Игровые технологии
на уроках музыки в начальной школе
Главная задача современной школы – раскрытие творческих способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, современном мире. Решение этой задачи требует от каждого педагога совершенного владения современными образовательными технологиями и методами обучения. Хочется поделиться личным опытом использования методики активных музыкальных действий и игровых технологий на уроках музыки в начальной школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает следующие требования к результатам освоения программы «Музыка»: развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, развитие творческих способностей обучающихся в многообразных видах музыкальной деятельности.
Процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если будут созданы условия, способствующие этому развитию. Изменив, насколько это возможно, условия преподавания предмета музыка, обогатив уроки системой творческих заданий, дидактическими музыкальными играми, мы изменим качества самого ребёнка, эффективно развивая его музыкальные способности, фантазию, воображение, творческий потенциал
Ключевым направлением работы становится развитие таких личностных характеристик ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность действовать самостоятельно. На уроках необходимо создавать психологически комфортную атмосферу раскованности, проявлять уважительное отношение к каждому ученику.
Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческий потенциал заложен и существует в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача учителя состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. На основе психологического анализа музыкальных способностей профессор Б.М.Теплов сделал вывод, что каждый ребёнок обладает с рождения определёнными музыкальными задатками. Музыкальность любого ребёнка – это сплав природного и приобретённого, в котором ведущая роль за качествами, формирующимися в деятельности, за самой музыкальной деятельностью. «Не может быть способностей, которые не развились бы в процессе воспитания и обучения. Музыкальные способности не существуют иначе, как в движении, развитии».
В решении проблемы развития музыкальных способностей решающим фактором становится методика обучения.
На личном опыте преподавания музыки в начальной школе, я выявил большую эффективность использования игровых технологий для развития творческих способностей учащихся. Ведь стремление постигать мир через активные действия, через игру является одним из важных свойств детской психики.
Методика активной музыкальной деятельности строит все виды работ на действии: на уроке ребята разгадывают кроссворд, поют песню, играют сопровождение к песне на элементарных музыкальных инструментах, сочиняют песенку, импровизируют мелодии, придумывают пластические движения, инсценируют песню. Все эти операции доступны детям. Все они выполняются с интересом и легко осмысливаются. Преподавание музыки в начальной школе должно определяться психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, такими как моторная и интеллектуальная активность, любознательность, целостность процесса познания. Необходимо учитывать и определённые психологические сложности детского возраста: неустойчивость внимания, необходимость в смене эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, стремление к самовыражению в любых, самых разнообразных формах. Исходя из этого, на уроках музыки я применяю:
1. Разнообразные формы и виды музыкальной деятельности.
2. Часто переключаю внимание с одного вида деятельности на другое (это необходимо для поддержания интереса и снижения утомляемости детей). Любая работа должна длиться от двух до семи минут, не более, особенно в первом классе.
3. Чередую трудные, требующие большего напряжения с лёгкими заданиями.
4. Обязательно включаю задания, связанные с музыкальным движением.
5. Сочетаю индивидуальную, групповую и коллективную формы работы на уроке.
6. Сохранение эмоционального тонуса урока, что является важнейшим фактором развития творческих способностей детей. Реакция удовлетворения, которая возникает у детей, нашедших правильные ответы, сумевших выполнить задание, создаёт творческую обстановку и атмосферу радости. Исследования психологов доказывают, что именно состояние эмоционального подъёма увеличивает запоминание во много раз по сравнению с чистой логикой.
7. Провожу уроки музыки в тесной связи с другими видами искусства. Сочетание музыки, поэзии, изобразительного искусства даёт безграничные возможности сделать урок увлекательным и интересным.
Игровые технологии широко использую на уроках, так как они вносят элемент соревнования, делают ребят собранными, внимательными.
Отечественные психологи Выготский, Эльконин считают игру неотъемлемой частью жизни ребёнка, она привносит положительные эмоции в процесс обучения.
На уроках в начальной школе применяю комплекс дидактических музыкальных игр для развития музыкального слуха, чувства ритма, определения музыкальных жанров. Очень нравятся ученикам игры «Пение и хлопки», «Композитор», «Оркестр», «Музыкальное эхо», «Ритмическое эхо». Небольшая коллекция элементарных музыкальных инструментов: бубнов, деревянных ложек, различных погремушек, колокольчиков позволяет применять на уроках игру «Оркестр». Играть в оркестре ребятам предлагается заданные учителем ритмы в соответствии с настроением звучащей музыки (например, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки): весело, бодро, громко или тихо, нежно, затаённо. Задание придумать и сыграть ритмический аккомпанемент на элементарных музыкальных инструментах получают учащиеся и в процессе инсценирования песен. Все эти задания и игры нравятся детям, потому что они позволяют участвовать в коллективном исполнении музыки, а это активизирует восприятие и развивает музыкальные способности учеников.
Учащимся нравятся игры:
«Пение и хлопки»
Неожиданный музыкально-ритмический эффект может дать следующий приём исполнения песни:
часть класса поет ее мелодию, а другая, отстав на один - два такта, каноном отхлопывает ритм песни в ладоши.
При этом, создаётся довольно своеобразный ритмический аккомпанемент. Этот прием, как показывает опыт, способствует развитию распределённого внимания и увлекает учащихся.
Прием заключается в перемежающимся пении:
Поп.ремежающимся пении: несколько тактов поет учитель, а затем мотив подхватывают учащие поет ее иелодию, а другая,казать вступление можно самыми различными способами:
Замечено, что в процессе разучивания последний прием активизирует внимание ребят, улучшая певческую интонацию и возбуждая интерес к процессу работы над песней.
«Эхо»
В процессе исполнения вокально – хоровых упражнений можно предложить ребятам поиграть в эхо. Суть этой игры в следующем. Музыкальный руководитель под собственный аккомпанемент импровизирует мелодические попевки различного настроения, лада и метроритма. При этом мелодия импровизируется так, чтобы после одного – двух тактов, пропетых руководителем, его мелодию сразу же, как эхо, смогли бы повторить ученики. Игра в эхо происходит так:
учитель поет два такта, затем, не прекращая аккомпанемента, замолкает, давая учащимся возможность повторить то, что только что было им пропето. Затем импровизирует следующие два такта, которые следом повторяют ребята, и т.д., вплоть до заключительного протяжного звука, обозначающего окончание этой эхо – импровизации.
«Ритмическое эхо»
Учитель отхлопывает различные ритмические фигуры. Учащиеся, прослушав их, повторяют эти фигуры всем классом. В музыкально продвинутых классах задание можно усложнить следующим образом:
Не делая пауз, учитель отхлопывает ритмические фигуры, а учащиеся повторяют их, отставая на один такт, каноном.
Трудность, как мы видим, заключается в том, чтобы, отхлопывая услышанную фигуру, одновременно воспринимать звучащую дальше, для того чтобы в нужное время прохлопать и её. Неожиданный эффект этого задания заключается в том, что оно значительно облегчает последующую работу над канонами и хоровым многоголосием.
«Узнай песню по ритму»
Учитель (сам или поручив сделать эхо ученику) отхлопывает ритм одной из песен, разученных в классе. По ритму учащиеся пытаются определить, какая песня задумана.
«Ритмический аккомпанемент»
На собственном опыте работы с детьми я сделал вывод, что занятия вокальной импровизацией оказывают развивающий эффект, они позволяют каждому ученику реализовать своё стремление к самовыражению, развивают музыкальный слух, творческую фантазию.
Применяя данную методику на каждом уроке, я наблюдаю значительное развитие музыкальных способностей учеников (музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма). Эта методика влияет на развитие эмоциональной сферы учащихся, воспитывает их музыкально-эстетический вкус, интерес и любовь к музыке. Занятия, построенные с использованием игровых приёмов, становятся для детей увлекательным процессом, в результате которого развиваются фантазия и воображение ребят. Исчезает зажатость, дети раскрепощаются, появляется артистичность, потому что все они на каждом занятии пробуют себя в разнообразных музыкальных действиях: в игре на элементарных музыкальных инструментах, в хоровом пении, в музыкальном движении, в сольфеджировании, в вокальной импровизации, в различных дидактических и ролевых играх.
Выводы:
Сегодня обществу нужна творческая личность, понимающая высокую ценность образования и обучения, с развитым творческим мышлением. Важно обновить обучение, чтобы достичь желаемого результата в развитии творческого потенциала учащихся, а для этого надо создать условия для успешного развития творческих способностей учащихся.
В развитии творческих способностей моих учеников огромную роль играет применяемая мной на занятиях методика активных творческих действий и игровые технологии в обучении. И пусть из моих учеников только единицы в дальнейшем станут профессиональными музыкантами, все остальные, тем не менее, приобретут много ценных творческих качеств. А это само по себе очень много значит, ведь проблема творческого развития детей рассматривается сегодня как «проблема номер один», «проблема века».
Список используемой литературы:
1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)
2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: 1985. – 325с.
3. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб: 2009. – 367 с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.-245с.
5. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.