СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии как способ компетентностного подхода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые педагогические технологии. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии как способ компетентностного подхода»

Игровые технологии Самому искать решения проблем и не останавливаться на найденном, как на окончательной истине.

Игровые технологии

Самому искать решения проблем и не останавливаться на найденном, как на окончательной истине.

Игровые технологии Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровые технологии

Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Цели игры:   Игра снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности; Игра позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысления; Игра способствует большей вовлеченности обучаемых;

Цели игры:

  • Игра снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности;
  • Игра позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысления;
  • Игра способствует большей вовлеченности обучаемых;
Цели игры:   Игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах; Игра формирует установки профессиональной деятельности. преодолеваются стереотипы, корректируются самооценка; В игре проявляется вся личность; Игра позволяет осмыслить полученные результаты.

Цели игры:

  • Игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах;
  • Игра формирует установки профессиональной деятельности. преодолеваются стереотипы, корректируются самооценка;
  • В игре проявляется вся личность;
  • Игра позволяет осмыслить полученные результаты.
Игра подразделяется по игровой методике следующим образом: Предметная; Сюжетная; Ролевая; Деловая; Имитационная

Игра подразделяется по игровой методике следующим образом:

  • Предметная;
  • Сюжетная;
  • Ролевая;
  • Деловая;
  • Имитационная
 Ролевая игра Это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проигрывания» жизненной ситуации или профессиональной ситуации Цель метода проигрывания ролей состоит в том, чтобы создать правдивую ситуацию и затем дать обучаемым возможность оценить роли других участников игры. С психологической точки зрения , содержанием ролевой игры является отношения между людьми – «человек – человек»

Ролевая игра

  • Это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проигрывания» жизненной ситуации или профессиональной ситуации

Цель метода проигрывания ролей состоит в том, чтобы создать правдивую ситуацию и затем дать обучаемым возможность оценить роли других участников игры. С психологической точки зрения , содержанием ролевой игры является отношения между людьми – «человек – человек»

Сценарий ролевой игры – сближает события в реальности значительно отдаленные, позволяя участниками увидеть и понять «как слово наше отзовется», и при желании апробировать иную стратегию поведения.

Сценарий ролевой игры – сближает события в реальности значительно отдаленные, позволяя участниками увидеть и понять «как слово наше отзовется», и при желании апробировать иную стратегию поведения.

Проигрывание определенной сценарием роли, отождествляет с ней помогает  обучающемуся:

Проигрывание определенной сценарием роли, отождествляет с ней помогает обучающемуся:

Обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в личностно и профессионально значимых ситуациях; Установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнеров по общению; Пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных ситуациях.  Ролевая игра превращает обучение в творческую лабораторию самообразования
  • Обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в личностно и профессионально значимых ситуациях;
  • Установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнеров по общению;
  • Пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных ситуациях.

Ролевая игра превращает обучение в творческую лабораторию самообразования

Организация учебного процесса на основе ролевой игры I этап - сценарий ролевой игры; II этап - проведение игры как таковой; III этап - подведение итогов игры.

Организация учебного процесса на основе ролевой игры

  • I этап - сценарий ролевой игры;
  • II этап - проведение игры как таковой;
  • III этап - подведение итогов игры.
 Сценарий ролевой игры   Существуют различные модификации ролевых игр. Выбирая одну из них для сценария необходимо ориентироваться на ряд факторов.

Сценарий ролевой игры Существуют различные модификации ролевых игр. Выбирая одну из них для сценария необходимо ориентироваться на ряд факторов.

Основные факторы: Конкретные дидактические цели занятия в предметно – содержательном и социально-психологическом аспекте; Степень зрелости студентов и их готовность к подобной работе; Временные ресурсы; Уровень компетентности преподавателя и его опыт использования интерактивных методов обучения.

Основные факторы:

  • Конкретные дидактические цели занятия в предметно – содержательном и социально-психологическом аспекте;
  • Степень зрелости студентов и их готовность к подобной работе;
  • Временные ресурсы;
  • Уровень компетентности преподавателя и его опыт использования интерактивных методов обучения.
Проведение игры Преподаватель (создав игровую ситуацию) является нейтральным наблюдателем; В ходе игры происходит «проживание»участниками проблемной ситуации в ее игровом воплощении; Цель – достичь компромисса, не жертвуя основными принципами; Для повышения эффективности метода ролевой игры возможно использование видеотехники.   1.Но!! Преподаватель контролирует ход игры и может при необходимости вмещаться в происходящее; 2. В ролевой игре студенты овладевают опытом деятельности и соответствующих ему переживаний, сходными с тем ,что они получили бы в действительности, но без опасений и риска. 3. В остальном исполнители игровых ролей свободны в своих проявлениях. Желательно .чтобы их реакции были естественны и спонтанны. Члены группы ,получившие функциональную роль наблюдателей , не только сопереживают ,но и фиксируют свои оценки происходящего по определенным заранее критериям. 4. Для этого необходимо специальная подготовка преподавателя.

Проведение игры

  • Преподаватель (создав игровую ситуацию) является нейтральным наблюдателем;
  • В ходе игры происходит «проживание»участниками проблемной ситуации в ее игровом воплощении;
  • Цель – достичь компромисса, не жертвуя основными принципами;
  • Для повышения эффективности метода ролевой игры возможно использование видеотехники.

1.Но!! Преподаватель контролирует ход игры и может при необходимости вмещаться в происходящее;

2. В ролевой игре студенты овладевают опытом деятельности и соответствующих ему переживаний, сходными с тем ,что они получили бы в действительности, но без опасений и риска.

3. В остальном исполнители игровых ролей свободны в своих проявлениях. Желательно .чтобы их реакции были естественны и спонтанны. Члены группы ,получившие функциональную роль наблюдателей , не только сопереживают ,но и фиксируют свои оценки происходящего по определенным заранее критериям.

4. Для этого необходимо специальная подготовка преподавателя.

Характеристики РИ Наличие модели управляемой системы, включенной в конкретную социально-экономическую систему; Наличие ролей; Различие целей участников игры, исполняющих разные роли; Взаимодействие ролей; Наличие общей цели у всего игрового коллектива; Многоальтернативность

Характеристики РИ

  • Наличие модели управляемой системы, включенной в конкретную социально-экономическую систему;
  • Наличие ролей;
  • Различие целей участников игры, исполняющих разные роли;
  • Взаимодействие ролей;
  • Наличие общей цели у всего игрового коллектива;
  • Многоальтернативность
Способы распределения ролей Возможны два варианта: 1)Роли распределяются между некоторыми слушателями, а остальные, не получившие ролей, становятся активными зрителями, наблюдателями; 2)Слушатели разбиваются на небольшие группы единомышленников, и каждая группа коллективно берет на себя роль отдельного лица – участника ситуации.

Способы распределения ролей

Возможны два варианта:

1)Роли распределяются между некоторыми слушателями, а остальные, не получившие ролей, становятся активными зрителями, наблюдателями;

2)Слушатели разбиваются на небольшие группы единомышленников, и каждая группа коллективно берет на себя роль отдельного лица – участника ситуации.

Подведение итогов игры

  • Начинать желательно с вербализации участниками игры своих переживаний и обмен эмоциональным опытом между участниками игры;
  • Далее идет анализ ролевой игры, который включает в себя самоанализ участников игры и «обратную связь»в их адрес от других членов группы.

Подведение итогов рекомендуется выполнять в определенной последовательности.

  • В контексте приведенного выше сценария вопросы для рефлексивного анализа ситуации к участникам ролевой игры могут быть такими:
  • В контексте приведенного выше сценария вопросы для рефлексивного анализа ситуации к участникам ролевой игры могут быть такими:
  • В контексте приведенного выше сценария вопросы для рефлексивного анализа ситуации к участникам ролевой игры могут быть такими:
  • В контексте приведенного выше сценария вопросы для рефлексивного анализа ситуации к участникам ролевой игры могут быть такими:
  • В контексте приведенного выше сценария вопросы для рефлексивного анализа ситуации к участникам ролевой игры могут быть такими:

А)Удовлетворены ли Вы результатами встречи и почему?

Б)Поделитесь переживаниями. которые Вы испытывали в ходе игры?

В)Хотели бы Вы что-либо изменить и что именно?

2.Очень важно акцентировать внимание студентов на значении обратной связи, польза которой зависит от формы ее выражения, будь то положительное или отрицательное суждение. Продуктивная обратная связь

На должна содержать советов или интерпретаций, в ней может присутствовать информация о том, какие чувства испытывает партнер, о чем он думает и как в результате может поступить в данной ситуации.

Подведение итогов игры

  • Завершается обсуждение сопоставлением проигранной ситуации с реальными событиями, поиском аналогий из жизни самих студентов и планированием дальнейшей деятельности.
  • Одним из результатов обсуждения может быть внесение поправок и изменений в игру, участники также могут предложить повторное проведение игры, чтобы прожить ситуацию в другой роли или испытать другую стратегию поведения.

Подведение итогов рекомендуется выполнять в определенной последовательности.

  • В контексте приведенного выше сценария вопросы для рефлексивного анализа ситуации к участникам ролевой игры могут быть такими:
  • В контексте приведенного выше сценария вопросы для рефлексивного анализа ситуации к участникам ролевой игры могут быть такими:
  • В контексте приведенного выше сценария вопросы для рефлексивного анализа ситуации к участникам ролевой игры могут быть такими:
  • В контексте приведенного выше сценария вопросы для рефлексивного анализа ситуации к участникам ролевой игры могут быть такими:
  • В контексте приведенного выше сценария вопросы для рефлексивного анализа ситуации к участникам ролевой игры могут быть такими:

А)Удовлетворены ли Вы результатами встречи и почему?

Б)Поделитесь переживаниями. которые Вы испытывали в ходе игры?

В)Хотели бы Вы что-либо изменить и что именно?

2.Очень важно акцентировать внимание студентов на значении обратной связи, польза которой зависит от формы ее выражения, будь то положительное или отрицательное суждение. Продуктивная обратная связь

Не должна содержать советов или интерпретаций, в ней может присутствовать информация о том, какие чувства испытывает партнер, о чем он думает и как в результате может поступить в данной ситуации.

Роль наблюдателя очень важна, он не только внимательно следит за развитием ситуации и сопереживает происходящему. Он учится видеть чужие промахи и успехи, замечает чужие проблемы, наблюдатели делают  первый шаг на пути к признанию своего несовершенства. Наблюдательный лист составляется преподавателем, в нем содержится перечень критериев, которые для удобства заполнения сведены в таблицу

Роль наблюдателя очень важна, он не только внимательно следит за развитием ситуации и сопереживает происходящему. Он учится видеть чужие промахи и успехи, замечает чужие проблемы, наблюдатели делают первый шаг на пути к признанию своего несовершенства. Наблюдательный лист составляется преподавателем, в нем содержится перечень критериев, которые для удобства заполнения сведены в таблицу

Главным итогом ролевой игры можно считать желание участников воплотить полученный опыт в жизнь и их веру в успех.

Главным итогом ролевой игры можно считать желание участников воплотить полученный опыт в жизнь и их веру в успех.

Деловые игры  - это модель процесса принятия управленческого или хозяйственного решения.  Такая игра строится на моделировании объекта управления, но для принятия решений в ней обязательно должны быть роли. Как должностные, так и игровые, игровое проектирование решений и взаимодействие участников.

Деловые игры

- это модель процесса принятия управленческого или хозяйственного решения.

Такая игра строится на моделировании объекта управления, но для принятия решений в ней обязательно должны быть роли. Как должностные, так и игровые, игровое проектирование решений и взаимодействие участников.

Деловые игры можно использовать для создания управленческих и коммуникативных обучающих моделей. Способствующих лучшему пониманию интерактивных (сотрудничество) и персептивных (восприятие и понимание) механизмов взаимодействия и коллективного принятия решений , развивающих аналитический, диагностический и прогностический потенциал обучаемых.

Деловые игры можно использовать для создания управленческих и коммуникативных обучающих моделей. Способствующих лучшему пониманию интерактивных (сотрудничество) и персептивных (восприятие и понимание) механизмов взаимодействия и коллективного принятия решений , развивающих аналитический, диагностический и прогностический потенциал обучаемых.

Виды деловых игр В зависимости от целевой направленности могут быть: Производственные – ставят целью принятие решений по проблемам производства, оказание помощи предприятию, организации или учреждению по переходу на новый хозяйственный механизм, разработку стратегий выживания в условиях стагнации, нерентабельности или конкурентной борьбы;

Виды деловых игр

В зависимости от целевой направленности могут быть:

  • Производственные – ставят целью принятие решений по проблемам производства, оказание помощи предприятию, организации или учреждению по переходу на новый хозяйственный механизм, разработку стратегий выживания в условиях стагнации, нерентабельности или конкурентной борьбы;
Виды деловых игр Исследовательские – связаны с разработкой новых концепций, испытанием проблем и решений гипотетического характера, прогнозированием последствий и потенциальных проблем при внедрении нововведений; Квалификационные или аттестационные – проводятся для выявления уровня компетентности, квалификации специалистов, принятия решений по вопросам подбора или увольнения, придвижения, оценки и аттестации кадров, управления компетентностью персонала предприятия; Дидактические – развивают репродуктивное и творческое педагогическое и психологическое мышление, адаптационные свойства и способности, профессиональные и коммуникативные знания, умения и навыки.

Виды деловых игр

  • Исследовательские – связаны с разработкой новых концепций, испытанием проблем и решений гипотетического характера, прогнозированием последствий и потенциальных проблем при внедрении нововведений;
  • Квалификационные или аттестационные – проводятся для выявления уровня компетентности, квалификации специалистов, принятия решений по вопросам подбора или увольнения, придвижения, оценки и аттестации кадров, управления компетентностью персонала предприятия;
  • Дидактические – развивают репродуктивное и творческое педагогическое и психологическое мышление, адаптационные свойства и способности, профессиональные и коммуникативные знания, умения и навыки.
Признаки деловой игры По целенаправленности- учебная, исследовательская, экспериментальная, проектировочная, производственная, аттестационная, универсальная; По форме взаимодействия участников – игра с взаимодействием(установление контакта с помощью различных видов связи является обязательным элементом), без взаимодействия (решения одной группы не влияют на результаты и поведение другой);

Признаки деловой игры

  • По целенаправленности- учебная, исследовательская, экспериментальная, проектировочная, производственная, аттестационная, универсальная;
  • По форме взаимодействия участников – игра с взаимодействием(установление контакта с помощью различных видов связи является обязательным элементом), без взаимодействия (решения одной группы не влияют на результаты и поведение другой);
Признаки деловой игры По динамике моделируемых ситуаций – саморазвивающаяся, с регламентированным временем; с произвольным (зависящим от решения задач) регламентом; По способам обработки и передачи информации – ручная и с использованием обычных технологий техсредств оргтехники;

Признаки деловой игры

  • По динамике моделируемых ситуаций – саморазвивающаяся, с регламентированным временем; с произвольным (зависящим от решения задач) регламентом;
  • По способам обработки и передачи информации – ручная и с использованием обычных технологий техсредств оргтехники;
Признаки деловой игры По скорости игрового времени- с реальным масштабом времени, в условно ускоренном времени, в условно замедленном времени, в произвольном масштабе времени; По типу коммуникации – с использованием устной, письменной, визуальной, формальной, неформальной, межличностной, межгрупповой коммуникации; По конечному продукту игры – с материализованным конечным продуктом или с абстрактным результатом.

Признаки деловой игры

  • По скорости игрового времени- с реальным масштабом времени, в условно ускоренном времени, в условно замедленном времени, в произвольном масштабе времени;
  • По типу коммуникации – с использованием устной, письменной, визуальной, формальной, неформальной, межличностной, межгрупповой коммуникации;
  • По конечному продукту игры – с материализованным конечным продуктом или с абстрактным результатом.
Характеристики деловой игры Моделирование процесса деятельности по выработке управленческих решений; Распределение ролей между участниками игры; Наличие общей цели у всего игрового коллектива; Коллективная выработка решений участниками игры; Реализация цепочки решений в игровом процессе; Многоальтернативность решений; Наличие управляемого эмоционального напряжения.

Характеристики деловой игры

  • Моделирование процесса деятельности по выработке управленческих решений;
  • Распределение ролей между участниками игры;
  • Наличие общей цели у всего игрового коллектива;
  • Коллективная выработка решений участниками игры;
  • Реализация цепочки решений в игровом процессе;
  • Многоальтернативность решений;
  • Наличие управляемого эмоционального напряжения.
Преимущества деловых игр Повышается интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются на деловых играх; Обучаемые получают и усваивают большее количество информации, основанной на конкретных примерах, что способствует приобретению участниками игры навыков принятия конструктивных решений; Участие в деловых играх развивает аналитическое, экономическое и психологическое мышление обучаемых;

Преимущества деловых игр

  • Повышается интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются на деловых играх;
  • Обучаемые получают и усваивают большее количество информации, основанной на конкретных примерах, что способствует приобретению участниками игры навыков принятия конструктивных решений;
  • Участие в деловых играх развивает аналитическое, экономическое и психологическое мышление обучаемых;
Преимущества деловых игр Изменяется мотивация обучаемых к освоению инновационных знаний; Растет самооценка обучаемых, а для тех у кого она была завышена – становиться более объективной; Накопленный в деловых играх опыт помогает более правильно оценивать возможные реальные ситуации;

Преимущества деловых игр

  • Изменяется мотивация обучаемых к освоению инновационных знаний;
  • Растет самооценка обучаемых, а для тех у кого она была завышена – становиться более объективной;
  • Накопленный в деловых играх опыт помогает более правильно оценивать возможные реальные ситуации;
Подготовка к разработке и описанию деловой игры Источники деловой игры; Состав и количество участников игры; Регламент деловой игры; Сценарий деловой игры или ее блок-структура; Система оценивания результатов деловой игры; Вспомогательный материал; Организация пространственной среды.  1.Могут быть реальные ситуации(печатные материалы) 2.Зависит от целей и от анализируемой проблемы; 3.От сложности ,этапов игры; 4.Развернутое изложение сущности игры, логическую последовательность ее реализации,дополнительный материал; 5.Разработки бланков, таблиц ит.п.; 7.Иногда необходимо иметь несколько помещений.

Подготовка к разработке и описанию деловой игры

  • Источники деловой игры;
  • Состав и количество участников игры;
  • Регламент деловой игры;
  • Сценарий деловой игры или ее блок-структура;
  • Система оценивания результатов деловой игры;
  • Вспомогательный материал;
  • Организация пространственной среды.

1.Могут быть реальные ситуации(печатные материалы)

2.Зависит от целей и от анализируемой проблемы;

3.От сложности ,этапов игры;

4.Развернутое изложение сущности игры, логическую последовательность ее реализации,дополнительный материал;

5.Разработки бланков, таблиц ит.п.;

7.Иногда необходимо иметь несколько помещений.

Порядок проведения деловой игры Введение в игру; Разделение слушателей на группы; Погружение в игру; Изучение и системный анализ ситуации или проблемы; Игровой процесс; Общая дискуссия и пленум; Подведение итогов игры; Рефлексия; «Выгружение из игры».  На этом этапе участников знакомят с ситуацией, общим регламентом ,целью и т.п.; Оптимальный размер группы 5-7 человек, в каждой группе выбирается лидер; распределяются игровые роли; Участники получают игровое задание; Осуществляется в рабочей группе, участники анализируют ситуацию, ранжируют проблемы, и т.д.; Поиске и выработка вариантов; Делегирует представителей для презентации и обоснования своего решения; Оценка результатов Обратная связь, мониторинг мнений, степень удовлетворенности ,потери ,приобретения; Может быть связана с размышлениями участников об их будущем, о перспективах использования в учебном процессе такого рода технологий, домашнее задание.

Порядок проведения деловой игры

  • Введение в игру;
  • Разделение слушателей на группы;
  • Погружение в игру;
  • Изучение и системный анализ ситуации или проблемы;
  • Игровой процесс;
  • Общая дискуссия и пленум;
  • Подведение итогов игры;
  • Рефлексия;
  • «Выгружение из игры».
  • На этом этапе участников знакомят с ситуацией, общим регламентом ,целью и т.п.;
  • Оптимальный размер группы 5-7 человек, в каждой группе выбирается лидер; распределяются игровые роли;
  • Участники получают игровое задание;
  • Осуществляется в рабочей группе, участники анализируют ситуацию, ранжируют проблемы, и т.д.;
  • Поиске и выработка вариантов;
  • Делегирует представителей для презентации и обоснования своего решения;
  • Оценка результатов
  • Обратная связь, мониторинг мнений, степень удовлетворенности ,потери ,приобретения;
  • Может быть связана с размышлениями участников об их будущем, о перспективах использования в учебном процессе такого рода технологий, домашнее задание.
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание