СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Игры и упражнения по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями функций ОДА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры с прищепками и пробками

«Найди следы»

Цель игры: развитие мелкой моторики, знаний о мире животных, окружающем мире.

Оборудование: диск с картинками следов животных, прищепки с картинками животных.

Просмотр содержимого документа
««Игры и упражнения по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями функций ОДА»»















«Игры и упражнения по развитию

мелкой моторики у детей с нарушениями функций ОДА»












Игры с прищепками и пробками

«Найди следы»

Цель игры: развитие мелкой моторики, знаний о мире животных, окружающем мире.

Оборудование: диск с картинками следов животных, прищепки с картинками животных.

Ход игры: На секторах диска приклеены картинки следов разных животных. На прищепках – картинки этих животных. Детям нужно определить, следы какого животного на секторе, найти картинку этого животного на прищепке и прицепить прищепку к следу этого животного на диске.

«Сосчитай!»

Цель: развитие мелкой моторики, навыков счета, речи.

Оборудование: диск, на секторах которого разное количество предметов, прищепки с цифрами.

Ход игры: сосчитайте, сколько предметов на картинке и обозначьте их количество соответствующей цифрой. Выполняя задание, дети проговаривают: гриб – один, обозначаю цифрой один и т.д., у яблок цифра три, потому что яблок три и т.д.

«Конструктор»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков, пространственных и математических представлений, знания геометрических фигур, мышления, внимания, воображения.

Оборудование: прищепки разного цвета.

Ход игры: по заданию дети составляют из прищепок геометрическую фигуру (круг, квадрат и др.), составляют фигуру определенного цвета, формы. Усложнение игры: взять определенное количество прищепок и с помощью них придумать и составить фигуру.

«Бабочки»

Задачи:

-  учить подбирать вкладыши круглой формы в соответствии с размером и цветом;

-  упражнять в сопоставлении и обобщений предметов по форме и цвету; 

- обращать внимание на различие предметов по величине.

Оборудование: вырезанные из пенопласта бабочки разных цветов, пластиковые пробки разного цвета и размера.

На крыльях бабочек вырезаны круглые отверстия. На больших крыльях — большие, на маленьких - маленькие. Задача детей - подобрать правильно по цвету и размеру пластиковые пробки.

«Мозаика»

Задачи:

- учить соотносить цвет крышки с цветом изображения;

- развивать мелкую моторику, зрительную память, творчество;

- воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Оборудование: цветные крышки от бутылок, карточки с изображением.

Дети подбирают пластиковые крышки по цвету изображения на рисунке.

«Пальчиковый бассейн», игры с крупой, бусами.

«Каждой бусине свой домик»

Цель: Развивать умение различать цвет, внимание, усидчивость, координацию движений, мелкую моторику рук.

Оборудование: 3 пластиковые тарелочки красного, синего и желтого цвета; бусины красного, синего и желтого цвета; маленькая ложечка.

1этап работы:

Педагог предлагает ребенку разложить бусины по тарелкам соответствующего цвета при помощи ложки.

2 этап работы:

Педагог предлагает ребенку разложить бусины по тарелкам соответствующего цвета при помощи пинцета.

«Собери бусы»

Цель: Развивать логическое и алгоритмическое мышление у дошкольников, восприятие цвета.

Оборудование: бусины разного цвета, проволока, карточки – схемы.

1 этап работы.

Педагог предлагает ребенку собрать бусы в том порядке, в каком они желают.

2 этап работы.

Педагог предлагает ребенку собрать бусы определенного цвета. Например: «Собери красные бусы, собери зеленые бусы и т. д.»

3 этап работы.

Педагог предлагает ребенку карточки – схемы. Ребенок должен сделать такие точно бусы как на образце.

4 этап работы.

Дети работают в паре, придумывают друг другу задания, а потом проверяют правильность выполнения

«Сухой бассейн из круп»

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

- Развивать тактильное ощущение и восприятие.

- Формировать умение узнавать и называть предмет наощупь.

- Воспитывать усидчивость.

Оборудование: любая пластиковая емкость (ведро, коробка, контейнер (2,5-5 л.)), наполненная наполовину разной крупой (горох, белая и красная фасоль, пшено, рис, греча), мелкие предметы и объемные геометрические фигуры.

Пальчики купаются

Воспитатель предлагает ребенку погрузить руки в крупу. Руки малыша «плавают в бассейне», перебирая пальчиками крупу, «выныривают» и снова «ныряют».

Найди сюрприз (предмет)

Воспитатель сообщает детям, что на дне «бассейна» находится предмет, сюрприз и предлагает его достать. Малыш погружает руки в крупу и,  перебирая ее, ищет и находит предмет.

Найди предмет, какой назову

В этом варианте игры, в «бассейне» воспитатель прячет от 2 до 5 предметов. Предварительно дети рассматривают эти предметы. Ребенок должен найти и достать тот предмет, который назовет педагог. В конце среднего дошкольного возраста можно использовать два «бассейна» и устраивать соревнования между детьми.

«Аппликация из круп»

Задачи:

- Развивать координацию, ловкость рук.

- Развивать творчество, воображение.

- Воспитывать усидчивость.

Оборудование: Пластиковые баночки с крупами (в каждой баночке один вид крупы: красная и белая фасоль, горох, пшено, рис, греча), картон разного размера, цвета и формы (например, квадратной, круглой, овальной, прямоугольной, треугольной и др.), листы с контурными изображениями разных предметов, животных, транспорта, овощей, фруктов, игрушек, пластилин.

Разложи по контуру

Перед детьми листы с контурными изображениями различных предметов, транспорта, животных, игрушек, овощей, фруктов и др., баночки с крупами. Ребенок самостоятельно выбирает материал для работы. По окончании – крупы раскладываются в баночки.

Составь узор

На листе картона квадратной, круглой или прямоугольной формы ребенок самостоятельно составляет узор из разных круп. Форму, размер и цвет листа малыш выбирает сам. В конце работы ребенок раскладывает крупы в баночки.

Составь узор 2

В этом варианте игры ребенок сначала наносит на поверхность картона пластилин, а затем уже составляет узор, вдавливая в него крупу. Здесь уже работу малыша можно использовать для выставки или подарка маме, папе и т. д.

 

«Дорожки»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, умения ориентироваться на листе бумаги, развитие точности движений.

Оборудование: лист картона, природный материал (мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох), мелкие пуговицы.

На листе картона выкладываем извилистые дорожки материалом по выбору. Линии можно рисовать восковыми мелками на темном фоне. Нарисовать заранее несколько разных спиралей, зигзагов, змеек, и разложить на столике вместе с мисочками камешков для каждого ребенка.

«Весёлые клубочки»

Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.

Ход игры: Пособие предназначено для подгруппы детей до 5 человек.

1) Ребёнок учится наматывать клубочек ниток.

2) Соревнования для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям выбрать клубочек определённого цвета, затем кто быстрее перемотает клубок.

«Заплети косичку» – для индивидуальных занятий.

Цель: Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.

Ход игры: Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

Речевое сопровождение:

«Для моей сестрички

Я плету косички

Из шнурков и из тесьмы,

С нею очень мы дружны»

«Игры с резинками»

Цель: сенсорное обогащение, развитие мелкой моторики рук, умения действовать по образцу.

Ход игры: В начале игры проводится разминка-надевается резинка (для волос) на 2 пальчика, соединяем и раздвигаем пальчики. Дети надевают резинки по цвету - "Цветные дорожки". Затем детям предлагается выложить картинку по образцу. Дети с удовольствием создают картинки по замыслу. Разноцветные резинки превращаются в веселые картинки!

«Как на горке — снег, снег...»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений; развитие воображения; стимуляция работы больших и указательных пальцев обеих рук.

Оборудование: белая бумажная салфетка; игрушечный мишка.

Ход игры. Прочтите стихотворение:

Как на горке — снег, снег,

Как под горкой — снег, снег,

И на елке — снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише, не шуметь.

Возьмите 3/4 салфетки и скомкайте ее, придав ей форму «снежка». Попросите ребенка сделать много «снежных комочков».