СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии как средство успешной автоматизации звуков в речи у детей дошкольного возраста

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы наблюдается значительное снижение уровня развития речи дошкольников. Зачастую у детей, имеющих недостатки речи, отмечаются сопутствующие и вторичные отклонения в развитии нервно-психической сферы. Учителя-логопеды во время логопедических занятий наблюдают у таких ребят повышенную утомляемость, снижение работоспособности и отсутствие интереса к трудоемкой, монотонной деятельности. Высокая распространенность дефектов звукопроизношения и других нарушений у детей дошкольного возраста требует от специалистов внимания и скрупулезной работы по поиску эффективных форм, инновационных коррекционно-развивающих технологий, приемов и методов работы по исправлению речевых нарушений.

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии как средство успешной автоматизации звуков в речи у детей дошкольного возраста»

Игровые технологии как средство успешной 

автоматизации  звуков в речи у детей дошкольного возраста


В последние годы наблюдается значительное снижение уровня развития речи дошкольников. Зачастую у детей, имеющих недостатки речи, отмечаются сопутствующие и вторичные отклонения в развитии нервно-психической сферы. Учителя-логопеды во время логопедических занятий наблюдают у таких ребят повышенную утомляемость, снижение работоспособности и отсутствие интереса к трудоемкой, монотонной деятельности. Высокая распространенность дефектов звукопроизношения и других нарушений у детей дошкольного возраста требует от специалистов внимания и скрупулезной работы по поиску эффективных форм, инновационных коррекционно-развивающих технологий, приемов и методов работы по исправлению речевых нарушений.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая рассматривает игру как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленной управленческой педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести и игровую технологию, опирающуюся на игровую деятельность, игровые формы, приемы, включающие детей в учебную работу. Игровая технология связана с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение).[4]

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью. [7]

Игровые технологии в логопедии включают огромное количество занимательных дидактических игр, которые могут применяться вариативно, так как разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения, становления правильной речи дошкольников и направлены на оптимизацию процесса обучения. 

Неоспоримым принципом для разработки игровой технологии является деятельностный принцип (Л.С.Выготский, С.А. Зыков, Б.Д. Корсунская, Л.П. Носкова). Известный факт, что работа с ребёнком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной, разнообразной, содержать сюрпризные моменты. И эту задачу помогает специалисту решить игра, которая способствует более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств.

Другим немаловажным принципом является принцип взаимодействия анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (И.П. Павлов, В.И. Бельтюков, Т.В. Ахутина, М.М. Кольцова). Важным в коррекции звукопроизношения является работа органов слуха и зрения, так же особое место уделяется работе двигательного анализатора. Известно, что двигательный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. В процессе игры у детей происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, что позволяет наиболее эффективно проводить коррекционную работу.

Принцип последовательного, поэтапного формирования навыков звукопроизношения (Л.С. Волкова, М.Е. Хватцев) предусматривает постепенное формирование произносимых возможностей. Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Работа над звуками состоит из трех этапов (подготовительного, первичных умений и навыков, коммуникативных умений и навыков), каждый из которых характеризуется своими целями, задачами, приемами работы. Для автоматизации большинства звуков необходимо соблюдать также последовательности в предъявлении лингвистического материала (от простейших составляющих структур к тексту).[1]

Ориентируясь на данные принципы и обобщив опыт многолетней практики по коррекции фонетических нарушений, стало понятно, что эффективным средством коррекционно-развивающего воздействия на ребенка в процессе логопедических занятий является игра и ее средство - игрушки. Технология использования игрушек в коррекционно-воспитательном процессе интересна, необычна и оригинальна. Как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, нового, когда им говорят: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру! » или «Сегодня нам предстоит встреча с забавным героем!». Использование игрушек и настольных игр на логопедическом занятии является традиционным. Инновационность ее состоит в том, что для коррекции звукопроизношения можно любую предметную игрушку или дидактический набор с правилами, конструкторы и строительные наборы, музыкальные игрушки использовать для коррекции звукопроизношения. Логопед только меняет правила в соответствии с этапом и задачами коррекционно-развивающего обучения, исходя из конструкции самой игрушки или содержания игры, фантазии логопеда и потребностей ребенка.

При помощи игрушки всегда легче сформировать внутреннюю мотивацию и познавательный интерес ребенка к учебной деятельности, требующей усидчивости и внимания и превратить кропотливый труд в маленький праздник общения с необыкновенным гостем или занимательной игрой.

Систематизировав возможности, мобильность и вариативность данной игровой технологии с дошкольниками в методическую копилку предлагаем следующий подбор игрушек и игр для организации занятий по коррекции звукопроизношения.

1. Игрушки-образы к названиям артикуляционных упражнений. Игрушки подбираются к подготовительными комплексами артикуляционных упражнений для свистящих, шипящих и сонорных звуков, к общему комплексу артикуляционной гимнастики. Например, к комплексу артикуляционных упражнений для шипящих звуков можно подобрать игрушки: «кольцо из игры кольцеброс» - образ упражнения «Колечко», «совочек» - образ упражнения «Лопатка», «чашечка» - образ упражнения «Чашка», «Винни-Пух» - образ упражнения «Вкусное варенье», «конёк» - образ упражнения «Лошадка», «гриб» - образ упражнения «Грибок». Игрушки-образы заранее выставить на столе в определенной последовательности для проведения артикуляционной гимнастики или предъявлять их детям поочередно и выполнять упражнение.


2. Предметные игрушки-ассоциации к автоматизируемым звукам. С такими игрушками ребенок может взаимодействовать, манипулировать и одновременно закреплять правильное произношение звука. Например, использовать игрушку «насос» в игровом упражнении «Прокололи колесо» на закрепление правильного произношения звука [С] изолированно, в слогах, в словах.



3. Дидактические рамки-вкладыши. Основной принцип этих игр – умение соотносить по форме фигурку-вкладыш с углублением в рамке, их форма должны совпасть, а так же, скоординировав движения глаза и руки, правильно вставить вкладыш в рамку. Такие многофункциональные игрушки не только развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, расширяют словарный запас, но и подходят для автоматизации звуков. Рамки-вкладыши вариативны: можно подобрать со словами на определенный звук или отраженно повторять речевой материал и вставлять вкладыши, играя с любой рамкой.



4. Сенсомоторные дидактические игрушки. Это могут быть деревянные или пластмассовые сортеры, вкладыши, пирамидки, счеты. С помощью таких игрушек на логопедическом занятии ребенок учиться хорошей координации глаза и руки, повышению подвижности пальчиков обеих рук, сравнению предметов по величине, группировке предметов по различным признакам и одновременно закрепляет правильное звукопроизношение. Например, собирать или разбирать пирамидку, проговаривая слоги с определенным звуком.

5. Дидактические лабиринты. Дидактические лабиринты могут быть проволочными, деревянными, магнитными. Лабиринты предназначены для развития руки и глаза к письму, координации движений и пространственного мышления. Путем передвижением бусин по канавкам магнитным карандашом или по спиральным проволокам рукой по заданному рисунку ребенку предлагается длительно произносить заданный звук или повторить чистоговорку.



6. Игры-копилки, различные виды мозаики, пазлы, конструкторы, небольшого размера предметные фигурки для выкладывания панно. Данные игры удобно применять в коррекции звукопроизношения, так как они многосоставные, и, следовательно можно отработать больше речевого материала. Например, отраженно повторять изолированный звук, слог, слово, фразу и получать за правильное произнесение фишку, элемент пазла, деталь конструктора или предметную фигурку. Из полученных фишек, деталей, элементов, предметных фигурок можно составлять узор, картинку, собирать постройку, выкладывать панно или складывать фишки в копилку, соревнуясь «кто быстрее заполнит копилку».



7. Игрушки-забавы, игрушки-сюрпризы, заводные игрушки. Как правило, эти игрушки с веселой тематикой и оригинальной конструкцией, некоторые для большей занимательности изготовлены с механизмами движения. Играть с заводными игрушками возможно на разных этапах автоматизации звука. Например, предложить придумать столько слов со звуком [Р], сколько раз перекувырнется заводная игрушка «тигрёнок» или рассказать скороговорку игрушке-повторюшке, а затем послушать правильность произнесения звука героем.


8. Музыкальные игрушки. На музыкальных инструментах предлагается детям воспроизводить заданный ритмический рисунок с одновременным произнесением речевого материала. Например, играть на ложках и проговаривать ряд слогов. Можно использовать звук инструмента, как сигнал контроля над звукопроизношением. Например, ребенок в ходе занятия, выполняя различные задания с произнесением речевого материала, неправильно произносит звук, дается сигнал звоном колокольчика, что есть ошибка для исправления.


9. Игрушки-стимулы. Игрушки необходимо подобрать к определенной сюжетной линии игрового задания. Например, в игровом задании «Накроем стол» для автоматизации звука [Ш] в словах можно сервировать стол, проговаривая и чередуя слова «чашка» - «ложка». Игрушки-стимулы подходят – это определенные игрушки, которые своей конструкцией, образом, функционалом предполагают определенные действия с ними. Например, используем игрушку-телефон в задании «Запомни – повтори», а в задании «Посмотри и назови» игрушку-бинокль.



10. Дидактические игры с правилами. Обучающие задачи в настольно-печатных играх адаптировать в соответствии с этапом коррекции звука. Например, в игре с правилами «Умные звоночки» цвет звоночка шифруем слогом или словом с автоматизируемым звуком и выполняем задания на карточках.



Использование игрушек и игр, позволяет расширить диапазон игровых умений и навыков, через соблюдение правил и реализацию игровых задач, что способствует развитию произвольности и гармонизации поведенческих реакций ребенка.

Таким образом, игровая форма занятий осуществляется при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования ребенка к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций осуществляется:

- при постановке дидактической цели в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства;

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.[4]

Следовательно, применяя игровые технологии в логопедической практике возрастает эффективность коррекционно-педагогической работы, за счет повышения умственной активности детей, работоспособности; создания положительного рабочего эмоционального фона, побуждения детей к самостоятельному активному участию в логопедических упражнениях. Создаются благоприятные условия для закрепления правильного произношения всех звуков, для чистого и внятного произнесения слов, устранения речевых нарушений. В результате не только сокращаются сроки коррекции произносительных дефектов, но и заметно повышается уровень речевого развития детей.


Список литературы:

  1. Логопедия. Учебник./ Под ред. Л.С. Волковой. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

  2. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашние тетради для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и родителей. М., 2005.

  3. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбомы дошкольника. М., 2009.

  4. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/

  5. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков (С), (Ш), (Р), (Л): Пособие для логопедов. СПб., 2006.

  6. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей: Практическая логопедия. М., 2005.

  7. Г.К. Селевко Энциклопедия образовательных технологий (Глава V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения), 5.1. Игровые технологии, стр. 124 - 140)