СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры для овладения навыками звуко-слогового анализа и синтеза слов

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игры для овладения навыками звуко-слогового анализа и синтеза слов»

1этап  ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РАЗЛИЧАТЬ СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

«ПОВТОРИ СЛОВА».

ЦЕЛЬ: развивать умение различать на слух и произносить сходные по звучанию слова.

ХОД: слушай внимательно и повторяй правильно.

Галка - калька                              даль - дай

Клоп - хлоп                                  шалю - шью

Шалость - жалость                     веер - веял

Зайка - сайка                                роль - paй

Коля - Толя                                  кошка- корка

Торт - порт                                   паста - парта

Почка-дочка                                 баран-банан

Банк - танк                                    укол-укор

Пыль - быль                                 бал – бар

 

«ЗАПОМНИ И ПОВТОРИ»

ЦЕЛЬ: упражнять в умении произносить правильно подряд слова, близкие по звуковому составу.

ХОД: запомни слова, которые я скажу, и повтори их в том же порядке.

 

Лапа              смола           лодка           стекло          ласточка

Лама             скала            ложка           седло            лапочка

Лампа          шкала           кошка           весло            лампочка

 

«ЗАКОНЧИ СТРОЧКУ».

ЦЕЛЬ: упражнять в подборе по смыслу и звучанию   подходящих слов.

ХОД: закончи строчку двустишия подходящим по смыслу и звучанию словом.

 

Очень зелены, густы                             На столе лежала сайка,

В нашем садике...(кусты)                     А по лесу бегал ... ( зайка )

 

Зреет красная калина,                          Лиза пробовала суп.

Соберет ее... ( Галина )                        Заболел у Лизы ... ( зуб )

 

Самолет гудит, поет -                           Как нам хочется суметь

Собирается в ... ( полет )                      Спать спокойно, не ... ( шуметь )

 

Все бывает: то шалю.                            Жил да был веселый гном.

То наряды куклам ... ( шью )                Он в лесу построил ... ( дом )

 

Щиплет травушку коза.                        Зазеленели в парке ветки.

Косит травушку ... ( коза )                    И на прогулку вышли ... ( детки )


2этап

"Утки и окуни".
Цель игры: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и  У. 
Ход игры: дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным О. Дети-"окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а "утки" - когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке. 
Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, умный, уголь, узкий.


"Дружные звуки " 
Цель: научить узнавать звуки, произносимые с утрированной интонацией. 
Ход игры: логопед создаёт игровую ситуацию следующим рассказом.

Жили-были разные звуки в одном Звуковом государстве. Когда стали создаваться слова, пришлось им разойтись по своим домам- словам. И вместо одного звука А появилось много таких же звуков А. Хотят они собраться вместе, потому что скучают друг без друга. Помогите звукам собраться вместе. Я буду произносить по 2 слова, а вы хлопайте в ладоши в том случае, если звуки будут одинаковые. Чтобы легче вам было искать друзей, я буду их произносить протяжно, громко. Сначала нужно сказать, какой звук я называю громко в первом слове, а потом - во втором слове. После этого мы сравним звуки и обрадуемся, если они одинаковые, хлопнем в ладоши.

Примерный речевой материал: ААА-ня - ААА-лла, УУУ-ля - ИИ-ра.... 

 

"Куклы заблудились " 
Цель: научить   выделять   в   слове звук, произносимый    с утрированной 
интонацией. 
Ход игры: у детей несколько кукол. Их имена: Аня, Оля, Уля, Эля. Куклы пошли в лес и заблудились. 
Какой звук попросим пойти искать Аню? Каждый ребёнок должен найти свою куклу, то 
есть назвать тот звук, который произносил ведущий с большей силой (выделяются голосом ударные гласные). 

«Сколько слов со звуком Ш?»

 Цель: научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.
Ход игры: ведущий читает стихотворение, в тексте которого много слов со звуком Ш. Дети получают задание слушать текст, находить слова с данным звуком и запоминать их. После прочтения ведущий спрашивает детей, какие слова они запомнили. Выигрывает тот, кто запомнил больше слов. 
Речевой материал к игре:

В тишине лесной глуши,                    Вот девочка Марина,

Шёпот к шороху спешит,                   А вот её машина,

Шёпот к шороху спешит,                   На, машина, чашку,

Шёпот по лесу шуршит.                     Ешь, машина, кашку. 
           

Наша Маша рано встала: кукол всех пересчитала:
2 Матрёшки на окошке, 2 Танюшки на подушке,
2 Иринки на перинке, а Петрушка в колпачке,
на дубовом сундучке. 


Мы     в     магазин     ходили,    
и     шар     себе     купили, 
Будем    шар    мы    надувать,   
будем    шариком    играть, 
Раздувайся       наш        шар,       
раздувайся       большой, 
Оставайся такой, да не лопайся.


"Слышишь ли ты звук? " 
Наглядный материал: картинки с изображением разных предметов. 
Логопед показывает детям картинку, на которой изображён РАК. Дети громко произносят: РАК.     Затем показывает чистый лист такого же размера, как картинка, и просит сказать, что похожее по звучанию мог бы нарисовать художник. (МАК)
Слова МАК и РАК неоднократно произносятся отдельными детьми и одновременно всеми. Логопед предлагает вслушаться в них и сказать, что же у них общее, - звучат похоже, а что разное? Логопед сам отчётливо произносит ММак- РРРак, как бы пропевает начальные звуки этих слов, и, если дети затрудняются, сам сообщает, что непохоже звучат слова в самом начале, в них слышатся разные звуки М и Р. Аналогично проводится упражнение со словами МЫШКА- МИШКА, КОТ-КИТ.

  

 "Какое слово задумала? " 

Наглядный материал: предметные картинки  (ромашка,  ключ,  книга, стол, цветок, шкаф,

Логопед показывает картинку с изображением  ромашки  и  говорит:   Это...омашка. Дети улыбаются и поправляют: Ромашка. Он соглашается: я же и говорю: ...омашка. Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука Р: ррромашка. Но почему же у меня не так получается, может я что- то пропускаю?
-   Да. Вы пропускаете звук Р.
Эта же игра может проводиться иначе: может пропускаться последний звук или звук в
середине слова, главное, чтобы дети его услышали и выделили его на слух.
II вариант игры 
Дети получают от Петрушки письмо: "Посылаю вам листок со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово -... орова. Что же это за слово, подскажите мне дети? - корова.
Что же прозвучало не так? Чего не хватает в моём слове? Звука К, который должен стоять в начале слова.

  

"Подарки гостям." 

Педагог представляет гостя занятия: (Матрёшку, Буратино, Карлсона, Золушку) и прочих. Детям предлагается придумать и назвать подарки и кушанья, которые можно было бы предложить гостю с учётом того, что первый звук в названии подарка должен совпадать с таковым в имени гостя.


"Пропускаем мы во двор слов особенный набор".

Педагог предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуть к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх. Далее объясняет, что во двор мы будем "пропускать" только слова со звуком, символ которого ставится на видное место. Дети открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они "пропустили во двор".

  

"Предмет и имя".

Логопед показывает детям кукол, изображающих мальчиков или девочек, даёт им имена в зависимости от темы занятия (Маша, Коля,  Света Вова).  Каждой кукле предлагается подобрать подарки из ряда предметов, стоящих на отдельном столике так, чтобы первые звуки в названии предмета и имени куклы совпадали.

        

"Чудесная удочка"
На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.

        

Лото "Назови картинку и найди первый звук"
Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Материал: карты по 4 картинки 
Описание игры: 
Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух название своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть её фишкой.

 

"Замкни цепочку " 
Правило: к   первому   слову   подбирается   слово, начинающееся   с   того   звука,   каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с перекидыванием мяча, а можно выполнить
настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению. Начинаем с картинки, помеченной специальным значком.


"Поезд"
Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.
Ход игры: детям предлагают составить поезд из вагончиков- карточек. Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия, тогда вагоны нашего поезда будут прочно соединены. Это надо учитывать и не помещать картинки, имеющие в названиях звонкие согласные в конце слова.


"Доскажи звук " 
Цель: научить выделять в слове последний звук по представлению.

Ход игры: игру можно проводить с перекидыванием мяча. Логопед произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, и бросает мяч любому играющему. Тот ловит мяч и досказывает нужный звук. Какой я пропустила звук?
Ходит по лесу хорёк, хищный маленький звере... 
Голосок твой так хорош, очень сладко ты поё... 
Лежебока рыжий кот, отлежал себе живо...

  

" Найди сбежавший звук " 
Цель: определение первого звука в словах собственной речи.
Ход игры:
Логопед читает стихи, в которых есть слова с пропущенным первым звуком. Дети должны догадаться, в каком слове пропущен звук, произнести это слово, а затем выделить и назвать "сбежавший звук" За каждый правильный звук даётся очко.
Смотрит ..олнышко в окошко,                           В    этой    речке    утром    рано
Светит в нашу комнатку,                                    Утонули два ..арана.
Мы захлопали в ладоши,    .                                Кто один имеет рог?
Очень рады ..олнышку.                                       Ну, конечно, ..осорог!

-   Какой звук пропущен?

        

"Распредели картинки"
Детям раздаются картинки, где, например, [м] в разных позициях. Нужно распределить картинки по колонкам: в первую - где [м] в начале слова, во вторую - в середине, в третью -в конце слова.

  

"Закрась окошечко, где живёт звук"- игра-перфокарта.

Цель: определение места звука в слове.
Материал: папки-перфокарты, на которых помещают по 3 картинки, под каждой вырезаны 3 отверстия- окошка для звуков. В правом углу перфокарты дано изображение буквы. 
Ход игры: 
Дети, ориентируясь на букву, определяют место соответствующего звука в названии каждой картинки: находят каждому звуку его "комнату" в доме, состоящем из трёх комнат - отверстий.


На третьем этапе вводятся фишки для выполнения звукового анализа: 
красный обозначают гласный звук,
синий твёрдый согласный,
зелёный - мягкий согласный,
синий с изображением звоночка - твёрдый звонкий согласный,
зелёный с изображением звоночка - мягкий звонкий согласный звук.


"Звуковое дерево" 
на 3-х чудесных деревьях растут листья синего, зелёного и красного цвета. Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где "растет" слово. Пример: слово "машина" на дереве с синими листьями, т.к первый звук в слове согласный, твёрдый.

  

"Сигнальщики" 
У детей сигнальные карточки синего и зелёного цвета. Если в слове, названном логопедом первый звук звучит твёрдо, дети показывают синюю карточку, если мягко-зелёную. 


"Орешек или подушечка" - игра проводится по аналогии с игрой "Сигнальщики".

        

"Чем отличаются слова?"
Логопед читает пары слов, в которых ребёнок должен определить, как изменится звук по
звонкости, глухости
Бочка-почка       зуб-суп       зайка- сайка
Жар-шар    точка-дочка        пар- бар

На данном этапе дети учатся анализировать обратные слоги типа:
ГЛАСНЫЙ+ СОГЛАСНЫЙ, прямые слоги типа: СОГЛАСНЫЙ + ГЛАСНЫЙ, а затем слов типа КОТ, МАК, КИТ.

Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов, слов. Впоследствии фишки заменяются буквами, и дети читают односложные слова и слоги. В это время дети понимают и употребляют термины "звук", "буква", "слог", "слово", "гласный и согласный", "твёрдый и мягкий", "звонкий и глухой".


На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слова. 
Вначале дети опираются на дополнительные вспомогательные средства: схему слова и фишки.
Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звуков в слове. Позже дети выполняют звуковой анализ без схем, выкладывая фишки на звуковую линейку и по представлению.

       

"Телеграфисты"

Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению, обучение звуковому синтезу слов.
Ход игры: играют двое детей, они - телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задаётся ведущим, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен "передать содержание телеграммы": произнести слова - название картинки по звукам. Второй играющий "принимает телеграмму" - называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями, и игра продолжается.


"Поймай звук"
Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)

Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, "сыр, второй звук". Ребёнок ловит мяч и отвечает: "Ы" - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.

Знания детей о звуковом составе слов, полученных на предыдущих этапах, объединяются с умением членить слова на слоги. Дети узнают, что в каждом слоге 1 гласный звук, учатся делить слова на слоги различной слоговой структуры, определять последовательность слогов и их количество.


"Слоговая цепочка"
Цель: научить выделять в словах первый и последний слоги. 
Ход игры: Карточки для игры раздают играющим поровну, их надо положить перед каждым игроком сверху вниз. Начинается игра с карточки, на которой левая половинка пустая. Играющий выставляет эту карточку, называет слово - название картинки и выделяет последний слог в данном названии. Дети ищут на своих карточках слева такую картинку, у которой первый слог совпадает с данным слогом, и выкладывают ее рядом с первой. Затем анализируется правая картинка второй карточки, в ней выделяется последний слог. Таким образом, в названиях левых картинок выделяется первый слог, а в названиях правых картинок - последний слог. Игра должна завершиться, когда будут выложены все картинки, последняя карточка - с пустой правой половинкой.

  

"Разгадай ребус"

Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по две картинки. На карточке "спряталось" слово. Его надо составить, выделив из каждого слова-названия первые слоги, а затем из них сложить слово, например: ромашка, самолет - роса. Выиграет тот, кто составит больше слов.

ПРИМЕРНЫЙ КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИГРЫ 

голуби, раки        -               гора; 
бутылка, рябина -               буря; 
кораблик,  жаворонок  -     кожа; 
сухари,  шары     -               суша; 
ромашка,  тазы   -               рота; 
телефон, малина -               тема; 
чулок, дома         -               чудо; 
вагон, рябина      -               Варя; 
карандаш,   банка        -      кабан; 
банан, бабочка    -               баба; 
колобок,  марка  -               комар; 
девочка,  лопата -               дело; 
лисички, самолет          -    лиса; 
шуба,  ракета      -               Шура.


«ЗАКОНЧИ СЛОВО».

ЦЕЛЬ: упражнять в самостоятельном подборе на слух нужного слога, подходящего по смыслу.

ХОД: я произнесу начало слова, а вы добавьте тот слог, чтобы получилось понятное слово.

(вы - фы)                 (ба – па)                  (сы - зы)                  (са – ца)

шка...(фы)              жа…(ба)                   бу…(сы)                   мельни…(ца)

сли…(вы)                шай…(ба)                во…(зы)                   кузни…(ца)

тык…(вы)                ре…(па)                   та…(зы)                    поло…(са)

кана…(вы)               ли…(па)                   ту…(зы)                   колба…(са)

голь…(фы)              лу…(па)                    ча…(сы)                  актри…(са)

тра…(вы)                 ры…(ба)                   какту…(сы)             пшени…(ца)

ша…(ры)                  ла…(па)                    гро…(зы)                терра..(са)


Чтобы читать или писать, ребёнок должен уметь одновременно держать в поле зрения определённое количества материала (и слухового, и зрительного). Причём, материал этот должен удерживаться прочно, так как если объём внимания и памяти у ребёнка будет всё время колебаться, какая-то часть материала будет всё время ускользать из поля зрения ребёнка, и в письменной речи будут возникать сбои.

* Положите перед ребенком 7 – 8 предметов. Попросите его отвернуться и уберите один предмет, ребёнок должен угадать какого предмета не стало. Игрушки можно поменять, ребёнок должен сказать, что изменилось.

* Разложите перед ребёнком 6 – 7 картинок, ребёнок должен запомнить их. После этого смешайте эти картинки с другими 8 – 10 картинками, ребёнок должен найти среди них те, которые он запомнил.

* Подобные задания можно выполнять на материале букв, или в качестве подвижной игры, где меняются сами дети.


 Порядок анализируемых слов:
слова из двух гласных (АУ) 
из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ОХ)
из трёх звуков (РАК, КИТ) 
из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА) 
слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК)
слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ)
слова из 2 слогов (СУМКА) 
из 3 открытых слогов (СОБАКА)


План анализа слова:

1.произнеси слово и послушай его.

Этот пункт исключительно важен для развития фонетических способностей: таким образом, предъявляется объект предстоящего анализа. Ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнётся вычленение звуков из слова, логопед должен убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно. Таким образом, начальный этап звукового анализа становится средством воспитания у дошкольников устной речи.
2.найди ударный слог и произнеси слово по слогам: выполняя второй пункт плана, ребёнок произносит слово дважды: в первый раз целиком (со звательной интонацией, которая подчёркивает ударный слог), а во второй по слогам. 
3. протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора. 
4. обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)
5. выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
6. третий звук и т.д.
7. "прочитай" слово целиком по фишкам и проверь себя:

сколько всего звуков в слове?
сколько гласных? 
сколько в слове слогов?


Заключение.

      Итак, овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения- буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Слияние звуков, материализованных с помощью фишек - есть моделирование чтения, а выкладывание фишек - аналог письма, только то и другое проходит в игровой, занимательной форме.