Духовно-нравственное развитие воспитанников.
Игры, упражнения, притчи.
1.Игра «Окажи внимание другому».
Цель: формирование умения выражать свое положительное отношение к другим, оказывать и принимать знаки внимания.
Ход игры: Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь положительное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я...» (повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я...»)
2. Упражнение «Сотворение чуда».
Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», – или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже. Эта игра учит дошкольников эмпатии, умению понять чувства другого.
3. Упражнение «Подари камешек».
Ведущий. «Ребята, возьмите, пожалуйста, из коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый...»
Тем детям, которым ничего не досталось, камешки дарит ведущий, но обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому
он дарит подарок.
4.Упражнение «Щепки плывут по реке».
Цель: Развитие эмпатии, снятие агрессивности, развитие навыков невербального общения.
Материал: Аудиозапись со спокойной музыкой.
Проведение: Дети встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Один ребенок – щепка. Он медленно «проплывает» между «берегами». «Берега» мягкими прикосновениями помогают «щепке». Говорят ей ласковые слова, называют по имени. «Щепка» сама выбирает, с какой скоростью ей двигаться. Упражнение можно проводить с открытыми или закрытыми глазами.
5. Упражнение «Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка».
Участникам предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.
6. Упражнение «Счастье».
Материалы: Бумага для рисования и карандаши каждому ребенку.
Инструкция: «Знаете ли вы какую-нибудь историю про счастливое животное? Знаете ли вы какого-нибудь человека, который практически всегда счастлив? Когда вы сами счастливы, что вы испытываете?
Я хочу, чтобы вы нарисовали картинку, которая покажет, что бывает, когда вы счастливы. Используйте краски и линии, формы и образы, которые выразят ваше понимание счастья...».
Анализ упражнения:
Почему мы не можем все время чувствовать себя счастливыми?
Что ты делаешь, чтобы после какой-нибудь неприятности снова стать радостным?
Когда ты испытываешь большое-большое счастье?
Делаешь ли ты иногда что-то, что делает счастливым другого?
7.Упражнение «Ветер дует на…»
Цель: получить больше информации об интересах друг друга.
Инструкция: ведущий начинает игру словами: «Ветер дует на...(например, на того, у кого светлые волосы)». Все светловолосые собираются в центре круга, жмут друг другу руки и становятся на свои места.
Возможные варианты:
Ветер дует на того, кто любит мороженое.
Ветер дует на того, у кого дома есть животное.
Ветер дует на того, у кого сейчас на волосах есть резинки или заколки.
Ветер дует на того, у кого есть сестра.
Ветер дует на того, у кого есть брат.
Ветер дует на того, кто любит танцевать.
Ветер дует на того, у кого много друзей.
Ветер дует на того, кто любит петь.
8. Упражнение «Мы делили апельсин»
Цель: обучение конструктивным приемам общения.
Инструкция: ведущий предлагает разделить ЯБЛОКО на три части так, чтобы все остались довольны (решение – необходимо спросить, кто какую часть хочет).
9. Упражнение «Передай сигнал»
Цель: обучение контактному общению.
Инструкция: ведущий предлагает детям встать в круг и взяться за руки, спрятав их за спину. Ведущий начинает игру сжав руку рядом стоящего участника, который должен передать сигнал следующему и так по кругу (глазами информировать нельзя).
10. Упражнение «Совместный рисунок»
Цель: обучение навыкам взаимодействия, умению работать в парах и в группе.
Инструкция: ведущий предлагает детям разбиться на пары и, держась руками за один карандаш, выполнить какой-нибудь не сложный рисунок. По окончанию обсудить кому было легко, а кому сложно выполнить работу.