Урок-игра как способ организации аудиторной самостоятельной работы обучающихся.
Статья посвящена описанию самостоятельной аудиторной работы обучающихся в группах коррекционного типа. В статье речь идет о способе проведения обычного занятия, но в необычной форме – форме игры. Значительное внимание уделяется набору разнообразных игровых комбинаций, которые чередуются друг за другом.
Целью статьи является анализ изучения организации самостоятельной аудиторной работы обучающихся.
В конечном итоге наблюдается повышенный интерес обучающихся при выполнении заданий, азарт, способность проявить себя лучше, чем в обычной обстановке.
Игровые технологии способствуют развитию познавательной активности на уроках. Все это способствует возникновению интереса к обучению. Благодаря урокам-играм педагог увлекает обучающихся и тем самым создает почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. На таких уроках обучающиеся работают более активно, с большим увлечением.
Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся.
Педагогическая игра характеризуется учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения.
Игровые технологии тренируют память, помогают выработать речевые умения и навыки; развивают внимание и познавательный интерес к предмету; преодоление пассивности обучающихся; соревнование способствует повышению работоспособности обучающихся.
Тема занятия: Общая классификация материалов
Цели:
Образовательная –повторение знаний по теме; углубление знаний, обобщение знаний, систематизация знаний, выделение наиболее общих и существенных понятий.
Развивающая – содействие развитию мышления, интеллекта, творческих задатков; формирование умения систематизировать полученные знания.
Воспитательная – создание условий для формирования интереса к профессии, чувства ответственности, воспитание самостоятельности в работе, ответственности за конечный результат.
Задачи: Совершенствовать теоретические и практические знания обучающихся; способствовать развитию творческих задатков, способностей обучающихся.
Тип: Повторение и систематизация изученного.
Вид: Урок-игра.
Методы: Самостоятельная работа, контроль.
КМО: Вопросы, кроссворд, наглядные пособия, дидактические средства обучения, ноутбук.
Структура занятия
Орг.момент (1-2 мин)
Вводный инструктаж (5 мин)
- Сообщение темы и целей урока
- Сообщение задач
- Мотивация
3. Текущий инструктаж (3 мин)
4. Проведение урока-игры:
-Задание 1. (5 мин)
- Задание 2. (5 мин)
-Задание 3 (5 мин)
- Задание 4 (10 мин)
- Задание 5 (5 мин)
Просмотр слайдов по теме (10 мин)
- Задание 6 (10 мин)
- Задание 7 (10 мин)
5. Заключительный инструктаж (3 мин)
6 Подведение итогов (5 мин)
Группа делится на две команды, каждая из которой придумывает себе название.
Задание 1. «Самый сообразительный». Время выполнения 5 мин.
На столе разложены номерки вопросов. Капитаны берут по вопросу (номерок к вопросу). Вопросы на отдельном листе. Капитаны по очереди отвечают на вопросы. Если капитан ответил – 1 очко, если нет - 0 очков. Если капитан не знает ответ, есть возможность ответить другому капитану и получить 1 балл.
Перечень вопросов:
Назовите сыпучие материалы (песок, щебень, гипс, опилки и т.д.)
На какие два вида делится известь? (гашеная и негашеная)
Каким образом получают строительный гипс? (путем термической обработки)
Из чего делают силикатный кирпич? (воздушная известь, кварцевый песок, вода)
На какие два вида делится глина? (жирная и тощая)
Какой вид портландцемента применяется в производстве подводных сооружений? (шлакопортландцемент)
Как называются белые разводы, пятна, появляющиеся на поверхности? (высолы)
Если ввести в раствор заполнитель – усадка будет больше или меньше? (меньше)
На какие виды делятся природные пески ( горные, речные, морские)
Что такое керамзит? (круглые зерна коричневого цвета, пористые, для тепла).
Задание 2. «Быстрый ум». Время выполнения 5 мин.
Каждой из команд раздаются карточки с разными понятиями. У одной команды – ВОЗДУШНЫЕ ВЯЖУЩИЕ ВЕЩЕСТВА, у другой – ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ВЯЖУЩИЕ ВЕЩЕСТВА. В течение отведенного времени описать основные характеристики, привести примеры. Например,
Воздушные вяжущие вещества | Гидравлические вяжущие вещества |
Способны твердеть и сохранять прочность только на воздухе (воздушная известь, гипсовые магнезиальные вяжущие, растворимое стекло) | Способны твердеть и сохранять прочность не только на воздухе, но и в воде (гидравлическая известь, разные виды цемента) |
Задание 3. Время выполнения 5 мин.
Необходимо записать в пустые графы ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА ПОРТЛАНДЦЕМЕНТА
Например,
1. | Добыча известняка и глины. |
2. | Подготовка сырья и добавок. |
3. | Приготовление из них однородной массы. |
4. | Обжиг до получения клинкера. |
5. | Измельчение клинкера в тонкий порошок. |
Задание 4. Каждой команде раздаются карточки. Нужно указать стрелками соответствие. За каждый правильный ответ – 1 балл. Время выполнения 10 мин.
Например, добавки-наполнители- не обладают вяжущими свойствами.
Добавки
Активные минеральные | Повышают эластичность раствора |
Добавки-наполнители | Для повышения подвижности вяжущих |
Поверхностно-активные | Используют при отрицательной температуре |
Ускорители твердения вяжущих | Добавляют строго по расчету |
Замедлители схватывания вяжущих | Не обладают вяжущими свойствами |
Противоморозные | Для выполнения гидроизоляционных штукатурок |
Специальные | Опасны, дают высолы |
Задание 5. Командам раздаются карточки, где нужно дописать определения. Время выполнения 5 мин. Каждый правильный ответ – 1 балл
Искусственный камень, изготовленный методом прессования из смеси вяжущего и песка и отвердевший под действием пара в автоклаве – это… (силикатный кирпич)
Осадочная горная порода, состоящая из глинистых минералов – это… (глина)
Процесс загустевания цементного теста при взаимодействии цемента с водой – это… (схватывание)
Сырье после обжига – это… (клинкер)
Сыпучие материалы, заполняющие растворы и мастики до 60 % - это… (заполнители)
Просмотр слайдов по теме «Вспомогательные строительные материалы» с обсуждением и комментариями. 10 мин.
Задание 6. Кроссворд. Время выполнения 10 мин
| | | | | | | | | | | | | | | | | | 10. | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | 6. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| 1. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | 4. | | | | | | |
| | | | 7. | | | 8. | | | | | | | 9. | | | | | | | | | |
2. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | 3. | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | 5. | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
По горизонтали:
Порошок светло-серого или белого цвета (гипс)
Один из видов портландцемента (шлакопортландцемент)
Легкий заполнитель (опилки)
Паста, замазка (мастика)
Вещество, способное склеивать различные материалы (клей)
По вертикали:
Глина, в которой содержится много частиц глинистых минералов (жирная)
Что нужно вводить в раствор для придания дополнительных технических свойств (добавки)
Состав, наносимый первым слоем на подготовленную к окраске поверхность (грунтовка)
Тяжелый заполнитель (песок)
Теплоизоляционный материал (пенопласт)
Задание 7. «Ассоциации». Время выполнения 10 мин.
Каждая команда по очереди из предложенной коробки достает карточку с каким-либо словом по теме. Необходимо рассказать все, что связано с этим словом.
Например, КИРПИЧ – строительный материал, применяется очень широко. Тяжелый, прочный, огнеупорный и т.д.
Подведение итогов.(5 мин)
Подсчет очков.
Выставление оценок.
Окончание урока.
Очень важно давать обучающимся не только базовые знания по предметам, но и научить их работать самостоятельно, т.е. научить учиться, что является основой высокой успеваемости. Необходимо правильно подбирать и использовать формы организации самостоятельной работы, учитывая возрастные, психологические и физиологические особенности обучающихся, уровень школьной подготовки. Самостоятельная работа должна быть систематической и контролируемой. Правильно организованная самостоятельная работа на уроке позволяет разгрузить аудиторные часы, повысить интерес к изучаемым дисциплинам, сделать учебный процесс более содержательным и интересным. Самостоятельная работа в аудитории проходит в присутствии преподавателя, планируется, направляется и контролируется им непосредственно.
Самостоятельная работа завершает задачи всех остальных видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста.
Используемая литература:
Чмырь В.Д. Материаловедение для отделочных строительных работ, 1990.
Поцешковская Л.В. Материаловедение для штукатуров, облицовщиков и мозаичников. Учеб.пособие, Ростов н/Д, «Феникс», 2001.
Невский В.А. Материаловедение. Учеб.пособие, Ростов н/Д,»Феникс», 2009.
Преподаватель А.В. Горелова