Консультация для родителей
Игры на развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Грамматический строй речи усваивается ребёнком постепенно, путём подражания речи окружающих и в процессе разнообразной речевой практики. Постепенность и определённая последовательность овладения грамматическим строем объясняется не только возрастными закономерностями развития нервной деятельности ребёнка, но и сложностью грамматической системы русского языка.
У детей, имеющих нарушения речи формирование грамматического строя языка характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления. У них значительно затруднён механизм словообразования и словоизменения.
Предлагаем игровые упражнения, способствующие развитию лексико- грамматической стороны речи у детей 5-7 лет.
Учим ребёнка образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Взрослый называет большой предмет, а ребёнок – маленький. Например: мяч – мячик.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
Учим ребёнка образовывать форму множественного числа существительных в именительном падеже.
Взрослый называет существительное в единственном числе, а ребёнок называет существительное во множественном числе именительного падежа.
Например: стакан – стаканы.
Учим ребёнка согласовывать притяжательные местоимения с существительными.
Взрослый называет существительное, а ребёнок подбирает подходящее притяжательное местоимение «мой», «моя», «моё», «мои».
Например: кукла – моя кукла.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в винительном падеже.
Взрослый показывает натуральные предметы или предметные картинки, а ребёнок, говорит, что или кого он видит.
Например: Мяч – Я вижу мяч.
Собака – Я вижу собаку.
Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в родительном падеже.
Взрослый говорит, что у вас есть, а ребёнок, говорит, чего у него нет. Например: У меня есть помидор. – А у меня нет помидора.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в дательном падеже.
Взрослый начинает предложение, а ребёнок заканчивает предложение. Например: Кисть нужна … (художнику).
Кость нужна … (собаке).
Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в творительном падеже.
Взрослый начинает предложение, а ребёнок заканчивает предложение. Например: Зайца угощу … (морковкой).
Собаку угощу … (косточкой). Курицу угощу … (пшеном).
Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в предложном падеже.
Взрослый называет слово, а ребёнок, говорит, о ком или о чём он думает. Например: Кукла – Я думаю о кукле.
Самолёт – Я думаю о самолёте.
Учим ребёнка согласовывать числительные «один», «одна» с существительными.
Взрослый называет существительное, а ребёнок подбирает к этому существительному числительное «один» или «одна».
Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком.
Например: Шапка – одна шапка.
Мяч – один мяч.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
Подобрать к числительным «один», «одна» как можно больше существительных.
Например: Один – нос, мяч и т.д.
Одна – кукла, кровать и т.д.
Учим ребёнка согласовывать числительные «два», «две» с существительными.
Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком. Взрослый показывает картинку, а ребёнок подбирает к этому предмету числительное «два» или «две».
Например: Два самолёта.
Две машины.
Учим ребёнка согласовывать числительные с существительными.
Предложите ребёнку считать по образцу. Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком.
Например: одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш. Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
Игра «Скажи, какой, какая?»
Учим ребёнка образовывать относительные прилагательные.
Например: Сок из апельсина - … (апельсиновый сок). Стакан из стекла - … (стеклянный стакан). Кофта из шерсти - … (шерстяная кофта).
Лист берёзы - … (берёзовый лист).
Учим ребёнка изменять глаголы по числам.
Взрослый предлагает ребёнку сказать по образцу. Например: Он сидит. – Они сидят.
Он лежит. – Они … (лежат).