Игровые технологии в учебном процессе в условиях внедрения ФГОС (проектная деятельность). Проект «Чудо – дерево»
ПРОЕКТ – самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя.
Проектная деятельность помогает ребёнку:
самореализоваться;
удовлетворить познавательные интересы;
достичь определённого успеха.
Для того, чтобы процесс выполнения проекта для ученика начальной школы стал интересным и понятным, мы предлагаем соединить его со «сказочной методикой».
Новое и на первый взгляд непонятное легче воспринимается детьми на уже знакомом материале – любимых с детства сказках. Различные методики составления сказок являются эффективным тренажером для развития детской фантазии, воображения и изобретательской смекалки.
Предложенные вам методики можно использовать:
в качестве развивающих заданий;
как полноценное занятие по выбранной теме;
как закрепляющее задание – рефлексия;
как игровой элемент;
как практикум для написания сочинений и творческих рассказов по различным темам.
Классификация проекта по доминирующей деятельности учащихся.
Творческий проект. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный результат к оформлению результатов.
Классификация проекта по продолжительности.
Мини-проект – могут укладываться в 1-2 урока.
Для создания творческого мини-проекта предлагаю использовать методику работу со сказками.
Предполагаемый продукт проекта – сказочное дерево.
Одна идея – хорошо, а сто одна – оригинальнее. Поэтому предлагаем вам «командный» вариант создания проекта.
У любого проекта есть этапы, которые и помогают созданию проекта.
1 этап – погружение, здесь мы должны определиться с идеями и выдвинуть цель нашего проекта, в данном случае это создание чудо-дерева. Свою мощь и красоту дерево получает от корней, поэтому важно на данном этапе разбудить воображение и фантазию и направить их в нужном направлении.
2 этап – организация процесса для создания проекта. Тут отбирают лучшие идеи для проекта, предполагаем как их лучше воплотить и т.д. – это ствол дерева, это основание, за счет чего выстраивается сам проект.
3 этап – непосредственное создание проекта. Идеи разрастаются и обрастают реальным воплощением, преобразуясь в ветви .
4 этап – творческая защита проекта. Это крона дерева.
Так как мы на помощь позвали сказку, то и начнем работать со сказкой.
Сказка от точки.
Можно остановиться при чтении сказки на любой точке. А что было потом? Только это уже будет своя сказка.
Примерный текст сказки.
«Жило – было дерево и было ему так одиноко и тоскливо, что решило оно стать чудесным - расчудесным, чтобы все вокруг его заметили и захотели бы с ним поговорить…»
Погрузиться в проект нам поможет разминка, которую мы проведём с помощью методики «Рассказ по картинке».
Ц
ель: обучение составлению описательных рассказов или рассказов фантастического плана по картине.
Внимательно рассмотрите эту картинку (пример)
На данном этапе проекта ответы команд будут оцениваться.
2. Рассказ по картинке.
1.Определите как можно больше объектов на картинке. Просьба не повторяться.
Команда, назвавшая большее количество объектов – получает 3 листика на корону капитана, меньше – 2, наименьшее – 1.
2.Подбирите и назовите как можно больше и интересней образных сравнений и метафор к объектам.
Команда, назвавшая большее количество объектов – получает 3 листика на корону капитана, меньше – 2, наименьшее – 1.
3.Представьте ощущения с помощью разных органов чувств.
Команда, назвавшая большее количество объектов – получает 3 листика на корону капитана, меньше – 2, наименьшее – 1.
4. Подберите интересные и оригинальные образные сравнения к данной картинке.
Вспомните варианты ответов, которые вам понравились и придумайте название данной картинке – 2 минуты.
Морфологический анализ.
Для пополнения копилки идей предлагается прием «Морфологический анализ».
Этот метод основан на комбинаторике. Суть его состоит в том, что в интересующем изделии или объекте выделяют группу основных, конструктивных или других признаков. Для каждого признака выбирают альтернативные варианты, т. е. возможные варианты его исполнения или реализации. Комбинируя их между собой, можно получить множество различных решений, в том числе представляющих практический интерес.
С
казки на основе морфологического анализа.
Выбираются элементы таблицы (герои, друзья, враги и т.п.).
Таблица заполняется.
Советы педагогам. На начальных этапах работы с данной методикой лучше предлагать воспитанникам уже заполненные таблицы
Особенность этого приема в том, что заполняется табличка:
1.Среда обитания – где дерево будет жить (лес, разноцветная веселая полянка, в таинственном водоёме, в доме, …..). Какие идеи у вас возникли, зарисуйте в таблице или просто запишите (один или несколько)? – 1 минута
2.Итак, характер дерева (веселое, грустное, мудрое, …). Какие идеи у вас возникли, зарисуйте в таблице или просто запишите (один или несколько)? – 1 минута
3.Раз чудо-дерево, то должна быть «фантастическая добавка». Животное, которое носит дерево (вспомните Мюнхаузена), олень, Буратино, …. Какие идеи у вас возникли, зарисуйте в таблице или просто запишите (один или несколько)? – 1 минута
4.Другие объекты…… - 1 минута.
Подчеркните варианты, которые вам понравились.
Образец заполнения таблицы
4. Метод фокальных объектов.
Пройдя эти этапы, мы с вами разбудили фантазию и направили в нужное русло и прилично пополнили копилку идеями, а вот теперь очень ответственный шаг, с помощью которого мы должны полностью организоваться и дополнить идеи. Поможет нам в этом Метод фокальных объектов.
Переходим к МФО - для создания необычного объекта.
Принцип метода: выбираются объект или явление, требующие изменения или усовершенствования. Называются несколько случайных объектов, и составляется перечень их признаков, свойств. Эти признаки и свойства «примеряются» фокальному объекту. Неожиданные сочетания объекта и признаков и воображение учащихся, маленьких изобретателей дают интересные результаты.
На данном этапе ответы команд будут оцениваться. Команды получают листочки в зависимости от количества оригинальных признаков.
Объект – ДЕРЕВО (записано на доске).
Каждую команду просим назвать по одному предмету, например, мороженое, светофор, заяц. К каждому слову – несколько ИНТЕРЕСНЫХ прилагательных (большой, красивы и т.п. не принимаются).
К своему слову команды подбирают признаки – ведущий подписывает на доске.
Затем каждая команда выбирает признаки для своего сказочного дерева.
Командам предлагается показать выбранные признаки с помощью пантомимы. Отличившиеся команды отмечают листочками.
3 этап.
Командам предлагается используя всю копилку идей, составить эскиз своего дерева с кратким описанием - время – 10-15 минут. Листы для работы – формата А3. Музыка.
А сейчас предлагаем вам заполнить копилку идей заполнить до конца, для этого вам нужно подобрать образные сравнения (метафоры) к вашему эскизу (сказочному дереву).
Модели метафор
1. Выделить объект на картине и сравнить его по какому-либо характерному признаку с другим объектом.
Например: "Снежинки кружатся как балерины". Далее обозначить место, где находится объект.
Например: "Снежинки падают с неба". Не называя выделенный объект, надо соединить сравнение и место нахождения этого объекта в речевой фразе. Например: "Балерины неба".
Вставить в смысловой контекст картины.
Например: "Над деревьями кружились балерины неба".
2. Выделить объект на картине и взять его какое-либо свойство.
Например: "Занавеска кружевная".
Сравнение переделать из прилагательного в существительное - "кружево".
Данное слово должно отражать признак другого объекта.
Например: "Кружево зимы".
Метафора вставляется в контекст: "Мама повесила на окно кружево зимы".
4 этап
5.Сказки по вопросам.
Выбери сам предмет. Он может жить на кухне, в комнате или в сказочном лесу. Рассказать о предмете помогут вопросы, которые задает этот предмет.
Для защиты вашего проекта предлагаем сочинить сказку, используя методику «Сказка по вопросам».
Помните, всё дело начиналось так: «Вспомнить сказку от точки и продолжить её» с помощью ответов на вопросы: (Вопросы задаются от лица дерева)
- Как я стало чудесным?
- Что я умею делать или для чего я предназначено?
- С какими объектами я дружу (живыми и неживыми)?
- Какие интересные истории стали происходить со мной?
Не забудьте дать название вашей сказке.
Защита включает в себя демонстрацию эскиза и зачитывание сказки с инсценировкой.
Сравнить короны команд с комментариями, оценить защиту с помощью аплодисментов.
Заключение.
Любой мини-проект может перерасти в большой и значимый. Например, проект «Чудо-дерево» может перерасти:
- в декорации к спектаклю, который поставите коллективно по сказке,
- создать сказочную тропу, превратив настоящие деревья в сказочные и необычные,
- у ребенка появиться мотивация к поиску не придуманных, а существующих в природе чудо-деревьев и начнется исследовательская работа,
- коллективная «Книга сказок»,
- картины и поделки, выполненные руками ребят и т.д.
И тогда наш мини – проект окажется теми самыми корнями, которые и будут основой будущего интересного и захватывающего дела (проекта).
Рефлексия. Оценить мастер – класс. Поместить на дерево «яблоки» с комментариями методик. Оценка методик аплодисментами аудитории.