Игры и игровые упражнения на развитие памяти
Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей памяти.
1. «Каскад слов» - упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти. Заранее подготовить список из 8 – 20 слов, которые хорошо знакомы ребёнку.
Огонь
Дом, молоко
Конь, гриб, игла
Петух, солнце, асфальт тетрадь
Крыша, пень, вода, свеча, школа
Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб
Орёл, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын
Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мёд
Мяч, яблоко, шапка, капуста, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки
Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник.
Ребенку предлагается повторять слова. Начинать с одного слова, затем называть два слова, ребенок должен повторять обязательно в этой же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами 1 сек.).
Когда ребёнок не сможет повторить определенный ряд, ему зачитывается такое ж количество слов, но других (для этого нужно подготовить другой список слов).
Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, следует переходить к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении не сможет воспроизвести заданное количество слов. То количество слов, которое ребенок может повторить за взрослым, есть объем слуховой кратковременной памяти. С многократным повторением этого упражнения будет изменяться и объем слуховой кратковременной памяти на слова. Слова с повторение упражнения меняются.
2. Упражнения на развитие зрительной памяти.
На столе разложить перед ребёнком палочки, из которых сделать какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Просим посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем фигуру закрыть и попросить ребенка её повторить, сложить так же.
Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.
Другой вариант: попросить ребёнка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.
Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.
3. Упражнение на развитее памяти на буквы, цифры и слова.
Показываем ребёнку цифровой ряд, написанный на карточке, и просим его повторить в той же последовательности эти цифры, затем увеличиваем этот ряд на одну цифру.
6 2
2 8 3
3 7 1 4
6 3 9 1 5
8 1 4 9 2 6
7 4 1 8 3 9 2
Отмечаем, какое максимальное количество цифр может повторить ребенок. Далее предлагаем ребенку выполнить то же самое задание, но только зачитывая цифры без показа. В первом случае мы определяем зрительную память, а во втором – слуховую. В третьей серии пробуем научить ребёнка одному из способов расширения способности к запоминанию. Начинаем с того цифрового ряда, который ребенок не смог повторить. Для того, чтобы легче запомнить каждую цифру, учим ребенка отыскивать какую-нибудь аналогию с соответствующим числом. Например: какое-то число совпадает с возрастом ребёнка, какое-то – с номером квартиры и т.д.; теперь ему легче будет воспроизвести этот цифровой ряд. Продолжаем подобную тренировку, но теперь ребенок сам пытается найти какие-либо аналогии для того, чтобы затем воспроизвести цифровой ряд.
Этот самый прием можно использовать и для тренировки на запоминание букв и слов.
4. «Я фотоаппарат» - игра на развитие зрительной памяти, внимания.
Предлагаем ребёнку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, лежащие на столе. Затем закрывает глаза и перечисляет всё, что ему удалось запомнить.
5. Игра в слова – развитие слуховой памяти, внимания.
Задание 1. Сейчас я назову тебе слова, а ты постарайся их запомнить. Внимание: машина, тарелка, автобус, ложка, чашка, поезд, вилка, самолет, маршрутное такси, кастрюля, сахарница, пароход.
Повтори!
Задание 2. Как можно разделить эти слова на группы (при затруднении подвести его к правильному ответу; например: «Вспомни сначала посуду»).
Вариант 2. Тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, банан, нож, кастрюля, груша, чайник, вазочка, слива.
Вариант 3. Слон, заяц, стол, лиса, шкаф, волк, диван, кресло, медведь.
Вариант 4. Помидор, ухо, капуста, лоб, глаза, огурец, перец, щеки, лук, брови, баклажан.
Задание те же:
- воспроизведи все слова;
- раздели на группы по одному общему признаку;
- запомни и воспроизведи.
6. Осенние листья. На развитие зрительной памяти.
Задание: «Посмотри на этот лист. Запомни его».
Затем этот лист закрывается, а ребенок должен найти точно такой же среди остальных. (Как правило, эту задачу никому не удается решить сразу, поэтому задание можно повторить несколько раз).
Когда задача будет решена, необходимо обсудить с ребенком то, как он запомнил, детально проанализировать особенности контура листа, стебля, количество жилок и т.д.
7. Игра в слова. На развитие слуховой памяти.
Инструкция: сейчас я назову тебе несколько слов. Постарайся их запомнить.
Вариант 1:
Внимание!
Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.
Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.
Задание 2. Есть ли что-нибудь общее у этих слов? Чем походи эти слова?
При выполнении этого задания не следует подсказывать ребенку, пусть он сам подумает, посравнивает слова, почувствует слово.
Эта работа важна не только для развития памяти, но и для других умственных способностей, а также для развития речи.
Задание 3. Если знаешь как пишется буква С, то напиши ее.
Задание 4. Придумай слова, которые начинаются с буквы С.
Задание 5. Вспомни те слова, которые я просила запомнить.
Повтори их!
Вариант 2. Облако, окно, огород, орех, окунь, очень, огонь.
Задание 1,2,3,4,5 надо повторить.
Вариант 3. Вилка, вата, воск, ворот, венок, вишня, виноград, варенье.
Задание 1,2,3,4,5 надо повторить.
8. Игра в слова на разные буквы. На развитие слуховой памяти.
Инструкция: сейчас я назову много слов. Постарайся их запомнить.
Внимание!
Арбуз, медведь, арфа, муравей, арка, мыло, аптека, музыка, алмаз, малина.
Задание 1. Назови те слова, которые ты запомнил.
Задание 2. Назови слова, которые начинаются с буквы А.
Назови слова, которые начинаются с буквы М.
Задание 3. Назови все слова, которые я просила тебя запомнить.
9.«Гуляем по зоопарку». На развитие слуховой и зрительной памяти.
Инструкция: «закрой глаза и представь, что мы с тобой в зоопарке. Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».
Итак, тюлень, лось, баран, тигр, крокодил…
Задание 1. Перечисли всех животных, которых ты знаешь.
Задание 2. Внимательно посмотри на рисунки и покажи животных, которых я назвала.
Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.
Задание 4. Картинки убираются, ребенка просим назвать животных в том порядке, в каком они назывались.
10. «Гуляем по лесу». На развитие слуховой и зрительной памяти.
Инструкция: Представь, что мы уже в лесу. Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я не назвала.
Итак, сорока, кукушка, дрозд, малиновка, дятел.
Задание 1. Назови всех птиц, каких ты знаешь. При затруднении можно предложить воспользоваться картинками.
Задание 2. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игра.
11. «Разрезная картинка». На развитие зрительной памяти.
Цветная открытка с изображением законченного предмета разрезается на несколько частей (8-9).
Задание 1. Собери из этих частей картинку так, чтобы она выглядела целой.
Задание 2. Картинка убирается, и ребенка просят по памяти нарисовать ее.
12. Игры со стихами. На развитие слуховой памяти.
Инструкция: «сейчас я прочитаю тебе стихотворение про бобра. Я прочитаю его только один раз, слушай внимательно».
Бобер.
Посмотри-ка на бобра:
Без пилы, без топора
Валит он в лесу осину-
Строит в заводи плотину!
Зубы крепкие бобра
Поострее топора.
Н.Костарев.
Задание 1. Скажи, что делает бобер? Зачем он это делает? Что помогает бобру делать плотину?
Задание 2. Нарисуй то, о чем говорится в стихотворении.
- Расскажи, что ты нарисовал?
- Расскажи, что бобер делает?
- Зачем бобер строит плотину?
Задание 3. После вопросов – ответов начинаем учить стихотворение. Это оказывается уже намного проще. Повторяем стихотворение несколько раз, пока ребенок не выучит его наизусть. Такое заучивание стихов дает хорошие результаты. И развивает не только память, но и воображение, мелкую моторику.
Вариант 2.
Белка сушит сыроежки,
Лапкой с ветки рвет орешки,
Все запасы в кладовой
Пригодятся ей зимой.
З. Александрова.
Задание 1,2,3 повторить.
Вариант 3.
Миновало лето,
Осень наступила,
На полях и в рощах Пусто и уныло,
Птички улетели,
Стал дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
А. Плещеев.
Задание 1,2,3 повторить.
13. «Что изменилось?». На развитие зрительной памяти.
Инструкция: « Посмотри на рисунок и постарайся запомнить, какие предметы нарисованы, как они расположены».
Затем предлагается эта картинка с изменениями.
Задание: Скажи, что изменилось?
Чего не стало?
Какие предметы появились?
Вариант 2,3,4. Предлагаются другие пары картинок.
14. Упражнение с картинками. На развитие зрительной памяти.
Предлагаются картинки, под каждой картинкой фигурка, которая подходит к ней.
Инструкция: «Запомни картинки и фигурки, которые им соответствуют».
Картинки с фигурками убираются, ребенку предлагается лист только с картинками.
Задание: Вспомни и нарисуй фигурки, которые подходят к картинкам.