Просмотр содержимого документа
«Игры для коррекционно-развивающей работы с детьми группы риска.»
Игры для коррекционно-развивающей работы с детьми группы риска.
«Марионетка»
Цель: дать детям на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя.
Ход игры: Дети разбиваются на тройки. В каждой выбирается «марионетка» и два «кукловода». Задача группы разыграть немую маленькую сценку кукольного представления, где «кукловоды» управляют всеми движениями «марионеток». Сценарий сценки участники разрабатывают самостоятельно, ничем не ограничивая своего воображения. После обдумывания и репетиции тройки по очереди представляют свой вариант остальным участникам, которые выступают в роли зрителей. Затем «марионетка» и «кукловоды» меняются ролями, и снова придумывается и разыгрывается короткая сцена. После того как все выступят, каждый побудет в роли «марионетки» и «кукловода», нужно провести групповое обсуждение, во время которого всем желающим предлагается поделиться своими впечатлениями. Хорошо, если в обсуждении будет сделан акцент, как на чувствах «марионетки», так и на чувствах «кукловодов», управлявших ее движениями. Участники могут говорить о разных чувствах: неудобстве, напряжении или, наоборот, чувстве собственного превосходства, комфорта; важно показать, что состояние безвольной зависимости, как и гиперопека делают отношения между людьми искаженными и неполноценными.
*Благодаря этой игре педагог или психолог может помочь изменить положение зависимых, несамостоятельных ребят, отверженных.
«Групповое строительство»
Цель: сплотить участников группы и определить лидеров.
Ход игры: Группе дается большая корзина с деревянными или пластиковыми блоками (кубиками, бревнами) разного размера и цвета и предлагается что-нибудь совместно построить. Следует соблюдать лишь два условия: во-первых, дети должны использовать все блоки до одного; во-вторых, строить должны все собственноручно и должны помогать друг другу. В процессе игры целесообразно спрашивать детей, как они себя чувствуют, как воспринимают свою роль в группе: «Саша, нравится тебе вместе со всеми работать? Таня, хорошо тебе работается? Миша, как 6 считаешь, что за здание постоите? Оля, как тебе кажется, можно ли по-другому построить этот угол?» В конце строительства хорошо исполнить торжественную коллективную песенку, танец, хоровод вокруг постройки и коротко обсудить, как каждый оценивает других участников до и после совместной работы: «Кто был лучшим строителем? Чьи советы улучшили строительство? Кто был самым трудолюбивым? С кем бы ты хотел работать в паре?»
*Игра помогает группе быстрее сплотиться, дети начинают лучше понимать, что такое совместная деятельность и устанавливают друг с другом более тесный контакт. Педагог может определить деловых и эмоциональных лидеров, а также отверженных.
«Волшебный магазин»
Цель: развитие умений самоанализа, выработка социально значимых ценностей.
Ход игры: Каждому ребенку раздается равное количество карточек с написанными ценностями: здоровье, богатство, красота, успех, любовь и др. Это своего рода денежные знаки. В волшебном магазине имеется на выбор неограниченное количество тех же ценностей. Каждому участнику предлагается подумать и прикупить в волшебном магазине те ценности, которые для него особенно важны, расплатившись имеющимися ценностями. При покупке нужно объяснить, почему приобретаемая ценность так необходима. Когда ценности в магазине будут распроданы, может продолжиться торговый обмен между участниками группы. В конце этого упражнения каждый прочитывает список ценностей, оказавшихся у него в результате, рассказывает о своих впечатлениях.
*Игра может проводиться индивидуально и в группе.