«Методический семинар»
«Игровые технологии как средство формирования познавательных УУД
на уроках математики в условиях ФГОС»
Суханова Татьяна Николаевна
учитель математики
МКОУ «Барабо-Юдинская СОШ»
Чистоозерного района
Новосибирской области
Обновленная нормативная база
(ФГОС, Концепция развития математического образования, профессиональный стандарт педагога)
Известная методическая база
(теория, технологии, диагностики)
Необходимость решать новые образовательные задачи:
«…Обеспечение роста творческого потенциала учеников, их готовности к применению УУД в жизненной ситуациях…» (ФГОС)
Недостаточно средств для решения поставленных задач
ПРОБЛЕМА: новый социальный заказ школьному образованию не может быть выполнен в полной мере только средствами традиционной педагогики. Возникла необходимость в поиске средств и методических решений для соответствия новым профессиональным компетенциям, поиске новых педагогических технологий.
В современной образовательной практике возникли существенные противоречия
Отсутствие методики организации такой познавательной деятельности, которая бы обеспечивала социальную самоидентификацию учащихся
Необходимость достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов
Потребность учащихся проявлять познавательную активность и самостоятельность в познавательной деятельности
Отсутствие возможности удовлетворить ее в ходе массовых организационных форм образования, жестко ориентированных на предлагаемые учителем виды деятельности
Осознаваемая учителями необходимость осуществления учащимися полноценной познавательной деятельности
Отсутствие научно обоснованных рекомендаций по организации полноценной познавательной деятельности учащихся
Игра в психолого-педагогических исследованиях
Краткий психологический словарь
Л.С.Выготский
Д.Б.Эльконин
- Форма воссоздания предметного и социального содержания деятельности, моделирование систем отношений, характерных для данного вида практики
- Форма воссоздания предметного и социального содержания деятельности, моделирование систем отношений, характерных для данного вида практики
- Осмысленная, разумная, целесообразная, планомерная, социально-координированная деятельность, психологическая природа которой идентична природе труда
- Осмысленная, разумная, целесообразная, планомерная, социально-координированная деятельность, психологическая природа которой идентична природе труда
- Деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности
- Деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности
й
4
Актуальность:
Современное общество предъявляет ко всем типам образовательных учреждений новые требования к подготовке выпускников. В соответствии с ФГОС у учащихся должны быть сформированы УУД, в том числе познавательные. В образовательном процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения. Одной из наиболее актуальных технологий для формирования познавательных УУД является игровая.
Цель работы:
изучить эффективность использования игровых технологий как средство формирования познавательных УУД
Задачи:
- Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала Способствовать расширению кругозора учащихся и др.
- Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала
- Способствовать расширению кругозора учащихся и др.
- Развивать у учащихся творческое мышление. Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях. Способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.
- Развивать у учащихся творческое мышление.
- Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях.
- Способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.
- Воспитать нравственные взгляды и убеждения. Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др.
- Воспитать нравственные взгляды и убеждения.
- Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др.
Математические игры призваны решать следующие задачи
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- в качестве урока (занятия) и его части (объяснения, закрепления, упражнения, контроля) ;
- в качестве урока (занятия) и его части (объяснения, закрепления, упражнения, контроля) ;
- как технология внеклассной работы.
- как технология внеклассной работы.
Игровые технологии использую:
Опираясь на опыт своей работы, я выделила наиболее продуктивные и эффективные виды игр и игровых приемов, направленных на формирование познавательных УУД.
Игры, способствующие активизации запоминания математических терминов
Игры, требующие от детей преобразующей и поисковой деятельности
Игры на формирование вычислительных навыков
Интеллектуально-познавательные игры
Для подтверждения правильности выбора технологии был проведен простой эксперимент. Для этого я взяла два урока математики на одну тему. Один урок провела в традиционной форме, другой – в игровой. После опроса учащихся 100% учеников выбрали урок в игровой форме, как наиболее интересный. В то же время усвоение учебного материала улучшилось на 25%.
Используя на уроке игровые технологии удается:
Познавательные
План профессионального развития:
Совершенствование в овладении игровыми технологиями на уровне построения модели образовательного процесса.
Повышение качества обучения через повышение качества урока.
Встраивание игровых платформ в учебный процесс с точки зрения ФГОС.
Подводя итоги всего выше сказанного, считаю, что применение игровых технологий на уроках математики дает возможность учащимся проявить себя, свои способности, проверить имеющиеся у них знания, приобрести новые знания, и все это в необычной занимательной форме, так же способствует возникновению интереса у учащихся к математике, что в сою очередь формирует познавательные УУД.
Литература:
1. Аргинская И. И. Методические особенности формирования вычислительных навыков и умений// Педагогический университет. «Первое сентября» 2005. № 22.
2. Асмолов А. Г. Системно- деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения ФГОС. Публикации. 2010.
3. ФГОС. Как проектировать универсальные учебные действия на уроках математики. От действия к мысли. М. Просвещение. 2010.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика – Пресс, 1996.
5. Первушина Е. В. Способности ребёнка. Как выявить и проявить? СПб.: Изд-во «Вектор», 2007.
13
Игры, способствующие активизации запоминания математических терминов.
Хорошими помощниками при запоминании математических терминов, понятий являются ребусы, кроссворды. Такие игры помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность.
Игры, требующие от детей преобразующей и поисковой деятельности
УУД
Игры для формирования УУД
сравнение
Цель
«Найди отличия»
анализ и синтез
развитие умения сравнивать предметы по
классификация
«Исправь ошибки»
«Найди пару»
«На что похоже»
построение логической
развитие умения осуществлять анализ
заданным или самостоятельно выделенным
«Найди похожую фигуру»
и обобщение
«Четвёртый лишний»
объектов с выделением существенных и
«Кто в домике живет»
свойствам
«Найди такой же»
развитие умения классифицировать объекты,
«Сложи картинку»
«Молчанка»
цепи рассуждений
развитие умения делать выводы,
«Коллективный счёт»
выделять основные признаки, давать
несущественных признаков
«Назови одним словом»
«Собери бусы»
«Наоборот»
«Помоги расставить числа»
характеристику группам.
развивать умения осуществлять синтез как
«Угадай, какое число задумано»
аргументированно доказывать свою точку
составление целого из частей
зрения
Игры на формирование вычислительных навыков
а) игры с использованием информационно-коммуникационных технологий – игры – тренажеры.
Использование игр-тренажеров позволяет мне существенно интенсифицировать работу учащихся. Практика показала, что учащиеся, решая примеры, которые предлагает тренажер, готовы считать до бесконечности, а интенсивность их решения увеличивается.
Часть игр-тренажеров создана мной, использую и ресурсы сети Интернет.
б) математические фокусы, основанные на приемах быстрого счета.
Использование таких приемов позволяет существенно увеличить
скорость и качество счета.
Игры, требующие от учащихся самостоятельной
творческой деятельности –
интеллектуально-познавательные игры
Использование на уроке интеллектуальных игр, викторин позволяет мне активно включать детей в совместную творческую деятельность (работа в группах). Такие игры содержат в себе частично поисковые, творческие задания, процесс выполнения которых может быть связан с догадкой, опирающейся на опыт ребенка, на ранее усвоенные знания.
Повышение профессиональной квалификации Профессиональное совершенствование