СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры для младших школьников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игры для младших школьников»

Развивающие игры для детей младшего школьного возраста

При переходе от игровой деятельности к учебной ребёнок испытывает стресс. Безболезненно пережить период адаптации к школе первокласснику помогут весёлые развивающие игры. Такие умения как соблюдать правила игры, работать сообща очень пригодятся в процессе учения. Предлагаю Вашему вниманию игры, направленные на развитие самых различных умений.

«Три слова»
Задачи:
1. Развитие воображения.
2. Развитие произвольного внимания
3. Активизация пассивного словарного запаса
Правила игры: выбирается ведущий. Он начинает игру: называет три слова. Игрок составляет осмысленное предложение с этими словами. Например, для примера «Мороженое, дорога, небо» можно составить такое предложение: «Мальчик засмотрелся на небо и уронил мороженое на землю». Но иногда это бывает трудно сделать. Поэтому следует объяснить детям, что можно составлять неправдоподобные предложения. Например, «Котёнок, бантик, голова» - Котёнок повязал бантик на голову.

«Соедини точки»
Задачи:
1. Развитие мелкой моторики руки.
2. Развитие воображения
3. Развитие коммуникативных навыков
Инвентарь: стол, стулья, бумага, ручка или цветные карандаши.
Правила игры:
1. Заранее необходимо нанести точки на лист бумаги в произвольном порядке.
2. Попросите ребенка соединить их так, чтобы получилась какая-нибудь замысловатая абстрактная фигура.
3. А теперь пусть он сам нарисует точки и даст соединить их вам.
4. Главная задача детей - ни в коем случае не пропустить ни одной точки, и сделать их всех частью одной фигуры.

5. Как дополнение к игре можно подсчитать количество использованных в фигуре точек.

«Иголка и нитка»
Задачи:
1. Развитие ориентирования в пространстве.
2. Развитие ловкости, произвольности.
3. Формирование коммуникативных навыков.
Правила игры: Один ребёнок выбирается водящим игры. Он будет играть роль так называемой «иголки». Все остальные дети-участники игры будут «ниткой». "Иголка" под весёлую музыку пробегает между расставленными определённым способом стульями, а "нитка" (группа детей, держащих друг друга за пояс или плечи) следует за ней паровозиком (куда иголка, туда и нитка).
Примечание: Если в группе имеется зажатый, стеснительный ребенок, то можно предложить побыть водящим ему. Когда такой ребёнок будет водить за собой целую группу детей, ему будет просто необходимо как-то с ними контактировать для успешного завершения игры и у него будут развиваться не только коммуникативные, но и организаторские способности в играх.

«Доскажи словечко»
Задачи:
1. Пополнить словарный запас.
2. Расширять кругозор (незнакомые слова объясняются прямо по ходу игры).
3. Тренировка памяти.
4. Развитие логического мышления.
Правила игры: Первый игрок называет любое слово (имя существительное), например КЛАСС. Следующий игрок определяет букву, которой окончилось это слово, и придумывает своё, например, СУП. И так по цепочке: КЛАСС, СУП, ПОДЕЛКА, АРБУЗ, ЗОНТ, ТАРЕЛКА, АПЕЛЬСИН и т.д. Лёгкая игра детям рано или поздно надоест, а значит можно будет сузить круг, усложнив её. Например, предложить детям подбирать слова только на какую-то определённую тематику. По такому принципу вспомнить овощи, фрукты, города, страны.

«Как сиамские близнецы»
Задачи:
1. Научить детей общаться друг с другом.
2. Способствовать возникновению доверия между детьми.
Правила игры: В неё могут играть несколько человек сразу. Сначала все участники делятся на пары. Пары играющих детей становятся боком друг к дружке и одной рукой обнимают друг друга за плечо. То есть они становятся так, что у ребёнка, стоящего справа, свободна только правая рука, а у того, кто стоит слева, только левая рука. Вместе они являются одним сиамским близнецом.
Ведущий дает задание, и «сиамскому близнецу» необходимо как можно быстрее его выполнить (например, вырезать квадрат из бумаги ножницами, открыть пенал, завязать бант и т.д.)

«Холодно-горячо»
Задачи:
1. Развивать внимательность.
2. Развивать мышление
Правила игры: Заранее нужно спрятать от детей какой-то сюрприз или подарок. По подсказкам ведущего они должны как можно скорее найти его. Для этого используются определённые ключевые слова: «Совсем замерз» - значит, что от сюрприза очень далеко и что дети ищут сюрприз не в том направлении. «Просто холодно» - значит, что дети всё равно ищут не в том месте. «Уже теплее» - означает, что ребенок уже следует в верном направлении. «Просто тепло» - значит, что ребенок идёт в том направлении, но ещё не близко. «Уже горячее» - ребенок близок к сюрпризу, но ещё не нашёл его. «Жарко» - дети совсем близко к подарку. «Совсем пожар!» следует сказать, если ребёнок наконец нашёл подарок. Следует играть так, что ребёнок, руководствуясь подсказками ведущего должен, в конце концов, найти подарок. Поиском подарка может заниматься как один ребёнок, так и группа детей.

«Угадай, о чём речь»
Задачи:
1. Пополнение словарного запаса
2. Активизация пассивного словаря
3. Развитие умения работать в группе.
Инвентарь: стулья и стол (дети садятся по кругу)
Правила игры:
1. Ребёнок загадывает какой-то предмет (несложный);
2. Характеризует его так, чтобы все могли отгадать, о чем идёт речь (где растёт, какого цвета, размера, формы, величины, и т.д.)
3. Отгадавший загадывает свой предмет и так по цепочке.
Например, «Овальный, бело-жёлтый, бывает на сковороде» - сырое яйцо. Или «круглое, большое, в парке» - колесо обозрения.

«Чудесный мешочек»
Игровая задача - закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать предметы на ощупь.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.
Игровое действие
Вариант 1. Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки.
Вариант 2.Предложить достать все квадратные блоки.
Вариант 3. Ребёнок достает все прямоугольные блоки.
Вариант 4. Предложить достать все треугольные блоки.

"Что лишнее"
Игровая задача - упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.
Материал: мешочек, набор блоков Дьенеша.
Игровое действие
Выложить на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

«Найди не похожую фигуру»
Игровая задача - закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. Материал: набор блоков Дьенеша.
Игровое действие:
Вариант 1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету.
Вариант 2. Найти фигуру, которая не такого размера.
Вариант 3. Предложит найти ребёнку фигуру, которая не такой формы.
Вариант 4. Ребенок находит фигуру, которая не такая как эта по толщине.

"Бусы"
Игровая задача - закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете. Материал: мешочек, набор блоков Дьенеша, цветная нить для бус.
Игровое действие
Вариант 1. Выложить перед ребёнком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... Сделать бусы как эти по образцу. Вариант 2. Предложить собрать бусы из фигур выложенных перед ним, чередуя их по форме: треугольник, квадрат, прямоугольник. Вариант 3. Выложить перед ребёнком ряд фигур, чередуя их по форме или толщине. Сделать бусы по словесной инструкции педагога.

«Продолжи ряд»
Игровая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Игровое действие
Вариант 1. Выкладываем на столе фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, величиной, толщиной. Предложить ребенку составить свой ряд фигур, соблюдая правило.
Вариант 2. Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.

«Угощение для медвежат»
Игровая задача: развить умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам.
Материал: 9 изображений медвежат, блоки Дьенеша.
Игровое правило: Печенье у медвежат в обеих лапах должны быть разные.
Игровое действие
Вариант 1. В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Давайте угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной). Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.
Вариант 2. Игры с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры. Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же свойством и т.д.

«Что изменилось»
Игровая задача: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине.
Материал: набор блоков Дьенеша.
Игровое действие
Вариант 1. На стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения. Вариант 2. Ребёнок запоминает фигуры, а потом одна или две фигуры меняются местами. Вариант 3. Одна или две фигуры заменяется на новую.

«Улитка»
Игровая задача: упражнять детей в классификации блоков по двум признакам (цвет и форма).
Материал: игровое поле с изображением спирали или цветная тесьма, набор блоков.
Игровое правило: начинать с середины спирали, присоединять блок сходный по цвету или форме.
Игровое действие
Педагог предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.

«Зашнуруй сапожок»
Игровая задача: формировать умения выполнять действия со шуровкой, развивать сенсорные способности.
Материал: сапожки, соответствующего цвета шнурки.
Игровое правило: зашнуровать сапожок соответствующего цвету шнурка.
Игровое действие
Вариант 1. Предложить зашнуровать сапожок одинакового цвета со шнурками.

Вариант 2. Зашнуровать только красные сапожки.

Вариант 3. Зашнуровать только зелёные сапожки.

Вариант 4. Зашнуровать красные и синие сапожки.

«Сложи радугу»
Игровая задача: развивать сенсорные способности, цветовосприятие.
Материал: радуга семи цветов разделённая на две половинки.
Игровое правило: соотнести по цвету цвета радуги.
Игровое действие
Вариант 1. Рассмотреть с ребёнком половинки радуги. Собрать одну половинку самим, а другие предложить собрать ребёнку, называя цвета.
Вариант 2. Усложнение - собирать самостоятельно.


Игра «Спрячь мышку»

Цель: Учить определять название различных геометрических форм, соотносить по форме и размеру прорези и вкладыши.

Для этой игры нужны силуэты домиков, сделанные из картона. В окошках домиков нарисованы мышки. Окошки на домиках разной формы: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Также понадобятся крышки для окошек (фигуры той же формы и размера, что и окошки в домиках). Таких домиков и крышек должно быть по одному набору для каждого ребенка. Педагог показывает детям, в каких домиках поселились мышки.

— Они сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Возьмите крышечки и закройте окошки так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, то есть чтобы окна были плотно закрыты. (Педагог помогает детям подобрать к окошкам нужные крышки.)

- Хорошо, теперь наступило утро, окошки нужно открыть.

Наступил день.

Вдруг, посмотрите, кто появился (воспитатель достает игрушечную кошку)?! Нужно быстро спрятать бедных мышек, чтобы кошка их не съела!

Малыши снова закрывают окошки домиков, но теперь стараются сделать это как можно быстрее.

— Кошка ушла, потому что не нашла ни одной мышки. Можно открыть окошки домиков, пусть мышки полюбуются на вечернюю зарю. Но вот снова наступает ночь, мышки ложатся спать, нужно закрыть окошки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!