СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии на уроках физической культуры.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на уроках физической культуры.»



Игры и игровые технологии на уроках физической культуры, как коррекция девиантного поведения у младших школьников и подростков.











Учитель физической культуры

МБОУ «Ивановская СОШ»

Залунин К.Л.







2023г.

Методика проведения игр и игровых упражнений.



Девиантное поведение - устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых и устоявшихся общественных норм. Девиантное поведение может быть, как негативным, так и позитивным.

В школе такое поведение проявляется прежде всего у младших школьников и детей, которые вступили в стадию пубертатного развития. Это очень большая возрастная группа от 6 до 12-13 лет. С этим периодом обучения связаны важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей. Обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития и формирования ребенка. Он становится активным участником образовательного процесса и имеет социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку. Именно в школе дети зачастую приобретают первый негативный опыт учебной деятельности и проявляют девиантное поведение. Помимо этого, есть и другие, существенные причины таких отклонений – интернет зависимость (компьютерная игромания), неблагоприятные семейно-бытовые отношений (отсутствие контроля, чрезмерная занятость родителей), усиление влияния субкультур, псевдокультур (ЧВК «Рёдан», например), социально-экономическая, политическая нестабильность в обществе. Нам, педагогам важно помнить - дети не рождаются трудными, трудными они становятся, потому что вовремя им не помогли, их не услышали, им не уделили должного внимания.



Типичными нарушениями поведения детей являются:

• гиперактивное поведение (повышенная потребность в движении, обусловленная преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка);

• демонстративное поведение (намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения; варианты такого поведения: детское кривляние, капризы, сопровождающиеся внешними проявлениями раздраженности);

• протестное поведение (негативизм, строптивость, упрямство);

• агрессивное поведение (физическая, вербальная агрессия);

• инфантильное поведение (сохранение в поведении ребенка черт, присущих более раннему возрасту);

• конформное поведение (полностью подчинено внешним условиям - требованиям других людей).



Основные принципы работы с детьми с девиантным поведением:

1. Признание личности ребенка с девиантным поведением. Все дети и особенно дети с девиантным поведением имеет право ошибаться, быть несостоятельным в чем-либо, быть не таким, каким хочет его видеть общество. Педагог должен признать личность таких детей, его право на выбор траектории учебной и трудовой деятельности. При этом выборе педагог должен быть рядом, оказывать ему квалифицированную и своевременную помощь.

2. Гуманизм. Деятельность педагога должна быть направлена на сохранение и укрепление психического здоровья детей с девиантным поведением.

3. Честность и открытость. Нам необходимо говорить детям с девиантным поведением и его семье о том, что происходит на самом деле.

4. Зона ближайшего развития как принцип выбора форм и методов работы. Педагогу необходимо учитывать запросы и возможности детей с девиантным поведением и их родителей для того чтобы выбирать способы взаимодействия с ними.

5. “Плохое” поведение - привычный способ адаптации к среде. Педагог должен учитывать, что такое поведение есть защита подростка от общества, а не он сам.



Эффективной формой работы со школьниками по овладению ими нормами и правилами поведения является игровая технология. «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский).

Игры вызывают неожиданные ситуации, а это и есть оздоровительный эффект. Ребенок раскрывается в играх и стремится реализовать свои комплексы, стремится быть самим собой. Включившись в игру, даже самые застенчивые и робкие дети в конце концов чувствуют себя свободно, раскованно, раскрепощенно, получая радость от общения. Игра помогает ребенку преодолеть робость, стеснительность, скованность. В игре проявляется способность к самовоспитанию. Следует помнить, что игра не предназначена для исправления недостатков ребенка. Главная опора должна быть на положительные качества, снятие чувства вины и отрицательных эмоций, вызвавших отклонения. В таких играх не должно быть проигравших. Положительное влияние игры состоит еще в том, что она заставляет соблюдать нормы и правила поведения. Нарушение этих правил отмечают сами дети, участвующие в игре, и выражают осуждение нарушителю. Игра тренирует эмоциональные реакции, способствует выработке сдерживающих механизмов.







Игры и игровые упражнения в работе с детьми с девиантным поведением.



Цель: коррекция девиантного поведения у детей младшего и подросткового школьного возраста.

Задачи:

  • помочь детям справиться с агрессией и переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками;

  • снизить эмоциональное напряжение;

  • создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу «безопасности» в классе;

  • перенести положительный опыт из класса в реальную школьную ситуацию;

  • воспитать уверенность в себе;

  • научить детей сотрудничать.

Игры и игровые упражнения, применяемые в работе с детьми с девиантным поведением, объединили в 4 группы:

  1. Игры, способствующие снижению агрессии в поведении.

Цель: научить контролировать агрессию.

Игра «Спусти пар».

Цель: работа с гневом и обидами, возникающими в отношениях между детьми.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется "Спусти пар". Играют в нее так:

Каждый из вас, с помощью передачи мяча, может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь "спустить пар". Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: "У меня пока ничего не накипело и мне не нужно "спускать пар". Когда круг "спускания пара" завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу. А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например, «Я больше не буду обзывать тебя обидными словами».

Игровое упражнение «Ругаемся овощами».

Инструкция: Сегодня я вам разрешаю поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты - огурец», «А ты - редиска», «Ты - морковка», «А ты - тыква» и т.д. Берете мяч и кидаете друг другу, кому вы хотите, но чтобы никто не остался без участия.

Игровое упражнение «Безмолвный крик».

Цель: помочь детям понять, что они могут одновременно контролировать себя и избавляться от напряжения.

Инструкция: закрой глаза и трижды глубоко и сильно выдохни. Представь себе, что ты идешь в тихое и спокойное место, где никто тебе не помешает. Вспомни о ком-нибудь, кто действует тебе на нервы, кто тебя злит и причиняет тебе какое-то зло. Представь себе, что этот человек еще сильнее раздражает тебя. Пусть твое раздражение усиливается. Определи сам, когда раздражение станет достаточно сильным. Тот человек тоже должен понять, что больше раздражать тебя уже нельзя. Для этого ты можешь закричать изо всех сил, но так, чтобы никто не услышал в классе. То есть кричать нужно про себя. Может быть, ты захочешь заорать: "Хватит! Перестань! Исчезни!" Открой рот и закричи про себя так громко, как только сможешь. В твоем потайном месте ты один, там никто не может услышать тебя. Закричи еще раз, и в этот раз ори еще громче! Ну вот, теперь хорошо. А теперь снова вспомни о человеке, который осложняет тебе жизнь. Представь себе, что каким-то образом ты мешаешь этому человеку злить себя. Продумай в своем воображении, как ты сможешь сделать так, чтобы он больше тебя не мучил. А теперь открой глаза и расскажи нам о том, что ты пережил.

Анализ упражнения:

- Смог ли ты в своем воображении крикнуть очень-очень громко?

- Кого ты представил в образе своего злого духа?

- Что ты кричал?

- Что ты придумал, чтобы остановить этого человека?



  1. Игры, направленные на формирование уверенности в себе.

Цель: научить верить в себя.

Игра «Пионербол» с двумя мячами.

Цель: настроить на успех и заставить поверить в себя.

Класс делится на две команды. У каждой команды мяч, который они должны перекинуть через сетку по свистку. Главное условие игры – мяч доставляется разыгрывающему, стоящему у сетки, который отдает передачу любому игроку своей команды и тот затем перекидывает мяч. То есть, игра в три передачи. В роли разыгрывающего хорошо ставить детей с девиантным поведением. Важность своей роли в команде, придает им уверенности. Та команда, на чьей стороне оказывается два мяча, проигрывает.

Игра «Ворвись в круг».

Цель: проанализировать чувство отверженности.

Инструкция: Кто из вас бывал когда-нибудь в ситуации, когда другие дети не принимали его в свою игру? Что вы делали в таких случаях? Что происходит, если одного и того же ребенка постоянно не принимают в игру? Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один ребенок должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него и остаться в нем. Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинить боли. Дайте возможность как можно большему количеству детей собственными силами проникнуть в круг. Если ребенок оказывается не в состоянии сделать это, проследите, пожалуйста, чтобы, он находился вне круга не более одной минуты. Дети должны пустить этого ребенка в круг, а кто-то другой выходит из него и продолжает игру.

Игровое упражнение «Достижение цели».

Цель: настроить на успех.

Инструкция: Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте, чего бы вы хотели достичь в этом году. Чему вам хотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов показать группе, чему вы хотите научиться. (2-3 минуты). После этого дать каждому ребенку 2 минуты, чтобы он показал собственную пантомиму. Остальные дети угадывают, что им хотели показать. В больших классах можно проводить эту игру, объединяя детей в подгруппы по 6-7 человек.

Анализ упражнения:

- Трудно ли тебе было выбрать важную цель?

- Как ты себя чувствовал, когда изображал ее?

- Веришь ли ты, что в течение года сможешь достичь этой цели? Что тебе нужно сделать для этого?

- Чему ты научился, узнав о том, к чему стремятся другие дети?

- Откуда ты берешь свои цели?

- Не слишком ли они глобальные? Или, может быть, слишком мелкие? Или как раз достижимые?



  1. Игры, направленные на снижение эмоционального напряжения.

Цель: научить не подавлять свои эмоции и видеть эмоции окружающих.

Игра «Атомы-молекулы».

Цель: снять напряжение, преодолеть барьер общения.

Инструкция: Ведущий объясняет, что атом - это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому соединение в цепочку несколько игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: «Атомы!». Все игроки хаотично передвигаются. После слов «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройку, выбывает из игры. Таким образом ведущий, чередуя команды и изменяя количество атомов в молекулах, организует игру.

Игра «Паровозик».

Цель: создать атмосферу принятия каждого участника.

Инструкция: Игроки встают паровозиком, закрывая руками глаза впереди стоящего игрока. Таким образом, открытыми остаются глаза только у самого последнего игрока, стоящего в паровозике, а свободные руки - только у первого игрока. Перед паровозиком ставится задача - достать определенный предмет, который ведущий помещает в кабинете после того, как играющие закрывают глаза. Последний игрок руками поворачивает своего соседа в нужном направлении, руководит паровозиком. По цепочки эти движения передаются всему паровозику, и он начинает двигаться. Игра продолжается пока первый игрок не возьмет в руки спрятанный предмет.

Игровое упражнение «Ералаш».

Цель: снять напряжение

Инструкция: Всем участникам даётся задание - выделить одного человека из группы, не говоря ему об этом. Затем по команде ведущего все участники одновременно начинают движение, при этом каждый участник должен обойти три круга вокруг выбранного им объекта.



  1. Игры, направленные на формирование положительного эмоционального настроения и атмосферы «сотрудничества» в коллективе.

Цель: развить чувство эмпатии, научить добиваться успеха вместе с классом.

Игра «Эстафетная палочка»

Цель: научить взаимодействовать друг с другом.

Инструкция: Команда садится в круг и начинает передавать по кругу какой-то предмет(мяч), зажимая его ногами (ступни, колени). При падении игра начинается сначала.

Игра «Прыжки в кругу»

Цель: взаимодействие в команде.

Инструкция: Дети становятся в круг и берутся за руки. Ведущий (в центре круга) произносит поочередно команды – влево, вправо, вперед, назад в хаотичном порядке. Те, кто в кругу синхронно прыгают двумя ногами, выполняя команды. Тот, кто ошибся, сменяет ведущего.



Игровое упражнение «Перехвати палку».

Цель: взаимодействие с партнером, с группой.

Инструкция: Дети становятся в круг, придерживая рукой гимнастическую палку, поставленную на пол вертикально, накрыв ее сверху ладонью. По команде ведущего (по часовой стрелке или против) они отпускают свою палку и перехватывают палку, стоящего справа/слева, в зависимости от команды, от него участника, не дав ей упасть.





Список литературы:

1. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 240 с.

2. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие. Для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с.

3. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 270 с.

4. Лютова Е.К. Монина Г.Б. – СПб.: Тренинг эффективного взаимодействия с детьми, 2001. – 190с.

5. Фопель К. – М.: Как научить детей сотрудничать? 2000. – 160с.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!