Генесева М.И.
Доклад от 29.11.2023
Предметно-пространственная среда своими руками (игрушки из картона для сюжетно-ролевых игр).
Сегодня государством перед системой образования поставлена задача подготовить социально-активное, любознательное и творческое поколение детей, которое может грамотно выбирать направление своей деятельности и успешно ее планировать. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра. «Каков ребенок в игре, таков он будет и в жизни» (А.С. Макаренко)
Игра сравнима с серьезной работой, во время которой проявляются привычки и характеры, выполняются определенные роли и обнаруживаются привязанности. Игра в дошкольном возрасте влияет на развитие многих сторон личности ребенка (восприятие, память, мышление, воображение). Все эти способности не только проявляются, но и совершенствуются в процессе игры.
Таким образом, организовывая детскую игру и создавая для этого комфортную и безопасную предметно-пространственную среду, мы стремимся сформировать у детей необходимые навыки самостоятельного выбора, активной жизненной позиции, ролевого поведения, принятия решений, умения вести конструктивные диалоги друг с другом.
Возникает проблема «Как же спланировать детскую деятельность так, чтобы все дети были вовлечены в игровой процесс и смогли реализовать поставленные задачи?»
Так возникла идея дополнить предметно-пространственную среду предметами-игрушками из картона для сюжетно-ролевых игр.
Конструирование из картона является эффективным средством эстетического воспитания. У детей развивается художественный вкус, формируется умение ценить изделие, созданное творческим трудом другого человека. Важным моментом в нашем творческом процессе - стало решить, что мы будем конструировать. Чего не хватает в группе и какие бы игровые ситуации и сюжеты мы могли бы проигрывать с помощью созданных своими руками изделий. Провели мозговой штурм – каждый ребенок (старшая группа) предложил свою идею, голосованием выбрали то, что хотелось бы сконструировать в первую очередь. Провели опрос родителей о их готовности принять участие в нашей творческой деятельности. Было принято решение - дома и в саду изготовить конкретные игровые предметы для конкретных сюжетов.
Так, в ходе реализации нашего плана по созданию игрушек из коробочного картона для сюжетно-ролевых игр, было решено много задач и были найдены ответы на вопросы, которые появлялись в процессе работы. К примеру, «Что вы знаете о коробках? (в них складывают вещи, когда переезжают), «Из чего их делают», «Что такое макулатура и нужно ли ее собирать?», «Как с ними можно поиграть», «Что можно из них сделать и т.д.?», «Как мы будем это делать?», «Для каких сюжетно-ролевых игр использовать?»
Таким образом, были поставлены следующие задачи для детей:
Расширить знания о качестве и свойствах картона, вызвать желание трудиться совместно с родителями и овладевать особенностями мастерства.
Самостоятельно реализовывать свое воображение. Уметь воплощать мысленный образ в материал.
Повышать уровень экологического сознания и культуры (вторичное использование бросового материала)
Для воспитателя:
Повышать уровень профессиональной компетенции в вопросах РППС.
Создать игровую среду с применением картона, направленную на позитивную социализацию дошкольников.
Стимулировать речевую активность детей посредством вовлечения в процесс обсуждения и последующего проигрывания сюжетов и ролей с новыми предметами.
Для родителей:
Привлечь родителей к творческой деятельности.
Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах формирования у детей творческих способностей в процессе создания поделок из бросового материала.
Привлечь к участию родителей в жизни ДОУ.
Результат: С помощью воспитателей и родителей были сделаны такие игровые предметы как: телевизор, пульт от телевизора, касса, аппарат для проверки билета в транспорте, кухонная плита, аптека, борт корабля, светофор, сцена-ширма для театра, реквизиты к спектаклю.
В картотеку игр были добавлены сюжетно-ролевые игры такие как: «По телевизору показывают…», «Кассир», «Контролер в автобусе», «На кухне», «В аптеку за лекарствами», «Плывем на корабле», «Пешеходы и регулировщик».
Вывод: С помощью коробочного картона можно решить массу образовательных задач. Ведь его можно использовать как при организованной образовательной деятельности, так и во время самостоятельной деятельности детей.
Вся прелесть игрушек, сделанных своими руками в том, что они необычны и интересны, требуют большего развития воображения в отличии от готовых фабричных игрушек. Не требуют особых затрат в изготовлении. Эти игрушки интересуют и забавляют детей, помогают привнести новое в работе с детьми и найти иные способы для проведения совместных игр. И еще один важный результат - совместная работа детей и взрослых подтолкнула к общению, продуктивному взаимодействию и сотворчеству.
Таким образом, коробочный картон (картонная тара) в качестве материала для развития предметно-пространственной среды, несомненно. является прекрасным вариантом, дополнением к основному оборудованию (минус его – недолговечность). Его использование создает возможность не только пополнить и развить ППС, но обладает рядом положительных свойств, которые влияют на социализацию и всестороннее развитие личности ребенка.