Использование игровых приемов для развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В условиях совершенствования и обновления системы образования и воспитания, особое значение придается обучению, воспитанию и развитию детей с проблемами в развитии. Одной из важных направлений работы с детьми с проблемами в развитии – это организация обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях В нашей студии раннего развития «Луч» существуют обычные группы, которые посещают дети с нормальным развитием и индивидуальные группы, которые посещают дети с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети".
Существует классификация детей с ограниченными возможностями.
-Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
-Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
-Дети с нарушением речи (логопаты);
-Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
-Дети с умственной отсталостью;
-Дети с задержкой психического развития;
-Дети с нарушением поведения и общения;
-Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
У данной категории детей особенно глубоко нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарные обобщения, очень узко воспринимает то, о чем вы ему рассказывается.
Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются на овладении речью. В младшем возрасте он с большим трудом понимает чужую речь,в лучшем случае, улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Со временем ребенок станет лучше понимать обращенную к нему речь, однако очень долго он воспринимает только то, что связано с его личным опытом (т.е то,что близко и знакомо,где-то слышалось ,встречалось...)
Собственная речь детей появляется поздно. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих людей фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, своеобразными словами, в которые они обычно вкладывают определенный смысл.
Речь у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. Как правило, эти дети ограниченно, но понимают речь других людей, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, наблюдается неправильное произношение по причине недоразвития языка и ли голосовых связок, неправильного расположения зубов и т.д. Чаще всего уровень психического недоразвития ребенка отражается на развитии его речи.
У некоторых детей, казалось бы, богатый словарный запас, но речь их бессмысленна, состоит из штампованных фраз, в этих случаях принято говорить о пустой, не имеющей смысла речи.
Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида. -нарушение звукопроизношения,
- нарушение ритма и темпа речи,
-расстройства речи, связанные с нарушением слуха,
-недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи.
Наша работа заключается в том, сделать жизнь ребёнка богатой на впечатления. Ребёнка необходимо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи. Занятия по коррекции речи можно сделать интересными у увлекательными. Существует много различных игровых приёмов по формированию речи детей с ОВЗ.
Сегодня на нашей встрече, мне бы хотелось поделиться с вами уважаемые коллеги, наиболее эффективными и интересными приёмами развития связной речи у особенных детей.
Во-первых для развития мотивации и познавательной самостоятельности ученика с ОВЗ необходимо создание комфортной образовательной среды, применения учителями новых педагогических технологий и действенных форм обучения. Ребёнок с ОВЗ проявит инициативу и самостоятельность, если не принуждать его к учению. Когда педагог даёт детям свободу, позволяет быть самостоятельными, учащиеся демонстрируют способности. Педагог выслушивает их мнения, аккуратно направляя ход мыслей малыша в верное русло.. Учителю нужно чаще давать на выбор несколько заданий, одинаковых или дифференцированных по сложности. При таком отношении проявляются образовательные потребности учащихся, что даёт толчок к развитию мотивации и познавательного интереса.
Во-вторых каждый педагог, работая с детьми с ОВЗ ставит перед собой цели и задачи:
Цель.
Формирование речевых умений,обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной форме.
Задачи
- Вырабатывать умения связно и логично излагать свои мысли ..
- Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас учащихся.
- Воспитывать интерес к чтению, письму и развитию речи.
Игры для развития связной речи детей с ОВЗ.Игр на развитие памяти:
«Узнай и выложи букву»
Ребенок закрывает глаза, ему дают потрогать букву, затем ее убирают. Ребенок по памяти должен узнать и выложить букву счетными палочками.
«Узнай предмет»
Цель: развитие тактильной памяти.
Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, ребенок сам должен догадаться о том, что это вещь. После того, как предмет будет обследован, ему предлагают назвать эту вещь, педагог может наводящими вопросами помогать ученику. Например: что за предмет у тебя был в руках?,Мягкий или твёрдый? Как ты думаещь, для чего он нужен? И т. д. Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнять две мыслительные операции – узнавание и запоминание.
В перерыве между работой ,можно выполнить физ.минутку на внимание.
«Четыре стихии»
По команде педагога ребенок выполняет определенные движения руками.
«ЗЕМЛЯ» - опустить руки вниз
«ВОДА» - вытянуть руки вперед
«ВОЗДУХ» - поднять руки вверх
«ОГОНЬ» - вращать руками в локтевых и лучезапястных суставах.(выполнить с педагогами)
«Угадайка»
Для этого упражнения понадобится набор карточек с изображением разных предметов. Чем разнообразнее, тем лучше. Для этого подойдут материалы предметных «лото». Педагог раскладывает перед ребенком 5-10 карточек.
Инструкция: «Я сейчас загадаю один из предметов, изображенных на карточках. Попробуй угадать, что я загадала, не более чем за несколько попыток. Для этого задавай мне вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Если ребенку трудно понять, о чем идет речь, подскажите ему «Представь, что я загадала этот карандаш. Какие вопросы ты мог бы задать, чтобы догадаться? Например «Это пишет?» или «Это длинное?» и т.д.
Некоторые дети пытаются угадывать, перечисляя подряд все предметы. В этом случае необходимо показать им, что это неэффективный способ, и предложить задавать вопросы о свойствах этих предметов. Можно даже сделать ему подсказку: подготовить карточку с пунктами относительно которых имеет смысл задавать вопросы: форма («Это круглое?»), цвет («Это красное?») , размер («Это длинное?»), вес («Это легкое?»), функция («Из этого едят?»), материал («Это деревянное?»«Найди слова, читая только черные буквы.»
На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое (читать чёрные буквы.(раздать педагогам)
«Допиши буквы»Раздать педагогам.
Какие буквы прячет лошадка?
Какие буквы спрятались в лошадке?
Педагог дает ребенку картинки с нарисованными буквами, ребенок дорисовывает каждую букву ,затем готовую любую букву дорисовывает до какого-нибудь предмета.
«Помоги художнику»
Дидактическая задача: учить детей создавать образы на основе схематического изображения.
Педагог сообщает детям, что один художник не смог дорисовать картину до конца и попросил ребят помочь ему закончить работу. Педагог показывает детям схематического изображение и говорит, что сейчас они все вместе помогут художнику. Ребята будут дорисовывать, как эту картину можно закончить, Педагог последовательно задает детям вопросы: кто здесь нарисован ? Какого цвета ? и т.д. Дети по-разному отвечают, взрослый обсуждает с ними ответы и выбирает наиболее интересные. Самые интересные ответы педагог использует при дорисовке картины, постепенно превращая схему в рисунок.
Когда рисунок будет готов, можно предложить детям придумать историю про нарисованный предмет. Если дети затрудняются, следует помочь им наводящими вопросами.
«Составление предложений»
Даются начальные буквы (например, В-С-Е-П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения, например, «Всей семьей ели пирог».(Раздать варианты букв.)
«Кто назовет больше признаков»
Ведущий называет предмет окружающей обстановки, и игроки по очереди должны, не повторяясь, назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовет последний признак.
На развитие воображения:
«Волшебные кляксы»
Ребенок рассматривает кляксы и воображает, на что каждая из них похожа. Можно так же дорисовать кляксы до разных предметов.
Такие интересные игровые приёмы не только помогают развивать речь малыша, делать её связной, логичной,последовательной, разнообразной
но и способствуют дальнейшему желанию обучаться и открывать для себя много полезных и интересных вещей.