Кусочки ткани Возраст 1,5-3 года
тактильные ощущения
Предложите ребенку разноцветные кусочки ткани разного качества и разных рисунков (можно даже просто вещи). Расскажите ему о разных тканях (хлопок, лен, шелк, шерсть, синтетические ткани). Покажите бархат, гипюр, трикотажные ткани. Покажите ткани в горошек, в полосочку, в клеточку. Попросите найти другую ткань в горошек или в клеточку.
М. Монтессори предлагает дать ребенку парные кусочки ткани. Задача для ребенка - подобрать к кусочкам пары. Еще интересней будет если завязать глаза и сделать это на ощупь. Если ребенок не согласен завязывать глаза можно использовать коробку, сложить туда все вторые кусочки, а сверху чем-то прикрыть, оставив дырку для рук.
Мы по совету П.Скиллер и Д.Россано сделали тканевое лото. Они предлагают сделать его из кусочков обоев, но мы сделали из тканевых кусочков.
Мы вырезали квадраты из липкой бумаги (продается в канцелярских отделах). Убрали у квадратиков защитный слой и наклеили на изнаночную сторону ткани. Затем ткань отрезали по контуру кусочка. Таким образом, кусочек ткани оказался приклеенным на подложку. Все квадратики сделали парными. Первые части приклеили на картон, а вторые части нужны для того, чтобы подобрать пару.
С несколькими детьми можно играть, сделав несколько таких картонок. Вторые кусочки по очереди достаются из стопки. Выигрывает тот, кто первым соберет лото.
Успокоимся Возраст 2,5-3 г Умение успокаиваться
Для того, чтобы расшалившийся ребенок успокоился, можно попробовать следующий прием.
Скажите малышу: «Давай ты будешь маленьким котеночком. Помнишь, мы видели маленьких котят? Они лежат, свернувшись клубочком, и сладко спят. Покажи, как лежит и спит маленький котеночек?». Возможно, это заставит малыша как-то успокоиться, переключит его внимание, и он совсем немного полежит.
В следующий раз пусть ребенок представит себя маленьким зайчонком, который сидит под кустиком или ежонком, который свернулся клубком.
Тишина и шепот
Возраст около 2-3 года Слух
Необходимо разложить перед ребенком несколько игрушек, отойти на 2-3 м. Шепотом попросите ребенка совершить различные действия с игрушками: посадить мишку в машинку, поставить кубики друг на друга и т.д. Это развивает остроту слуха и умение воспринимать словесную инструкцию.
Можно поиграть мимоходом, специально не готовясь, например в кроватке перед сном. Шепотом попросите малыша дотронуться до своего носа или сжать кулачки или т.п.
А следующая идея из коллекции упражнений М. Монтессори. Нужно сесть вместе с ребенком, замереть и послушать тишину. Нужно прислушаться и услышать шум капающей воды, тиканье часов или шум ветра в щели. На природе, летом это может быть стрекотание в траве или как дождь барабанит по крыше. Расскажите ребенку о звуках, которые вы впервые вместе услышали. В следующий раз малыш угадает их сам.
Угадай вкус сока? Возраст 2-3 года Мир вокруг нас
Что нужно для игры: Соковыжималка;
Фрукты и\или овощи;
Несколько стаканов и соломинок;
Можно использовать смородину, яблоки, морковь и апельсины. Можно предварительно поговорить с ребенком о том, как растут фрукты или овощи, назвать их цвет, потрогать на ощупь и попробовать на вкус.
С помощью соковыжималки можно приготовить сок из этих овощей и фруктов. Затем предложить ребенку с завязанными глазами попробовать через соломинку сок из каждого стакана и угадать из чего он сделан.
Кто какие звуки издает?
Возраст около 2-3 года
Слух, ориентация в пространстве
Наверное все родители проговаривают малышам звуки, которые издают те или иные животные. Собачка - "ав-ав", курочка - "ко-ко", кошка -"мяу", корова - "му-у-у". Малыши быстро запоминают эти звуки и порой само животное так и называют.
Помимо проговаривания самого звука можно еще рассказывать ребенку, как называется этот звук. Вот примерный перечень, предложенный в книге С.Лупан: Пчела - жужжит; Осел - ревет; Утка - крякает; Кошка - мяукает; Кузнечик - стрекочет; Петух - поет, кукарекает; Ворона - каркает; Индюк - кулдыкает; Лягушка - квакает; Кабаны, свиньи - хрюкают; Лошадь - ржет; Коза - блеет; Собака - лает; Сова - ухает; Гусь - гогочет; Голубь - воркует; Сорока - трещит; Корова - мычит; Слон - трубит; Тигр, лев - рычит;
Затем предложите ребенку игры:
Спросите: "Кто из животных квакает?", "Кто лает?", "Кто мычит?" и т.д. (Ответы: Лягушка, Собака, Корова)
Назовите звук: "Ква-Ква" и спросите, что лягушка делает? (Ответ: "Квакает")
Покажите картинки в книжках, на карточках или фотографии животных и спросите какие звуки издает животное? (Ответ по типу: "Квакает. Ква-ква")
Если есть возможность продемонстрировать звуки, то дайте их послушать и спросите, как называется животное и что оно делает? (Ответ по типу: "Воробей. Он чирикает").
Самодельные музыкальные инструменты Возраст около 2-3 года Слух
В нашей коллекции была игра, где по звуку детского музыкального инструмента малышу нужно было определить сам инструмент. Предлагаем использовать для этой цели наряду с детскими игрушками (губная гармошка, пианино, барабан, дудочка, ксилофон и т.п.) еще и самодельные музыкальные инструменты.
Сначала показываем малышу, как такой инструмент звучит, даем поиграть с ним. А потом, воспроизводим звук за ширмой или за занавеской и просим ребенка догадаться, какой же инструмент звучит.
Что можно взять в качестве самодельных инструментов:
Деревянные и металлические ложки;
Банки с какой-нибудь крупой; Колокольчики; Шуршащая бумажка;
Коробочка из- под сока с крупой, пуговицами или монетками или детские погремушки;
Баночки с водой (разная наполненность) - стучать по ним палочкой;
Труба - рулончик от туалетной бумаги на один конец которого, с помощью канцелярской резинки, закреплен кусочек полиэтиленового мешочка. В трубу можно что-то петь или говорить. (можно маленький пакетик из под сока с вырезанными малыми гранями);
Две крышки от кастрюль и просто разные чашки/кастрюльки, стучать по ним ложечкой;
Старая стиральная доска;
Можно водить палочкой по прутьям детской кроватки, или же ложкой по ним же.
Магнит на веревочке Возраст 2 - 3 года Мир вокруг нас
Что нужно для игры: Веревочка. Магнит.
Разнообразные небольшие предметы, большинство и
з которых имели бы железные детали.
В нашем доме магниты нашлись такие: дротики от магнитного дартса, магниты на холодильнике, магнитная азбука и магнит от магнитной доски, которую дочь сломала. Лучше всего оказались магнитные дротики.
Подвесьте магнит на веревочке, закрепив его где-то, чтобы он свободно висел. (Мы подвесили за перекладину веревочной лестницы.) Предложите ребенку проверить, какие предметы будут к нему прикрепляться и висеть, а какие нет. Расскажите малышу о том, что все предметы падают, потому что Земля притягивает их, но предметы где есть железо, притягиваются магнитом и поэтому не падают.
Предметы с железом у нас были такие: маленькие ножницы, скрепки, классический кошелек с железными шариками, брелок с ключами, прищепки. Ребенку наверняка понравится прикреплять предметы к магниту, наблюдать, как магнит на веревочке тянется к железному предмету. Интересно также подвешивать тряпочки или бумагу, помещая их между магнитом и железным предметом.
Если у вас нет игрушки "магнитная рыбалка", то её очень просто сделать самим. Привяжите магнит на веревочке к палочке - это будет удочка. Вырежьте рыбок из бумаги и закрепите на каждой из них железную скрепку. Разложите рыбок на полу (или в коробке). Малышу нужно "поймать" рыбок, примагнитив их на удочку. С несколькими детьми можно устроить соревнование.
Откуда шум? Возраст около 2,5-3 года
Слух ,ориентация в пространстве
Для игры нужен какой-то звучащий предмет, например колокольчик. (Мы взяли пакетик из-под детского сока, внутрь насыпали монетки, а затем пакетик заклеили.)
Попросите малыша закрыть глаза (или завяжите глаза, если ребенок не против). Ребенку нужно поднять ту руку, откуда он услышит звон (шум). Позвоните в колокольчик справа, ребенок должен поднять правую руку, затем слева - пусть поднимет левую. Назовите стороны: "я звоню справа" или "слева".
Если ребенок стоит в центре комнаты с закрытыми глазами, позвоните колокольчиком из разных углов комнаты. Малышу нужно повернуться туда, о ткуда слышен звон.
Пластилиновый пазл Возраст 2-3 года Сопоставление формы
Что нужно для игры:Мягкий пластилин;
Полиэтиленовый пакетик;Фигурки разных форм;
В качестве формочек мы использовали вкладыши от игрушек с прорезями для сопоставления форм. (Они продаются в разных исполнениях. Например, как ведерки с прорезями и вкладышами.). Можно использовать формочки для печенья или приобрести специальные формочки для пластилина.
Из мягкого пластилина мы раскатали несколько лепешек, в которых ребенок выдавил с помощью формочек фигурки. Делать все это лучше на полиэтиленовом пакетике. В этом случае выдавленная фигурка и лепешка с дырками легко отлепляются. Когда необходимое количество пластилиновых фигурок и дырок было выдавлено, то её задачей было вернуть все фигурки на свои места.
Можно усложнить задачу, используя разные цвета. Например, сделайте по две пластилиновых фигурке - красного и синего цветов (и дырки тоже будут две, этих же цветов). Теперь ребенку нужно найти место фигурке ориентируясь не только на форму, но и на цвет.
Попросите идти на звон не открывая глаз. Поиграйте в прятки используя колокольчик . Спрячьтесь так, чтобы Вас не было видно и позвоните в колокольчик. Когда малыш вас найдет, он будет очень рад! Поменяйтесь ролями. Пусть ребенок звонит в колокольчик, а Вы выполняйте!
Предметы и одежда по сезону Возраст 2,5-3 года Память, Логика
Используя эту идею можно придумать разные варианты игры. Я напишу как играли мы.
Мы вырезали бумажную куклу и одежду ей для разных сезонов. Кроме того я нарисовала и вырезала множество других предметов для куклы: пляжный зонтик, пляжные принадлежности, сумку, санки, ведро и лопатку, санки-ледянки, краски, ноутбук, книгу и т.п.
Наша кукла должна была отправиться на пляж летом, а затем на прогулку в парк зимой. Дочке надо было одеть куклу по сезону и выбрать с собой необходимые предметы.
Можно предложить собрать куклу на дачу, в поездку, на праздник и т.п. в зависимости от того, что уже знает ребенок и где он в своей жизни бывал.
Вы можете собрать куклу на прогулку сами допустив ошибку (например, на зимнюю прогулку возьмите зонтик). Возможно ребенок легко обнаружит её.
Если Ваш ребенок взял какую-то вещь или предмет, на ваш взгляд неподходящий, то не спешите поправлять его. Возможно он сделал это специально.
Песочные часы
Возраст 2,5-3 года Мир вокруг нас. Физика.
С
верните из листов бумаги две воронки, закрепив края скотчем,
чтобы воронки не разворачивались. Дырочку в одной воронке сделайте больше чем в другой. Вместе с ребенком насыпайте в воронки сухой песок (можно манную крупу) и наблюдайте из какой воронки песок высыпается быстрее.
Если Вы играете в квартире то, постелите ткань или поставьте большой поднос и позвольте ребенку "порисовать" с помощью воронки. Малышу нужно передвигать воронку с песком над тканью или подносом, а высыпающийся песок будет создавать какой-то рисунок.
Расскажите ребенку о песочных часах и о том, как с их помощью можно измерять время. Песочные часы продаются в магазинах медицинской техники, они не дорогие и, если вы имеете возможность, то купите их для того, чтобы продемонстрировать ребенку. Можно купить несколько экземпляров (например, на 1 мин, 2 мин. и 3 мин.). Скорее всего, малыш будет с большим интересом изучать эти предметы. Соблюдайте необходимую осторожность, чтобы не разбить песочные часы.
Растворяем вещества Возраст 2,5-3 года Мир вокруг нас
Что нужно для игры:
Пять прозрачных стаканов с теплой водой. Ложечка для размешивания.
Сахар, соль, крахмал, песок, растительное масло.
Возможно, малыш уже сам выскажет предположения, какие вещества из предложенных растворятся в воде, а какие нет. Посмотрите вместе с ребенком, какой же будет результат - положите вещества в воду и р
азмешайте ложечкой.
О
братите внимание малыша на то, что раствор будет мутным, когда вы растворите крахмал. А масло, разбиваясь при размешивании на капли, будет очень интересно всплывать, собираясь на поверхности.
Позвольте ребенку самому произвести опыты с предложенными веществами. Возможно, малыш смешает сыпучие компоненты и бросит все это в воду с растительным маслом, при этом образуются масляно-крахмальные шарики. Они будут медленно опускаться на дно и подниматься вновь, а некоторые даже могут висеть в толще воды (получается не всегда, а при определенных соотношениях)!
Подумайте, что еще можно попытаться растворить в воде?
Магнитный театр Возраст 2,5 - 3 года Мир вокруг нас
Что нужно для игры:
Цветной картон для персонажей, ножницы, скотч.
Белый лист картона для сцены.Железные скрепки.
Магниты.
В
качестве магнита, мы использовали дротики от магнитного дарца. Подойдут и магниты с холодильника.
Вырежьте из цветного картона персонажей будущей постановки. С обратной стороны фигурок с помощью скотча приклейте железную скрепку.
Разложите персонажей на сцене (листе картона) и примагнитьте с обратной стороны сцены магнитами. Теперь можно показывать постановку, перемещая магнит с обратной стороны – фигурка будет следовать за ним, перемещаясь по сцене.
Кто я такой? Возраст 2,5-3 года Мир вокруг нас
Скажите малышу, что вы какое–то животное и попросите ребенка угадать название животного по дополнительному описанию.
Например, можно рассказать так:
«Я сплю в норке, люблю охотиться на мышей и зайцев. У меня красивый рыжий пушистый хвост. А еще я очень хитрая. Однажды, я обманула ворону и унесла её сыр….»
Или так:
«Я живу на ферме. Я люблю есть траву, а зимой сено. Я даю людям молоко. Моего детеныша зовут теленок. Я говорю: «Му-му-му»». После каждого предложения делайте небольшую паузу. Скорее всего, ребенок угадает животное гораздо раньше, чем вы дойдете до описания того, какие звуки издает животное.
Вы можете также использовать мимику или имитировать походку описываемого животного.
С более старшими детьми можно поиграть подобным образом отгадывая профессии. Расскажите о том, какой костюм на вас, в каких условиях вы работаете, какие предметы используете. Пусть ребенок попробует угадать вашу профессию.
Ошибки художника. Возраст 2,5-3 годаМир вокруг нас
Что нужно для игры:
Бумага, карандаши, ножницы или книжки с подходящими картинками.
Нарисуйте картинку, допустив в рисунке какую-то ошибку. Например, вместо рыбы в реке нарисуйте птичку. Или паровоз летит по небу, а самолет едет по рельсам. Предложите малышу рассмотреть картину и сказать, в чем ошибка художника?
Можно вырезать фигурки из цветной бумаги и выложить из них картину, допустив ошибки. Тогда ребенку нужно не просто найти ошибку, а правильно переставить картинки. Например, вернуть самолет в небо, а паровоз на рельсы.
Для этой же цели можно использовать принцип «Картонного театра».
Нам удавалось и в обычных книжках найти ошибки художников. Например, в сказке о козе с козлятами в пейзаже одновременно присутствовала яблоня с яблоками и цветущий шиповник. Или в сказке про маму-уточку с утятами вместо утки был нарисован селезень. Рассмотрите вместе иллюстрированные книжки и если найдете подобные ошибки, то расскажите ребенку о них. Самому малышу, скорее всего, пока будет трудно заметить такие ошибки самостоятельно.
Фонтанчики Возраст от 3-х летМир вокруг нас
Что нужно для игры:
Полиэтиленовый пакетик Вода
Эта простая игра займет на некоторое время вашего ребенка в ванной, бассейне или у моря.
Небольшой полиэтиленовый пакетик проколите в нескольких местах иглой. Покажите малышу как наполнить его водой и понаблюдайте за вытекающими струйками.
Закрутите пакет сверху и надавите. Маленькие фонтанчики полетят во все стороны и это порадует ребенка.
Если малышу понравится, то пусть попытается самостоятельно сделать маленькие фонтанчики.
У кого какая работа? Возраст 2,5-3 года Мир вокруг нас
Эта игра поможет вам быстро определить назначение каких предметов, или допустим, частей тела ребенок еще не знает. А значит есть повод рассказать ему о них.
Спросите малыша, какую "работу" делают наши глазки, уши, нос, руки и т.д. Сначала приведите ребенку несколько примеров, чтобы он понял принцип.
Например, моя дочь ответила, что у глаз работа - смотреть, у носа работа дышать и нюхать, а у рук - играть.
Можно спросить о назначении любых предметов в комнате или на улице (какая работа у утюга, у холодильника, у автомобиля и т.д.)
Это частный случай более общей игры «Для чего нужен этот предмет?». Особенность этого варианта выделить именно функцию (действие) того или иного объекта.
Измеряем длину Возраст 2,5-4 года Мир вокруг нас.
Наверняка Вы регулярно измеряете рост ребенка, ставя отметки где-то в комнате. Ребенку будет очень интересно вместе с Вами измерить свои любимые предметы. Возьмите лист бумаги и нанесите на него с помощью линейки шкалу с шагом 1 см. Расставьте цифры. Можно провести горизонтальные линии, чтобы получилась горизонтальная сетка. Прикладывайте небольшие предметы и фиксируйте их длину. Измерьте игрушечную машинку, куколку, расческу, маленькие ножницы, мелок и любые предметы, которые захочет измерить сам малыш. Можно обвести контур предмета на этом листе.
Повторите понятия "короткий"-"длиннее"-"самый длинный" и "длинный"-"короче"-"самый короткий".
С более старшими детьми можно измерить еще и ширину тех же или других предметов. Прикрепите этот листок на стену или шкаф и точно также измерьте высоту небольших предметов. Повторите понятия "широкий"-"узкий" и "высокий"-"низкий". Возможно, ребенок подменяет их понятиями "большой"-"маленький".
Силуэты Возраст 2,5 -4 года. Мир вокруг нас
Что нужно для игры:Черная бумага и картон, коробка и белая бумага, скотч, лампочка или фонарь;Раскраски или характерные картинки и черная гуашь;
Вырежьте из цветной бумаги (например, черной) для ребенка несколько простых силуэтов (чайник, рыба, воздушный шарик, яблоко). Разложите их на белом фоне. Наверняка малыш сразу догадается, что это такое.
Теперь рисунки можно усложнить. Например, можно взять детскую раскраску и закрасить черной гуашью рисунок полностью, чтобы получился силуэт. Используя тонкую прозрачную бумагу, легко перевести контур из какой-то книжки или используя компьютер, закрасить нужную картинку в черный цвет. Например, это могут быть - машинка, паровозик, слоник, жираф и другие изображения.
Ну и, наконец, подготовьте сложные сюжеты, где происходят какие-то действия. Например, мужчина ведет за руку девочку, мама держит ребенка, мальчик поливает цветок из лейки. В этом случае ребенок должен будет сказать уже маленькое предложение, чтобы описать то, что он узнал.
Используя силуэты, вы можете показать на белом фоне какую-то постановку ребенку. Обратите внимание малыша, что тени это те же силуэты. Сделайте из силуэтов аппликации.
Используя силуэты покажите малышу театр теней.
Вырежьте из картона персонажей постановки. В нашем примере это герои из сказки про Ч
ебурашку. Прикрепите силуэты на картонную или деревянную палочку. Или приклейте их на картонную палочку с помощью скотча.
Сцену можно сделать из большой коробки следующим образом. Верх и низ картонной коробки загните внутрь так, чтобы получилась прямоугольная труба. Используя скотч, о
дну сторону трубы заклейте не толстой белой бумагой. Таким образом, у нас получилась открытая коробка, дно которой не картонное, а бумажное. К этой бумажной поверхности вы будете прикладывать силуэты, освещая их сзади лампой.
Установите коробку на стул или детский стол, бумажной поверхностью к себе. Затемните комнату, зажгите лампу или фонарь позади коробки. Теперь прикладывайте персонажей к бумажной поверхности, а ребенок, находясь с другой стороны коробки, будет смотреть вашу постановку.
Живопись Возраст от 2,5 и старше
Что нужно для игры:
Подборка репродукций картин художников;
П
окажите малышу репродукции самых разных картин и фотографии скульптур. Расскажите что такое портрет, пейзаж или натюрморт. Если есть возможность, посетите картинную галерею. При этом особо обратите внимание ребенка на две-три картины, а когда вернетесь домой, то попросите ребенка вспомнить о них и рассказать то, что он сможет.
Попробуйте сделать подборки картин по темам. Например, подберите репродукции с изображениями самых разных детей и младенцев, животных, пейзажи разных времен года. Называйте художника, написавшего картину.
Подробно опишите несколько картин. Расскажите все, что на них изображено, отметьте мелкие детали и попробуйте догадаться о том, что подразумевал художник.
Предложите описать картину ребенку. Если малыш затрудняется, задавайте наводящие вопросы. Начните с сюжетов, которые будут близки и понятны ребенку. Пусть сначала это будет всего несколько слов.
Листья и плоды деревьев Возраст 3-4 года
Мир вокруг нас
Что нужно для игры:
Цветная бумага, карандаши, клей, ножницы;
Наверняка вы уже познакомили ребенка с несколькими видами деревьев, которые встречались вам в лесу, в саду, в парке на прогулке и на картинках. Теперь можно попробовать выполнить это маленькое задание.
Из цветной бумаги вырежьте силуэты наиболее характерных листьев деревьев и их плодов. На отдельных листах нарисуйте или распечатайте большие силуэты деревьев. Ребенку нужно правильно разобрать и разложить плоды и листики на эти деревья или выполнить работу в качестве аппликации.
Дотронься быстро до... Возраст 3-4 года
Цвет, форма, реакция
Что нужно для игры:
Предметы разных цветов и форм.
Можно играть с одним или с несколькими детьми.
Предложите малышам бегать и резвиться в комнате или на улице. Внезапно скажите: "Дотроньтесь быстро до желтого!". Детям нужно как можно быстрее найти любой желтый предмет и дотронуться до него. Можно выбрать и наградить победителя, а можно просто продолжать. В следующий раз скажите: "Дотроньтесь быстро до круглого (до мокрого, до железного и т.п.)".
Стороны света
Возраст 3,5-4 года
Мир вокруг нас
Стороны света проще всего начать изучать с востока и запада. Несколько дней подряд утром и вечером обращайте внимание ребенка на положение солнца и объясните, что солнышко восходит на востоке, а заходит (западет) на западе.
Мы это замечали, когда жили летом на даче. Там нет больших строений и восход и заход солнца замечательно виден. В "домашних условиях" можно обратить внимание малыша, что сначала солнышко появляется в окнах одной комнаты, а затем в окнах другой.
Когда вы обнаружите, что ребенок на вопрос, где восходит и заходит солнце отвечает без затруднений, то начертите на земле, песке или асфальте крест и подпишите стороны света. Поставьте малыша в центр креста, так чтобы справа был восток, а слева запад. Теперь самое время сказать, что он смотрит лицом на север, а сзади ребенка юг. Расскажите как тепло на юге и холодно на севере. Можно потрогать личико и сказать, что оно холодное, а спина теплая. Или свяжите эти абстрактные понятия с другими ассоциациями.
Теплый и холодный воздух
Возраст 3-4 года
Попросите ребенка сделать губы трубочкой и подуть на свою ладонь. Пойдет холодный воздух, а теперь пусть дует с полностью открытым ртом - воздух будет теплым.
Повеселитесь вместе с ребенком: когда он дует холодным воздухом, кричите, что замерзли, а когда теплым, что вам жарко.
Малышу должно понравиться, кроме того, это просто полезное упражнение.