СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии (Шмаков С. А., Никитина Б. П., Эльконин Д. Б.,Выготский Л.С.)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра —это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии (Шмаков С. А., Никитина Б. П., Эльконин Д. Б.,Выготский Л.С.)»

Игровые технологии

(Шмаков С. А., Никитина Б. П., Эльконин Д. Б.,Выготский Л.С.)

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.

Игра наряду с трудом и учением— один из основных видов

деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению:

игра —это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

• Игра –  форма психогенного поведения, т. е. внутренне присущего, имманентного личности (Д. Н. Узнадзе).
• Игра –  пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л. С. Выготский).
• Игра –  свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А. Н. Леонтьев).

Игровая  технология – педагогическая технология, основанная на активизации и интенсификации деятельности учащихся.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры -развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

-коммуникативную: освоение диалектики общения;

-самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

-игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

-диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

-социализации: включение в систему общественных отношении, усвоение норм человеческого общежития.

Игровая ситуация создается с целью:

1. Побуждения стимулирования к учебной деятельности, четкой постановки промежуточных целей, задач.

2. Создание позитивного эмоционального настроя в работе.

3. Совершенствование умений управлять своим поведением

4. Сделать урок интереснее и разнообразнее.

5. Игра должна сочетаться с программным материалом и решать хотя бы одну из трех задач: образовательную, воспитательную, развивающую.

6. Создание психологической готовности детей к речевому общению.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) –область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком -чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Виды педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (математические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные

(забавы, развлечения), ритуально обрядовые и т.п.

По содержанию

«вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические и т.п. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на

местности, компьютерные и с ТОО, а также с разными средствами передвижения.

И, наконец, по форме (форма есть способ существования и выражения содержания) можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинга и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации;

соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты и т.д.

Особенности игровых технологий

Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами. Игра представляет проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. Именно игровая ситуация с её двухплановым поведением, с возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения, даёт возможность говорить с собой на разных языках, поразному интерпретируя своё собственное «я».

В игровой модели учебного процесса проблемная ситуация создаётся через игровую ситуацию: проблемную ситуацию участники проживают в её игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности происходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности).

Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно- познавательный

результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, её соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.