Приложение к п.1.4.4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида № 19 «Шустрик»
633010, Россия, Новосибирская обл., г.Бердск, ул. К.Маркса, 54 | | Тел./ф.: (383-41) 2-26-83 E-mail: [email protected] |
Игры- этюды по развитию музыкальных способностей в театрализованной деятельности.
Музыкальные занятия с элементами логоритмики направлены на развитие
всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти,
внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей,
воспитывают нравственно – эстетические и этические чувства
Систематически используя на музыкальных занятиях элементы
логоритмики мы решаем следующие задачи:
-Развитие слухового внимания
-Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха.
-Развитие фонематического слуха.
-Развитие пространственной организации движений.
-Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики.
-Формирование и развитие кинестетических ощущений.
-Воспитание выразительности и грации движений.
-Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое.
-Формирование, развитие и коррекция
слухо-зрительно-двигательной
координации.
-Развитие физиологического и фонационного дыхания.
-Развитие певческого диапазона голоса.
-Развитие чувства ритма.
-Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с
движениями.
-Воспитание умения перевоплощаться.
-Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы
звуков.
-Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом,
буквенным обозначением.
-Формирование и закрепление навыка правильного употребления
звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
Пальчиковая игра «Варим суп»
Эй, ребята! Эге-гей! –(Дети хлопают в ладоши).
Чистим овощи для щей.
Режем мы капусту -(Ставят ладони параллельно друг другу, пальцы выпрямлены. Поочерёдно поднимают и опускают ладони («рубят»).
Будет супчик вкусный.
Чистим мы картошку-(Поглаживают пальцами правой руки тыльную сторону левой ладони).
Чистим очень ловко,
Мы натрём морковку,-(Сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки и поднимают их к плечам).
Красную головку. –(Одновременно опускают и поднимают руки («трут морковь»)
А потом, а потом-(Стучат по левой ладони ребром правой).
Мы покрошим помидор,
И головку лучка,
И зубок чесночка.
Мы посолим супчик. -(Мелко перебирают пальцами правой руки, собранными в щепоть («солят»)).
Скушай-ка, голубчик! -(Протягивают обе ладони вперёд).
«Здравствуйте!»Логоритмическая игра с пением Музыка и слова С. Коротаевой
Ручки, ручки, просыпайтесь,
Здравствуйте! –( Потирают ладошку о ладошку).
Ласковые ручки наши,
Здравствуйте! –(Гладят по два раза ладошкой по правой , потом по левой руке).
Пальчики сердитые,
Здравствуйте!(Соединяют растопыренные пальцы и ударяют поочерёдно мизинец с мизинцем и т.д.)
И ладошки, наши крошки,
Здравствуйте! –(Ритмично хлопают в ладоши перед собой).
Наши ушки, наши щёчки,
Здравствуйте! –(Потирают ушки, гладят щёчки).
Наши локоны и кудри,
Здравствуйте! –(Гладят себя по голове).
Вы друг другу улыбнитесь,
Здравствуйте! –(Улыбаются сначала соседу слева, потом справа).
И головкой поклонитесь,
Здравствуйте!–(Выполняют поклон головой).
Упражнения и игры для активизации речевого аппарата.
1) Высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до основания.
2) Цоканье и пощёлкивание языком.
3) Круговые движения языком между зубами и щеками.
4) Покусывание языка боковыми зубами
5) Покусывание внутренней поверхности щёк
Педагог:
Пробежал по лесу гул!
Дети:Гу-гу-гу-гу! -(слог пропевают на сильном выдохе.)
Педагог:
Тут спросонок лес вздохнул...
Дети:
Уф! Уф! -(сильный короткий выдох.)
Педагог:
И посыпалась роса...
Дети:Динь-динь-динь! -(пропевают в верхнем регистре, на улыбке, звук
носовой.)
Ест киска суп из миски. -(Утрировать звук с.)
Сыта киска
пуста миска.
Носит Сеня сено в сени.
Спать на сене будет Сеня.
Чистоговорка
«Т-ТЬ»
Та-та-та яблоко моя мечта. -
(Дети сжимают и разжимают пальцы ).
Ато-ато-ато
витаминами богато. –( Хлопают в ладоши).
Ти-ти-ти где же яблоко найти? –
(Поднимают и опускают плечи).
Ать-ать-ать
надо яблоню искать. –(Приставляют к глазам то одну ладонь, то другую).
Попеременно надувать правую и левую щёки, перегоняя воздух из одной щеки в другую.
Втягивать щёки в ротовую полость между зубами, губы вытянуть вперёд.
Попеременно надувать и втягивать щёки.
«Зайчик»:
зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Чистоговорка
«Д-ДЬ»Ду-ду-ду–в огород иду. –(Дети «пробегают» указательными средним
пальцами по бёдрам).
Да-да-да –в огороде лебеда. –(Ставят руки на пояс и качают головой вправо-влево).
Де-де-де–где ты, репка, где? –(Приставляют к глазам то правую
ладонь, то левую («ищут репку»).
Оди-оди-оди–бабушка подходит. –
(Стучат кулаками по бёдрам).
Дыхательные упражнения
«Листопад»
Цель
: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование
: листочки из тонкой бумаги.
Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" сдувать листочки с ладони.
"Дует ветерок"
Цель
: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.
Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:
Золотое солнышко по небу катается
С утра улыбается,
А улыбки-лучи –очень горячи -
(дети раскрывают пальцы на
правойруке, изображая "солнышко" и встают в круг).
Что было дальше?
Солнышко зашло за тучу -(дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").
Вдруг подул ветерок,А гудел он так:
У-У-У -
(дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).
"Мокрые котята".
Цель игры — развить воображение, координацию, пантомимические способности.
Ход игры: дети по началу определенной музыки изображают играющих котят, потом звучит звук дождя, «котята» забегают домой и стряхивают с себя мокрые капли, умываются.
• Этюды по сказке «Заюшкина избушка» на выражение эмоций и движений:
«Лиса в домике»
Дети показывают лицом настроение лисы, когда она выгнала зайца (Под торжествующую музыку дети показывают гордость в позе, жестах, выражении лица).
«Лиса выгнали из домика»
Дети показывают лису, когда ее прогонял петух, какое у неё было настроение. (Под «грустную» музыку дети принимаю сердитое выражение лица, испуганное и грустное одновременно)
«Заяц под кустом»
Дети показывают, как грустный, плачущий зайка идет по лесу и прячется под куст.
«Петушок выгоняет лису»
Дети подражают петушку, показывая его решительность, смелость.
«Ледяной домик, который тает»
Дети показывают сначала напряженную, вытянутую «ледяную скульптуру», постепенно руки, спина становятся мягкими, и фигура «сползает» на пол.
• Этюд на стихотворение:
На всех нас без сомнения,
Влияет настроение,
Кто веселится….
Кто грустит…
Кто испугался…
Кто сердит….
На кого указывает ведущий в считалочке, тот показывает соответствующее выражение лица.
Этюд «Пьеро, Мальвина, Буратино»
Дети передают мяч по кругу под музыку из фильма про Буратино. На ком музыка остановилась, тот встает в позу и принимает соответствующее выражение лица героя, которого назвал ведущий.
• «Немой диалог» на развитие артикуляции
Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама во дворе дома, а вы смотрите на нее из окна. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.
(Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям.)
• Этюд «Утро начинается»
Цель: развивать воображение, выразительность жестов.
Воспитатель рассказывает, как начинается день у ребенка, как он просыпается, потягивается, делает зарядку, умывается, чистит зубы и т. д…и приходит в детский сад, здоровается с воспитателем и друзьями. Дети без слов с помощью пантомимы изображают эти действия.
• «Варись, варись кашка» Песня гр. «Талисман»
Цель: развивать пантомимические навыки у детей
Под текст песни дети изображают, как они варят кашку, закладывают в кастрюлю крупу, сосиски.
Мы сегодня встали рано
И пока мамуля спит
Кашу ей сварить решили,
Чтобы чем - то удивить.
Мы пока крупу искали,
Убежало молоко
Как так вышло, мы не знаем,
Видно шустрое оно
Припев:
Варись, варись кашка
Варись и веселей
Порадуем сегодня мы всех своих друзей
Варись, варись кашка
Варись и не ленись
Тебя уже тарелки и ложки заждались.
Вместе все же мы решили
Молоко перехитрить
И на этот раз ведерко
Для надежности налить
Чтобы каша вышла вкусной
Добавляли, что могли
Колбасу, конфеты, булку
Посолили от души.
• «Цветочек»
Цель игры — развить воображение, координацию, пантомимические способности, чувствовать лирическое настроение музыки.
Под лирическую музыку «Цветочные поля» из фильма «Про Красную шапочку» дети показывают, как распускается цветок и качается на ветру.
• «На лужайке»
Дети «пришли» отдохнуть на лужайку, полежать и погреться на солшышке, поиграть с мячом в разные игры, попрыгать на скакалке и т. д. Поочередно дети придумывают и показывают действие, остальные угадывают.
• «Салют»
Дети с «султанчиками» в руках имитируют праздничных салют под фонограмму, почередно поднимая руки вверх, соотвнтственно звукам аудиозаписи.
• «А может наоборот – добрый?»
Воспитатель предлагает вспомнить детям злых героев из сказок (Карабаса- Барабаса, Бабу Ягу, Волка и т. п.) и предположить, почему они злые. (Дать разные версии. Например, Волк рос в стае злых волков, был голодный. У Бабы Яги не было друзей, в лесу одна и т. п) Детям предлагается придумать и обыграть разные сцены с этими героями, если б они были добрыми. (Например, сцена встречи Красной Шапочки и Волка)
• «Смайлик»
Дети передают поочередно «зеркало – смешинку» и глядя в него пытаются рассмеяться. У кого лучше получилось, более заразительно - приз «медалька – смайлик»
• «Электричка»
Задача: выражением лица, разными действиями показать человека, опоздавшего на электричку.
По принципу «Игра со стульями», только стулья стоят в ряд, изображая поезд. Дети садятся на стулья и имитируют под музыку «Опять от меня сбежала последняя электричка» движение. Один пассажир лишний (опоздавший) – подбегает на «перрон» позже других и изображает отчаяние, смотрит на часы и т. п. Затем дети встают с мест, кладут руки на плечи впереди стоящего, последним цепляется опоздавший. «Едут» вокруг стульев, как музыка прерывается, нужно успеть занять места, кому не хватило – другой «опоздавший» пассажир. Игра повторяется.
• «Кто пропал»
Цель: развивать внимание.
На экране демонстрируется презентация, где изображены какие – либо герои из сказок, затем поочередно кого – то из них не хватает. Дети угадывают, кто из сказочных персонажей пропал с презентации, путем изображения его без слов.
• Игра-пантомима «Роза»
Цель: развивать выразительность мимики и жестов.
Дети имитируют движения поэтапно, как роза выросла, как распускалась, как постепенно вяла и опадали лепестки.
• «Король»
Цель: Учить детей действовать с воображаемыми предметами, развивать фантазию, воображение.
«Король» сидит на троне с короной а голове. Дети делятся на несколько групп. Каждая группа представляет свою профессию, действуя с воображаемыми предметами (Повара, прачки, швеи и т. д.). первая группа подходит к «Королю»:
Работники: Здравствуй, Король!
Король: Здравствуйте!
Работники: Нужны Вам работники?
Король: А что вы умеете делать?
Работники: А ты отгадай!
Король должен отгадать профессии работников. Если он угадал правильно, то дети разбегаются, а он догоняет. В процессе игры педагог усложняет характер короля (Жадный, то злой, то добрый, легкомысленный, то сварливый).
• «День рождения»
Цель: Учить детей действовать с воображаемыми предметами, развивать фантазию, воображение…Учить детей быть доброжелательными, внимательными и добрыми.
Педагог назначает именинника. К нему по очереди приходят гости и дарят воображаемые подарки (куклы, мяч, бадминтон, конструктор). Дети показывают, что можно с этим делать, а именинник отгадывает.
• «Эстафета»
Цель: развивать внимание, выдержку, согласованность действий.
Дети сидят на стульчиках в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди,
сохраняя темпоритм и не вмешиваясь в действия друг друга. Варианты могут быть разными. Например: радиограмма в море тонет корабль, передает радиограмму с просьбой о помощи. Первый ребенок «Радист», он передает по цепочке ритмический рисунок хлопками в ладоши или по плечу товарища. «капитан» тонущего судна (в конце цепочки) ,если повторяет рисунок правильно, то корабль спасен.
• «Что ты слышишь?»
Цель: Тренировать слуховое внимание.
Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате, за окном, в коридоре. Затем рассказать, что слышал, на что похоже.
• «Угадай, что не так»
Цель: Тренировать зрительное внимание.
Педагог произвольно раскладывает на столе несколько предметов или игрушек, просит детей закрыть глаза, убирает, либо меняет местами игрушки, затем дети должны угадать,что изменилось.
• «Руки – ноги»
Цель: Развивать активное внимание и быстроту внимания.
По одному хлопку дети должны поднять руки, по двум хлопкам – встать. Если руки подняты – по одному опустить руки, по двум – сесть.
• «Упражнения со стульями»
Цель: Привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами.
По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко, домик для куклы (квадрат, самолет, автобус и т. д….
• «Передай позу»
Цель: Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.
Дети сидят на стульях в полукруге и на пол по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка и водящего. Детей надо предварительно поделить на зрителей и исполнителей.
• Игра-пантомима «Рыбачок»
Дети имитируют движения рыбака, как он цепляет корм на удочку, как забрасывает ее, тянет рыбу и т. д.
• Инсценировка стихотворения И. Жукова «Киска»
Хозяйка: Здравствуй, Киска, как дела? Что же ты от нас ушла?
К
иска: Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить.
Ходите, зеваете,
На хвостик наступаете!