СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии на уроках математики в 5-9 классах.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на уроках математики в 5-9 классах.»

«Игровые технологии на уроках математики как один из способов познавательной деятельности обучающихся 5- 9 классов».


На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.


Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по его мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.


Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке математики является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.


Использование игровых технологий на уроках математики помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального сознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к математике как учебному предмету.

Игра несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общешкольные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.


Следует заметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков математики. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой.


Находясь в постоянном поиске, я стараюсь подходить творчески к учебному процессу, я хочу видеть в каждом ученике будущего инженера, учёного, конструктора или просто ответственного, профессионально подготовленного рабочего. Для этого приучаю своих учеников выполнять задания творчески, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество, но одной из самых распространённых была и остаётся игра. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию. Рассмотрим виды игры:








I. Имитационные, деловые игры на уроках математики


Структура деловой игры и этапы коммуникации при обучении математике

ЭТАПЫ игры и коммуникации

Содержание учебно-познавательной деятельности учащихся на этапах деловой игры

Этап

подготовки


1) самоопределение в коммуникативной ситуации;


разработка

игры

-формулировка целей игры;

-разработка сценария и плана деловой игры, инструктаж;

-разработка учебных материалов, соответствующих целям и способов оказания помощи учащимся;

-подготовка оборудования для игры;

-выбор способа обеспечения гласности целей УПД, критериев отметок ее результатов;

2) анализ способов коммуникации;


ввод в игру

-постановка проблем, целей, задач деловой игры;

-знакомство с реальной ситуацией;

-создание игровой проблемной ситуации, построение ее имитационной модели;

-формирование групп (распределение ролей внутри групп)

Этап

проведения

3) выстраивание стратегии; 4) реализация коммуникации;

групповая

работа над

заданием

-вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;

-построение математической модели;

-составление плана и его реализация;

-обсуждение, проверка полученных результатов внутри группы, их коррекция


межгруппо-

вая дискуссия

-отчетность групп;

-взаимооценка результатов работы между группами;

-работа экспертов

Этап

подведения итогов

5) корректировка и рефлексия результатов коммуникации

внутригрупповая дискуссия

-вывод из игры;

-взаимооценка и самооценка результатов работы в соответствии с достижением целей и критериями;

-рекомендации учителя по результатам игры



В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. В рамках уроков применяются учебные деловые игры. Их отличительными свойствами являются:

- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыдущего этапа влияет на ход следующего;

- наличие конфликтных ситуаций;

- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

- контроль игрового времени;

- элементы состязательности;

- правила системы оценок хода и результатов игры.

Возможный вариант структуры деловой игры на уроке математики может быть таким:

- знакомство с реальной ситуацией;

- построение её имитационной модели;

- постановка главной задачи командам (группам), уточнение их роли в игре;

- создание игровой проблемной ситуации;

- вычисление необходимого для решения проблемы теоретического материала;

- разрешение проблемы;

- обсуждение и проверка полученных результатов;

- коррекция;

- реализация принятого решения;

- анализ итогов работы (рефлексия);

- оценка результатов работы.

Некоторые примеры деловых (имитационных) игр:


1)Деловая игра «Строитель»

Тема: «Площади многоугольников» (9 класс).

При изучении темы «Площадь. Площадь прямоугольника» по геометрии в 9 классе я использую задачи практической направленности. Например, класс разбивается на три бригады маляров, штукатуров, плиточников. Необходимо выбрать прораба, бригадиров, учетчика, которые проведут предварительный подсчет необходимых материалов, краски, плитки, линолеума. Каждая бригада получает задание измерить площадь пола, стен в классе, коридоре, спортивном зале или столовой. Затем вместе с бригадирами и учетчиком ребята решают сколько им необходимо затрат времени и материалов для выполнения конкретного объема работ. Дополнительные данные по расходу материалов и приблизительной стоимости можно записать на доске. Например: расход эмали на однослойное покрытие в зависимости от цвета 100-180 г/м2, стоимость банки эмали массой 1 кг 120 руб., стоимость З кг такой же краски 280-З00 руб. А затем следует обсуждение проблемы в масштабе всей школы. В качестве домашнего задания можно предложить измерить площадь своей комнаты, квартиры, дома, участка, количество рулонов обоев, краски, которые необходимо приобрести для проведения ремонта.


2) Деловая игра «Проектировщик»

Тема: «Примеры решения задач с помощью движения» (9класс).

3) Игра «Магазин».

Тема: «Проценты. Пропорция» (5-6 класс)

4) Деловая игра «Конструктор»

Тема: «Преобразование фигур на плоскости. Симметрия в природе и технике. Геометрические места точек» (8 класс).

5) «Юный художник»

Тема : «Координатная плоскость» (6 класс).

При изучении темы «Координатная плоскость» полезно разнообразить построение геометрических фигур. Ученики с интересом выполняют задания творческого характера и те, что предлагает учитель, и сами создают интересные фигуры. Например:


Слоник

1) (2; - 3), (2; - 2), (4; - 2), (4; - 1), (3; 1), (2; 1), (1; 2), (0; 0), (- 3; 2), (- 4; 5), (0; 8), (2; 7), (6; 7), (8; 8), (10; 6), (10; 2), (7; 0), (6; 2), (6; - 2), (5; - 3), (2; - 3).

2) (4; - 3), (4; - 5), (3; - 9), (0; - 8), (1; - 5), (1; - 4), (0; - 4), (0; - 9), (- 3; - 9), (- 3; - 3), (- 7; - 3), (- 7; - 7), (- 8; - 7), (- 8; - 8), (- 11; - 8), (- 10; - 4), (- 11; - 1), (- 14; - 3),
(- 12; - 1), (- 11;2), (- 8;4), (- 4;5).

3) Глаза: (2; 4), (6; 4).


6) Деловая игра «Банкир»

Тема: «Проценты» (5-6 классы).

7) Игра «Почта»

Тема: «Проценты» (5-6 классы).

8) Игра «Путешествие»

Тема: «Метод координат» (8-9 классы).


II. Ролевые игры.

Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.

Уроки – ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:


  1. имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия;


  2. ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;


  3. условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д.


Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: воображаемые путешествия, дискуссии на основе распределения ролей, пресс – конференции, уроки – суды и т.д.

Методика разработки и проведения ролевых игр состоит из этапов: подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа результатов игры.

Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыков хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счёту, так и к урокам вообще. Для того чтобы возбудить интерес к счёту, можно применить следующие ролевые игры:


  1. Ролевая игра «Математик-бизнесмен»

Тема: «Повторение изученного материала за курс 6 класса» (6-7 классы)

  1. Игра «Рыбалка»

Тема: «Квадратные уравнения»(8 класс)

  1. Игра «Найди ошибку»

В 9 классе, изучая тему: «Решение неравенств 2 степени с одной переменной», я использую эту игру

1)Найдите ошибку в решении неравенства


х(х-3)(5-х)0

Ответ: (-5;0) (3;+∞).

2) Исправь ошибки:

Решение: 8х– х2 – 12 ≥0

Пусть у =  8х – х2– 12.

  1. а =  8, а0. Ветви параболы направлены вверх.

  2. – х2 + 8х – 12 = 0; D =  82 – 4(– 1)(– 12) = 16 , D 0

  3. x1 = 6; x2 = 2.

  4. Схематически строим график функции.




Ответ: х (– ; 2) (6;  + ).

  1. Ролевая игра «Кто быстрее»

Тема: «Степень с натуральным показателем» (7 класс).

  1. Игра «Закодированный ответ»

Тема: «Действия с десятичными дробями» (5 класс).

Данный тип заданий предполагает рутинную работу по закреплению материала превратить в увлекательную, познавательную игру. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование.


1. Решить уравнения и составить слово по полученным ответам.

Вам предстоит узнать, как называется дальний родственник лимона и апельсина. Это цитрусовое растение. Плоды его несъедобны, но масло, которое получают из кожуры его плодов, листьев и цветов, имеет приятный и свежий аромат.


а) 3, 84 – ( х + 0,89 ) = 2,3;

б) ( х + 1,6 ) : 7 = 21;

в) 17 · ( 0,6 – х ) = 3,4;

г) 5х + 2,3 = 3,8;

д) х : 7 –0,3 = 0,4;

е) 5х + 3х – 1,3 = 5,1;

ж) 7,02 : ( у + 1,2 ) =1,8;

з) 2,7 у + 3,6 у – 1,8 у = 36.


Таблица с вариантами ответов и зашифрованными словами.


Г

Р

О

Ф

А

Е

М

Б

Й

У

К

Т

П

Л

Ю

С

0,3

0,4

2,7

1,4

4,9

145,4

0,8

0,65

3

0,92

2,6

8

0,1

80

37,8

0


  1. Игра «Собери картинку»

Тема: «Треугольники» (7 класс)


  1. «Эстафета»

Тема: «Геометрические тела» (9 класс).

Игра « Математика вокруг нас» проводится тоже в виде эстафеты. Называю предмет в классе, а ученик рассказывает из каких геометрических фигур или тел этот предмет состоит. Ведро – усеченный конус, стакан – цилиндр, кусок мела – параллелепипед, пол – квадраты, доска – прямоугольник. На следующий урок «раздвинем стены класса»: колеса машины – круги, крыша дома – призма, а башни Кремля, Останкинская башня из каких геометрических фигур и тел состоят? Назови объекты, которые состоят из цилиндра и конуса ( карандаш ), из двух шаров и цилиндра ( гантели ).


  1. «Недописанный пример» или «Вставьте пропущенное число».

Тема: «Сложение и вычитание натуральных чисел» (5 класс).

Например, игра «Вставьте пропущенное число» предлагается учащимся в занимательной форме с элементами соревнования.




Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека. Анализируют, сравнивают, подмечают закономерности. Находят:

6 = ( 9 + 7 ) – ( 4 + 6 ) ;

11 = ( 8 + 14 ) – ( 2 + 9 ) ;

10 = ( 9 + 10 ) – ( 2 + 7 )

Эта игра позволяет учащимся поспорить, обсуждая задачи, способствует привитию интереса учащихся к математике.


  1. «Игра в мячик»

Тема: «Действия с десятичными дробями» (5 класс).


Повторяя тему: «Действия с десятичными дробями», мы используем веселые игры. Для игры нам понадобится водящий, его выбираем с помощью считалок.

Пчелы в поле полетели, зажужжали, загудели,

Сели пчелы на цветы, мы играем – водишь ты.

Три группы ребят соревнуются в быстроте и правильности выполнения примеров на сложение, вычитание, умножение, деление десятичных дробей. От каждой группы выбирается водящий, который помогает, исправляет, проверяет правильность решения примеров своей команды. Он стоит у доски, другие члены группы выбегают по очереди, решают, передают эстафету следующему. Эстафетной «палочкой» может быть кусок мела, ручка, прикосновение к руке. Если водящий не заметил ошибку в одном или нескольких примерах, то он получает штрафные задания по этой теме на дом. Потом выбирается новый водящий.

10) Ролевая игра «Математическое домино»

Тема: «Формулы сокращенного умножения» (7 класс).

Правила игры:

Для игры готовятся карточки с дифференцированными заданиями, чтобы в игре могли участвовать все ребята. Каждая карточка делится на две части. В этих частях размещают задания и ответы. Карточки раздают участникам игры. Играющие по  очереди выставляют свои карточки так, как в обычном домино, чтобы в конце игры цепочка замкнулась, но чтобы каждая следующая карточка была логически связана с предыдущей. При этом  необходимо теоретически  обосновать тот факт, который написан на карточке игрока. Если ученик неправильно выставил карточку или не сумел объяснить причину ее выставления, то он может воспользоваться помощью ребят, но за это ему снижается оценка.

Игра проводится на уроке как один из этапов групповой работы для повторения и закрепления материала по всей пройденной теме или нескольким темам. Предполагается наличие нескольких комплектов игры, чтобы активизировать работу учащихся. В каждой группе обязательно наличие арбитра, который будет оценивать правильность ответа. Ими могут быть  наиболее успевающие учащиеся класса или старшеклассники. Например:

А) Проведите соответствия

А) (k-y)2
Б) (7y-1)2
В) (-c2+3x4)2
Г) (k2-5y)2
Д) (c-x)2
Е) (6c+7)2
Ж) (11y-4)(11y+4)
З) (5n-p)(5n+p)

 

1) k4-10k2y+25y2
2)121y2-16
3) 49y2-14y+1
4) 25n2-p2
5) 9x8-6x4c+c4
6) c2-2cx+x2
7) 36c2+84c+49
8) k2-2ky+y2

Ответы:

А
8

Б
3

В
5

Г
1

Д
6

Е
7

Ж
2

З
4


  1. Круговые примеры

Тема: «Действия с десятичными дробями» (5 класс).

  1. Ролевая игра «Маша и Медведь».

Тема: «Проценты».

Игровое задание с использованием сюжетов известных мультфильмов.

При изучении темы «Проценты» я использую презентацию, в которой присутствуют эпизоды известного мультфильма «Маша и Медведь». Например, решаем задачу: Маша увидела в лесу яблоньку, на которой висели спелые яблоки. Она съела 10% яблок, надкусила 25%, остальные яблоки осыпались на землю. Сколько яблок осыпалось, если всего на яблоне было 100 яблок. Следующий вид работы: учащиеся в готовой задаче должны подставить данные и решить её. Например: Маша и Медведь должны поздравить с Новым годом *** зверей, но не успели и поздравили только ***% зверей. Сколько зверюшек не получили подарки? Ребята делятся на группы по 3-4 человека, выходят к доске и записывают свое решение. Следующий слайд с картинкой, на которой Маша лечит Мишу. Придумать и решить задачу по этому сюжету каждой группе учащихся. Учащиеся, составившие первыми и учащиеся, составившие самую интересную задачу, получают меньший объём домашнего задания. Теперь вспомнили мультфильм «Маша и Медведь». Любой эпизод представьте в виде задачи на проценты и обменяйтесь с другими группами, чтобы ребята оценили объективно ваше творчество. Критерии: сложность, правдоподобность, интересность. Наиболее интересные задачи разбираются у доски. Домашнее задание. Придумай задачу на нахождение процентов от числа. Запиши решение своей задачи. Придумай стихотворение или сказку по данной теме.


13). Ролевая игра «Ярмарка»

Тема: «Единицы измерения длины, массы, площади» (5 класс).



Познавательные игры и обучающие игры


Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. На первых уроках геометрии в 7 классе ребята знакомятся с различными простейшими геометрическими фигурами. Появляется новая терминология, которая нелегко усваивается ими. В связи с этим в устные упражнения включается такое задание: опишите чертёж, используя те данные, которые на чертеже. Далее чертёж усложняется. Этим способом развивается не только ум, но и речь. Ценность обучающих игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.

Некоторые познавательные игры:

1) «Звёздный час Функции»

Тема: «Квадратичная функция» (9 класс).

2) «Математический КВН»

Тема: «Теорема Пифагора вне школьной программы» (8 класс).

3) «Путешествие в царство математики»

Тема: «Прогрессии» (9 класс).

4) «Математическая регата»

Тема: «Целое уравнение и его корни» (9 класс).

5) Смотр знаний «Счастливый случай»

Тема: «Умножение и деление обыкновенных дробей» (6 класс).

6) Прием “Синквейн”

Я применяю в средних и старших классах при изучении различных математических понятий, для более глубокого понимания темы, расширения кругозора ученика и повышения активности, интереса к предмету.

Синквэйн (от французского слова – пять) - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Эффективным средством введения синквэйнов является разделение группы на пары. Назовите тему для синквэйна . Каждому участнику дается 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквэйнов они составят один, с которым будут оба согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других, те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа может познакомиться с парными синквэйнами.

Примеры синквэйнов:


1. Теорема

  1. Прямая, обратная, другая

  2. Доказывается, используется, запоминается

  3. Существующая в веках и новая

  4. Истина



  1. Пирамида

  2. Правильная, произвольная, великая

  3. Стоит, вписывается, украшает

  4. Имеет объём и площадь поверхности

  5. Многоликий многогранник


  1. Многогранник

  2. Полуправильный, звёздчатый, правильный (5)

  3. Используется в архитектуре и не только

  4. Многоликий, великий, необходимый

  5. Вездесущая фигура


7) Софизмы

В   математике   софизм  - это умышленно ложное умозаключение с замаскированной ошибкой. Особенно часто в математических  софизмах  выполняются "запрещенные" действия или не учитываются условия применимости теорем, формул и правил. Иногда рассуждения ведутся с использованием ошибочного чертежа или опираются на приводящие к ошибочным заключениям "очевидности".

Чем же полезны  софизмы ? Разбор  софизмов  учит вас правильно мыслить. Он помогает в развитии наблюдательности, критического отношения ко всему изучаемому, приучает к точности формулировок, правильности записей и чертежей и т. д.

На своих уроках я использую математические софизмы или умышленно ложные умозаключения, которые имеют видимость правильных. Применяя формулу x2 = | х |, учащиеся часто не понимают важности символа модуля. Если предложить ребятам разбиться на несколько групп, а затем коллективно отыскать ошибку в рассуждении, то они запомнят данную формулу и будут правильно ее применять. Например, первой предложить такой софизм: 4=5. Где допущена ошибка в следующей цепочке равенств: 16–36=25–45, 16–36+20,25=25–45+20,25; (4–4,5)2=(5–4,5)2,4–4,5= 5–4,5; 4=5.

Второй группе предложим софизм 2=3. Имеем 4–10=9–15, 4–10+6,25= =9–15+6,25; (2–2,5)2=(3–2,5)2, 2–2,5 = 3–2,5 и окончательно имеем 2=3. В чем ошибка? Третья группа пытается найти ошибку в софизме 1=2. Самостоятельно или при помощи учителя ребята находят ее. (4–4,5)2 = (5–4,5)2  | 4–4,5 | = | 5–4,5|.

На дом можно предложить такую задачу: расстояние от Земли до Солнца равно толщине волоска. Пусть а(м) – расстояние от Земли до Солнца, b(м) – толщина волоска. Среднее арифметическое их обозначим через v. Имеем: а + b = 2v, a = 2v – b, a – 2v = –b. Перемножив по частям два последних равенства, получаем: a2 – 2av = b2 – 2bv. Прибавим к каждой части v2. Получим: a2 – 2av + v2= = b2 – 2bv + v2, ( а – v )2 = ( b – v )2, т.е. ( a – v )=( b – v ), и, значит, а = b. Где мы ошиблись?


Алгебраические софизмы
Алгебраические  софизмы  – намеренно скрытые ошибки в уравнениях и числовых выражениях.

1. «Дважды два равно пяти».
Дважды два - пять! Возьмем в качестве исходного соотношения следующее очевидное равенство: 4:4= 5:5. После вынесения за скобки общего множителя из каждой части равенства будем иметь: 4∙(1:1)=5∙(1:1) или(2∙2)(1:1)=5(1:1) Наконец, зная, что 1:1=1, мы из соотношения:
4(1:1)=5(1:1)
Устанавливаем: 2∙2=5. Где ошибка?
2. «Единица равна нулю»

Возьмем уравнение x-a=0. Разделив обе его части на х-а, получим х-а/х-а=0/х-а. Откуда сразу же получаем требуемое равенство 1=0. Где ошибка?


Геометрические софизмы
Геометрические  софизмы  – это умозаключения или рассуждения, обосновывающие какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, связанное с геометрическими фигурами и действиями над ними.


3. «Через точку, лежащую вне прямой, к этой прямой можно провести два перпендикуляра».

С этой целью возьмем ∆АВС. На сторонах АВ и ВС этого треугольника, как на диаметрах, построим полуокружности.
Пусть эти полуокружности пересекаются со стороной АС в точках Е и D.
Соединим точки Е и D прямыми с точкой В. Угол АЕВ – прямой, как вписанный, опирающийся на диаметр, угол ВDC также прямой.
Следовательно, ВЕ║АС и ВD║АС.
Через точку В проходят два перпендикуляра к прямой АС.

В чем ошибка?


Комплексные игры.

1) Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

2) Игра «Математический поединок»

Можно использовать в 7 классе в процессе усвоения и закрепления формул сокращенного умножения. Основой игры является соревнование между командами (или рядами) при ответах на проблемные вопросы, решении практических заданий и доказательстве математических формул, предложенных учителем. При оценке учитывается правильность и скорость выполнения заданий. Идея состоит в том, чтобы на основе созданной проблемной ситуации и соревнований команд активизировать мышление учащихся, превратить весь процесс обучения в процесс активной поисковой деятельности.

Каждая группа получает задание в виде таблицы.


задание

ответ

1

2

3

1

(с + 11)2

с2 + 11с + 121

с2 - 11с + 121

с2 + 22с + 121

2

(7у + 6)2

49у2 + 42у + 36

49у2 + 84у + 36

49у2 - 84у + 36

3

(9 – 8у)2

81 – 144у + 64у2

81 – 72у + 64у2

81 + 144у + 64у2

4

(1/3 х – 3у)2

1/9 х2 – 2ху + 9у2

1/9 х2 – ху + 9у2

1/9 х2 + 2ху + 9у2

5

(0,3с – 12а)2

0,009с2 – 7,2ас + 144а2

0,09с2 – 3,6ас + 144а2

0,09с2 – 7,2ас + 144а2

После выполнения работы по таблице ребята сами себя оценивают в группах с учетом «коэффициента трудового участия».

3) Игра “Домино”.

Правила игры:

Для игры готовятся карточки с дифференцированными заданиями, чтобы в игре могли участвовать все ребята. Каждая карточка делится на две части. В этих частях размещают задания и ответы. Карточки раздают участникам игры. Играющие по  очереди выставляют свои карточки так, как в обычном домино, чтобы в конце игры цепочка замкнулась, но чтобы каждая следующая карточка была логически связана с предыдущей. При этом  необходимо теоретически  обосновать тот факт, который написан на карточке игрока. Если ученик неправильно выставил карточку или не сумел объяснить причину ее выставления, то он может воспользоваться помощью ребят, но за это ему снижается оценка.

Игра проводится на уроке как один из этапов групповой работы для повторения и закрепления материала по всей пройденной теме или нескольким темам. Предполагается наличие нескольких комплектов игры, чтобы активизировать работу учащихся. В каждой группе обязательно наличие арбитра, который будет оценивать правильность ответа. Ими могут быть  наиболее успевающие учащиеся класса или старшеклассники. Например:

А) Проведите соответствия

А) (k-y)2
Б) (7y-1)2
В) (-c2+3x4)2
Г) (k2-5y)2
Д) (c-x)2
Е) (6c+7)2
Ж) (11y-4)(11y+4)
З) (5n-p)(5n+p)

 

1) k4-10k2y+25y2
2)121y2-16
3) 49y2-14y+1
4) 25n2-p2
5) 9x8-6x4c+c4
6) c2-2cx+x2
7) 36c2+84c+49
8) k2-2ky+y2

Ответы:

А
8

Б
3

В
5

Г
1

Д
6

Е
7

Ж
2

З
4

Б) Расшифровка

Упростите выражение и узнайте фамилию выдающегося математика.

1) x2-4xy+4y2 
2) 25a2+10a+1
3) 16a2-24a+9
4) (3b-1)(3b+1)
5) 4x2-28xy+49y2 
6) (xy-1)(xy+1)
7) (3m-4n)(3m+4n)
8) (5a-4b)(5a+4b)
9) a2+10a+25
10) 1-2b+b2
11) (12a-25c)(25c+12a)

 

(О) (5a+1)2
(Л) (2x-7y)2
(В) 9m2-16n2 
(А) (1-b)2
(Я) 144a2-625c2 
(Е) x2y2-1
(К) (x-2y)2
(А) 9b2-1
(К) (a+5)2
(В) (4a-3)2
(С) 25a2-16b2



Игры-упражнения

1) Практическая и лабораторная работа: «Вычисляем число π»

Изучаем в 6 классе тему «Длина окружности. Площадь круга». Задачи с практическим применением можно провести как лабораторную работу по математике. Пусть ребята сами определят отношение длины окружности к диаметру, затем сравнят свои результаты с принятым числом π = 3, 14. Для запоминания большего числа знаков существуют забавные поговорки и стихи. Например, такие: Вот и Миша и Анюта прибежали, Пи узнать число они желали.

И оформление работы, деление на группы мы позаимствовали у физики. Используем различные цилиндрические предметы: стакан, вазу, чайник, кусок трубы, цветочный горшок. Проведя ряд замеров и вычислений, ребята переходят к выводу формулы С = 2πR. Теперь решаем задачи по парам. Например: колесо сделало 30 оборотов. Какое расстояние проедет тележка, если диаметр её колеса 40 см? Составим схожую задачу: тележка проехала 30 м, сделала при этом 50 оборотов. Чему равен диаметр колеса? На столе перед доской лежат предметы, о которых идет речь в задаче. Решили задачу, нашли свою тележку, посмотрели, покрутили, измерили, запомнили. Теперь берем другой предмет, например, часы. Составьте задачу о часах, используя формулу С = 2πR. Тему «Площадь круга» можно разобрать самостоятельно, подготовить проект на тему «Длина окружности. Площадь круга», презентацию с практическим содержанием и использованием данной темы в природе и быту. Защита проекта по группам. Консультанты учащиеся 9 класса (изучают на геометрии тему «Длина окружности. Площадь круга»).

2) «Задачки-минутки» и занимательные задачи

Полезны для привлечения и переключения внимания учеников, смены видов учебной деятельности

1. "Каждой руке - свое дело".

    Правая рука чертит окружность, левая - треугольник.

2. Нарисуйте из цифр человека.

3. Конкурс на внимание.

   Считаем до 30, вместо чисел, кратных трем, произносим: "Ай, да я".

4. Сколько на этом чертеже различных треугольников?

  1. Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади, один позади и два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей?

6. На столе лежали конфеты в кучке. Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штучке, и не стало этой кучки. Сколько было конфет в этой кучке?

7. Вычислить:

8. Сколько треугольников

  1. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10-ти руках? [50]

10. У родителей 5 сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько всего детей в семье?(6)


3) Кроссворды, головоломки, ребусы и другие.

А). Кроссворд

Этот вид заданий по-прежнему достаточно часто используется на уроках математики. Оживить опрос и активизировать работу учащихся мне помогают творческие формы проверки усвоения материала – кроссворды. Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока, может быть своеобразным подведением итогов на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать минутку отдыха, переключить внимание, поддержать умственную активность учащихся на уроке. Кроме этого, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой или изученной теме. Педагогически оправданным является использование таких кроссвордов, как составленные на базе основного программного материала с зашифрованными понятиями и терминами. Работа с кроссвордом не требует от учителя каких-либо особых усилий. Объяснив однажды учащимся, как их нужно решать, вы будете постепенно предоставлять учащимся всё большую самостоятельность, и результаты не заставят долго ждать: ребята очень быстро увлекаются этим занятием, появляется элемент соревновательности, и, как следствие, ребята начинают составлять свои собственные кроссворды и предлагают их для решения на уроке. Отличительной особенностью кроссвордов является то, что они могут быть использованы на любом этапе урока и способны привлечь даже не самых трудолюбивых учеников.

Например, на обобщающем уроке геометрии в 8 классе по теме «Четырехугольники» я предлагаю учащимся презентацию, в конце которой располагается кроссворд. Тому ученику, который добросовестно изучил данную тему, не составит труда разгадать его.

По горизонтали: 1. Фигура, обладающая
свойствами прямоугольника
и ромба.
2. Параллелограмм, диагонали
которого равны.
3. Фигура, состоящая из четырех
точек и четырех последователь
но соединяющих их отрезков.
4. Параллелограмм у которого
все стороны равны.
5. Сколько осей симметрии
имеет квадрат.
6. Четырехугольник, у которого
только две противоположные
стороны параллельны.
По вертикали: 2. Четырехугольник с
параллельны
ми противолежащими
сторонами.
7. Параллелограмм с перпендику
лярными диагоналями.
8. Чем является диагональ ромба.
9. Отрезок, соединяющий
противолежащие вершины
четырехугольника.
10. Древнегреческий ученый.
11. Стороны четырехугольника,
имеющие общие концы.
12. Ромб, у которого все
углы прямые.

Учащиеся 5 класса быстрее представят круг, радиус, хорду, если увидят на чертеже, построят в тетради и закрепят в игровой форме, разгадав кроссворд.































5



















 














1

6

 

 

 

 

 

7

 

 











 




 


 













 




 


 


8









2

 

 

 





 


 









 








 


 









 








3

 

 

 

 

9






 










 



 



4

 

 

 

 

 

 

 

 

 







 






 













 






 













 



По горизонтали: 1. Множество точек плоскости, находящихся на одинаковом расстоянии от одной точки. 2.Часть окружности. 3.Отрезок, соединяющий центр окружности с какой-либо ее точкой. 4. Что в переводе с латинского означает слово диаметр.


По вертикали: 2.Отрезок, который соединяет две точки окружности и проходит через ее центр. 5.Точка, находящаяся на одинаковом расстоянии от всех точек окружности. 6.Часть плоскости, ограниченная окружностью. 7.Часть круга, ограниченная двумя радиусами. 8.Отрезок, соединяющий две точки окружности. 9. Как переводится на русский язык латинское слово радиус.


Б) Головоломка.

Найдите имена трех ученых-математиков (буквы имен записаны подряд).

Ответ: Пифагор, Евклид, Платон.

В) Ребусы



Г) Арифметические задачи на среднее арифметическое

Портфеля и рюкзака? (РАНЕЦ)
Женщины и рыбы? (РУСАЛКА)
Мужчины и коня? (КЕНТАВР)
Носка и чулка? ( ГОЛЬФ)
Яблока и персика? (НЕКТАРИН)
Апельсина и лимона? (ГРЕЙПФРУТ)
Пианино и баяна? (АККОРДЕОН)
Холодильника и вентилятора? (КОНДИЦИОНЕР)

Д) Математические шарады

Он грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь «У» на «О» -

Будет круглое число.

урок - сорок)

Я приношу с собою боль,

В лице большое искаженье.

А «Ф» на «П» заменишь коль,

То сразу превращусь я в знак сложенья.

(Флюс – плюс)

Е) Анаграмма

Решить анаграмму:

1. ОЕКНРЬ

корень


2. ТПЬСЕНЕ

степень


3. РЕНИУАНВЕ

уравнение


4. ЛЕБАГАР

Алгебра


По форме проведения игры делятся: игра-аукцион, игра-защита, игра-соревнование за лучшее качество и другие.


1) Игра «Аукцион»

Тема: «Решение квадратных уравнений» (8 класс).

Игра «Аукцион» в средних и старших классах требует от учителя умения перевоплощения, азарта, куража. «Внимание! Внимание! Спешите и не опоздайте! Покажите, на что вы способны! Первый лот аукциона – «Кот в мешке». Участвуют те, кто готов купить товар вслепую.

Начинаю торги. Начальная цена 1 балл. Кто больше? Возможны цены до 5 баллов. 2! 3! 4! Продано! Первая задача получила своего хозяина. Решаешь верно, - стоимость товара окупается, и ты свои деньги – баллы возвращаешь. Нет, не все потеряно, повтори попытку, иначе минус то количество баллов, которое ты заплатил.

Сформулируем первое правило покупателя: необходимо иметь полную информацию о товаре. Поэтому объявляю второй лот продаж. Задача выбирается из заданных на дом. Покупаем, товара хватит на всех. Начальная цена 2 балла. Кто больше? Смелее, смелость города берет!

Запомните второе правило покупателя: необходимо знать количество покупаемого товара. Я объявляю третий лот нашего аукциона. Продаются в неограниченном количестве задачи. Начальная цена 1 балл. Кто больше? 3! 4! 5! Продано! Снова продано! Еще одна задача приобретена тем же покупателем. Напоминаю: если вы не справитесь с ней, деньги-баллы превратятся в жалкие минусы.

Будущие бизнесмены, запишите третье правило покупки: необходимо иметь информацию об условиях покупки. Я объявляю последний лот на торгах. Будьте внимательны! Сейчас поступят в продажу задачи с чертежом и кратким условием, имеются необходимые замечания, подсказки. Начальная цена 3 балла. Кто больше? 4! 5! Продано!

Отметим третье правило покупки: нельзя обмануть того, кто сам не обманывается! Подведем итог. Ответы без решений на доске. Проверьте себя. Кто оказался в минусе, придется поработать дома. Кто в плюсе заслужил поощрение и освобождается от домашней работы.


2) Игра-соревнование за лучшее качество: «Найди ошибку»

Регулярно, для улучшения качества знаний и обучения самопроверке, используя различные презентации, я провожу игру «Найди ошибку». Например, при изучении темы «Уравнения» в 5 классе:



Итак, содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивированно. Но не с помощью создания сиюминутных скоро проходящих интересов или ссылок на практическую значимость в будущей жизни, а главным образом тем, что это содержание должно быть направлено на решение серьезных проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Только в этом случае у школьников будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых явлений, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности.


Знаменитый польский педагог Януш Корчак писал, что нам нужно «тянуться, вставать на цыпочки» для общения с ребёнком. Большинство наших педагогических просчётов происходит от того, что, во-первых, мы заведомо уверены, что ребёнок знает гораздо меньше нас, во-вторых, что мы хотим сотворить его по образу и подобию своему. Но творчески работающий учитель может сделать очень много, чтобы окрасить школьную жизнь детей одним из самых прекрасных человеческих чувств – радостью познания. Задача, казалось бы, очень простая: играя, учить и учиться, играя… А так ли уж проста?


Литература:

  1. Барышникова Н. В. Математика 5-11 классы: игровые технологии на уроках. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.

  2. Козина М. Е., Фадеева О. М. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации тематического контроля. – Волгоград: Учитель, 2008. – 136 с.

  3. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.

  4. Кордемский Б. А. Увлечь школьников математикой. – М.: Просвещение, 1981.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!