СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра – особый инструмент деятельности учителя.

Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы мы получаем предрасположенность и потребность в игре. Ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как деятельность, предписанная самой природой развития человека.

Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает полученное удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение лёгкости.

В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает способностью приобщить человека к какому-то виду деятельности, еще не освоенному человеком. Зная эту особенность, при сложных дидактических задачах есть смысл вводить элементы игры. Это позволяет незаметно осваивать то, что было трудным ранее.

В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их не трудно, а все остальное - поле для проявления своего «Я». Свобода проявления своего автономного мира, с его сложностью и непохожестью, странностью и неповторимостью, доставляет счастливые переживания. В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей диагностична.

В-пятых, игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. Игра – общение равных.

Игровые технологии относятся к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на уроках физики»

Использование игровых технологий на уроках физики

в основной школе.

Физика – наука, наполненная физическими формулами и терминами, задачами и математическими вычислениями. Учащиеся не математического склада ума, зачастую быстро теряют интерес к данному предмету. Чтобы повысить познавательный интерес, завлечь как можно больше учащихся в процесс изучения физики, на своих уроках я активно использую игровые технологии. Как сказал в свое время В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное  светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Групповая учебная деятельность помогает реализовать природное стремление учащихся к общению, взаимопомощи и сотрудничеству. Эффективность этого повышается во время игры. Игры не только вызывают заинтересованность, но и снимают скованность, вызывают позитивные эмоции, способствуют лучшему запоминанию материала. Ребёнка утомляет пассивность, а труд, связанный с положительными эмоциями, способствует хорошему усвоению и закреплению знаний. В процессе игры реализуется связь главной роли учителя и самостоятельности учеников, учитываются возрастные и индивидуальные особенности, выполняется принцип научности, доступности результатов, поскольку учебная игра обеспечивает более прочное закрепление знаний, позволяет применять их на практике, помогает учителю контролировать, а учащимся совершенствовать добытые знания, умения, навыки. Игра способствует

максимальной активизации учебно-познавательной деятельности, что является показателем эффективности урока. Игра сначала привлекает поставленной задачей, трудностями, которые необходимо побороть, а потом –радость открытия, ощущение победы.

Нестандартные уроки –это импровизированное, но хорошо продуманное

занятие, которое имеет свою структуру.

Основными целями использования игр и заданий на уроках физики являются:

  1. Познавательная. Игры и задания способствуют формированию интереса к физике.

  2. Развлекательная. На уроках физики во время игры учащиеся отвлекаются от учебного процесса, радость от игрового процесса снимает напряжение и может постепенно стать радостью от учения.

  3. Коммуникативная. Во время групповых игр происходит социализации учащихся, они учатся слышать и слушать друг друга, общаться, принимать решения, договариваться. Во время индивидуальных игр в учащихся развивается здоровый дух соперничества, они учатся побеждать и достойно проигрывать, стремиться к изучению нового.

Образовательная. Во время игр и выполнения заданий учащиеся получают новые знания, повторяют и закрепляют ранее полученные знания на уроках физики. Также можно использовать межпредметные связи, и затрагивать материал, изучаемый на других предметах в школе.

Этапы урока:

ориентация, подготовка, проведение игры, анализ.

Действия учителя соответственно: введение или повторение понятий, пояснение целей; определение ролей, озвучивание правил и порядка проведения игры, проведение короткого тренировочного раунда; проведение упражнений, обеспечение обратной связи во время работы с учащимися, исправление ошибок; подведение итогов, обсуждение трудностей и путей их преодоления, анализ процесса, сравнение с действиями в реальной жизни.

Виды нестандартных уроков или фрагментов уроков, используемых в

работе:

*

Урок-кроссворд

Планируется во время повторения изученного материала, его обобщении и систематизации. Урок проводится с применением разных методик организации деятельности учащихся с кроссвордами: разгадывания, составления, формулировки заданий к разгаданному кроссворду, определения ключевых слов, их характеристика. За каждую правильно выполненную операцию учащиеся получают баллы, которые в конце урока подсчитываются. Например, такие уроки провожу в 7-х и 8-х классах по темам: «Давление», «Взаимодействие тел. Сила», «Плотность», «Архимедова сила», «Простые механизмы» и др.

* Урок-игра «Руки вверх» («Молчанка»)

Применяется на этапе контроля, коррекции и оценивания учебных достижений.

Готовится ряд слов (понятий). Перед учащимися ставится задание

–слушая слова, поднимать руки вверх, если высказывание верно.

Если учащийся поднимает руку неправильно, он должен рассказать всё, что он знает об этом понятии. Например: «Согласен ли ты с утверждением?» (даётся несколько утверждений, после 2-3 минут обдумывания предлагается поднять руку большим пальцем вверх, если утверждение считается верным, или поднять руку большим пальцем вниз, если с утверждением не согласен).

«Правильно ли написаны формулы?» (аналогичные действия проводятся после записи формул) «Верно ли сделан рисунок?» (рисунок может иллюстрировать силы, действующие на тело во время его прямолинейного равномерного движения, схему электрической цепи, направление индукционного тока в замкнутом проводнике при внесении постоянного магнита и др.)

* Игра «Найди ошибку»

Применяется на этапах отработки умений пользоваться понятиями. Класс делится на три команды (по рядам). Каждая команда получает от учителя карточку. Учитель поясняет, что нужно делать. На карточках перечень понятий данной темы в 2 столбика. Среди них есть слова, не входящие в данную тему. Ученики на первых партах по команде учителя начинают вычёркивать из первого столбика лишние слова (каждый ученик

–одно слово), после этого передают карточку на вторую парту. Побеждает та команда, которая первая найдёт все лишние слова, а затем построит короткий рассказ.

* Урок-поиск

Такой урок требует серьёзной подготовки, его лучше проводить спаренным. 1 этап. Сообщение важной и интересной информации, с которой выступают ученики и учитель. 2 этап. Проблематизация. Ученики и учитель задают вопросы, которые возникли в связи с поданной информацией. На доскезаписываются и обозначаются проблемы. 3 этап. Учитель знакомит учеников, если это необходимо, с известными решениями этих проблем. 4 этап. Микрогрупповой, индивидуальный или фронтальный поиск новых идей решений, подходов, моделей. 5 этап. Анализ и рефлекс

ия, обсуждение поиска, участия в нём.

.

* Урок взаимообучения

Применяется на этапе проверки и контроля качества усвоения учебной

информац

ии. Ученики попарно задают один другому вопросы, потом их позиции

меняются. Вопросы можно заменить тестами, и работать письменно.

Оба ученика выступают в роли учителя, выставляют оценки за ответы.

* Урок-представление «Физические фокусы»

Ученики по желанию выбирают номера фокусов (два ученика

–один фокус). Прорабатываются опыты, внимательно разбираются в причинах того, что происходит, отрабатывают технику проведения и демонстрируют фокусы для присутствующих, поясняют их.

*

Урок-суд.

Проводится при обобщении, систематизации и применении знаний. Такой урок проводится в форме суда, где есть судья, секретарь, адвокат, подсудимый. Ученики выполняют роли действующих лиц. Подсудимым может быть явление, тело или процесс. Например:«Суд над инерцией», «Суд над сопротивлением», «Внутренняя энергия», «Суд

над диффузией», «Суд над физическими величинами и явлениями», «Суд над радиоактивностью».

*

Урок-спортивная игра «Эстафета»

На уроке объявляется подготовка к эстафете (10-12 минут). Учащиеся

повторяют пройденный материал и опорные конспекты по теме. Доску делят на части по количеству команд. К доске выходят капитаны и по команде начинают писать «ОК». Через 30 секунд их сменяют другие ученики и так далее. После опорных конспектов для выполнения могут быть предложены задачи, опыты, вопросы и другие виды работ. За правильно выполненную работу каждый ученик получает красную карточку, за неправильно –зелёную. Оценки выставляются за количество полученных карточек.

*Урок-магазин

Проводим на этапах проверки и контроля усвоения учебной информации,

обобщения и систематизации.Урок состоит из нескольких конкурсов. Готовятся ведомости, куда за каждый конкурс выставляются баллы. Конкурсы можно проводить такие как «Электрический марафон».

Например, эстафета графиков. С помощью левого графика построить правый. Провожу при изучении тем «Закон Ома для участка цепи», «Основы кинематики», «Основы термодинамики». Эстафета «Заполни круг».

Правила эстафеты: подсчитай неизвестную величину, выбери, воспользовавшись полученным ответом, цвет кружка в правом столбике,

поставь первую букву цвета в пустой кружок.

Эстафета формул.

Каждый член группы вставляет в кружок пропущенную

букву, которой обозначается физическая величина или единица измерения физической величины.

Эстафета «Цепочка».

Правила эстафеты: на схеме, изображающей участок

электрической цепи, дано показание приборов. Знаком «?» обозначено

неизвестную величину. Подсчитавши её значение по известным формулам, подставляем его в условие следующего задания, воспользовавшись стрелкой.

Рассмотрим несколько примеров игр, которые я использую на своих уроках физики в основной школе.

1 . Игра «Цветок». Направлена на повторение и систематизацию изученного материала. Можно проводить как для группы, так и индивидуально. Класс необходимо поделить на группы, и раздать темы, допустим – сила тока, напряжение и сопротивление. Каждая группа получает одну из предложенных физических величин. Учитель раздаёт заранее подготовленные вырезанные из бумаги круги, на которых записаны названия тем, и чистые лепестки цветка. На лепестках учащиеся должны записать некоторые данные о заданной физической величине. По истечению времени, каждая группа выходит к доске и презентует свой «цветок». Побеждает та команда, чей цветок будет иметь как можно больше лепестков.

3. Игра «Физическое лото». Физическое лото можно использовать для проверки знаний, полученных на протяжении длительного периода времени. Учитель заранее составляет карточки для лото и вопросы к ним. Во время проведения игры, учащиеся получают свои карточки, а учитель в произвольном порядке достает листы с вопросами и зачитывает классу. Учащиеся должны за короткий промежуток времени мысленно ответить на вопрос и найти его в своей карточке. Побеждает тот учащийся, который первым правильно заполнит свою карточку.













Вопросы:

1. Физическая величина, которая показывает какое количество электронов прошло через поперечное сечение проводника за единицу времени.

2.

3. Данная физическая величина измеряется в единице измерения Ом.

4. Единица измерения данной физической величины – Ньютон.

5. Чтобы найти эту физическую величину, необходимо массу поделить на объем.

6. Эта физическая величина показывает жесткость пружины.

7. Физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности.

4. Игра «Змейка».

Учитель заранее готовит карточки по пройденным темам. Учащиеся выстраиваются в змейку и по очереди отвечают на вопросы, которые указаны в карточках. Учащийся, давший правильный ответ, встает в конец змейки, а учащийся, ответивший неправильно, занимает свое место за партой. Игра может продолжаться до тех пор, пока каждый ученик в змейке не ответит правильно на три вопроса, или же, пока в змейке не останется определенное количество игроков. Условия игры учитель может менять в соответствии с уровнем знаний определенного класса.

Такой метод опроса позволит проверить знания, а также повторить достаточно большой объем материала. Учащиеся, слушая ответы своих товарищей, не только повторяют пройденным материал, но и в игре лучше запоминают его.

Пример карточек (8 класс «Тепловые явления»):

Переведите в СИ:

1 кДж = ___________

Как называется процесс, при котором энергия переносится самими струями газа или жидкости?









Как называется процесс, при котором происходит переход вещества из твёрдого состояния в жидкое?

Вставьте пропущенную букву:













Как показывает практика использования игровых технологий на уроках физики, учащиеся, играя, начинают больше интересоваться предметом, начинают лучше усваивать материал, читать дополнительную литературу, и как правило, увеличивается количество ребят, которые пробуют свои силы на научно-практических конференциях, на олимпиадах и прочих конкурсах по предмету.

Использованная литература:

  1. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. – 1996, № 6.

  2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – М.: Концептуал, 2019

  3. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1999.

  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.

  5. Семина Г.В. Игровые технологии на уроках физики. /Учительский портал/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.uchportal.ru/

  6. Скибко Т.А. Игровые технологии на уроках физики. / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ИД «Первое сентября» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://festival.1september.ru/                                                                                           4. Миколайчук О.А. Трениговое занятие с элементами тренинга: «Путь к успеху при подготовке и сдаче ГИА » для учащихся 9 класса. [Электронный ресурс] / Миколайчук О.А. – Режим доступа: infourok.ru/psihologicheskoe-zanyatie-s-elementami-treninga-959102.html