СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры-этюды для развития музыкальных способностей в театрализованной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаются игры-этюды для использования в свободной деятельности и на музыкальных занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Игры-этюды для развития музыкальных способностей в театрализованной деятельности»



Приложение к п.1.4.4

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида № 19 «Шустрик»

633010, Россия, Новосибирская обл.,

г.Бердск, ул. К.Маркса, 54


Тел./ф.: (383-41) 2-26-83

E-mail: [email protected]












Игры- этюды по развитию музыкальных способностей в театрализованной деятельности.
























Музыкальные занятия с элементами логоритмики направлены на развитие

всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти,

внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей,

воспитывают нравственно – эстетические и этические чувства

Систематически используя на музыкальных занятиях элементы

логоритмики мы решаем следующие задачи:

-Развитие слухового внимания

-Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха.

-Развитие фонематического слуха.

-Развитие пространственной организации движений.

-Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики.

-Формирование и развитие кинестетических ощущений.

-Воспитание выразительности и грации движений.

-Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое.

-Формирование, развитие и коррекция

слухо-зрительно-двигательной

координации.

-Развитие физиологического и фонационного дыхания.

-Развитие певческого диапазона голоса.

-Развитие чувства ритма.

-Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с

движениями.

-Воспитание умения перевоплощаться.

-Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы

звуков.

-Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом,

буквенным обозначением.

-Формирование и закрепление навыка правильного употребления

звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Пальчиковая игра «Варим суп»

Эй, ребята! Эге-гей! –(Дети хлопают в ладоши).

Чистим овощи для щей.

Режем мы капусту -(Ставят ладони параллельно друг другу, пальцы выпрямлены. Поочерёдно поднимают и опускают ладони («рубят»).

Будет супчик вкусный.

Чистим мы картошку-(Поглаживают пальцами правой руки тыльную сторону левой ладони).

Чистим очень ловко,

Мы натрём морковку,-(Сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки и поднимают их к плечам).

Красную головку. –(Одновременно опускают и поднимают руки («трут морковь»)

А потом, а потом-(Стучат по левой ладони ребром правой).

Мы покрошим помидор,

И головку лучка,

И зубок чесночка.

Мы посолим супчик. -(Мелко перебирают пальцами правой руки, собранными в щепоть («солят»)).

Скушай-ка, голубчик! -(Протягивают обе ладони вперёд).


«Здравствуйте!»Логоритмическая игра с пением Музыка и слова С. Коротаевой

Ручки, ручки, просыпайтесь,

Здравствуйте! –( Потирают ладошку о ладошку).

Ласковые ручки наши,

Здравствуйте! –(Гладят по два раза ладошкой по правой , потом по левой руке).

Пальчики сердитые,

Здравствуйте!(Соединяют растопыренные пальцы и ударяют поочерёдно мизинец с мизинцем и т.д.)

И ладошки, наши крошки,

Здравствуйте! –(Ритмично хлопают в ладоши перед собой).

Наши ушки, наши щёчки,

Здравствуйте! –(Потирают ушки, гладят щёчки).

Наши локоны и кудри,

Здравствуйте! –(Гладят себя по голове).

Вы друг другу улыбнитесь,

Здравствуйте! –(Улыбаются сначала соседу слева, потом справа).

И головкой поклонитесь,

Здравствуйте!–(Выполняют поклон головой).


Упражнения и игры для активизации речевого аппарата.

1) Высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до основания.

2) Цоканье и пощёлкивание языком.

3) Круговые движения языком между зубами и щеками.

4) Покусывание языка боковыми зубами

5) Покусывание внутренней поверхности щёк


Педагог:

Пробежал по лесу гул!

Дети:Гу-гу-гу-гу! -(слог пропевают на сильном выдохе.)

Педагог:

Тут спросонок лес вздохнул...

Дети:

Уф! Уф! -(сильный короткий выдох.)

Педагог:

И посыпалась роса...

Дети:Динь-динь-динь! -(пропевают в верхнем регистре, на улыбке, звук

носовой.)


Ест киска суп из миски. -(Утрировать звук с.)

Сыта киска

пуста миска.

Носит Сеня сено в сени.

Спать на сене будет Сеня.


Чистоговорка

«Т-ТЬ»

Та-та-та яблоко моя мечта. -

(Дети сжимают и разжимают пальцы ).

Ато-ато-ато

витаминами богато. –( Хлопают в ладоши).

Ти-ти-ти где же яблоко найти? –

(Поднимают и опускают плечи).

Ать-ать-ать

надо яблоню искать. –(Приставляют к глазам то одну ладонь, то другую).

Попеременно надувать правую и левую щёки, перегоняя воздух из одной щеки в другую.

Втягивать щёки в ротовую полость между зубами, губы вытянуть вперёд.

Попеременно надувать и втягивать щёки.


«Зайчик»:

зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.


Чистоговорка

«Д-ДЬ»Ду-ду-ду–в огород иду. –(Дети «пробегают» указательными средним

пальцами по бёдрам).

Да-да-да –в огороде лебеда. –(Ставят руки на пояс и качают головой вправо-влево).

Де-де-де–где ты, репка, где? –(Приставляют к глазам то правую

ладонь, то левую («ищут репку»).

Оди-оди-оди–бабушка подходит. –

(Стучат кулаками по бёдрам).


Дыхательные упражнения

«Листопад»

Цель

: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование

: листочки из тонкой бумаги.

Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" сдувать листочки с ладони.


"Дует ветерок"

Цель

: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.

Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:

Золотое солнышко по небу катается

С утра улыбается,

А улыбки-лучи –очень горячи -

(дети раскрывают пальцы на

правойруке, изображая "солнышко" и встают в круг).

Что было дальше?

Солнышко зашло за тучу -(дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").

Вдруг подул ветерок,А гудел он так:

У-У-У -

(дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).


"Мокрые котята".

Цель игры — развить воображение, координацию, пантомимические способности.

Ход игры: дети по началу определенной музыки изображают играющих котят, потом звучит звук дождя, «котята» забегают домой и стряхивают с себя мокрые капли, умываются.

• Этюды по сказке «Заюшкина избушка» на выражение эмоций и движений:

«Лиса в домике»

Дети показывают лицом настроение лисы, когда она выгнала зайца (Под торжествующую музыку дети показывают гордость в позе, жестах, выражении лица).

«Лиса выгнали из домика»

Дети показывают лису, когда ее прогонял петух, какое у неё было настроение. (Под «грустную» музыку дети принимаю сердитое выражение лица, испуганное и грустное одновременно)

«Заяц под кустом»

Дети показывают, как грустный, плачущий зайка идет по лесу и прячется под куст.

«Петушок выгоняет лису»

Дети подражают петушку, показывая его решительность, смелость.

«Ледяной домик, который тает»

Дети показывают сначала напряженную, вытянутую «ледяную скульптуру», постепенно руки, спина становятся мягкими, и фигура «сползает» на пол.

Этюд на стихотворение:

На всех нас без сомнения,

Влияет настроение,

Кто веселится….

Кто грустит…

Кто испугался…

Кто сердит….

На кого указывает ведущий в считалочке, тот показывает соответствующее выражение лица.

Этюд «Пьеро, Мальвина, Буратино»

Дети передают мяч по кругу под музыку из фильма про Буратино. На ком музыка остановилась, тот встает в позу и принимает соответствующее выражение лица героя, которого назвал ведущий.

«Немой диалог» на развитие артикуляции

Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама во дворе дома, а вы смотрите на нее из окна. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.

(Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям.)

Этюд «Утро начинается»

Цель: развивать воображение, выразительность жестов.

Воспитатель рассказывает, как начинается день у ребенка, как он просыпается, потягивается, делает зарядку, умывается, чистит зубы и т. д…и приходит в детский сад, здоровается с воспитателем и друзьями. Дети без слов с помощью пантомимы изображают эти действия.

«Варись, варись кашка» Песня гр. «Талисман»

Цель: развивать пантомимические навыки у детей

Под текст песни дети изображают, как они варят кашку, закладывают в кастрюлю крупу, сосиски.

Мы сегодня встали рано

И пока мамуля спит

Кашу ей сварить решили,

Чтобы чем - то удивить.

Мы пока крупу искали,

Убежало молоко

Как так вышло, мы не знаем,

Видно шустрое оно

Припев:

Варись, варись кашка

Варись и веселей

Порадуем сегодня мы всех своих друзей

Варись, варись кашка

Варись и не ленись

Тебя уже тарелки и ложки заждались.

Вместе все же мы решили

Молоко перехитрить

И на этот раз ведерко

Для надежности налить

Чтобы каша вышла вкусной

Добавляли, что могли

Колбасу, конфеты, булку

Посолили от души.

«Цветочек»

Цель игры — развить воображение, координацию, пантомимические способности, чувствовать лирическое настроение музыки.

Под лирическую музыку «Цветочные поля» из фильма «Про Красную шапочку» дети показывают, как распускается цветок и качается на ветру.

«На лужайке»

Дети «пришли» отдохнуть на лужайку, полежать и погреться на солшышке, поиграть с мячом в разные игры, попрыгать на скакалке и т. д. Поочередно дети придумывают и показывают действие, остальные угадывают.

«Салют»

Дети с «султанчиками» в руках имитируют праздничных салют под фонограмму, почередно поднимая руки вверх, соотвнтственно звукам аудиозаписи.

«А может наоборот – добрый?»

Воспитатель предлагает вспомнить детям злых героев из сказок (Карабаса- Барабаса, Бабу Ягу, Волка и т. п.) и предположить, почему они злые. (Дать разные версии. Например, Волк рос в стае злых волков, был голодный. У Бабы Яги не было друзей, в лесу одна и т. п) Детям предлагается придумать и обыграть разные сцены с этими героями, если б они были добрыми. (Например, сцена встречи Красной Шапочки и Волка)

«Смайлик»

Дети передают поочередно «зеркало – смешинку» и глядя в него пытаются рассмеяться. У кого лучше получилось, более заразительно - приз «медалька – смайлик»

«Электричка»

Задача: выражением лица, разными действиями показать человека, опоздавшего на электричку.

По принципу «Игра со стульями», только стулья стоят в ряд, изображая поезд. Дети садятся на стулья и имитируют под музыку «Опять от меня сбежала последняя электричка» движение. Один пассажир лишний (опоздавший) – подбегает на «перрон» позже других и изображает отчаяние, смотрит на часы и т. п. Затем дети встают с мест, кладут руки на плечи впереди стоящего, последним цепляется опоздавший. «Едут» вокруг стульев, как музыка прерывается, нужно успеть занять места, кому не хватило – другой «опоздавший» пассажир. Игра повторяется.

«Кто пропал»

Цель: развивать внимание.

На экране демонстрируется презентация, где изображены какие – либо герои из сказок, затем поочередно кого – то из них не хватает. Дети угадывают, кто из сказочных персонажей пропал с презентации, путем изображения его без слов.

Игра-пантомима «Роза»

Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

Дети имитируют движения поэтапно, как роза выросла, как распускалась, как постепенно вяла и опадали лепестки.

«Король»

Цель: Учить детей действовать с воображаемыми предметами, развивать фантазию, воображение.

«Король» сидит на троне с короной а голове. Дети делятся на несколько групп. Каждая группа представляет свою профессию, действуя с воображаемыми предметами (Повара, прачки, швеи и т. д.). первая группа подходит к «Королю»:

Работники: Здравствуй, Король!

Король: Здравствуйте!

Работники: Нужны Вам работники?

Король: А что вы умеете делать?

Работники: А ты отгадай!

Король должен отгадать профессии работников. Если он угадал правильно, то дети разбегаются, а он догоняет. В процессе игры педагог усложняет характер короля (Жадный, то злой, то добрый, легкомысленный, то сварливый).

«День рождения»

Цель: Учить детей действовать с воображаемыми предметами, развивать фантазию, воображение…Учить детей быть доброжелательными, внимательными и добрыми.

Педагог назначает именинника. К нему по очереди приходят гости и дарят воображаемые подарки (куклы, мяч, бадминтон, конструктор). Дети показывают, что можно с этим делать, а именинник отгадывает.

«Эстафета»

Цель: развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Дети сидят на стульчиках в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди,

сохраняя темпоритм и не вмешиваясь в действия друг друга. Варианты могут быть разными. Например: радиограмма в море тонет корабль, передает радиограмму с просьбой о помощи. Первый ребенок «Радист», он передает по цепочке ритмический рисунок хлопками в ладоши или по плечу товарища. «капитан» тонущего судна (в конце цепочки) ,если повторяет рисунок правильно, то корабль спасен.

«Что ты слышишь?»

Цель: Тренировать слуховое внимание.

Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате, за окном, в коридоре. Затем рассказать, что слышал, на что похоже.

«Угадай, что не так»

Цель: Тренировать зрительное внимание.

Педагог произвольно раскладывает на столе несколько предметов или игрушек, просит детей закрыть глаза, убирает, либо меняет местами игрушки, затем дети должны угадать,что изменилось.

«Руки – ноги»

Цель: Развивать активное внимание и быстроту внимания.

По одному хлопку дети должны поднять руки, по двум хлопкам – встать. Если руки подняты – по одному опустить руки, по двум – сесть.

«Упражнения со стульями»

Цель: Привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами.

По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко, домик для куклы (квадрат, самолет, автобус и т. д….

«Передай позу»

Цель: Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.

Дети сидят на стульях в полукруге и на пол по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка и водящего. Детей надо предварительно поделить на зрителей и исполнителей.

Игра-пантомима «Рыбачок»

Дети имитируют движения рыбака, как он цепляет корм на удочку, как забрасывает ее, тянет рыбу и т. д.

• Инсценировка стихотворения И. Жукова «Киска»

Хозяйка: Здравствуй, Киска, как дела? Что же ты от нас ушла?

К иска: Не могу я с вами жить,

Хвостик негде положить.

Ходите, зеваете,

На хвостик наступаете!