Игровые технологии на уроках литературного чтения в начальной школе
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа №5»Республики Адыгея,
Схаляхо Дариет Гучипсовна
Школы России перешли на новые образовательные стандарты. Основной смысл разработки образовательных стандартов третьего поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышение качества образования, достижений новых образовательных результатов. Проблема чтения не могла не найти своё отражение в этом нормативном документе. Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к чтению. Следствие этого – снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выражать свои мысли. Эта проблема не может не волновать нас, учителей, и каждый из нас стремится всеми возможными средствами пробудить у учащихся интерес к урокам литературного чтения. Как же добиться того чтобы повысить качество знаний на этих уроках ? Ответ очевиден: заинтересовать . Чем? Привычной и желанной формой деятельности для ребенка в начальной школе является игра, значит надо использовать эту форму для обучения.
В.А. Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости любознательности».
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу делятся на
1. Игровые
2. Догматические, репродуктивные
3. Объяснительно-иллюстративные
4. Развивающее обучение
5. Проблемные, поисковые
6. Программированное обучение
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению литературного чтения. В начальной школе невозможно провести урок с игровыми формами без привлечения средств наглядности, без новых информационных технологий.
Какие же игровые формы я практикую в своей работе?
Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, скороговорки - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.
Ученикам очень нравятся викторины, так как они позволяют ребёнку ощутить дух соревнования, поэтому я часто их провожу. Викторина - один из видов работы, активизирующий познавательную деятельность учащихся, развивающий память, внимание, наблюдательность, приносящий радость.
Вот примеры таких уроков:
- викторина по басням И. А. Крылова, проведённая как игра брейн-ринг;
- викторины по сказкам А. С. Пушкина .
- викторина-диалог, которую я использую при проверке домашнего задания; вопросы составляются по алгоритму игры «Что? Где? Когда?».
Проведения викторины- конкурса « Рыбалка» по сказкам А. С. Пушкина.
На полу размещено нарисованное море. В нем "плавают " золотые рыбки, к которым прикреплены скрепки. Участник конкурса берет удочку, на леску которой прикреплен магнитик, и начинает ловить рыбку. На обратной стороне рыбки написаны объявления. Какой герой дал объявление или из какой сказки?
1) Предлагаю свои услуги: работаю за семерых.
Могу: запрягать лошадь, топить печь, закупать продукты на рынке, печь яйца, варить кашу, нянчить детей.
Мой адрес…(Балда. "Сказка о попе и о работнике его Балде ")
2) Торговая фирма "Пальмира" предлагает импортные товары:
- соболя; черно-бурые лисицы; донские жеребцы; чистое серебро; злато.
И все по доступным ценам! «Пальмира» ждет вас!
Адрес фирмы…( "Сказка о царе Салтане… ".
3) Тем, кто интересуется жилплощадью! Сдаю на лето свою горницу за умеренную плату. В горнице имеются:- кругом лавки, крытые ковром, под святыми стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой.
Мой адрес…( "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях ".)
4) Тем, кто утром не может проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который вас выручит всегда и везде. Адрес …( "Сказка о золотом петушке ")
5) Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое квартиру или дом? Обращаться…(К золотой рыбке из "Сказки о рыбаке и рыбке ".)
Также в своей практике я использую лингвистические конкурсы, предлагая учащимся объяснить значение непонятных слов, например, при изучении сказок А.С. Пушкина.
Чтобы заинтересовать учеников темой «Устное народное творчество», мы с ребятами отправляемся в виртуальное путешествие в загадочную страну, имя которой Фольклор, затем путешествуем по стране сказок.
Чтобы проверить знания учащихся по прочитанному произведению, я использую тесты, причём не обычные, а интерактивные. Интересны, на мой взгляд, так называемые «читательские игры». Можно предложить ученикам создать «живую картину»: изобразить эпизод изучаемого текста, чтобы другие ученики угадали автора и произведение.
Изучение творчества поэта или писателя иногда превращается в пересказ учениками или учителем отдельных эпизодов биографии. Чтобы избежать этого, я опять-таки прибегаю к игре, например, предлагаю ребятам игру «Счастливый случай». Эта форма работы давно зарекомендовала себя как очень эффектная и эффективная, а с использованием ИКТ уроки становится ещё более яркими и запоминающимися.
Важно при этом помнить, что игра на уроке – это не забава, а труд, сложный, но интересный.
Несколько советов по использованию игры на уроке, и это прежде всего:
· соответствие игры учебно-воспитательным целям урока,
· доступность игры для учащихся данного возраста,
· умеренность в использовании игр на уроках.
Таким образом, использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальных классах способствуют созданию на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения. Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.