Предлоги, как известно, помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Дети с СНР часто их опускают или воспринимают как часть слова. Предложно-падежные конструкции являются сложными для детей с интеллектуальной недостаточностью, их усвоение происходит в течение длительного времени. Поэтому игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь важно для ребенка понять, что предлог – хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет действие с предметом. Игра «Весёлое путешествие» Детям предлагается вставить «маленькое слово» (предлог). Читается предложение без предлога, дети подбирают нужный предлог и проговаривают всё предложение. Мама садится …(в) машину. Коля бежит …(по) дороге. Автобус едет…(по) улице. Поезда едут…(по) рельсам. Петя любит ездить …(на) велосипеде. Игра «С чем корзинка, с чем ящик?» У детей игрушечные корзинки, ящички, муляжи овощей и фруктов. Логопед: Куда мы положим фрукты? Ребенок: В корзинку. Логопед: А куда мы положим овощи? Ребенок: В ящик. Логопед: Рома, с чем у тебя ящик? Ребенок: У меня ящик с капустой. Логопед: Ира, а у тебя, с чем корзина? Ребенок: У меня корзина с яблоками. Игра с мячом «Добавь слова» Учитель называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади. Стол стоит... Полочка с книгами висит... Мишка сидит... Пирамидка стоит... Кукла лежит... Лампа висит... Дверь находится... | Игры на формирование предложно – падежных конструкций у младших школьников с СНР Подготовила учитель-логопед МБОУ СШ №16 Саакян Екатерина Андреевна п. Заветы Ильича, 2020 г. Игра «Исправь ошибки» Учитель: Один рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Вот как он прочитал: «Дед в печи, дрова на печи». «На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать? «Овечки в речке, караси у печки». А как правильно? «Под столом портрет, над столом табурет». Исправьте его. Игра «Скажи наоборот» Учитель называет предложение и предлагает детям сказать наоборот. Мальчик положил мяч в ящик. - Мальчик вынул мяч из ящика. Девочка налила воду в графин. - … Мама положила яблоки на стол. - … Машина подъехала к дому. - … Дедушка подошел к забору. - … Игра «Закончи предложение» Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в винительном падеже. Продавец встал (за прилавок). Солнце спряталось (за тучи). Мальчик входит (в автобус). Девочка поставила книги (на полку). | Целью предлагаемых игр является научить детей: распространенные предложения с использованием предлогов; Игра «Сказка» Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в дательном падеже. Пятачок пришел в гости к… Старик пришел к… Принц торопится к… Игра «Кто с кем? Кто с чем?»: Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в творительном падеже. Мальчик идет (с папой). Девочка идет (с мамой). Девочка играет (с котом). Мальчик играет (с машиной). Игра «Кто с кем? Кто с чем?»: Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в творительном падеже. Мальчик идет (с папой). Девочка идет (с мамой). Девочка играет (с котом). Мальчик играет (с машиной). Желаю удачи! |