СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры и упражнения для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены игры и упражнения для речевого развития детей по теме: "Весна"

Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.»

Игры и упражнения для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

Лексика

Существительные:

сосулька, ручеёк, птицы, солнце, небо, ствол, весна, оттепель, проталина, март, апрель, май, месяц, журчание, звон, капель.

Глаголы:

греть, мёрзнуть, висеть, расти, щебетать, чирикать, таять, чернеть, вить, пригревать, отогревать, нагревать, замерзать, подмерзать, оттаять, наступать, отступать, звенеть, таять, греть, расцветать, распускаться, набухать, пахнуть, просыпаться, наступать, трещать, ломаться, журчать, пробиваться.

Прилагательные:

весенний, зимний, солнечный, теплый, прохладный, яркий, рыхлый, ранний, поздний, звонкий, радостный, дождливый, шумный, погожий, светлый, красивый.

Наречия:

тепло, холодно, сыро, грязно, светло, ярко, звонко.

Упражнения

«Скажи наоборот» Цель: активизация слухового внимания, обогащение словарного запаса.

Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое)

Зимой дни холодные, а весной … (тёплые)

Зимой часто погода пасмурная, а весной … (солнечная)

У тюльпана толстый стебель, а у подснежника … (тонкий)

Зимой воздух холодный, а весной… (тёплый)

Небо зимой низкое, а весной… (высокое)

Зимой дни короткие, а весной …(длинные)

 Небо зимой пасмурное, а зимой… (ясное)

«Подбери действие» Цель: обогащение словарного запаса глагольной лексикой.

Солнце весной греет, припекает, ласкает, согревает.

Снег весной чернеет, тает, темнеет, оседает.

Ручьи бегут, журчат, звенят, заливаются.

Почки на деревьях набухают, лопаются, распускаются.

Трава весной пробивается, зеленеет, растёт, радует.

Лёд весной трещит, раскалывается, тает.

Сосульки весной капают, тают, падают, висят.

Птицы весной прилетают, поют, щебечут, вьют гнезда, выводят птенцов.

«Один, два.. пять» Цель: развитие умения согласовывать существительное с прилагательным и числительным

Один звонкий ручей – два звонких ручья – пять звонких ручьев.

Одна прозрачная сосулька – две прозрачные сосульки – пять прозрачных сосулек.

Одна глубокая лужа – две глубокие лужи – пять глубоких луж.

Один яркий луч – два ярких луча – пять ярких лучей.

Одно высокое дерево – два высоких дерева – пять высоких деревьев.

«Скажи правильно» Цель: активизация слухового внимания, мышления, обогащение словарного запаса.

Распускаются листочки или цветочки?

Порхают птички или лисички?

Тает снежинка или слезинка?

Журчат ручьи или грачи?

Набухают почки или листочки?

Прилетают насекомые или птицы?

Трещит лед или ледоход?

«Подбери как можно больше слов – признаков» Цель: обогащение словарного запаса.

Солнце (какое?) – яркое, весеннее, тёплое, лучистое.

Почки (какие?) – клейкие, набухшие, ароматные.

Листья (какие?) – зелёные, душистые, молодые.

Ручьи (какие?) – весёлые, звонкие, быстрые, шумные.

«Один - много» Цель: развитие умения употреблять существительные в единственном, множественном числе Именительном и Родительном падежах

Одна что? (Лужа.) Если несколько, то как о них скажем? (Лужи.) А много чего? (Луж.)

Ручей - ручьи – ручьев.

Дерево - деревья – деревьев.

Туча – тучи – туч.

Проталина – проталины – проталин.

Сосулька – сосульки – сосулек.

Лужайка – лужайки – лужаек.

Почка – почки – почек.

«Выложи из палочек» Цель: развитие зрительно-пространственной ориентировки, мелкой моторики.




Чистоговорки. Цель: закрепление правильного произношения звуков, развитие чувства рифмы, внимания, памяти.

НА – НА – НА - наступила вновь весна

НЕ – НЕ – НЕ - очень рады мы весне

НЕ – НЕ – НЕ - много песен о весне

ХИ – ХИ – ХИ - о весне стихи

ЛО – ЛО – ЛО - на улице тепло

НУ – НУ – НУ - очень ждали мы весну

КО – КО – КО - солнце светит высоко

ЧЬИ – ЧЬИ – ЧЬИ - звонкие ручьи

ГА – ГА – ГА - растаяли снега

УЛЬКИ – УЛЬКИ – УЛЬКИ - растаяли сосульки

ЧИ – ЧИ – ЧИ - солнца теплые лучи

КА – КА – КА - в небе облака

ДИ – ДИ – ДИ - весенние дожди

«Расскажи о весне» Цель: развитие связной речи с опорой на картинно-графический план.


Список используемых источников

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / З.Е. Агранович. – СПб., 2002.

  2. Михеева И.А., Чешева С.В. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет; Для детей и родителей. –– СПб: КАРО, 2009. – 256 с.

  3. Нищева Н.В. Система работы коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитие речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003г.


Картинные материалы, взяты с открытых (общедоступных) источников сети Интернет.