строки продолжай самостоятельно.
Первый узор. Задание: «Поставь карандаш на следующую точку, внимание! Рисуй линию: Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, дальше – самостоятельно».
Второй узор. Задание: «Поставь карандаш на нижнюю точку, внимание! Рисуй линию: три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, и далее самостоятельно до конца страницы».
(Упражнение на развитие концентрации внимания, пространственной ориентации, умений выполнять последовательные указания взрослого, вычленять и самостоятельно воспроизводить заданный графический ритм).
Необходимо расставить в свободных клетках квадрата №2 в возрастающем порядке числа, расположенные в случайном порядке в двенадцати клетках квадрата №1.
В процессе работы ряд чисел может увеличиться до 30–40.
(Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания).
Ребенку предлагается рассмотреть и запомнить предметы, изображенных по одному на трех-четырех картинках. Через 1 минуту картинки убирают, а ребенка просят назвать их по памяти.
Затем он должен отыскивать их среди 10–12 похожих, беспорядочно разбросанных картинок. Постепенно количество запоминаемых объектов следует увеличить. (Предназначено для тренировки и развития непосредственной произвольной памяти).
«Классификация».
В данном упражнении мы предлагаем ребенку самому выбрать, каким образом можно разделить предлагаемые фигуры на группы.
В качестве стимульного материала используется набор карточек с изображением различных предметов, животных, птиц и т.д.
Инструкция: «Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как бы ты это сделал, как можно это сделать?» Необходимо, чтобы ребенок нашел как можно больше оснований.
(Упражнение на умение классифицировать по разным признакам.)
«Игра в слова».
а) назови как можно больше слов, обозначающих фрукты, овощи, деревья, цветы и т.д.
б) Я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, чего этот предмет может делать.
Метель-метет, а гром–? Ветер –?, а снег– ? Дождь –?, а солнце – ?
При каждом ответе дополнительно: А что еще? – пусть ребенок подберет как можно больше слов.
в) Можно повторить игру наоборот – Кто летает? Кто плавает? А кто ловит мышей?
Подводя итог, всему изложенному выше, необходимо подчеркнуть что используемые учителем приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и формирование у них мотивов учения, с одной стороны.
С другой стороны, добиться хороших результатов в нашей работе можно только тогда, когда не перестаёшь любить детей, а для этого учитель должен самосовершенствоваться, изучая и применяя инновационные технологии.
Для диагностики я использовала методику изучения познавательной активности на уроках обучения грамоте.
Цель: определить степень познавательной активности младших школьников.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен:
2 – трудно сказать;
1 – не согласен:
0 – совершенно не согласен.
1. Я иду утром в школу с радостью.
2. На уроках мне нравится выполнять игровые задания учителя.
3. Когда на уроке учитель дает занимательные задания, я чувствую себя легко и свободно.
4. Мне интересно задавать вопросы нашему учителю.
5. Если у нас проводиться игра, то на уроке я становлюсь активней.
6. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
Обработка полученных данных. Показателем активности учащихся (А) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если А 3, то можно констатировать высокую степень активности, если же 2 А
После обработки данных я получила следующий результат:
А=720/208 =3,4…, что соответствует высокому уровню познавательной активности младших школьников.
Также было продолжено наблюдение за активизацией познавательной деятельностью учащихся, эти данные занесены в таблицу.
3 Анализ эксперимента
Экспериментальная работа показала, что повышенное внимание к способам активизации познавательной деятельности на уроках обучения грамоте помогает решить многие проблемы в интеллектуальной, эмоционально-волевой деятельности детей и их развитии.
В ходе целенаправленной работы по внедрению игр в процесс обучения на уроках у большинства учащихся отмечен рост познавательной активности, расширение и углубление познавательных интересов, желание и способности учиться. Появилось внимание школьников к своим особенностям, способностям, повысилась успеваемость, улучшилось их эмоциональное состояние.
Улучшению результатов способствовало внедрение в процесс обучения игровых методик. Отбор игрового материала осуществлялся на основе существенных признаков рассматриваемого понятия. Занятия строились таким образом, чтобы разные аспекты знаний получали логически последовательное развитие. Обучение чтению в форме игры способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, активизации мыслительной деятельности, побуждают к личному участию в решении проблем.
Экспериментально доказано, что такие элементы познавательного интереса, как стремление преодолевать трудности при выполнении заданий, поиск путей решения заданий, концентрация внимания на объекте деятельности, увлеченность, активность, самостоятельность при применении игровых методик в процессе обучения формируются гораздо быстрее.
Обучающая роль игр заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие в процессе игр, способствуют предупреждению перегрузки, обеспечивают коммуникативные и интеллектуальные умения.
Школьник становился активным, заинтересованным, мотивы учебной деятельности делались значимыми для детей.
Таким образом, играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В процессе их формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании.
Заключение
В заключении работы необходимо отметить следующее – в настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. И это не только введение нового законодательства и стандартов третьего поколения. Важнейшей составляющей педагогического процесса стало личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, направленное, прежде всего, на формирование учебной деятельности, в том числе младших школьников.
В основе учебной деятельности лежат познавательные потребности, мотивы и интересы. Сила мотивации оказывает непосредственное влияние на успешность деятельности: постоянное нарастание силы познавательной мотивации приводит к улучшению результативности учебной деятельности. Именно с познавательной мотивацией, в частности с познавательными интересами, связывают продуктивную творческую активность личности в процессе обучения.
По окончании изучения материалов данной темы, появились следующие выводы и рекомендации теоретического характера.
Выводы и рекомендации:
1. В процессе обучения важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах – любознательность; в старших классах – потребность в творческой деятельности.
2. Важное значение имеет эмоциональное стимулирование умственных усилий и проявлений творчества учащихся в учении; одобрение с подчеркиванием реального продвижения, личностного роста; поощрение познавательной активности, интереса к отдельным предметам и учению в целом.
3. Необходимо создавать благоприятный психологический климат в классе на основе взаимопонимания, взаимоуважения, доброжелательности как условие для успешного усвоения материала.
4. Нужно создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации.
6. Создавать на уроке ситуации общения, речевые ситуации, определяющие мотивацию собственной речи детей, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи.