ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРА
Игры для развития пассивного словаря.
Румяные щёчки
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — названия частей тела и лица и их назначение.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.
— Покажи, где у Маши щёчки? Покажи, где у Маши носик? Покажи, где у тебя руки? Покажи, где у тебя, ноги? И т.д.
Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не название, а назначение части лица или тела.
—Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?
Зеркало
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — названия частей тела и лица, одежды и обуви, названия движений и действий.
Оборудование: большое зеркало.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый рассматривает вместе с ребенком его отражение в зеркале — лицо, тело, одежду.
—Кто там? Это наш Ваня. Покажи, где у тебя голова. А где волосы? Покажи пальчики. А где у тебя платочек лежит? Вот он, в кармане. А где у Вани штанишки? А маечка? Покажи, что у тебя на ногах. Это тапочки. И т.д.
Далее можно попросить ребенка изобразить перед зеркалом различные движения и действия.
—Покажи, как ты посылаешь поцелуй. Помаши руками. Покажи, как ты танцуешь. Покажи, как зайчик прыгает. И т.д.
Посидим, полежим!
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — названия предметов мебели и их назначение.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый вместе с ребенком рассматривает предметы мебели в помещении и просит показать их.
—Где стол? Где стул? Покажи! Где кроватка? А где диван? И т.д. Далее можно, не называя предметы мебели, указывать их назначение.
— Покажи, на чем ты будешь спать? А на чем будешь рисовать?
На чем ты сидишь? А где одежда лежит? И т.д.
Если ребенок правильно находит и показывает предмет, взрослый хвалит его и называет этот предмет мебели.
—
Правильно, это стол. За столом будем кушать. А это шкаф -
там лежит одежда. И т.д.
Прятки
Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по теме «Игрушки».
Оборудование: игрушки — мишка, зайчик, машинка, мячик, кукла, ведёрко.
Ход игры: Игра проводится индивидуально или в группе детей. Перед началом игры разложите игрушки в разных местах комнаты — на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах. Игрушки должны быть хорошо видны. Предложите детям игру.
—Вот к нам пришла кукла Маша. Она плачет. Знаете, почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давайте поможем Маше найти игрушки. Ваня, ты найди мишку. Молодец, Ванечка, нашел мишку! Смотри, как Маша радуется. А ты, Оля, найди, пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу, на полу. И т.д.
В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество игрушек и картинок постепенно увеличивайте. Можно одному ребенку давать задание найти и принести две игрушки (картинки) и более.
В дальнейшем можно использовать другие знакомые детям предметы.
Великаны и лилипуты
Цель: развитие понимания речи, расширение пассивного словаря детей.
Ход игры: Предложите детям поиграть в великанов и лилипутов.
—Давайте поиграем в великанов и лилипутов. Великаны — большие. Когда изображаем великанов, стоим во весь рост. А лилипуты очень маленькие. Когда изображаем лилипутов — присаживаемся на корточки. Слушайте внимательно, что я буду говорить: говорю «великаны» - стоим, говорю «лилипуты» - присаживаемся!
Параллельно с объяснением правил игры педагог показывает нужные движения — стоит или присаживается, побуждает детей повторить движения за ним. Затем начинается игра: педагог поочередно произносит слова: «лилипуты» или «великаны», одновременно выполняя соответствующие движения; дети, повторяют движения. Сначала игра выполняется медленно, постепенно темп произнесения слов и смены движений убыстряется.
Где что лежит?
Цель: научить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами «на», «под», «в», «около». Оборудование: коробка, несколько мелких игрушек. Ход игры: Поставьте на стол коробку с крышкой, а рядом — несколько мелких игрушек. Положите одну игрушку в коробку, другую под коробку, третью на коробку, четвертую около коробки. Сопровождайте свои действия соответствующими словами. Названия предлогов следует выделять в предложении при помощи интонации и силы голоса.
— Вот карандаш. Я кладу карандаш коробку. Где теперь карандаш? В коробке. А вот картинка. Я кладу картинку под коробку. Где теперь картинка? Под коробкой. И т.д.
После объяснения и демонстрации действий с предметами предложите детям действовать по инструкции.
—Лена, положи карандаш под коробку. Саша, положи кубик на коробку. И т.д.
Эту игру можно проводить и по-другому. Перед началом игры детям раздают игрушки. Затем дают задания.
— Ваня, вот тебе мишка. Посади мишку на стул. Лена, вот тебе мячик, спрячь мячик под стол. Катя, положи книжку в шкаф. И т.д.
Где много, а где мало?
Цель: научить детей различать грамматическую форму единственного и множественного числа имен существительных. Оборудование: предметные картинки, на которых изображены различные предметы в количестве один и много (такие изображения можно подобрать из наглядного материала по развитию математических представлений). Ход игры: Разложите перед детьми картинки. Затем дайте задание.
— Поколейте, где бабочка. А где бабочки? Где мяч? А где мячи? Где цветок? А где цветы?
Отгадай загадку — покажи отгадку!
Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам; обучение детей узнаванию предметов по их функциональному назначению; развитие мышления детей.
Оборудование: предметные картинки по разным темам.
Ход игры: Игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. Можно давать общую инструкцию для всех, а можно загадывать загадки каждому ребенку по очереди.
- А сейчас мы будем отгадывать загадки. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Покажите, чем едят суп (картинка - «ложка»). Покажите, что катится (картинка - «мячик»). Поколейте, чем можно рисовать (картинка - «карандаш»). Покажите, что надевают на голову (картинка - «шапка»). Найдите и покажите то, что можно есть (картинки - «яблоко», «конфетка», «сыр») и т.д.
Если дети затрудняются в поиске нужной картинки, можно дать развернутое описание нужного предмета. Если дети не смогли найти нужную картинку, следует показать им реальный предмет, описать его свойства, обыграть его.
Игры для развития активного словаря.
«Колыбельная для Мишутки»
Чему учится ребенок: закрепляет знание о частях тела; активизирует словарь (лапки, глазки).
Оснащение: плюшевый медвежонок.
Ход игры: рассмотрите с ребенком плюшевого медвежонка. Прочтите рифмовку, покачивая игрушечного медвежонка но коленях:
С
мишкой мы вдвоем
Вместе спать пойдем.
Вместе спать пойдем,
Тихо песенку споем:
- Баю-бай, баю-бай,
Сын и мишка, засыпай!
Спите, наши глазки,
На улице темно!
Спите, наши ножки,
Устали вы давно!
Спите, наши ручки,
Играли целый день.
День прошел, спать пора,
Спят все звери и детвора.
«Какая это машина?»
2-3 года
Чему учится ребенок: продолжает закреплять в активной речи названия видов транспорта (грузовая машина, легковая машина, автобус, самолет, вертолет, поезд); формирует понятие о способах передвижения разных видов транспорта; употреблять в активной речи глаголы, обозначающие способ передвижения (летает, едет).
Оснащение: лото «Транспорт», состоящее из двух карт, на каждой из которых изображено по четыре вида транспорта (два летающих, два едущих по дороге или рельсам), и восемь предметных карточек-картинок с изображением этих же видов транспорта.
Ход игры: положите перед собой большую карту. Вторую большую карту положите перед ребенком. Предложите ребенку рассмотреть карту, попросите назвать изображенные на ней виды транспорта. Расскажите ребенку, какие виды транспорта изображены на вашей большой карте. Маленькие карточки-картинки положите на стол (или на пол) вниз изображением. Возьмите маленькую карточку, переверните ее вверх изображением, спросите ребенка: «Что это?», «Есть ли у тебя автобус?» Предложите ребенку попросить у вас картинку: «Дай мне автобус». Обыграйте все картинки.
Усложнение: измените правила игры. Собирать виды транспорта по способу их передвижения — летает, едет, плывет; собирать определенные виды транспорта по наличию определенных деталей (с колесами, с крыльями).
«Кукла Маша-растеряша»
2-3 года
Чему учится ребенок: понимать и употреблять в речи слова, обозначающие предметы одежды: «трусики», «майка», «кофта», «юбка»; понимать значение обобщающего слова «одежда»; понимать значение предложных конструкций с предлогами «на», «под», правильно употреблять данные предлоги в активной речи.
Оснащение: кукла Маша, кукольная мебель (кроватка с постельными принадлежностями), кукольная одежда.
Ход игры: скажите ребенку, что наступило утро, надо посмотреть, проснулась ли его любимая кукла Маша. Прочтите рифмовку:
Ночь темна, все спят в кроватках.
Спит и Маша сладко-сладко!
Но вот солнышко проснулось,
Щечки лучиком коснулось.
Наша Маша потянулась,
Потянулась и проснулась.
Надо бы одеться ей
Да позавтракать скорей.
Попросите ребенка найти кукольную одежду (одежда валяется на полу, под стулом, на кровати). Предложите ребенку ее собрать и рассказать, где лежал каждый предмет одежды. (На полу, на стуле, на кровати.)
Ребенок должен предложить кукле одеться, назвать каждый предмет одежды и сказать кукле, на какую часть тела она должна его надеть. (Например, «надень кофточку на туловище, колготки — на ножки».)
Когда кукла будет одета, скажите ей, погрозив пальцем: «Не разбрасывай одежду, Маша-растеряша!»
«Посмотри и угадай»
2-3 года
Чему учится ребенок: активизирует глагольный словарь; подбирать глаголы к действиям (по их демонстрации) — кукла «идет», «сидит», «бежит», «топает», «танцует», «хлопает в ладоши»; совершенствует фразовую речь, употребляя распространенные предложения с однородными членами.
Оснащение: кукла.
Ход игры: появляется кукла и предлагает ребенку поиграть с ней в игру «Угадалки». Она просит ребенка внимательно следить за тем, что она будет делать, и называть это действие. Кукла предупреждает ребенка, что если он сделает ошибку, то они поменяются ролями — действия будет показывать ребенок, а она — их называть. Можно перед началом каждого действия читать короткую рифмовку:
Мы играем,
Аи, аи, аи!
Что я делаю — угадай!
Усложнение: покажите цепочку действий (от двух до пяти), ребенок называет выполненную серию действий.
«Куколка-красавица»
2-3 года
Чему учится ребенок: выделять главные свойства игрушки (куклы); пересказывать текст, опираясь на детали, изображенные на мнемокарте, в определенной последовательности и составляя при пересказе целостный образ куклы; активизирует словарь: «кукла», «глаза», «брови», «ресницы», «губы», «руки», «ноги», «красивая», «платье».
Оснащение: кукла, Мишка, мнемокарта
Ход игры: покажите ребенку куклу. Прочтите рифмовку:
Куколка-красавица
Всем ребятам нравится.
Кукла синеглазая,
С длинными ресницами,
Алыми губами
-Полюбуйтесь сами.
Попросите ребенка рассказать о том, какая кукла приходила в нему в гости. Положите перед ребенком мнемокарту и попросите его рассказать мишке о кукле. Если ребенок затрудняется составить рассказ о кукле, сделайте это сами. Положите перед собой мнемокарту и, указывая на ней на ту часть тела куклы, о которой в данный момент рассказываете, составьте описательный рассказ.
Рассказ о кукле. Это кукла Маня. У куклы большие синие глаза, черные брови, длинные ресницы. У куклы Мани черные волосы. Ручки у куклы маленькие. Ножки тоже маленькие. На ножках - красивые туфельки. Кукла Маня очень красивая. Я ее люблю.
Мнемокарта к игре «Куколка – красавица»
«Мишка спрятался в берлоге»
2-3 года
Чему учится ребенок: совершенствует навыки слухового восприятия; выполнять движения в соответствии с содержанием рифмовки; понимать значение предлогов «в», «из».
Оснащение: берлога, выполненная из стула, накрытого старой простыней, или из стола, накрытого одеялом; маска медведя; бочонок с медом.
Ход игры: до того, как вы начнете проводить игру, необходимо рассказать ребенку о том, что такое берлога, из чего она сделана, кто живет в берлоге (медведь или медведица с медвежатами). Хорошо если вы покажете ребенку иллюстрации, на которых изображена берлога с ее обитателями. Предложите ребенку «стать медведем». Если ребенку сложно войти в образ, можно надеть маску медведя. Предложите ребенку-медведю поселиться в берлоге (ребенок может в ней лежать или сидеть на корточках). Прочтите рифмовку:
Мишка спрятался в берлоге.
Он в берлоге лежит,
Очень громко рычит: - Ы-Ы-Ы!
Не хочу лежать,
Лучше я пойду гулять.
Пойду, мир посмотрю,
Деткам мед подарю!
Предложите ребенку выполнять действия в соответствии с содержанием рифмовки. (Медведь лежит в берлоге, вылезает из берлоги, идет к детям.) Когда взрослый произносит: «Охотник!», ребенок должен быстро подбежать к берлоге и влезть в нее.
Усложнение: смените место нахождения берлоги.
«Поваренок»
Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.
Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.
Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение
(щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).
«Что в корзинке?»
Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.
Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами.
Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.
«Загадки Зайца»
Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.
Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.
Ход: Взрослый объясняет ребенку, что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.