СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые задания для запуска речи у детей с интеллектуальной недостаточностью

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье предлагаются примерные игровые задания для детей с интеллектуальной недостаточностью, которые могут помочь при запуске речи.

Просмотр содержимого документа
«Игровые задания для запуска речи у детей с интеллектуальной недостаточностью»

Игровые задания для запуска речи

у детей с интеллектуальной недостаточностью

учитель-логопед Монахова О.С.

Л. Выготский говорил: «Мы не работаем с патологией, а работаем с обходными путями. Пытаемся найти то сохранное, на что мы будем опираться для того, чтобы запустить речь».

Оценивая речь детей, мы оцениваем только произношение звуков, и это

не правильно! Речь – это не звуки, речь - это слова и умение ребенка соединять их в предложении. Некоторые авторы сравнивают речь ребенка с постройкой дома. Почва на которой строится дом, это здоровье (нервной системы в 1 очередь), фундамент – это психические процессы (особенно внимание, память). И если есть трудности, то как бы мы не развивали речь нашего ребенка, дом будет постепенно рушиться. Стены – это слова, чем больше слов знает и понимает ребенок, тем больше его дом и речь. Но стены должны на чем-то держаться, опорные конструкции – это грамматика (самое сложное в нашем русском языке). А вот крыша – это звуки. Если у ребенка с предыдущим все в порядке, то звуки начнут появляться сами.

1 рисунок, это речь нормотипичного ребенка. А если мы посмотрим на 2 рисунок, то можно заметить, что речь ребенка с интеллектуальной недостаточностью эмоционально не окрашена, имеет минимальный словарный запас.

В нашей школе большую численность обучающихся составляют умственно-отсталые дети разной степени тяжести недоразвития речи (легкую, среднюю и тяжелую). И 1/3 часть обучающихся – это безречевые дети. Конечно понятно, что у этих детей нарушены все речевые категории и поэтому основной задачей является не сама речь, а ее понимание.

Конечно нельзя пренебрегать работой над развитием дыхания, артикуляционного аппарата, кистевого праксиса, фонематического восприятия, а также на начальном этапе воспроизведения звукоподражаний, звуков, слогов, а дальше слов и предложений.

В большинстве случаев при воспроизведении звуков, а тем более слов у детей с интеллектуальной недостаточностью предшествует длительная и упорная работа по «настройке» артикуляционного аппарата, выработке нужных движений губ, языка.

1. Итак, артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. (видео с Юрой)

- А сейчас хотелось бы узнать, на сколько вы осведомлены о правильных требованиях к выполнению правильной артикуляции.

Блиц-опрос

Отвечаем на вопросы:

  1. Перед каким предметом выполняются артикуляционные упражнения? (перед зеркалом).

  2. Какие бывают упражнения статические и …? (динамические).

  3. Назовите упражнения, которые называются как животные (киска сердится, змейка, мышка, лошадка и др.).

  4. Назовите упражнения, которые обозначают съедобные предметы (блинчик, вкусное варенье и др.)

  5. Сколько новых артикуляционных упражнений на каждом занятии может разучиваться? (1-2 новых упражнения)

  6. Главным требованием является выработка умения:

  • удерживать нужную артикуляционную позу правильно в течение определенного времени, например, под счет. До скольки? (от одного до пяти);

  • Как нужно выполнять движения языком? (движения должны быть точными);

Должно быть точное отслеживание за равномерным участием левой и правой половины языка, губ при выполнении движений. Конечно этого мы добиваемся за большое количество занятий.

  1. Рекомендовано артикуляционную гимнастику проводить ежедневно, в течение какого времени? Сколько раз? (5-7 минут 2 раза в день). Заниматься нужно перед зеркалом.

  2. Чтобы ребенку не наскучили занятия, можно проводить в какой форме? (в форме сказки или игры, рассказа о «веселом язычке», его «домике» - ротике, «заборчике» - зубках: о том, что «язычок умеет делать и чему он может научиться» и т.д.).

  3. Как должно быть обустроено место ребенка для логопедических занятий? (у ребенка должен быть: удобный стол, стул, настольное зеркало на подставке, одноразовые бумажные платочки).

Если вы хотите, чтобы ребенок занимался с интересом, совет: для каждого упражнения подобрать веселое название и нарисовать (приклеить) в тетради для занятий картинку-символ: «лягушка», «слоник» и т. д. Эти требования рекомендовано выполнять родителям с детьми дома.

Креативные игровые задания (как можно использовать нетрадиционные предметы)

Для дыхательной гимнастики ватная палочка, ватный диск, одноразовый стаканчик, губка для мытья посуды, воронки, шарики, пакеты для завтраков.

Для артикуляционной гимнастики: ложка (деревянная, чайная); ватная палочка, ватный диск, зубная щека, одноразовый стаканчик, одноразовые маски с фломастером, пакеты для завтраков, сушка, чупа-чупс, веточки мяты (включаем сенсорные системы ребенка).

***Выполнить артикуляционную гимнастику под музыку (с картинками).

Выполняя упражнения со съедобными и нестандартными предметами, вы подготовите без труда артикуляционный аппарат ребенка. Это поможет избегать нежелательного поведения. А занимаясь со своим ребенком в игре вам будет интересно делать это вместе!

2. Работа на кистевым праксисом.

Так как у детей с ИН происходит задержка в развитии моторных программ, то у их необходимо формировать кистевой праксис. А именно:

  1. научить кистевому повороту (и инструкцию «спрячь») или перевороту простых предметов;

  2. научить показывать указательным пальцем предметы из 2, потом из 3 штук т.д. (использовать игровые сюжеты, и речевую инструкцию: - Что здесь гудит? Что здесь хрустит? Покажи);

  3. формировать указательные слова, сопровождающиеся жестами: туда-сюда, там-тут и т.п.;

  4. по инструкции «Открой» давать такие предметы, чтобы при открывании ребенок смог их открыть указательным и большим пальцем (шкаф с дверцами, шкатулку, коробка, баночка и т.д.);

  5. игра «Делай, как я» (правой рукой один предмет, а левой другой и наоборот);

  6. воздействие с телом ребенка. Маркируем левую руку ребенка браслетиком, веревочкой, часами, всем тем, что ребенку нравится и ему захочется эту вещь носить регулярно. Таким образом мы дадим ему основу представлений о его собственном теле. Осваивая внешнее пространство, дети не всегда понимают, а правильнее будет сказать, редко понимают в формулировках, что такое «зад-перед», «над-под», «в-на». Часто теряют «право-лево», «верх-низ». Мы, родители, должны помочь малышу освоиться, сформировать у него арсенал внешних опор. Делать это мы будем с помощью браслета на левой руке. Игра «Робот». Ребенку поступает команда «правая рука вверх, левая рука вперед, два шага назад, один в сторону и так далее». Команды естественно поступают поочередно, чтобы не запутать ребенка. Если со временем ребенок перестанет путать «право-лево», то можно выполнять движения рук над разными частями тела.

Сквиши, мочалки- мялки (сначала одной рукой, и чередовать движения – уровень бог, правой сжимать, левой бить и т.д. Игра «Ладонь-палец-кулак» – элементы нейроупражнений).

Игра со звонком «Положил-нажал»

3. «Запуск речи» через музыку. Песенки про части тела, животных. Вызывание и распевание гласных на длительном выдохе и сильной голосоподаче (так с детьми 2х классов выполняя эти упражнения, они поют звуки сопряженно /одновременное созвучное произнесение несколькими людьми/, отраженно /повторение за логопедом/ и самостоятельно). Логоритмика.

Мелодии и песенки Новиковой-Иванцовой, Екатерины Железновой, Юлии Робилко.

4. Основной дидактический материал логопедов – картинки и пособия, они хорошо помогают в работе с детьми, уже находящимися на 2 уровне мышления (наглядно-образном). А неговорящие (или плохо говорящие) дети находятся на 1 уровне мышления (предметно-действенном). Поэтому многие логопеды не знают, что делать с неговорящими детьми, и родители так часто слышат «будем работать, когда заговорит». На самом деле нужно опуститься на уровень ниже – и начать с ребенком рисовать, лепить, играть, оречевляя действия; совместная деятельность ребенка с мамой дома (мытье посуды, уборка и т.д.), разговаривая с ним, помогает набирать первые слова и формировать первые фразы:

- в начале работы слова мы на занятии только начинаем изучать, а появляются они уже дома в реальной ситуации;

- позже мы закрепляем изученные слова дома после занятия (у детей с алалией процесс закрепления занимает больше времени).

Надо стимулировать речь постоянно! Визуально соотносить слово с картинками.

Обучение должно проходить с движениями, с игрушками и с разными подсказками.

Наглядные формы мышления развиваются при операции идентификации: упражнение «Парные картинки»,

Парные игрушки «Волшебный мешочек» (найди такой же на ощупь).

Сенсорные коробки (найди такой же в крупах).

Волшебный мешочек, волшебное желе (лед), как сенсорный материал.

Логопед является проводником между ребёнком и родителями. Он учит ребенка и показывает родителям, как надо заниматься с ним дома. Объясняет, что говорить надо короткими фразами, но при этом быть максимально эмоциональным. Каждую игру проигрывать несколько раз.  

Рефлексы образуются за 40 дней, глагольный словарь отрабатывается.

5. Надо стимулировать речь постоянно. Важно повторное закрепление, но есть слова номинативные (мяч, дом, бабушка…) и абстрактные (действия). Поэтому важен глагольный словарь. Все занятия по запуску речи должны строится на игре, на глагольных инструкциях.

Работа с заводными игрушками (иди), с мячом (кати, кидай), с машинкой (вези, неси…).

Ритмический круг (мет-ка М. Лынской) работа с ним ведет к включению у ребенка в разные виды деятельности (и классификация предметов, счет, последовательность вкладывания в разные стороны, нейрозадания – топни-хлопни, а также запускать простые слова «ва-та» и т.д.).

Простые слова: вата-сани-пум-кони-пони-миша-киса - шуба...(двусложная слоговая структура)

Конверты с фонариком, бумажные стаканы (говорить в них, на дне картинка, прятать игрушки), игры с лупой.

Глаголы: лети-вези-кати-иди –кричи- кидай- шуми - чищу – мою могут подкрепляться пением.

Поп-ит (как звуковая дорожка ко-ни, ла-ло-ла); работа двумя руками проговаривая слоги.

Сифон (говорить в него слова «тяну», растягивать на слово, скручивать, отжиматьь…).

Здесь срабатывают нейроны новизны.

Все должно быть в движении, в игре все проходит быстрее!

Мухобойки (отработка темы «Насекомые», игра «Убей (бей) таракана, муху»).

!!! Игра с туалетной бумагой (бей - тяни – рви –со/мни- кидай – кати - дуй)

6. Поговорим о эмоциях в запуске речи.

Эмоции – это ключ к развитию речи. Каждый день мы испытываем какую-либо эмоцию, так же как и дети. На ребенка мы должны переносить только те эмоции, которые хотим получить взамен.

Игра «Мир эмоций» (песок с камушками и нарисованными эмоциями на них. Какой ты хочешь спрятать/или достать?)

Коллаж радости (с разными картинками из журналов).

Детям с РАС лучше сразу давать фразу: - Качу мишу.

На первых порах используем двусложные структуры слова, которые легко воспринимаются детьми и имеют вокальную позицию.

Итак, для детей с интеллектуальной недостаточностью важно:

- у неговорящих детей сформировать систему поощрения и наказания, где одни и те же формулировки должны слышать дети, как от родителей, так и от педагогов. Например, слово СТОП или НЕЛЬЗЯ, для запрета чего-либо (можно подкреплять это жестами) иду-иду - стоп;

- сформировать понимание слов «нет» и «да», которые являются основным показателем прогноза для запуска речи (если ребенок совсем не понимает, то это низшая ступень развития, неблагоприятное развитие в дальнейшей работе), задавать вопросы, подразумевающие ответ: да – ты хочешь яблоко?;

- учить понимать глагольные конструкции (элементарные), в последствие, по речевой инструкции он должен выполнять глагольные действия (кидай, ломай, стучи… - сначала нужны только отрицательные эмоции);

- формировать кистевой праксис;

- развивать речь через онтогенетический принцип: от гуления к лепету, слогу, слову, предложению.