СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии на занятиях хореографией

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Комплексное формирование или развитие танцевальных качеств.

Задачи:

- приобретение сложных танцевальных умений и навыков в доступной и интересной для детей игровой форме;

- формирование чувства ритма, развитие слуха;

- развитие микро- и макрокоординации, физических данных;

- раскрытие творческого потенциала ребенка, снятие внешних и внутренних зажимов;

- приобретение навыков актерского мастерства;

- воспитание трудолюбия, самостоятельности и самоконтроля;

- расширение кругозора.

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на занятиях хореографией»

Игровые технологии на занятиях хореографией.


Цель: Комплексное формирование или развитие танцевальных качеств.

Задачи:

- приобретение сложных танцевальных умений и навыков в доступной и интересной для детей игровой форме;

- формирование чувства ритма, развитие слуха;

- развитие микро- и макрокоординации, физических данных;

- раскрытие творческого потенциала ребенка, снятие внешних и внутренних зажимов;

- приобретение навыков актерского мастерства;

- воспитание трудолюбия, самостоятельности и самоконтроля;

- расширение кругозора.


Методы обучения:

1. Объяснительно-иллюстративный метод.

2. Репродуктивный метод обучения.

3. Метод проблемного изложения в обучении.


Средства обучения:

1. Программа.

2. Оборудованный балетный зал.

3. Музыкальный центр для аудио и CD-носителей.

4. Фонотека.

5. Дидактические разработки музыкальных движений и развивающих игр.

6. Танцевальный реквизит (платочки, ложки, бубны и т.п.).

7. Гимнастические коврики, скакалки, мячи и т.п.


Уровень развития двигательных качеств детей в настоящее время находится на невысоком уровне, который не соответствует современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в танцевальных коллективах. Поэтому, проблема воспитания двигательно-активных качеств весьма актуальна и требует всестороннего изучения и решения с первых дней занятия ребенка хореографией. Подвижные игры различной направленности являются эффективным средством комплексного развития танцевальных качеств или обучения отдельным умениям, закрепления определенных танцевальных навыков.

Учитывая психологию детей дошкольного возраста и беря во внимание то, что ведущей деятельностью в этот период является игра, занятия ритмикой можно выстраивать в форме танцевальных и музыкальных игр. Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы сделать ее органичным компонентом занятия, средством достижения намеченной педагогом цели.

Так, игровое занятие можно провести в форме погружения в сказку. Тогда традиционные упражнения партерной гимнастики приобретают одушевленные формы в виде животных, растений, явлений природы, предметов, что помогает их сделать понятнее, интереснее, а также развивает детское воображение и творчество, закладывает основы эмоционального исполнения. В то же время мышечные ощущения закрепляются с интересом и удовольствием, что способствует развитию физических данных детей (выворотность, гибкость, растяжка).

Использование игровой технологии предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств игр, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые танцевальные движения.

Ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные воспитанниками в игровых условиях, не только сравнительно легко применяются ими при последующем, более углубленном изучении соответствующих движений, но и облегчают дальнейшее овладение сложными техническими приемами. На этапе совершенствования двигательных навыков неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у воспитанников способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде.

Процесс игровой образовательной танцевальной деятельности позволяет быстрее и проще добиться необходимого уровня эмоционального, интеллектуального, физического, коммуникативного, эстетического развития воспитанников.

Чтобы занятия с использованием игровой технологии проходили успешно, педагогу необходимо:

- учитывать возрастные особенности воспитанников, их индивидуальные способности и возможности, интересы;

- обладать необходимыми профессиональными знаниями и умениями;

- понимать, на достижение какой цели направлена каждая игра (не смешивать несовместимые цели и задачи, не ставить в одной игре более двух задач);

- заинтересовать и создать условия для творческой работы;

- внимательно относиться к подбору музыкального материала, реквизита и оборудования, чтобы они помогали, а не мешали в проведении игры;

- правильно объяснить и организовать игру;

- создать положительный настрой.


Благодаря интересу всех детей к играм вообще, они легче втягиваются в обучение, вкладывая больше сил, а соответственно, получая и больше пользы – закладываются основы трудолюбия. Успешно освоив через игру базовый уровень танцевальных умений и навыков, дети чувствуют себя уверенней в коллективе школы, лагеря отдыха, компании друзей. Они учатся плодотворно взаимодействовать друг с другом и получать удовольствие от коллективного творчества, укрепляются межличностные связи, совершенствуются коммуникативные навыки.


Музыкальные игры

Приступая к описанию рекомендуемых игр, стоит уточнить то, что педагог может заменять игры по своему желанию, но так, чтобы цель игры оставалась прежней.


1. "СОВУШКА".

Цель игры: развитие координации движений, развитие навыка начинать и прекращать движение одновременно с началом и окончанием музыкального эпизода; развитие умения определять характер музыки, а также умения соотносить свои движения с характером музыки. Выбирается водящий – это "совушка". С началом музыки "совушка" засыпает («застывает» на месте), а все остальные дети "просыпаются" - начинают двигаться в соответствии с характером музыки. Как только музыка прекращается, "совушка" просыпается, а все дети «застывают». "Совушка" ходит между детьми и выбирает того, кто пошевелился. Этот ребенок и становится водящим, все повторяется сначала, даже если водящий не поменялся.


2. "ЛОШАДКИ И ЛЮДИ".

Цель игры: развитие умения определять на слух темп музыки и выполнять движения, соответствующие этому темпу. Когда звучит быстрая музыка, дети должны исполнять бег с высоким поднятием колена, изображая лошадок. Когда звучит медленная музыка, дети должны исполнять плавный пружинящий шаг с носка, изображая людей. Темп музыки меняется 3-4 раза за игру.

3. "ЗЕРКАЛО".

Цель игры: развитие навыка "зеркального" выполнения движений, развитие координации движений, развитие умения двигаться в соответствии с характером музыки; развитие творческого воображения. Дети выстраиваются в 2 линии, одна линия изображает зеркало, другая - людей, которые к этому «зеркалу» подходят. С началом музыки, характер которой периодически меняется, люди начинают движение (каждый перед своим "зеркалом"). Задача "зеркала" - все зеркально и музыкально повторить. Затем линии меняются ролями.


4. "ПРАВАЯ-ЛЕВАЯ".

Цель игры: развитие координации движений, развитие навыка движений в соответствии с ритмом музыки, развитие музыкального слуха. Дети становятся в круг, на расстоянии вытянутой руки, лицом к центру круга. Педагогом выбирается ведущий. Звучит умеренная музыка размером 2/4. Ведущий протягивает правую руку ладонью вверх своему соседу справа, припевая при этом: "Пра-ва-я". Сосед протягивает свою левую руку ладонью вниз, кладет ее на руку ведущего, припевая: "Ле-ва-я". Теперь ведущим становится он. Все повторяется до тех пор, пока руки всех играющих не сомкнутся.


5. "УЗНАЙ ЖИВОТНОЕ".

Цель игры: развитие умения определять характер музыки по вступлению, формирование навыка начинать движения после вступления; формирование навыка самостоятельно двигаться по кругу, соблюдая интервалы. Дети становятся в круг. Звучит музыка. По вступлению дети определяют, характеру какого животного соответствует исполняемая музыка (педагогом и концертмейстером должно быть подобрано 6-8 характерных, легко узнаваемых мелодий: медведь, заяц, лиса, бабочка, лошадка, лягушка, цапля и т.д.) После вступления дети начинают двигаться по кругу, изображая угаданное животное. После того, как дети запоминают, как двигаться под ту или иную мелодию, порядок мелодий меняется.


6. "ПОЙМАЙ УЛЫБКУ".

Цель игры: развитие координации движений; развитие навыка соотносить свои движения с движениями партнера; развитие чувства ритма; развитие умения контролировать мимику лица, что является непременным условием для развития артистизма. Под ритмичную музыку (4/4) все дети стоят в кругу с серьезными лицами, кроме ведущего - у него на лице улыбка. На счет "раз" ведущий "снимает" улыбку в кулачок, на счет "два" - "кидает" любому играющему, на "три" - тот ее "ловит" в кулачок, на "четыре" - надевает на лицо и становится ведущим. Далее игра продолжается со счета "раз". По мере освоения игры темп музыки увеличивается.


7. "НЕ НАРУШАЙ ГРАНИЦУ".

Цель игры: развитие навыка ориентации в пространстве, развитие координации движений, развитие чувства ритма, развитие умения соотносить свои движения с размерами площади, что помогает развить навык ориентации в сценическом пространстве. Звучит ритмичная музыка (марш). Дети должны двигаться, не останавливаясь по любому пути, но не нарушать при этом границу игровой площадки, которую устанавливает педагог. Начинается игра на территории всего класса, которая потом сужается педагогом, затем расширяется и т.д. (главное, чтобы дети поняли, что там, где стоит педагог, проходит невидимая линия - граница, за которую нельзя заступать). Нарушители границы и столкнувшиеся игроков ненадолго выходят из игры.


8. "ПОВОРОТ".

Цель игры: развитие навыка ориентации в пространстве; развитие координации движений; развитие произвольности; развитие чувства ритма; развитие умения двигаться в соответствии с темпом музыки. Звучит ритмичная музыка (марш). Дети идут по кругу, держась за руки по команде ведущего "Поворот" останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Выполнивший задание неправильно, выходит из игры. По мере освоения игры, темп музыки увеличивается.

9. «ЛАВАТА».

Цель игры: развитие координации движений, развитие чувства синхронности, развитие внимания, развитие музыкального слуха и речи, развитие навыков адекватной реакции на слова ведущего, память. Дети встают в круг, первоначально роль ведущего выполняет учитель, потом ведущим становится любой воспитанник. Все хором под соответствующий аккомпанемент поют первые две строчки куплета (они остаются неизменными)... Когда дети поют третью строчку куплета «Мои ручки хороши», ведущий вытягивает вперед руки. Дети должны повторить его движение. На четвертую строчку «А у соседа лучше» каждый ребенок должен дотронуться правой рукой до руки соседа справа, а левой - до руки соседа слева. Таким образом, круг замыкается, и дети в таком положении идут по кругу под припев. Третья строка второго куплета «Мои плечи хороши...», третьего куплета - «Мои колени хороши...», четвертого куплета «Мои пятки хороши...» и т.д. То есть третья строка каждого куплета называет ту часть тела, которую дети должны показать на себе. А на четвертой строке ребенок должен взяться за плечо, коленку, пятку и т.д. соседа и пройти в таком положении круг под припев. Части тела могут называться в произвольном порядке.


10."КАНОН"

Цель игры: развитие координации движений; развитие чувства ритма, умения подчинять свои движения темпу музыки; развитие двигательной памяти; развитие произвольности. Дети выстраиваются в 4 линии и запоминают "канон" - 4 движения, каждое из которых исполняется в течение одного такта (например, марш на месте, приседание, хлопки, прыжки). После запоминания "канона" и репетиции его исполнения под музыку начинается собственно игра: первая линия делает "канон", начиная с первого такта, вторая начинает со второго, третья - с третьего, четвертая - с четвертого. Поскольку движения не повторяются, то после вступления всех линий в игру каждая из линий выполняет в одно время разные элементы канона. Задача участников - не ошибиться. По мере усвоения игры, меняются линии, музыка, движения.


11. "ПРОСТРОИМ ФИГУРУ".

Цель игры: развитие умения ориентироваться в пространстве; развитие координации движений; развитие навыков невербальной коммуникации (что облегчит в дальнейшем работу с рисунком танца). Дети двигаются в произвольном направлении под спокойную музыку. Педагог объявляет название фигуры (например: круг, квадрат, треугольник, линия, колонка, диагональ и т.д.). Начинает звучать ритмичная, известная детям музыкальная фраза (16 тактов). За время ее звучания дети должны построиться в объявленную фигуру. Причем сделать это молча. На первых этапах освоения игры дети могут пользоваться невербальным общением (мимикой, жестами и т.д.). По мере усвоения игры запрещаются все виды контактов между детьми, кроме визуального; уменьшается длительность музыкальной фразы.


12. «СОЗДАЕМ ХАРАКТЕРЫ».

Цель игры: развитие умения определять характер музыки по вступлению; развитие навыка движений в соответствии с ритмом и характером музыки; развитие навыка выражать характер, чувства и переживания с помощью движений и жестов; развитие эмоциональности и навыков артистичного исполнения. Дети встают в круг. Звучит музыка. По вступлению дети определяют, характеру какого героя соответствует исполняемая музыка (педагогом и концертмейстером должно быть подобрано несколько характерных мелодий, выражающих различные чувства: радость, злость, испуг; указывающих на конкретных героев: принца, доброго волшебника, злого волшебника, шпиона, старичка и т.п.). После вступления дети начинают двигаться по кругу, изображая узнанный характер или чувство. После того, как дети запоминают, как двигаться под ту или иную мелодию, порядок мелодий меняется, каждый раз он разный.


Примечание: количество часов, отводимых в программе на каждую игру или упражнение, складывается из количества минут, затрачиваемых на выполнение этой игры или упражнения на каждом уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!