МНЕМОТЕХНИКА игры и пособия
Подготовила: Королева Т.В.
Актуальность
Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.
Формирование её у детей — изначально сложный процесс даже при отсутствии патологии в речевом развитии, но она многократно усложняется, если у ребёнка наблюдается системное недоразвитие речи.
Актуальность
Дети с тяжелыми нарушениями с трудом включаются в коммуникативную деятельность.
Как правило, у таких детей
- плохая слуховая память,
- снижено внимание,
- не так подвижны психические процессы,
- они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом ее планируют,
- не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.
В силу этих и других причин дети с тяжелыми нарушениями речи не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания.
Актуальность
- Заучивание стихотворений вызывает у детей с ТНР большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
- Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозит процесс развития связной речи.
- Смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.
- Труднее всего даются таким детям самостоятельное высказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников.
Поэтому использование одних традиционных методов работы с данной категорией детей недостаточно, необходимо изыскать новые пути решения формирования связной речи, найти такие творческие инновационные методики, технологии, эффективность которых была бы очевидна. Одной из таких методик является — мнемотехника, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.
Развивающая предметно-пространственная среда
Пособие «Круглый год»
Цель:
Учить детей составлять описательные рассказы о времени года с опорой на мнемотаблицы .
Пособие включает в себя также
игру лото «Времена года» карточки
к которой используются для
составления мнемодорожек
при сочинении рассказов о временах года.
Развивающая предметно-пространственная среда
Игровое пособие «Гусеница-запоминайка»
Цель: Составление мнемодорожек к
чистоговоркам, коротким стихам о цифрах
Части гусеницы соединяются
между собой разными способами
и пособие может также использоваться
для развития мелкой моторики
Развивающая предметно-пространственная среда
Игровое пособие
«Кто в домике живет?»
Варианты использования:
или игрушки о которых ребенок по своему выбору составляет
описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы.
2. Составление описательных загадок по мнемотаблице
Развивающая предметно-пространственная среда
Игровое пособие «Живые мнемотаблицы»
Цель: Составление описательных
рассказов о диких животных
по мнемотаблицам
Развивающая предметно-пространственная среда
Игры с фонариком: «Что лежит в корзинке?»
«Кто прячется в лесу?»
Цель: составление описания-загадки о
предмеах по мнемотаблице
Развивающая предметно-пространственная среда
Пособие «Книжки-ладошки»
Цель: разучивание пальчиковых
игр с помощью мнемотаблиц,
развитие мелкой моторики
Этот пальчик – дедушка, Правой рукой загибать пальчики на левой руке, Этот пальчик – бабушка, начиная с большого. Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья