СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и фонематического восприятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены игры по развитию фонематическогослуха и восприятия. Материал может использоваться для консультаций с учителями начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения для развития фонематического слуха и фонематического восприятия»

Фонематическое восприятие. Система работы по формированию фонематического восприятия у учащихся 1 классов.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Работа по формированию фонематического восприятия включает:

  1. Обследование состояния фонематического восприятия (выделение пар звуков, которые дети не дифференцируют);

  2. Работа с первым звуком пары на уровне ряда звуков, слогов, слов, фраз, предложений, текста;

  3. Работа со вторым звуком пары на уровне ряда звуков, слогов, слов, фраз, предложений, текста;

  4. Дифференциация (различение) звуков пары на уровне ряда звуков, слогов, слов, фраз, предложений, текста.

Работа по формированию фонематического восприятия может проводиться как в индивидуальной форме, так и во время уроков и внеурочной деятельности (фронтально).

Работа с любой парой звуков не дифференцируемой детьми (по звонкости-глухости, по артикуляции, по твёрдости-мягкости) происходит по одному и тому же плану:

1. Работа на уровне звука с первым звуком пары, вторым звуком пары.

2. Работа на уровне слога с первым звуком пары вторым звуком пары.

3. Работа на уровне слова (начало, середина, конец – для глухих звуков) с первым звуком пары, вторым звуком пары.

4. Работа на уровне фразы и предложения с первым звуком пары, вторым звуком пары.

5. Работа на уровне текста с первым звуком пары, вторым звуком пары.

6. Дифференциация звуков пары (звук – слог – слово – фраза и предложение – текст).


Игры способствующие формированию фонематического восприятия

1. «Поймай звук» - проводится на уровне рядов звуков, слогов, слов.

Учитель предупреждает, какой звук нужно «поймать» и как это сделать (хлопнуть, поднять руку, сжать кулак и т.п.). Затем педагог произносит ряд любых звуков, включая звук который дети должны «поймать». Важно: не включать в эту работу второй звук пары. Например: если дети не различают [c]-[з], то при работе со звуком [c] не использовать звук [з].

При работе на уровне слога лучше начинать работу с обратного слога (ас, ус, ос….), а затем использовать прямой (са, су, сы…).

2. «Какой звук?» (дифференциация звуков пары) - проводится на уровне рядов звуков, слогов, слов. Педагог уточняет, каким сигналом ребёнок покажет, что слышит первый и второй звук ([c] – положить руку на плечо, [з] – положить руку на ухо). Если эта игра проводится совместно с физ. минуткой, то возможны хлопки руками – топанье ногой, приседания – прыжки и т. д.

3. «Где звук живёт?» (определение места звука в слове: начало, середина, конец).

Важно: при работе со звонкими согласными учитывать, что в конце слова они оглушаются. Поэтому звонкий согласный «живёт» только в начале и в середине слова.

4. «Главный звук» («Дежурный звук») – игра длиться весь день. Учитель обозначает, какой звук сегодня главный (дежурный). Дети придумывают слоги, слова в которых звучит «главный звук».

5. «Какой звук первый? Какой второй?» (работа на уровне слова).

Используется слова, в которых присутствуют оба звука пары. Дети определяют, какой звук произносится в слове первый, а какой второй. При фронтальной работе можно использовать сигнальные карточки, фишки, мозаику, счётные палочки двух цветов и т.п.

  1. «Бусы» (Дорожка, Змейка) – работа на уровне слова, предложения, текста. Используется любая мозаика или фишки (выбирается цвет фишек для каждого звук пары). Учитель произносит ряд слов, предложение, короткий текст (потешка, загадка и т.п.). Ребёнок выкладывает фишки в ряд, обозначая звуки цветом. В конце игры получаются «бусы» (змейка).

  2. «Найди общий звук». Попросите ребенка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук, например: мох, март, муравей; удочка, кукла; грязь, зеркало, бизон и т.п.). Затем задание можно усложнить: надо сосчитать, сколько раз встречается в слове один и тот же звук. Например: «о» в молоко, «б» в обрубок, «е» в переселение.

  3. «Слово по звукам». Произнесите слово по звукам, выделяя четко каждый звук. Спросите у ребенка, какое слово получилось. Затем поменяйтесь ролями. В более сложном варианте предложите ему ответить, какой, например, по счету звук «г» в слове книга и т.д. Поменяйтесь ролями.

9. «Игра в рифму». Ребенку предлагается придумать рифму к различным словам. Например: кошка—мошка—поварешка, удочка—улочка—булочка и т.д.

10. «Буква изменилась». Ребенку предлагается определить (назвать и/или подчеркнуть) букву, от замены которой изменился смысл слова. Например: дом—дым, бак —бок, пить —петь, путь —пять, мак —рак —бак—лак —так, дом - том—ком—ром—сом, день —пень—тень—лень, ром —рог —рот —рок, роза —роса - рота, коза — коса — кожа, пашет — пишет —пышет, палка —полка —пилка, торт —порт— корт —борт—лорд —сорт и т.п.

11. «Какой звук пропустил Незнайка?»

Педагог произносит слова без одного гласного или согласного звука, чётко сохраняя ударение ( - тка, - голка, - рбуз, - камейка, автобу -, - адуга, - арабан). Дети называют пропущенный звук, а затем слово целиком.

Литература: Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте